Валерий Рыбаков, Томск фото: Александр Баранов |
Томск, 4 декабря. В нашем заснеженном городе музыкальная жизнь, в том числе и джазовая, бурлит — хотя и потихоньку. В последние годы наметилась стабильность и регулярность джазовых событий. Ежегодно проводится многодневный международный фестиваль с участием мировых деятелей джаза, проводится летний «Джаз-пикник» на открытой площадке в живописном месте у реки Томи с обязательным участием заезжей персоналии или группы. Появились люди, которым не безразлична культурная жизнь нашего города, и на полном энтузиазме проводят клубную работу по выявлению скрытых талантов в гуще нашей молодёжи. Но об этих людях надо писать отдельно, а не на бегу и не впопыхах.
В этом круговороте событий обязательно рождается и вырастает что-то новое, подающее надежды.
На томской сцене активно проявляет себя молодая вокалистка Екатерина Пронягина. Она появилась, конечно, не вдруг: постепенно нарабатывала певческий капитал и опыт в процессе учёбы и выступлений на различных мероприятиях и клубных площадках.
Родилась она в Северске, что рядом с Томском. В детстве слушала The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple… наряду с детскими пластинками. С 12 лет начала посещать вокальную студию «Созвучие». Там познакомилась с джазом. С лёгкой руки преподавателя исполнила «Summertime» Гершвина — и заболела, известно теперь чем. И всё же свою будущую профессию с музыкой не связывала.
Катя — выпускница архитектурного факультета Томского архитектурно-строительного университета (2004). В студенческие годы она участвовала в вузовском клубе «Золотой голос ТГАСУ», и это подвигло её получить второе образование на эстрадно-джазовом отделении Новосибирского музыкального колледжа, хотя до этого у неё за плечами не было даже музыкальной школы. В Новосибирске она окунулась в музыкальную среду, которая там достаточно густа, участвовала в программе Джазового филармонического оркестра под управлением Владимира Толкачёва, посвященной памяти Коула Портера. И, естественно, набралась первоначального исполнительского опыта.
А сейчас Катя имеет в Томске определённый круг своих поклонников, пользуется растущей репутацией среди музыкальной братии. У неё свой, уникальный, узнаваемый голос с индивидуальной тембральной окраской.
Катя уже имела опыт выступления и со старейшим сибирским биг-бэндом — томским оркестром ТГУ-62 Аркадия Ратнера — в программе «Леди Блюз». За дирижёрским пультом был народный артист Анатолий Кролл.
В последнее время сложился интересный музыкальный коллектив единомышленников Esperanto, куда входит и наша героиня. Само название подразумевает средство общения между людьми разных культур. В данном случае — общения на языке музыки. Инструментальный состав группы состоит из домры (русского народного щипкового инструмента), скрипки и контрабаса. Этот проект — эксперимент, импровизация. Разножанровая программа составляется, как раньше писали в афишах, из «песен народов мира». Коллектив уже довольно известен в городской музыкальной среде, регулярно делает новые программы, чтобы не «приедалось» ни самим музыкантам, ни поклонникам. Esperanto уже достоин того, чтобы о нём писать отдельно.
Имея уже достаточный опыт, Екатерина наконец решилась провести сольный концерт в большом зале и проверить реакцию на такое действо со стороны нашей заинтересованной в этой музыке публики. Концерт состоялся 4 декабря во вместительном зале Культурного центра Томского государственного университета (место постоянной прописки упомянутого оркестра ТГУ-62, о котором я уже не раз писал в «Полном джазе»). Инструментальное сопровождение певицы составляла как раз группа Esperanto — с приглашёнными клавишными, духовыми и перкуссией.
С первых минут Катя легко и непринуждённо установила контакт с собравшимися в зале, и сама конферировала концерт (ещё одна нагрузка, которую взвалила на себя певица).
Весь концерт в основном был построен на джазовых ритмах Испании и Латинской Америки.
Наряду с несколькими пьесами, написанными музыкантами-участниками концерта, в программу были включены хорошо известные «Spain» Чика Кориа, «Fever» (Эдди Кул, Отис Блэкуэлл, Пегги Ли), «Love for Sale» Коула Портера, «Hallelujah, I Love Her So» Рэя Чарльза (но с женским уклоном: «Hallelujah, I Just Love Him So»). Все они были в оригинальной аранжировке, адаптированной под состав музыкантов.
И музыкантам, и вокалистке удавалось в течение концерта не терять чувства стиля музыки, которую они исполняли в данный момент.
Запомнился слушателям оригинальный дуэт Кати и известного томского гитариста Романа Ланкина, страстного любителя босса-новы (местный Чарли Бёрд). Дуэт, при мягкой поддержке остальных музыкантов, очень лирично исполнил в ритме босса-новы «Love for Sale», за что был вознаграждён долгой овацией собравшихся в зале. И вообще аплодисментами зал наполнялся после каждой пьесы, каждого удачного соло музыкантов.
Екатерина попыталась сделать программу максимально насыщенной и разноплановой. Некоторые моменты программы, на мой взгляд, требуют доработки. Например, выход танцовщицы во время исполнения одного из произведений. Необходимо ещё поработать над «драматургией» этого номера, чтобы танец более органично вошёл в канву вокального номера, если уж так хочется этого. Я не претендую на исключительность моего мнения, но включение самодеятельных вокальных номеров на блюзовой основе с русским текстом несколько выбилось из общего настроения программы. Пусть это будет в отдельной программе. Вообще к блюзу на русском языке я отношусь с настороженностью. Блюз — одна из основ джаза, но в чистом виде это своя специфика, особенно в вокальном плане.
Ну это так, чтобы «карась не дремал».
А по большому счёту — надо отдать должное певице за столь сложное, особенно в организационном плане, первое сольное мероприятие. Всё это легло на хрупкие плечи вокалистки — не без поддержки её единомышленников, конечно. Судя по количеству букетов и цветов, доставленных к ногам певицы от благодарных слушателей, концерт удался на славу.
Она не первый профессиональный архитектор, связавший свою дальнейшую судьбу с джазовой музыкой в российском масштабе. Теперь Екатерине нужно продолжать поиск индивидуального пути, где ей будет наиболее комфортно и по силам развивать свой вокальный успех.
Хороший сильный голос, темперамент, свинг… но отсутствие профессионального куратора по английскому (особенно грамматика). Не будет на это жалеть денег — может дальше пойти. Иначе овчинка может и не сработать. Автору репортажа хвала за неизменный сибирский патриотизм. Удачи всем!
Привет всем любителям джаза !
Учитывая не очень высокую «плодовитость» Томска , как культурного центра в плане развития профессионального джаза (в особенности вокала) , даже по сравнению с рядом сибирских городов — соседей , появление певицы Екатерины Пронягиной — бесспорно яркое явление на сибирской джазовой сцене . Понятно , что для искушённого любителя джаза искусство вокалистки ещё далеко от совершенства ( не буду вдаваться в подробности ) . У неё работы , как говорится » начать да кончить» , но есть главные составляющие : талант , работоспособность, страсть и тонкое чутьё . Поэтому , я Вам желаю , Екатерина , » PER ASPERA AD ASTRA»! Борис.