Яна Кобзева фото: music design spb |
В разгар информационного противостояния Санкт-Петербург осуществил альтернативный культурный десант в Великобританию в рамках перекрестного Года культуры наших стран. С 21 по 26 октября прошёл фестиваль «Saint-Petersburg… Take another look», представивший неформатное искусство культурной столицы России в Манчестере, Гилфорде и Лондоне. Музыка, театр, кино, танец, медиа-арт и фотография выступали как грани единой концепции, приглашающей британцев взглянуть на русское искусство с «другой» стороны. Концепция воплотилась благодаря совместным усилиям компании компании Cosmos Ltd и Центра развития творческих индустрий при поддержке Комитета по культуре и Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга.
Фестиваль стартовал в Манчестере утром 21 октября. З круглым столом представители петербургских и местных творческих институций поделились своими идеями и обсудили возможности развития совместных проектов. Вечером того же дня состоялся концерт в Royal Northern College of Music, на котором выступили важные фигуры петербургской современной сцены: аккордеонистка Эвелина Петрова, дуэт In-Temporalis (пианистка Полина Фрадкина и перкуссионист Йоэль Гонзалес) и трио: трубач Вячеслав Гайворонский, пианист Андрей Кондаков и контрабасист Владимир Волков. Звучала оригинальная музыка, а дуэт In-Temporalis представил авторские транскрипции русской классики.
Сдержанная британская публика, благосклонно и с достоинством принимавшая артистов в начале действа, не смогла удержать себя в руках, сломавшись на бешеной энергетике трио. Лопнувшие струны контрабаса на пике кульминации темы Гайворонского «В поисках стандарта» ничуть не смутили Волкова, а лишь раззадорили его. Неожиданно для всех он присоединился к Кондакову за роялем, и на двух инструментах и тарелке трио завершило программу дикой импровизацией, заставившей зал рукоплескать и выкрикивать приятные слова в адрес музыкантов и организаторов концерта.
На следующий день, 22 октября, делегация покинула гостеприимный город Манчестер и, погрузившись в поезд, направилась в Лондон. Продолжить фестиваль предстояло в красивом районе британской столицы Black Friars, в центре исполнительских искусств OXO Tower Wharf, расположенном на южном берегу Темзы и облюбованном дизайнерскими студиями, картинными галереями и милыми ресторанчиками. Бывшее складское помещение Bargehouse, находящееся на второй линии ансамбля OXO Tower Wharf — четырёхэтажное винтажное здание 19 века, по духу напоминающее коридоры легендарной Пушкинской 10, как нельзя лучше вписалось в концепцию современного петербургского искусства. На трёх этажах Bargehouse в эти дни были представлены: фотовыставка Мити Харшака «Город в лесах», медиа-арт от Марины Алексеевой и Сергея Денисова, богатая кинопрограмма петербургского игрового и неигрового кино последних лет, ретроспектива ранних фильмов Алексея Балабанова, сливки петербургской анимации, собранные Константином Бронзитом (включая британскую премьеру его последнего короткого метра), моноспектакли по Владимиру Маяковскому и Даниилу Хармсу в постановке Юрия Васильева и блистательном исполнении Евгения Кыхалова и Александра Лушина, театр-doc от театральной площадки «Скороход», перформансы с участием Павла Семченко и Алины Михайловой, и, конечно же богатая музыкальная программа. Такой формат фестиваля, объединивший разные направления искусства, в одном пространстве, а порой даже в одном концерте, был задуман арт-директором фестиваля Дмитрием Мильковым, в прошлом отцом-основателем первоначального Петропавловского джаз-фестиваля (не путать с «Петроджазом» Иннокентия Волкоморова). Смелая идея, несмотря на организационные сложности, все-таки воплотилась, слепив всех участников в единое красивое целое.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа о фестивале петербургского искусства в Великобритании
Лаконичная презентация фестиваля для местных журналистов и деятелей культуры завершилась перформансом, который как нельзя лучше отразил основную идею фестиваля — слияние искусств. Владимир Волков — культовый контрабасист, известный своим творчеством в плоскости современной импровизационной и рок-музыки — предстал в своей театральной ипостаси, при этом ловко используя приёмы электронной музыки. Партнёром по выступлению выступила необыкновенная балерина Алина Михайлова. Необыкновенная не только по пластике, технике и внешним данным, но прежде всего по склонности к импровизации. С поразительной лёгкостью она использовала любые доступные предметы, угловатости площадки, следы на линолеуме в качестве средств выразительности в своём танце. Два партнёра, такие разные, казалось, творят каждый свою историю, но неуловимые нити прочно связывали их вместе, объединяя в общий творческий процесс.
Нельзя обойти вниманием еще один концерт, предваривший официальное открытие лондонской программы. Гордый город Гилфорд, центр графства Суррей — предместье Лондона — влился в фестивальное расписание концертом дуэта In-Temporalis вечером 22 октября. В малом пространстве концертного комплекса G Live фестиваль «Saint-Petersburg…Take another look» представлял местной элите русскую классику в несколько изменённом качестве. Нужно сказать, что, несмотря на скромные размеры, город Гилфорд вполне может похвастаться богатой и разнообразной музыкальной программой. К слову сказать, рекламные листки джаз-расписания Лондона, щедро раздаваемые в Сохо, пиарят в том числе и джазовые мероприятия в Гилфорде. Чувствовалось, что город серьёзный, чтобы не сказать значимый.
