Михаил Кулль фото из архива автора |
Семьдесят пять. Ровно столько исполняется 26 ноября Владимиру Ильичу Куллю, пианисту, одному из многочисленной плеяды московских джазменов, пришедших в джаз в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов прошлого века и посвятивших джазу всю дальнейшую жизнь. Не исключаю и тешу себя надеждой, что младший брат пришёл в джаз по моим следам, хотя допускаю, что в иной обстановке это могло произойти и без моего влияния. Музыкальность Володи, музыкальная обстановка в нашем доме, хотя наши родители не имели никакого прямого отношения к музыке, и веяние времени — все это не могло не привлечь его к свободолюбивой и не подчиняющейся никаким школьным канонам музыке. Была непременная для тех лет музыкальная школа, которую Володя запросто, но с облегчением окончил в 1954, но желания продолжить музыкальное образование не было — и на этом оно закончилось.
Еще школьником Володя начал поигрывать джаз с такими же, как он, в дворовом клубе напротив школы. Начались первые «халтуры». В 1957, когда я заканчивал институт, Володя занял моё место в эстрадном оркестре МИХМ’а и под руководством Бориса Семёновича Фиготина успешно выступал, даже в мероприятиях Всемирного фестиваля молодёжи летом 1957. В том же году он стал студентом МИХМ’а и играл в оркестре до последних дней его существования.
В 1957-1963 гг, обычно в составе с Владиславом Грачёвым, играл на «халтурах» на всевозможных «вечерах отдыха», на подмосковных танцверандах и даже в сочинских ресторанах. Когда открылись первые молодёжные кафе, часто играл в «Аэлите» и «Синей птице».
Одновременно, в 1962-63 гг, оказался востребованным в эстрадном театре МГУ «Наш дом», участвовал в их поездках по стране и самостоятельных выступлениях в ансамбле «3В» (три Владимира: Смоляницкий, Маганет и Кулль). В 1963-64 его трио (с Марком Терлицким и Александром Салганником) было основным составом в кафе «Романтики» на Комсомольском проспекте. В 1964 вместе с Михаилом Цуриченко, Алексеем Кузнецовым, Владимиром Смоляницким и Александром Салганником Владимир работал в сочинском молодёжном лагере «Спутник». И уже с 1963 года вошёл в штат МОМА (Московского объединения музыкальных ансамблей — государственной организации, контролировавшей музицирование в «предприятиях общественного питания», т.е., выражаясь на музыкантском жаргоне, «в кабаках». — Ред.), одновременно работая по полученной в институте специальности в строительно-монтажном управлении треста «Центротехмонтаж», с которым он распрощался только в 1967 г. На инженерной работе был навсегда поставлен жирный крест.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Владимира Кулля, много фото, АУДИО, ВИДЕО!
В эти же годы были поездки на фестиваль советско-монгольской дружбы (в квартете с Алексеем Кузнецовым), на фестиваль советско-польской дружбы в Ополе (в квартете с Александром Ильиным). С 1967 до 1970, уже в штате Москонцерта, трио В.Кулля (с Ефимом Бурдом и Борисом Новиковым) работает с эстрадными «артистами разговорного жанра» Александром Левенбуком и Александром Лившицем (в будущем — ведущими популярной детской передачи «Радионяня». — Ред.). К этому времени относится выпуск первых грампластинок , где фигурирует «ансамбль В.Кулля».
Квартет Владимира Кулля был непременным участником «московских фестивалей шестидесятых». На «Джаз-65» в составе квартета дебютировал на московской джазовой сцене гитарист Алексей Кузнецов, ныне — народный артист России. Жюри отмечена «первая советская босса-нова», импровизация на тему «Вечерней песни» Василия Соловьёва-Седого.
СЛУШАТЬ АУДИО: «Джаз-65» — квартет Владимира Кулля, «Вечерняя песня»
На фестивале «Джаз-66» квартет Владимира Кулля отмечен дипломом жюри. На «Джаз-67» квартет выступил с флейтистом Александром Ильиным, басистом Ефимом Бурдом и Борисом Новиковым на ударных. Очень свежо прозвучала Володина трёхчастная композиция «Второе решение», часть которой вошла в диск фирмы «Мелодия» (впервые — и в последний раз — я оказался со своим тромбоновым квинтетом под одной с братом обложкой).
СЛУШАТЬ АУДИО: «Джаз-67» — квартет Владимира Кулля, «Второе решение (фрагмент)»
«Джаз-68»: обновлённый состав квартета (тромбонист Александр Сухих, впервые представленный московской аудитории, Ефим Бурд и барабанщик Юрий Ветхов) представил оригинальную программу. Особо отмечена композиция Володи «На посиделках» на тему русских народных песен с использованием свирели, звона колокольцев и пассажей Володи по открытым струнам рояля, прозвучавших впервые на московской джазовой сцене.
В 1968 г. квартет получил право на сольное джазовое отделение, началась работа в системе Москонцерта. 1971 — большая гастроль в составе эстрадной бригады по странам Африки (с Александром Сухих, Ефимом Бурдом и Евгением Якушкиным, заменившим барабанщика Юрия Ветхова, оказавшегося «невыездным»).
1970-1971 — участие в «группе солистов оркестра Вадима Людвиковского» вместе с Владимиром Чижиком, Александром Гореткиным, Адольфом Сатановским, Александром Пищиковым и др. 1971 — трио аккомпанирует популярному пародисту Виктору Чистякову. И, наконец, 1971-1975 — «эстрадный ансамбль под руководством Владимира Кулля» в составе девяти музыкантов (включая Юрия Коврайского, Александра Сухих, Ефима Бурда, Юрия Ветхова) работает с певцом Иосифом Кобзоном. С ним ансамбль исколесил всю страну и многократно выезжал за рубеж (Венгрия, Германия, Финляндия).
После 1975 — работа уже без разъездов по стране в штате МОМА, в ансамбле «Эрмитаж» и в гостиницах «Украина» и «Ленинградская». До меня в те годы доходили мнения, что «В.Кулль — отличный клавишник». Тогда «клавиши» только начинали входить в обиход московских джазменов.
В 1981 Владимир окончил Московское областное музучилище (тогда штатных музыкантов МОМА власти обязали получить формальное музыкальное образование. — Ред.). С 1994 по 2000 он работал в Училище (колледже) культуры концертмейстером. С конца 80-х, прекратив работу в штатных ансамблях, продолжает играть любимую музыку соло и с различными музыкантами в джазовых клубах, ресторанах.
ВИДЕО: квартет Владимира Кулля в кафе «Эссе», 2012 (Владимир Кулль — ф-но, Алексей Кузнецов — гитара, Владимир Смоляницкий — бас-гитара, Владимир Маганет — ударные). Музыка начинается с отметки 03:20.
httpv://www.youtube.com/watch?v=nZplPubixXg#t=200
Музыка — естественно, джазовая прежде всего — занимала бы в жизни Володи основное место, если бы не преданность семье, а в особенности — нежнейшая забота о внучках, одна из которых, Алиса, в этом году поступила в институт, а младшая, Леночка, — в первый класс школы. Круг музыкальных интересов Володи достаточно широк, но фаворитами остаются музыканты, на творчестве которых выросло и остается верным ему наше поколение. Упомяну только обожаемую им певицу Сару Воэн.
Младший брат остается младшим, даже когда ему исполняется 75… хотя, увы, мы оба уже вполне старшие. Поэтому поздравляю моего младшего брата с красивым юбилеем и пользуюсь этими страницами, чтобы ещё и ещё раз пожелать ему здоровья, радости общения и взаимной любви со всеми близкими и друзьями и — непрестанного погружения в мир музыки, дающей силы, интерес и желания.
И самое главное: до ста двадцати, дорогой мой Владимир Ильич!
Владимир Ильич, до ста двадцати, как минимум!
Доброго Вам здоровья и благоденствия!
Искренне,
Георгий Искендеров.
С семидесятипятилетием !!! Еще много-много музыки !
Поздравляю с юбилеем! Вместе нам 150 лет. Желаю тебе здоровья и сил самому жить до этой даты! Это было бы справедливо. С теплотой и гордостью вспоминаю время, когда был с тобой на одной сцене.
Дорогой Володя! (без всяких идиотских намёков на мавзолей). Я помню тебя ещё с тех пор, когда вместо сегодняшних выпуклостей у тебя был выем. Как стебель, обвивающий гриф инструмента, ты ласкал наш слух и сердца незатейливой, но облагороженной твоим порывом песенкой «Мама, мама, я дежурный по апрелю». Было это, по-моему, в день открытия «Синей птицы». Будь здоров, старый ты наш боевой конь, счастья тебе и удачи. Всё ещё ностальгирующий Рабинович.