Азамат Хасаншин, Уфа фото: Павел Корбут |
«Остров Джаз» — «долгоиграющий» проект, старт которому был дан 12 декабря 2010 года на сцене Национального молодёжного театра Республики Башкортостан (Уфа). Как мы надеемся, этот проект будет идти ещё долгие годы. Напомним, что его идея принадлежит народному артисту Республики Башкортостан саксофонисту Олегу Кирееву и проходит под его патронажем.
«Остров Джаз» Олег задумал вместе с талантливой джазовой вокалисткой Ириной Оськиной (Ириной Остин) в самое трудное для джазовой Башкирии время — в конце 1970-х, начале 1980-х гг. В те времена не могло быть реализовано желание молодых башкирских музыкантов, чтобы в Уфе была площадка, где можно было играть только джаз. Редко когда (и то только в системе филармоний) удавалось «контрабандой» протащить джаз под видом легкожанровой эстрады… Но для молодёжной среды и это было недоступно. Джаз как средство, привлекающее внимание к культуре США — идеологического противника Советского Союза — молчаливо считался в российской провинции однозначно «искусством, демонстрирующим превосходство американского образа жизни», — слишком опасным, чтобы давать возможность молодёжи (как ещё не вполне идеологически «подкованной» части советского общества) им интересоваться… Обучение на эстрадном отделе Уфимского училища искусств (где, как считалось, и происходило джазовое образование) было жёстко подчинено системе советской «индустрии культуры». Администрация прямо старалась отбить у студентов желание импровизировать (потому что это могло привести, как это называли тогда — «к неповиновению»). Более того, за начавшими активно импровизировать студентами-эстрадниками начинали следить особо и сразу (выражаясь сленгом сегодняшней молодёжи) их «прессовали» — подозревая (и кстати, небеспочвенно!) в том, что те слушают по ночам «голоса», потому что полноценные джазовые программы, дополнявшиеся рассказами о выдающихся музыкантах, можно было послушать только на радио BBC или «Голосе Америки». Тотальная ориентация студентов педагогами на так называемые «каноны советской эстрады» (со всей их псевдопатриотической тошнотворностью), естественно, могла вызывать у молодых башкирских джазистов только отвращение и протест — а значит, только ещё больше подпитывала огромное желание играть джаз, слушать джаз, продвигать джаз по всей республике.
Как ни парадоксально — подлинная джазовая жизнь бурлила в 1970-е гг. в Уфе не в гуманитарных, а именно в технических учебных заведениях, в первую очередь — в нефтяном и авиационном университетах, где цензура была не столь безжалостной, где молодёжь отличалась удивительным свободомыслием, где периодически возникали, распадались и вновь возникали «подпольные» джаз- и рок-клубы.
В те годы мечты о том, чтобы молодые музыканты наконец-то могли играть джаз для таких же молодых, как и они, слушателей, воплощены быть не могли, и понадобилось почти 25 лет, чтоб они стали реальностью.
После триумфального успеха первого «Острова Джаз» (2010 год) этот проект стал проходить ежегодно в ноябре-декабре. Уже появилась некая традиция — начинать «Остров джаз» в одном из «малых городов» Башкортостана, а заканчивать гала-концертом в Уфе. Ибо «новоджазовое движение» (как его называет бессменный арт-директор проекта «Остров Джаз», основатель и первый заведующий джазовой кафедры Уфимской Академии искусств Азамат Хасаншин), начавшееся в Уфе в начале XXI века, отныне захватывает не только «традиционные» джазовые города Башкортостана — Уфу и Стерлитамак, но и города, где ранее джаз был недостаточно полно представлен: Салават, Мелеуз, Октябрьский, Бирск.
В декабре 2011 года в Большом зале Башгосфилармонии состоялся второй концерт «Острова Джаз», в декабре 2012 — третий, в декабре 2013 — четвёртый.
Практика проведения проекта привела к возникновению ещё одной интересной традиции — в день ежегодного гала-концерта на сцене собираются не только джазовая молодёжь, но и мэтры джаза, получившие признание в России и СССР, а также самых юные, только пробующие себя в этом сложном искусстве. Вечер гала-концерта проекта «Остров Джаз» — не только концерт, не только место встречи, главная «джазовая молодёжная тусовка» Уфы — но и, пожалуй, единственное место, где может показаться перед взыскательным, но доброжелательно настроенным местным «джазовым лобби», перед искушённой уфимской публикой. Практика показала, что вся уфимская «джазовая молодёжь» сосредоточенно готовится к этому «ежегодному джазовому концерту-отчёту». Ещё одна традиция: каждый гала-концерт проекта «Остров Джаз» ведёт прима джазового Башкортостана Ирина Остин и — даже несмотря на свою большую гастрольную занятость — на нём всегда старается выступить лидер башкирского и один из самых интересных музыкантов современного российского джаза Олег Киреев.
И ровно через четыре года после первого концерта (также 12 декабря, но уже 2014 года) состоится юбилейный, уже пятый ежегодный гала-концерт проекта «Остров Джаз». В этот день молодые уфимские музыканты будут выступать совместно с легендой башкирского джаза — основанным Олегом Киреевым в 1986 году джаз-бэндом «Орлан», некогда завоевавшим сердца советских слушателей удачно найденным, обретённым синтезом башкирской этнической аутентичности и выразительных средств фьюжн, фанка и соул-музыки. 12 декабря «Орлан» выступит с презентацией нового альбома «Башкирский караван». Состав участников этно-джазового ансамбля «Орлан»: Олег Киреев (саксофоны, вокал), Рустем Галиуллин (труба), Рустем Каримов (ударные), Олег Янгуров (бас гитара), Евгений Гречищев (клавишные).
На одной площадке с легендами башкирского джаза в этот день выступит эстрадный оркестр Уфимской государственной академии искусств (художественный руководитель Азамат Хасаншин). В его составе — ведущие молодые джаз-лидеры Башкортостана: Алина Кругликова, Артур Гимаев, Сергей Косых, многократные лауреаты и дипломанты Международных и Всероссийских джазовых конкурсов и фестивалей, выпускники и студенты УфимскойАкадемии искусств — талантливые джаз-вокалисты: Анна Даммер, Екатерина Бессмертнова, Марат Саитов, Александр Земелев, блестящие инструменталисты — Азат Гайфуллин и Фаиз Сабитов.
Так налаживается связь времён и поколений, воплощается задуманное четверть века назад, в совсем другой стране… Понадобилось пройти огромный путь, чтобы, наконец, мечты 1970-х гг. смогли воплотиться.
12 декабря: Большой зал Башгосфилармонии, начало в 19:00
Концерт на сайте филармонии, информация о билетах
Цена: 300-700 руб.
Тел кассы филармонии: (347) 250-77-42