Проект пианистки Натальи Скворцовой и саксофониста Дмитрия Мосьпана Beyond The Horizon: два взгляда и прямая речь

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

reportОт редакции. Материал выходит в рамках цикла «Новый взгляд», в котором «Джаз.Ру» публикует работы новых авторов — студентов факультета журналистики МГУ им. Ломоносова по впервые введённой  в 2014/15 у.г. специальности «музыкальная журналистика».

Взгляд первый. «Там, за горизонтом…»

Ирина Китаева
фото: Эльтардо Вут
IK

25 ноября на сцене Клуба Алексея Козлова состоялась одна из самых интересных джазовых премьер этой осени — концерт Beyond The Horizon Project, творческого союза ярких и востребованных музыкантов московской сцены Натальи Скворцовой (фортепиано) и Дмитрия Мосьпана (тенор- и сопрано-саксофоны). В этот вечер к ним присоединились контрабасист Сергей Корчагин и барабанщик Александр Зингер.

Концерт состоял из двух отделений. В первом звучали композиции Натальи Скворцовой, во втором — Дмитрия Мосьпана. Для того, чтобы ощутить всю целостность этого союза, необходимо было присутствовать именно на обоих отделениях, ведь музыка этих авторов очень разная.

Наталья Скворцова, Дмитрий Мосьпан, Сергей Корчагин
Наталья Скворцова, Дмитрий Мосьпан, Сергей Корчагин (фото © Эльтардо Вут)

Наталья Скворцова:
— Моя музыка — образная, яркая, наполненная эмоционально и в большой степени программная. Программность — это то, чего я стараюсь добиться.

В первом отделении прозвучала необычная пьеса «Приметы», которая, судя по реакции зала, особенно понравилась зрителям. Её можно назвать одной из самой близких к традиционному джазу. Пьеса чувственная и одновременно сдержанная, с запоминающейся темой. Композиция «Мантры» очень эклектична, в ней задействованы самые разные стилистические элементы. Она действительно программна — автор ставит перед собой задачу перенести слушателя в другой мир, где царят звуки дождя.

Наталья Скворцова
Наталья Скворцова (фото © Эльтардо Вут)

В композициях Мосьпана преобладает совсем другое настроение. Самое главное для Дмитрия — импровизация, он отдаётся ей со всем чувством. Забавные названия достаточно серьёзных пьес («Станция «Электрон»») заставили зрителя улыбнуться. Вторая часть концерта оказалась в целом более напористой и экспрессивной, хотя, например, композиция Мосьпана «Колыбельная» достаточно лирична. Оба отделения объединили сложные ритмические решения, которые доступны далеко не каждому неподготовленному слушателю. И только в самом конце программы музыканты порадовали публику своей интерпретацией джазового стандарта «Summertime».

После концерта мы немного побеседовали с участниками коллектива и их продюсером, Виктором Радзиевским.

Дмитрий Мосьпан, Виктор Радзиевский, Наталья Скворцова и автор
Дмитрий Мосьпан, Виктор Радзиевский, Наталья Скворцова и автор (фото © Галина Рябоконь)

Наталья Скворцова: Название «За горизонтом», Beyond The Horizon, придумал продюсер этого проекта — Виктор Радзиевский, и мне оно очень понравилось. Суть в том, что нам, музыкантам, немного утомительно ходить по одному и тому же замкнутому кругу, хочется разомкнуть его и пойти дальше. Желательно туда, где мы еще не были.

Виктор Радзиевский: Мне представился мир идей великого греческого философа Платона: есть мир идей, где существует сразу всё, и мир явлений, где они возникают как объекты. Я подумал, что горизонт — это место, где мир идей и мир явлений пересекаются. Это всегда что-то новое, всегда какие-то идеи и образы. Это то, что талантливые музыканты, транслируя через себя, могут привнести в наш мир. Поэтому возникло такое название «За Горизонтом» или Beyond The Horizon для наших англоязычных слушателей.

Вы относите себя к «русской импровизационной музыке». Как вы можете определить это направление?

Наталья Скворцова: Образная, яркая, наполненная эмоционально, программная в большой степени. Последнее — это то, чего лично я стараюсь добиться. Мы играем оригинальные композиции и стараемся выбирать пьесы, которые нам самим интересно играть, которые для нас самих открывают какие-то новые горизонт. Это наш выбор, это наше любопытство.

А есть такие композиции, которые вам больше всего нравится играть — например, из тех, что прозвучали сегодня?

