5 февраля в московском клубе «Март» (Петровка, 25, начало в 20:00) c программой «MC:E2» к 30-летию «Оркестра Московских Композиторов» (Moscow Composers Orchestra) трубач Андрей Соловьёв представит расширенный состав своего проекта «Ансамбль московских композиторов».
О предыстории и истории этого проекта рассказывает сам Андрей, хорошо знакомый читателям сетевой версии «Джаз.Ру» как один из авторов нашего подкаста «Слушать здесь».
— «Оркестр московских композиторов» был создан в начале 1985 года. Это произошло вскоре после премьерного выступления «Поп-механики» Сергея Курёхина 14 апреля 1984 года на сцене ДК «Москворечье». Выступление, конечно же, произвело колоссальное впечатление. В первых программах «Поп-Механики» не было ни животных, ни духовых оркестров, ни оперы с балетом. Это была интересная и даже немного жёсткая смесь джаза, рока и фанка, вполне в духе того, что делали лидеры движения Rock In Opposition и нью-йоркской шумовой сцены.
То есть Сергей Курёхин был вашим «крёстным отцом»?
— Можно и так сказать. Все мы участвовали в первой «Поп-Механике», и после этого уже просто не могло не возникнуть какого-то московского аналога. Вот и решено было создать «Оркестр московских композиторов». Я написал аранжировки. Репетировали мы в МВТУ им.Баумана и сделали довольно большую и мощную программу в стиле фри-фанк, несколько раз с ней выступали: премьера состоялась в ДК Медика на ул.Герцена (теперь Большой Никитской, там впоследствии расположилась «Геликон-опера»), затем дали концерт в знаменитом ДК «Динамо», где была база Сергея Жарикова, лидера нашего «рока-в-оппозиции», и очень хороший большой зал — здесь проходили альтернативные концерты (техническое обслуживание взял на себя известный электронщик и звукорежиссёр Владимир Осинский). Позднее были выступления оркестра на фестивале в ДК фабрики Свердлова и на одном из первых фестивалей «Альтернатива» где-то в самом конце 1980-х годов.
Я был руководителем оркестра, а Николай Дмитриев (впоследствии — создатель антрепризы «Длинные руки» и клуба ДОМ) — директором. Самая первая наша программа называлась «Комета Галлея» (комета эта, как и в 1812 году, пролетала близко от Земли), была ещё программа «Мандрагора». Помню, Николай Дмитриев подарил мне на день рождения какую-то пластинку и надписал её так:
Пролетает комета Галлея,
Глубоко мандрагора зарыта.
Скоро будем мы слушать Андрея
С диска чёрного, дыркой пробитого…
А как Оркестр превратился в Ансамбль?
— В начале 90-х образовалась пауза, несколько лет оркестр не собирался, связано это было с тем, что многие люди — Сергей Летов, Аркадий Шилклопер, Аркадий Кириченко — раньше других начали ездить на Запад, не вылезали из заграницы, почувствовали себя звёздами, и привлечь их к демократичному взаимодействию уже было сложно. Гитарист Игорь Григорьев эмигрировал в США, поселился в Лос-Анжелесе и стал активно работать со Стэном Гетцем, Шорти Роджерсом и Родни Оуксом…
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Андрея Соловьёва, контактная информация
То есть, оркестр распался?
— Да, практически. Но мы с Дмитриевым не теряли надежды в какой-то момент гальванизировать проект. А для этого решили пойти на хитрость и пригласить нового лидера «из варягов». Выбор пал на живущего в Лондоне пианиста Владимира Миллера — было решено, что он, человек новый и нейтральный, возглавит на какое-то время московскую новоджазовую сборную. Сегодня «Оркестр московских композиторов» — это клуб звёзд фри-джаза со всей страны, который ведет летоисчисление от прихода нового лидера. А я предпочитаю называть свой по-настоящему московский проект, который был создан в 1985 году и верен идеям того времени, «Ансамблем московских композиторов».
5 февраля мы планируем выступить следующим составом. Трубы: Антон Силаев, Константин Сухан, Евгений Рыбаков, Андрей Соловьёв; тромбоны: Рамиль Шамсутдинов, Илья Вилков; туба: Дмитрий Сапарин; саксофоны: Антон Пономарёв, Сергей Луканов, Владимир Давыдов, Антон Котиков; кларнет: Андрей Бессонов; скрипка: Мария Логофет; вокал: Наталья Розенбаум; гитара: Сергей Седых; клавишные: Юрий Крашевский; бас: Владимир Кисляков; ударные: Николай Рыбаков, Владимир «Биг» Глушко.
Клуб «Март»: ул.Петровка, 25, стр.1, в здании Музея современного искусства (отдельный вход с левой стороны здания), м. Чеховская или Трубная, тел. +7(495)231-3661, +7(916)669-1407
«…В начале 90-х образовалась пауза, несколько лет оркестр не собирался, связано это было с тем, что многие люди — Сергей Летов, Аркадий Шилклопер, Аркадий Кириченко — раньше других начали ездить на Запад, не вылезали из заграницы, почувствовали себя звёздами, и привлечь их к демократичному взаимодействию уже было сложно…»
Аркадий Шилклопер: Здесь явно какая-то ошибка! Я не был в составе оркестра московских композиторов со дня его основания! Я даже не знал о существовании такого оркестра, и не знал о том, что Андрей Соловьёв является его создателем и лидером! К тому же, вначале 90х я уже не был участником «Три О». Моё последнее выступление с Летовым и Кириченко было в 1989 году в Цюрихе на том самом знаменитом фестивале!!! Да! Ребята, действительно, стали ездить на запад, но уже с Фаготом и Сайнхо!.. А в оркестр меня пригласил Коля Дмитриев, лишь, в 1993 года! Я всегда был уверен, что лидером проекта являлся и является Володя Миллер! Кстати, тогда и был записан первый альбом оркестра московских композиторов «Kings & Cabbages», выпущенный Лео Фейгиным! Так что, дорогой Андрей, не надо меня винить в том, что я «почувствовал себя звездой не вылезающей из заграницы!» Это не правда!!!