Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) |
27 января в Театральном зале Дома музыки состоялась презентация альбома «Open Strings» («Открытые струны», Butman Music) проекта Лебедев-Ревнюк (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк, барабанщик Игнат Кравцов плюс струнный квартет). А 14 февраля в Клубе Алексея Козлова представила дебютный альбом «Paint Me» («Нарисуй меня», ArtBeat Music) Алевтина Полякова — не только как тромбонистка (в этом качестве она известна уже достаточно давно), но и как вокалистка, и как саксофонистка, и как лидер собственной группы Solar Wind(«Солнечный ветер»).
Общее впечатление от двух презентаций: пришедшее на большую джазовую сцену в середине 2000-х поколение музыкантов, которым сейчас около 30 (плюс-минус несколько лет), уже не просто «ищет себя» — эти артисты уверенно заявляют о себе как о новой силе на отечественной джазовой сцене, силе, которая в ближайшие десятилетия будет доминировать в российском джазе. Характерная особенность: эти артисты не стремятся имитировать гигантов прошлого, почти не выносят на большую сцену исполнение стандартов — хотя прекрасно умеют играть стандарты и замечательно изучили наследие титанов джаза. Новое поколение играет себя, свою музыку, ищет и находит в джазовом искусстве собственное лицо. Это не может не радовать и внушает оптимизм.
Виртуозная фортепианная игра Евгения Лебедева, отточенная им за годы обучения в Российской Академии музыки им. Гнесиных в Москве и в колледже Бёркли в Бостоне — безусловно доминирующий элемент звучания Lebedev | Revnyuk Project. Но с первых же нот звучания этого коллектива непредвзятый слушатель сразу же понимает, что без басовых инструментов Антона Ревнюка этот ансамбль звучал бы в разы менее ярко. Ревнюк, один из самых опытных басистов столичной сцены и один из немногих музыкантов, в равной степени блестяще владеющих и электрической бас-гитарой, и акустическим контрабасом, не просто заполняет «нижний этаж» звуковой картины, которую играет ансамбль — он создаёт формообразующее движение музыки коллектива, органически сцепленное и с виртуозным фортепиано, и с нервически-острыми барабанами Игната Кравцова, который за последние полтора-два года изрядно эволюционировал — и из подающего большие надежды молодого барабанщика превратился в опытного мастера, которому доверяют ритмическую организацию своей музыки сразу несколько ведущих коллективов молодой московской джазовой сцены. Заметим, что Кравцов играет в обоих ансамблях, о которых идёт речь в этом тексте.
Каждая из четырёх очаровательных участниц струнного квартета, названных в рекламе концерта «квартетом солистов Московской консерватории» — прекрасный музыкант, но справедливости ради следует заметить, что квартет играет в звуковой ткани «Открытых струн» важное, но подчинённое значение. Нет, Асия Абдрахманова (первая скрипка), Светлана Рамазанова (вторая скрипка), Антонина Попрас (альт) и Ирина Цируль (виолончель; на альбоме партии виолончели играла Александра Рамазанова) не «заполняют пространство», как было принято в эстрадной музыке прошлого столетия — партии струнного квартета тщательно вписаны в общую звуковую картину и, в принципе, первая скрипка и виолончель даже время от времени играют короткие, но яркие сольные микроэпизоды; но не это главное. Струнные — не «заполнитель» звуковой панорамы этого ансамбля, а как бы противовес или, скорее, балансир для виртуозной, телепатически чувствующей друг друга связки фортепиано-бас.
ВИДЕО: Lebedev | Revnyuk Project — «О лете» (Антон Ревнюк)
httpv://www.youtube.com/watch?v=O-OBqEAr92A
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о презентациях альбомов «Проекта Лебедева-Ревнюка» и Алевтины Поляковой, много фото, ВИДЕО!
В принципе, этот механизм точно так же работал и в тех пьесах, где были задействовованы приглашённые солисты — представители того же круга и поколения музыкантов, что и лидеры проекта: гитарист Александр Папий, саксофонист Андрей Красильников, а также вокалистка (и спутница жизни Евгения Лебедева) Ксения Лебедева.
Среди исполненного на презентации материала были и сочинения великих мастеров (точнее, одно сочинение — «El Gaucho» Уэйна Шортера), и пьесы, привязанные к определённым «мировым» (от слова world music) музыкальным стилистикам («Broken Tango» Евгения Лебедева или грузинская песня «Sait Medikhar» в исполнении приглашённого солиста — вокалистки Этери Бериашвили, в последние месяцы ставшей настоящей звездой национального масштаба благодаря участию в телепроекте «Голос»).
Но центральная роль в репертуаре Lebedev | Revnyuk Project всё же принадлежит авторским сочинениям Евгения Лебедева, в которых ярко и узнаваемо читается русское начало, идущее не столько от «популярного фольклора», сколько от глубокого понимания русской классической традиции. И это в очередной раз убедительно доказывает тезис о том, что музыкантам из России есть на что опереться в поисках собственного лица на мировой джазовой сцене — и что в результате этих поисков может получаться (и получается!) не усреднённо-космополитичная «мировая экзотика», а органичное, живое и убедительное обращение к собственным музыкальным традициям. Практика показывает, что именно у тех, кто опирается на собственные корни, есть перспективы и на мировой сцене, где прекрасно умеют отличать выученное от природного, а оригинальное — от удачно скопированного.
ВИДЕО: Lebedev | Revnyuk Project — «No Tears» (Евгений Лебедев)
httpv://www.youtube.com/watch?v=DL6WsB4vbmU
14 февраля в Клубе Алексея Козлова этот тезис был подтверждён снова.
Ещё года полтора назад, упоминая имя «Алевтина Полякова», «Джаз.Ру» уточнял — «тромбонистка». Ведь так оно и было: Алевтина действительно была солисткой Московского джаз-оркестра Игоря Бутмана, играла на тромбоне и, в принципе, воспринималась именно как тромбонистка, причём отличная тромбонистка — не аттракцион «девушка играет на тромбоне», как это иногда случается, а действительно серьёзный мастер. Потом у Поляковой появился собственный ансамбль под названием «Солнечный ветер», и там выяснилось, что Алевтина поёт, причём с каждым разом всё интереснее и увереннее (запела она совсем недавно и, как она рассказала в интервью нашему зам. главного редактора Анне Филипьевой для 4/5 номера бумажного «Джаз.Ру» за минувший год, ещё только учится этому искусству). А в 2014-м Алевтина покинула оркестр Бутмана, Solar Wind стал её основным концертно-гастрольным проектом, и состав ансамбля стабилизировался — контрабасист Макар Новиков, пианист Артём Третьяков и барабанщик Игнат Кравцов.
Концерт 14 февраля был долгожданной московской презентацией дебютного альбома Алевтины Поляковой: «Paint Me» («Нарисуй меня») вообще-то был выпущен лейблом ArtBeat Music в «гастрольном варианте» (т. е. в картонном конверте) ещё в начале ноября прошлого года, к большому туру Алевтины по России (Екатеринбург, Уфа, Оренбург, Краснодар и другие города), но именно к московской презентации был изготовлен «коллекционный» вариант — номерные экземпляры альбома в толстых коробках характерного для ArtBeat дизайна, а заодно напечатан и новый тираж «эконом»-версии в картонных конвертах, но с новым дизайном обложки.
На концерте «Солнечный ветер» прозвучал крепким, сыгравшимся, хорошо чувствующим друг друга составом. Несомненное лидерство Алевтины Поляковой отлично поддержано работой ансамбля: играет ли она на тромбоне (что, к сожалению, в нынешней программе ансамбля происходит не слишком часто: Алевтина очень увлечена раскрывающимися перед ней возможностями петь собственный авторский материал, отдаётся вокалу самозабвенно и продолжительно, а вот как тромбонистка показывает себя до обидного редко — а жаль, она здорово играет на этом непростом инструменте!), поёт или играет на саксофоне (в последние месяцы она активно восстанавливает навыки игры на своём первом инструменте — сопрано-саксофоне), ансамбль держит её цепко, уверенно и поддерживает надёжно.
Это касается не только Макара Новикова, одного из лучших контрабасистов нынешней московской сцены (и, кстати, спутника жизни Алевтины). Игнат Кравцов, за два года после переезда из Екатеринбурга стремительно нарастивший мастерство и в настоящее время — один из самых востребованных московских барабанщиков своего поколения, составляет вместе с Макаром надёжную основу этого ансамбля, но самая любопытная роль — у пианиста Артёма Третьякова. Ваш корреспондент наблюдает за этим перспективным музыкантом не так давно: в конце концов, пианист из Магнитогорска только в прошлом году окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных, и слышать его поначалу приходилось преимущественно в контексте джазовых конкурсов. Но и там он проявлял себя как бескомпромиссный импровизатор, который лучше переиграет положенный регламент, но покажет все свои авторские идеи, даже если контекст для этих идей оказывается для него не самым выигрышным.
Что же до «Солнечного ветра», то здесь контекст как нельзя более выгоден для пианиста: ведь в лаконичной звуковой структуре инструментального квартета, где солирующий инструмент (саксофон или тромбон) ещё и выявляется достаточно редко — только в собственных соло, — фортепиано Третьякова (или электронные клавишные, что случается не так часто) занимает практически весь средний и верхний этажи гармонической и мелодической ткани ансамбля и располагает значительным пространством для выражения своих идей, действительно небанальных и ярких.
Общий крен в нынешней программе «Солнечного ветра» — скорее песенный, чем инструментальный: Алевтина Полякова с увлечением исследует возможности изложения песенного материала и делает это с таким искренним, временами наивным, но подкупающе органичным артистизмом, что — то ли сознательно, то ли не вполне — показывает себя зрелым (тромбон) или перспективным (саксофон) инструменталистом несколько меньше, чем, возможно, хотелось бы. Но это ведь ещё смотря кому! В клубе в этот вечер случился аншлаг, аудитория была преимущественно молодёжная (что в прилагаемом видео хорошо опознаётся по тому своеобычному для юной аудитории московских клубов гвалту перекрёстного общения довольных жизнью, позитивно настроенных молодых людей, которым никто в жизни не успел рассказать, что музыку вообще-то лучше слушать молча, хотя бы из уважения к артистам), и песенный материал Алевтины был принят с большим энтузиазмом — а по её игре на тромбоне, возможно, скучали меньше, чем если бы в публике были одни джазовые знатоки.
Яркая сценическая подача и заразительная вовлечённость в музыку с головой, полностью, без остатка — наверное, именно этот фактор больше всего убеждает в том, что и в дальнейшем сольным проектам Алевтины Поляковой может быть суждена счастливая сценическая жизнь, тёплый приём и распространение среди более широкой аудитории, чем один только тесный кружок любителей джаза. Способность джазового артиста обратиться к широкой аудитории и быть услышанным — дорого стоит, а Алевтина обладает этой способностью сполна.
ВИДЕО: Алевтина Полякова и «Солнечный ветер» — «Нарисуй меня» (Алевтина Полякова)
видеоролик предоставлен артистами
httpv://www.youtube.com/watch?v=CLytVaLANnQ