Дмитрий Мосьпан: Для этой программы все композиции избранные. У нас масса музыки, которую мы могли бы сыграть, но в данном коллективе было интересно представить именно эту программу. Каждая композиция была подобрана в таком порядке, и можно сказать, что одна дополняет другую. Все композиции любимые и желанные.

ВИДЕО: Beyond The Horizon «Колыбельная»

httpv://www.youtube.com/watch?v=CMiJqp8UVzk

Давайте вернемся к определению «русская импровизационная музыка». Какие русские черты она вобрала в себя, на ваш взгляд?

Виктор Радзиевский: Наше восприятие русской импровизационной музыки достаточно субъективно, потому что такого определения в теории музыки мы ещё не встречали. Как о таковой заговорили о ней только мы с Натальей в последние несколько лет. «Русская импровизационная музыка» — это та реальность, которая окружает музыкантов, выросших в России, в окружении русской реальности. Американская культура, несомненно, повлияла очень сильно. Потому что любить джаз и не любить американскую джазовую культуру очень сложно. Но в условиях, которые есть сейчас, зачем русским повторять за иностранной культурой? Это же уже было, причем было многократно. Нужно же делать что-то своё.

Наталья Скворцова: Мы сегодня играли песню, которая называется «Северное море». Я — человек, который всю жизнь живёт в Москве, — съездила в Прибалтику, что, в общем-то не так далеко; увидела прекрасную природу, море, местные пейзажи… И так родилась песня. Музыканты говорят, что она совсем ни на что не похожа, и играть ее сложно и интересно. Но это не потому, что я хотела быть на кого-то непохожей. Песня получилась такой, потому что это мои эмоции, мысли, ощущения по поводу того, что я вижу. Она совсем не «американская» по мелодии, по эмоциональному состоянию, по сочетанию аккордов.

Дмитрий Мосьпан: Самое главное, чтобы это звучало свободно, естественно и непринужденно. Это основная тематика. Когда мы что-то собираемся сыграть, мы заранее не планируем, что это должно произвести какой-то эффект. Мы стараемся отталкиваться, в первую очередь, от сердца, от своего внутреннего голоса и состояния. А как в итоге выйдет — одному Богу известно.

Наталья Скворцова: Для меня очень важны всегда были картины природы, просто что-то красивое. Важна красота вокруг и внутри. Очень много композиций посвящено друзьям и любимым людям.

ВИДЕО: Beyond The Horizon «Moto Safari»

httpv://www.youtube.com/watch?v=5wF5LG46k1Y

Как вы думаете, можно ли заинтересовать публику, которая далека от интеллектуальной музыки?

Наталья Скворцова: Когда музыкантам сложно играть, тогда слушателям сложно слушать. Когда нам всё интересно и всё нравится, ни у кого не возникает вопросов: что это, зачем это и о чём это. По крайней мере, по моему опыту так.

Виктор Радзиевский: Я вижу два направления для деятельности, продвижения и развития этого проекта. Первое — это охватить как можно больше людей в России. То есть мы провозглашаем новый тренд — «русскую импровизационную музыку» (хотелось бы в это верить). И хотелось бы, чтобы русские знали, что есть такая музыка. Второе — это сама музыка. Я думаю, музыканты со мной согласятся: она должна о себе заявить. Есть огромное количество музыкантов, которые этим занимаются. Просто не говорят это так, как это мы решили сказать. Поэтому, с одной стороны, укрепление позиций для этого тренда в России путём того, что ансамбль будет выступать на наших фестивалях, в лучших клубах в Москве и в других городах. А во-вторых, это, конечно, европейские фестивали, европейские клубы и вообще любые, куда могут позвать. Можно говорить ещё о том, что спустя где-то полгода будет записан альбом и наверняка издан на одном из наших лейблов. Об этом мы еще серьёзно не думали. Но будьте уверены, что вы о нас ещё услышите.

Взгляд второй. Впечатления неподготовленного слушателя

Юлия Антонова
фото: Эльтардо Вут
IK

О джазе можно говорить долго. Можно говорить скучно. Можно говорить интересно. Но что может сравниться с живым исполнением в камерной уютной обстановке в один из последних ноябрьских вторников?