Для первого раза нам предоставили камерный зал с неплохой акустикой. Благодаря крепким местным звуковикам Yamaha S 90 зазвучала как прекрасно настроенный рояль. Уникальный дуэт классической пианистки и кубинского перкуссиониста, работающий в жанре crossover, показал полновесную программу от Чайковского до Прокофьева. Гениальная русская классика в афро-кубинском прочтении увлекла публику в царство нюансов, как музыкальных, так и артистических. Очевидно, что музыканты нашли себя и друг друга в совместном творчестве. Полное взаимопонимание, сценическая деликатность, исключительная музыкальность — вот, пожалуй, те качества, которые отличают этот союз. В завершение концерта Полина Фрадкина уступила место Андрею Кондакову, который вместе с Гонзалесом исполнил одну из своих бразильских композиций. Зал встал, и всем стало понятно, что гордый город Гилфорд нас принял.
Большой концерт 23 октября в OXO Barge house представил музыку и танец. Такое вроде бы незатейливое сочетание вытолкнуло артистов и публику на совершенно иной уровень восприятия искусства. Стоит отметить блестящее выступление двух сольных артистов. Аккордеонистка Эвелина Петрова, перебравшаяся несколько лет назад из Питера в Осло, показала новую программу, состоящую из оригинальных композиций. Как всегда, Эвелина мастерски рисует картинки из детства, сказок, фольклорных фантазий, но здесь проявились и новые краски — прозрачно-созерцательные, приглашающие нас к размышлению, раздвигающие пространство и время. Выступление прозвучало как законченный цикл. Редкие, изысканные фактуры, доступные, возможно, только для аккордеона, доставили ценителям истинное наслаждение. На такой же волне утонченности выступил молодой, яркий балетмейстер и танцовщик, лауреат театральных премий, солист Мариинского театра Владимир Варнава, который предварял своими номерами выступления дуэта In-Temporalis и трио Гайворонский-Кондаков-Волков. Концерт в целом удался, несмотря на погрешности в настройке звука.
В дополнение к основной программе фестиваля 24 октября в Пушкинском доме состоялся фортепианный вечер. В противовес андеграундной обшарпанности Bargehouse, викторианский уют Пушкинского дома на удивление нисколько не нарушил основной концепции. В первом отделении выступила Полина Фрадкина. Классическая пианистка, склонная к экспериментам, представила авторскую программу «Шопен и Антишопен», как своеобразный диалог между музыкой XIX и XX веков. Исключительной мелодичности и хрупкой эмоциональности Шопена была противопоставлена новая диссонансная красота современной музыки петербургских композиторов Игоря Друха и Георгия Фиртича.
Во втором отделении выступил Андрей Кондаков, исполнив оригинальные композиции из альбома «Сказка под дождём» и сольного альбома «Романс».
Кондаков нечасто даёт сольные концерты, последнее время все больше тяготея к оркестровым формам. Такой разностильный, со множеством проектов Кондаков смог, наконец, объединить свои мелодические, фактурные и ритмические устремления в одном выступлении. Наши пианисты, добравшись до хорошо настроенного рояля, просто парили от счастья, забывая подчас о камерности Пушкинского дома и поднимая градус экспрессии до уровня больших академических залов. К счастью, публику, похоже, это не смутило. Два отделения, такие разные по стилистике, насыщенные по содержанию и артистизму, достойно дополнили друг друга.
25 октября были представлены неожиданные дуэты Владимира Волкова — Эвелины Петровой и Андрея Кондакова — Вячеслава Гайворонского. В таких комбинациях мы увидели музыкантов в серьёзном концертном контексте, пожалуй, впервые. Сказать, что дуэты явились неким творческим откровением, наверное, нельзя, да и звук на площадке этому не способствовал, но как идея для будущих проектов это было бесспорно интересно. Композиторски выделились «Dance» Эвелины Петровой, «Грузинская песня» Андрея Кондакова и «Испанский вальс» Славы Гайворонского.
Финальным аккордом фестиваля прозвучал концерт древнерусской духовной музыки, как обращение к истинным корням русского менталитета. Песнопения и рассуждения в исполнении Екатерины Матвеевой, Наталии Атрощенко и Анны Вишняковой отсылали нас к традициям XVI века: круг, как строительный материал нашего бытия, формирующий наше сознание и мир вокруг нас. События священной истории в то время связывались с циклами природы, суточными циклами, седьмичными, месячными, годовыми; сменами дня и ночи, фаз луны, солнечного цикла, времён года. Вполне возможно, что на подсознательном уровне мы продолжаем своё движение в этой парадигме, ведь конец фестиваля не случайно выпал на воскресенье.
Аншлагов на фестивале зафиксировано не было, но эти ли главный индикатор успеха такого события? Пришедшая на фестиваль публика наслаждалась камерной атмосферой и уникальной возможностью прямого контакта с артистами. К тому же неформатное искусство никогда не ставило перед собой задачи «собрать стадион». Оглушительный успех в подобных проектах чаще приходит как приятное дополнение и продолжение творчества. Вспоминаются концерты Билла Фризелла и Уэйна Шортера несколько лет назад в парижском Шатле с массированной рекламой — там было от силы ползала, но от этого они не стали менее яркими и блистательными. «Saint-Petersburg… Take another look» — прекрасное начинание. Это же так по-английски, немножко несерьёзно, чуть непрактично, но так красиво и утонченно! Победить Британию с первого раза невозможно, да и не нужно, главное, что они к нам присмотрелись и дали добро на продолжение истории.