Российское джазовое сообщество с чувством глубокого удовлетворения сообщает, что 17 января празднует своё 70-летие Роман Копп — важнейшее лицо в истории ленинградского/петербургского джаз-клуба «Квадрат» и в клубном движении СССР, начиная с 1960-х гг. Долгие годы он был правой рукой главы «Квадрата» Натана Лейтеса (1937-2013), вёл в клубе организаторскую работу, был редактором известной на весь Союз периодической стенгазеты, а также сотрудничал с джаз-клубами страны, которых тогда насчитывалось больше десятка. После учреждения Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки он некоторое время работал в её административном аппарате, а осенью 2003 уехал на ПМЖ в Германию, где проживает с супругой в городе Мёнхенгладбах. По приглашению нынешнего главы «Квадрата» Алексея Кожевникова Роман Копп в начале декабря 2014 принимал участие в мероприятиях по случаю 50-летия джаз-клуба «Квадрат» в Санкт-Петербурге.
Владимир Фейертаг:
— Роман Копп — человек общительный и очень доброжелательный. В «Квадрате» одно время он был вторым лицом, во многом брал на себя какие-то организационные функции президента, помогая своей природной сметливостью реализовывать стратегические планы Натана Лейтеса. Самый заметный вклад Романа — регулярно выходившая стенгазета «Пульс джаза». На каждом клубном воскресном концерте в ДК им. С.М.Кирова газета становилась центром внимания, потому что в ней было много разной информации — критические и исторические статьи, рейтинги музыкантов по опросам критиков, рисунки Сергея Богданова, стихи Сергея Мелещенко, поздравления юбилярам и прочее.
Бодрый и улыбающийся, излучающий радость от пребывания в ауре джаза, всегда с готовым антисоветским анекдотом на губах, он был участником абсолютно всех мероприятий, так что порой казалось, что вроде бы больше ничем в жизни он и не занят. Благодаря его энтузиазму и умению устанавливать контакты «Квадрат» стал постоянным участником и отчасти вдохновителем фестиваля традиционного джаза в Витебске.
Поверить, что Роману 70, очень трудно. Возможно, что ему комфортнее жить в чистенькой Германии, но наверняка неуютно, ибо он, по-питерски общительный и компанейский, лишен того андеграунда, который для всех нас был масштабной отдушиной в застойные серые времена. И я уверен, что ему есть, что вспомнить. Пусть знает, что и мы его помним.
ДАЛЕЕ: коллеги и друзья продолжают поздравлять Романа Коппа
Евгений Котляр:
— В середине 70-х, приехав в очередной отпуск из Норильска, я поинтересовался у одного из джазовых приятелей, как попасть на концерт в «Квадрат» в ДК Кирова. Мне объяснили, что надо подойти ко входу, к человеку с контрамарками, и он тебя пропустит. Как его узнать? Очень просто: он похож на Ильича. Я поехал в ДК без особой надежды — мало ли евреев похожи на Ленина, поди узнай. Приехав на место, я огорчился еще больше. У входа стояла огромная толпа, и все хотели на концерт. Потусовавшись несколько минут, я вдруг обнаружил в толпе… вождя мирового пролетариата. Я тут же представил себе, что если одеть его в костюм-тройку c галстуком в горошек и в кепку — всем известный образ, — то все Народные артисты СССР, игравшие вождя, могут пойти удавиться. Сходство было портретным.
Мы познакомились, и я прошёл в зал. Роман в числе прочего отвечал в «Квадрате» за связи с иногородними клубами, и благодаря ему наш норильский джаз-клуб мог слушать все лекции «Квадрата» в записи. Кроме того, мы получали копии всех материалов из знаменитой газеты «Пульс джаза», издаваемой Романом, и не чувствовали себя в отрыве от цивилизации.
Вернувшись из Норильска в Питер, я немедленно пришёл в «Квадрат» и остался там навсегда. Недавно мы провели юбилей клуба, и я очень рад, что мне удалось уговорить Рому приехать. Рома не очень жалует страну, в которой родился, да и физически ему было тяжело на это решиться. Тем не менее он приехал, и в фойе «Колизея» я наблюдал картину: Рома, а к нему, как к памятнику, стоит очередь обняться. С участием Романа праздник получился ещё краше.
Недавно я прикинул, что нашей дружбе уже где-то лет сорок. То есть «Квадрат» и Рома давно стали частью моей жизни.
Дорогой Рома! Я от всего сердца поздравляю тебя с юбилеем и желаю здравствовать во всех смыслах этого слова.
Обнял, отпустил. Всегда твой Котляр.
Сергей Богданов:
— Как быстро летит время. Неужели Роме уже семьдесят? Не верю! Когда недавно Роман залетел в Питер, мы встретились на юбилее джаз-клуба «Квадрат», расцеловались, а я ещё и прослезился, душой обернувшись на тридцать лет назад, когда мы с Ромой активно работали в джаз-клубе. В памяти всплыли, к примеру, детали совместного создания стенгазеты «Пульс джаза». В 8-метровой комнатке на Коломенской улице я, полулёжа на полу, вырисовывал заставку клубной газеты, а Рома тем временем, из-за тесноты стоя на одной ноге, перечитывал тексты статей для очередного номера. Некомфортно? Но как потом нам было приятно видеть толпу зрителей в ДК, читающую в антракте «Пульс джаза»! Несмотря на разный темперамент, Рома всегда был мне симпатичен, и, может быть, поэтому я от души нарисовал на него несколько дружеских шаржей. Принадлежа, как я думаю, к одной социальной группе, мы понимали друг друга — от задач, стоявших перед нами, до юмора.
Сегодня, общаясь с Ромой по «электронке», я так же хорошо воспринимаю его житейские доводы и шутки. Для меня он и сегодня — всё тот же Рома, только более утончённый. Так держать!
Известную эпиграмму Сергея Мелещенко, посвященную Роману Коппу, я хочу сегодня перефразировать на свой лад:
Забыв про старый наш Устав,
Улыбчив, плотен, не картав,
Он, Копп, большая голова,
Цена ему не Рубб, а — Дваа!
Юрий Вдовин:
— Рома Копп входит в клуб семидесятников.
Не сказать, чтоб это такое уж радостное событие — все-таки солидный возраст. Не тридцать. Хотя отметить таки надо!
Я вот плохо себе представить могу наш триумфальный (только что отметивший свое 50-летие) и много испытавший джаз-клуб «Квадрат» времён его наибольших приключений и успехов — без Романа. Более того, я благодарен судьбе и за то, что она свела меня с ним. Около него было всегда тепло, уютно и даже спокойнее. Я не припомню его злым! Или это я такой хороший около него? А самое яркое для меня — это мое небольшое соучастие в газете «Пульс джаза», креативным, как теперь говорят, двигателем которой был Рома. Мне очень жаль, что выпуски этой газеты куда-то со временем исчезли, а копий сделать никто не догадался — так и технических возможностей тогда не было! Я помню, как возле выпусков газеты (несколько метров по горизонтали на вертикальных листах ватмана!) на концертах в Ленинграде собирались толпы джазфанов. Было не пробиться к текстам, напечатанным на машинке. Ну, а как воспринимались эти газеты на фестивалях где-то в Новосибирске или Витебске!..
Роман делал эту газету, восполняя в какой-то степени вообще дефицит информации о джазе в то время. И делал это блистательно, находя в газете место и для более или менее серьёзных рецензий на концертные программы или какие-то гастроли, и для остроумных находок с использованием специфического джазового слэнга в разделах юмора, понятного в более узком кругу знатоков. И еще вместе с авторами скрывал в подтекстах некую фронду существовавшему порядку и условиям существования джаза в стране.
В общем, это было серьезное культурное явление, мало оцененное тогда и нами самими, хотя все мы, причастные к выпускам газеты, относились к успеху газет у публики с гордостью. За что я до сих пор признателен Роме. Я даже думаю, что в каких-то других условиях, когда ему еще не было семидесяти, он мог бы вполне серьёзно быть каким-нибудь менеджером какого-то джазового издания, и делал бы эту работу с успехом. Ну, может в слабое утешение — не только его способности и возможности не были востребованы у нас в отечестве. В нашем социализме не то что «каждому по труду» не воздавалось, так еще «от каждого по способностям»-то не бралось…
Ну, а приветствуя вхождение Романа в клуб семидесятников, говорю ему: «Добро пожаловать, и на полный срок, до перехода в лигу восьмидесятников, сохраняя при этом ту же жизнерадостность, которая у него была всегда, даже в очень трудные времена». Ну, и главное пожелание — здоровья! Было бы здоровье — остальное как-нибудь, да выпьем!
Сергей Мелещенко:
Тридцать лет тому назад…
Юбилейная КОППеративная
[на мотив «C’est si bon!» (фр. текст .Seelen, муз. Belli, перевод Мелещенко)]
Рома Копп
Проскрипел 40 лет,
Он здоров, как атлет,
Но чтобы отдохнуть,
Рома Копп
Целый месяц лежал,
Не болел, не рожал,
А принимал на грудь…
(Bridge):
Мы с визитом намылились к Роме,
Чтобы чокнуться с ним (шуток кроме)…
Рома Копп
Сделал много газет,
Их не спустишь в клозет,
(Не тот материал!)
Рома Копп —
Лучший функционер,
Он — не тёмен, не сер,
Не жлоб и не нахал…
(Скэт-дуэт)
(Bridge):
Повезло даже с комнатой Роме,
В ней живёт он, как на танкодроме…
Рома Копп ,
Как и пять лет назад,
Так же лыс и пузат
И в джазе преуспев,
Рома Копп
Сотню лет не прожил,
Но вполне заслужил
(2 раза):
Свой личный барельеф,
(1 раз):
Ильичный ба-рель-е-еф!!
Валерий Коннов:
— С Романом судьба тесно свела меня в далеком 1975 году, когда я приехал из Куйбышева (Самара) в Ленинград на курсы повышения квалификации аж на три с половиной месяца. К тому времени заочно я был знаком с джаз-клубом «Квадрат» и его руководителем Натаном Лейтесом в рамках подготовки к фестивалям и организации концертов питерских джазовых коллективов. Как только обустроился, я пришел в ДК им. Кирова, где тогда базировался «Квадрат». С Ромой мы сошлись (в хорошем смысле) легко и сразу и дружим до сих пор. Он отвечал тогда за внешние связи с джаз-клубами страны. Кроме встреч на мероприятиях клуба я был допущен в прокуренную насквозь комнатку на Коломенской, где собирались друзья и единомышленники и общались под рюмочку, табачный дым и, конечно, джаз. Мы были молоды, одержимы джазом и физически выносливы. Меня тогда живо интересовала клубная деятельность во всех её проявлениях, и лучше Ромы консультанта было не найти. Полученный опыт помог мне по возвращении в родные пенаты оживить работу нашего джаз-клуба.
Я регулярно приезжал в Питер на концерты и фестивали, уже как президент Куйбышевского джаз-клуба, и всегда останавливался у Ромы. С ним было приятно общаться, благодаря его чувству юмора и эрудиции во всем, что касалось джаза. В 78-м Роман вместе с Натаном приезжали к нам на Х фестиваль. Во многом благодаря их помощи нам удалось собрать там руководителей почти всех работавших в то время джаз-клубов, от Новосибирска до Риги. Ещё вспоминается поездка в Витебск в 1984 году по приглашению Романа, где он принимал активное участие в организации мероприятий.
А ещё я храню нашу переписку. В эпистолярном жанре Роме нет равных. Тогда не было электронной почты и скайпа, которые сегодня помогают нам регулярно общаться. И я очень рад, что нам удалось встретиться на 50-летии «Квадрата». Не верится, что ему уже 70! А в качестве поздравления я приведу строки из моего стишка, который я ему посвятил на 35-летие, то есть половину срока тому назад.
Оргвопросы клуб доверяет
Роме. Это ему не обуза.
А ведь он и прекрасное соло играет
На патроне с сурдиной по блюзу!Вспоминая бессонные ночи,
Что провёл в твоей келье джазовой,
Захотелось на джем к вам очень,
Да в квартире теперь отказано!И приходится лишь вздохнуть,
Поливая действительность матом!
НатаРому б сейчас хлебнуть,
Запивая его РомоНатом!
Твой верный Конь.
Рома, дорогой, от всей души поздравляю и присоединяюсь ко всем предстоящим пожеланиям твоих друзей, доброжелателей.
Как здорово, что есть JAZZ.RU и есть возможность публично поздравить старого друга с юбилеем.
Будь всегда здоров Рома!!!
Привет и поздравления из Сибири. Многая лета!!!
Александр Мездриков
Дорогой юбиляр! Вроде бы высказал тебе все пожелания на других страницах, так нет, забыл самое главное: ДО СТА ДВАДЦАТИ! Обнимаю!
Дорогой Роман!
Шлем поздравления с проекрасным юбилеем и наилучшие пожелания из Воронежа!
Пользуясь случаем, передаю привет и поздравления от Юрия Тихоновича Верменича!
Дорогой Роман!!!!
С Юбилеем Тебя, дорогой наш человек!!!
С любовью и признательностью!!!
Игорь Бутман
Благодарю поздравивших меня с юбилеем. Всем большое спасибо
Уважаемый Роман,если Вы сможете мне ответить,то будите весьма удивлены.Возможно Вы помните годы,когда работали на улице Седова в вычислительном центре.Я работала с Вами .Вы меня приобщили к джазу.Прошло много лет ,а я помню всех с кем мы с Вами работали. С уважением Зина Лембрикова.
Зиночка,дорогая.Ну,конечно,я помню те годы и тебя в числе тех, с кем мы вместе трудились на благо Сельхозтехники.Прошло уже больше 40 лет.К сожалению,я подзабыл,что к твоему джазовому приобщению я тоже причастен.Как жаль,что я не смогу продолжить это дело \приобщение\ — ведь живу я сейчас в Германии.Но все равно,очень приятно получить весточку из далеких 70-х.Всего тебе самого доброго и здоровья.