Казалось бы, вторник — день совершенно не концертный. Оно и верно: в зале Клуба Алексея Козлова едва можно насчитать с десять человек, хотя стрелка часов уже давно перешла за отметку 20:00 и продолжает предательски ползти дальше вниз. Люди приходят: парами, поодиночке, простые слушатели, меломаны, фотографы. Атмосфера камерных джазовых концертов всегда какая-то особенная. Слишком расслабленная… Нет. Немного ленивая? Снова нет. Просто неторопливая. Да и куда бежать во вторник вечером после работы? Тем более с девушкой или подругой. Вот и зрители медленно вплывают в зал, заказывают по чашке кофе или бокалу чего-либо покрепче и принимаются за разговоры.

Инструменты замерли в безмолвии. Уже через несколько минут клавиш коснутся пальцы пианистки, а по струнам контрабаса двинется смычок. А пока — помолчим.

beyond The Horizon (фото © <a href=
Эльтардо Вут)» class /> beyond The Horizon (фото © Эльтардо Вут)

На сцене Виктор Радзиевский представляет Beyond the Horizon. Это саксофонист Дмитрий Мосьпан, пианистка Наталья Скворцова, контрабасист Сергей Корчагин и барабанщик Александр Зингер. Сегодня день премьеры. Сегодня ещё ничего не известно. Поэтому — помолчим.

Всё начинается очень спокойно, нет той внезапности, которой так радуют шальные нервы фанатов музыканты-рокеры. Наоборот, всё нарочито спокойно, и даже композиция, которая открывает концерт, называется «Мантры». Первые несколько минут взгляд невозможно отвести от ярко-оранжевого, цвета сочного апельсина платья Натальи Скворцовой. На нее хочется смотреть, её хочется слушать. Хочется убрать всё и оставить только фортепиано, его мягкий, фланелевый звук. Но этот концерт — не концерт одного инструмента, не соло. И вот уже через пару минут с лиричными клавишами вполне гармонирует «похудевший» контрабас, лишившийся своего солидного деревянного брюшка ввиду модернизации электричеством. И только потом ухо привыкает к, казалось бы, самому классическому, самому обязательному, по мнению обывателя, в джазовом концерте инструменту — к тенор-саксофону. Не вливаются в общую гармонию только барабаны. Слишком громкие, слишком яркие. Им бы немного назад, а они впереди.

ВИДЕО: Beyond The Horizon «Mantra»

httpv://www.youtube.com/watch?v=rWsE9QpUQZ0

Следом за «Мантрами» идут «Приметы». За «Приметами» — «Оттепель». Первое отделение — это композиции авторства Натальи Скворцовой. Постепенно привыкаешь к джазовым гармониям, и ритм уже не кажется непривычным уху, привыкшему к стандартным роковым четырем четвертям. Размер меняется, сжимается, уплотняется, затем наполняется воздухом и снова возвращается в первоначальное состояние. И вот, когда играют «Северное море», ты уже видишь его медленные и холодные волны, желтовато-белую от полярного солнца, мыслящую водную гладь. И тут, когда всё вибрирует уже где-то на уровне подсознания, объявляют перерыв. Пауза. Но в канве уже прорезалась и зияет дыра, которую не заштопать, не заделать. Ты выпадаешь из гармонии вечера, и теперь это не инструменты диссонируют с твоим слухом, но дисгармонируешь ты сам.

Сергей Корчагин, Дмитрий Мосьпан
Сергей Корчагин, Дмитрий Мосьпан (фото © Эльтардо Вут)

Второе отделение концерта — это произведения Дмитрия Мосьпана. Они более живые, более «электрические». Ты видишь, как остальные, сидящие там, в зале ловят волну. Как музыка проникает в них, как она живёт там, но твоя ниточка потеряна. «Станция Электрон» и стандарт «Summertime».

ВИДЕО: Beyond The Horizon «Summertime»

httpv://www.youtube.com/watch?v=KNCpGUUa19E

И сцена пустеет. И ты медленно собираешь вещи. И ещё долго-долго думаешь над тем, что услышал. Звуки, тона, полутона ещё долго играют в твоей голове, сбивая ритм, идя с ним вразнобой. К такой наполненной музыке нужно привыкать. Её невозможно понять сразу, это не «быка за рога», с ней такой фокус не пройдёт. И все же — послевкусие остаётся.

Финал концерта
Финал концерта (фото © Эльтардо Вут)
реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Виктор Радзиевский:Мы провозглашаем новый тренд
    -Русская импровизационная музыка!!!
    Поздравляю Вас с новым трендом,ребята
    Звучит многообещающе.
    Однако, делами ,а не словами вас оценивать будут любители музыки.
    Успехов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя