Третий Leo Records Festival in Russia, состоявшийся в семи городах в течении 15 дней сентября 2014 года, прошёл с большим успехом. Фестиваль состоялся в год 35-летнего юбилея британской звукозаписывающей компании «Лео Рекордс» и был проведён при поддержке Гёте-Института.
Алексей Круглов. Записки продюсера фестиваля
Алексей Круглов Фото: Ольга Савельева, Леонид Селеменов, Андрей Ткаченко |
Это были незабываемые дни! Каждый день собирал большую аудиторию, иногда были «переаншлаги», когда люди не могли найти места сесть. На фестиваль приехал и «виновник торжества» — создатель Leo Records, Лео Фейгин. Фестиваль за эти три года стал важным музыкальным событием, и такой грандиозный для авангардного, поискового направления успех очередного, уже третьего по счёту фестиваля — очередное доказательство необходимости его как особого социально-культурного проекта. В официальном письме-рассылке, представляющей новые релизы Leo Records, Лео написал:
— Третий фестиваль «Лео Рекордс» в России сопровождался огромным, беспрецедентным успехом. Фестивальный день в московском «ДОМе» стал настоящим триумфом. Казалось, вся Москва была там, и публика хотела, чтобы музыканты играли и играли. Они просто не отпускали артистов, и мы завершили концерт просто потому, что нужно было успеть на ночной поезд в Воронеж. 2014 — «Перекрёстный год культуры Великобритании и России», но удивительно, что Британский Совет полностью проигнорировал наш фестиваль. У меня было неприятное ощущение: мне казалось стыдно быть британцем. Как бы то ни было, огромная помощь пришла от Гёте-Института, который помог нам привезти трёх выдающихся музыкантов из Германии: Семёна Набатова, Франка Гратковски и Гебхарда Улльмана.
Стартовали мы, уже по традиции, в Санкт-Петербурге. Первый концерт 5 сентября прошел в клубе ГЭЗ-21, на котором мы сыграли в трио с эстонским гитаристом Яаком Соояаром и петербургским пианистом Алексеем Лапиным. Во втором отделении гостями вечера стали барабанщик Александр Рагазанов, кларнетист из группы «Оркестрион» Равиль Азизов и саксофонист «АукцЫона» Николай Рубанов. В таком смешанном составе мы сыграли несколько спонтанных импровизаций.
Следующий день в клубе JFC был совершенно фееричным. За неделю до концерта все билеты были раскуплены. С разнообразной программой выступило трио пианиста Андрея Кондакова, трубача Вячеслава Гайворонского и контрабасиста Владимира Волкова. Во втором отделении к ним присоединилась певица Анна Чайковская. Музыканты представили фрагменты будущей программы, построенной на свободной интерпретации известных отечественных песен советского периода. В конце вечера к известному санкт-петербургскому трио вновь присоединилась дружная компания в лице Яака Соояара, Николая Рубанова и вашего покорного слуги. Вечер завершился эстонской композицией, символизируя дружбу музыкантов России и Эстонии.
7 сентября мы оказались в Архангельске. Фестивальный день «Лео Рекордс» прошел на новой площадке — «Музейный дворик». Символично,что именно в этот день состоялось официальное открытие этой прекрасной площадки в Архангельске. Второй день фестиваля в Архангельске прошел в музыкальном училище, где состоялась встреча Лео Фейгина со студентами, и она шла в два раза дольше планируемого. Лео не хотели отпускать. Он показал фильм про джаз-группу «Архангельск», было много интересных вопросов и дискуссий. Итог, к всеобщему веселью метафорично подвёл Тим Дорофеев, лидер «Арт Ансамбля», ученик Владимира Резицкого и организатор фестивалей в Архангельске, сказав, что «если есть выбор — быть музыкантом или нет, то лучше выбрать другую профессию».
ДАЛЕЕ: продолжение заметок продюсера о всех днях фестиваля и рассказ Ивана Никитина о сольном концерте Семёна Набатова в Москве
С 9 по 13 сентября фестиваль проходил в Москве. 9-го в ГЦСИ вчер начался с фото-выставки нашего большого друга, прославленного фотографа Александра Забрина, посвященной отечественному авангардному джазу, после чего ваш покорный слуга немного поиграл с перкуссионистом Олегом Юдановым, представляя наш будущий дуэтный проект, и все посмотрели фильм про джаз-группу «Архангельск».
10 и 11 сентября концерты проходили в Клубе Алексея Козлова. Эти концерты стали некой лабораторией для новых экспериментов, выступлений гостей фестиваля, в частности молодых групп. Каждый новоджазовый вечер в клубе Козлова, как своеобразный импровизационный марафон, длился по три с половиной — четыре часа. Особо поразил первый день: зал был набит битком, хотя и во второй день публики было предостаточно. Участники этих концертов: «Арт Ансамбль Архангельска» с Алексеем Кругловым, специальный проект «Теория кантового клавира» Михаила Митропольского, Алексея Круглова и трио Андрея Разина «Второе приближение», Goat’s Notes, проект Евгения и Анастасии Маслобоевых с Ренатом Гатаулиным, «Ансамбль Московских Композиторов» под управлением Андрея Соловьева, Russian Free Folk Quartet, Double Trio, «Оркестр Московских Композиторов». Приглашёнными гостями выступили группы Happy 55 (Воронеж), «Метро 3», «Годзе», «Живые люди», трио Антона Пономарёва — Алексея Чичилина — Федора Амирова, дуэт Алексея Чичилина — Антона Котикова.
ВИДЕО: Клуб Алексея Козлова, 10 сентября. Арт-Ансамбль «Архангельск» и Алексей Круглов
httpv://www.youtube.com/watch?v=oIyGOcAM3JI
Из такого многообразия участников я хотел бы выделить все же несколько исключительных моментов. Во-первых участниками фестиваля наконец-то стал «Оркестр Московских Композиторов», который выступил в составе: Сергей Летов (саксофоны), Юрий Парфёнов (труба), Аркадий Кириченко («вокальная акробатика»), контрабасист Вадим Правилов, перкуссионист Олег Юданов и ваш покорный слуга. К сожалению, лидер оркестра — лондонский пианист Владимир Миллер — не смог быть свободен в эти дни. Мы исполняли музыку Сергея Летова. Особо стоит отметить и экспериментальный состав — Double Trio, состоящий из музыкантов, представляющих разные уголки России, да уже и Европы. В секстет вошли два певца — Аркадий Кириченко и Константин Седовин, два контрабасиста — Владимир Кудрявцев и Николай Клишин, два барабанщика — Петр Талалай и Евгений Маслобоев. География обширна — от Иркутска до Парижа, через Москву и Архангельск. Это было одно из главных открытий фестиваля. Музыканты создали специальную структуру, которую наполнили диалогами инструментов на принципах свободной импровизации. Ощущение было такое, будто они всю жизнь играли вместе. И эта тенденция характерна для нашего фестиваля: встречаются музыканты разных направлений и поколений и представляют общие проекты, в которых рождается новый звук.
Поразили приглашённые гости. Особый успех был у воронежской группы Happy 55, лидером которой является пианист и композитор Ярослав Борисов. В творчестве музыкантов группы явственно слышна традиция европейской гармонии XX века, влияние структурированно-спонтанных импровизаций, присутствуют элементы даже арт-рока; образы, которыми оперируют музыканты, контрастны и проникновенны. В общем многообразии применяемых музыкантами средств явно слышен чёткий, узнаваемый язык композиционных идей группы.
ВИДЕО: Клуб Алексея Козлова, 10 сентября. Happy 55
httpv://www.youtube.com/watch?v=_5TYeEey5c4
Молодые группы «Метро 3» и «Годзе» поразили публику необычным подходом и бескомпромиссностью. Первые, презентовавшие альбом на лейбле Fancymusic, выступили с электроакустическим проектом, в котором солист группы Константин Сухан сыграл на магнитофоне, так как перед выходом на сцену разбил губу и не смог играть на трубе. Группа «Годзе» с саксофонистом Сергеем Храмцевичем во главе представила уникальный фри-панк. Их проект — поток сознания современного человека, отображение молодыми музыкантами той реальности, в которой они существуют, тут нет иллюзий, тут бесконечный порыв и художественный протест.
Вообще, если говорить о тенденциях нового поколения, то здесь есть явственный путь — музыканты, с одной стороны, не скованы стереотипами фри-джаза, а играют абсолютно по-новому, работая с риффовыми структурами, не боясь разрушить стереотипы драматургии, развивающейся по классическим принципам. Например — трио Фёдора Амирова, Алексея Чичилина и Антона Пономарёва, около 15 минут играющие на пианиссимо одни «нойзы».
Но есть и другая тенденция. И её стоит коснуться, так как для кого-то может стать поводом для серьёзного музыковедческого исследования. Гостями фестиваля стала группа «Живые люди» пианистки Натальи Скорцовой. Это замечательные музыканты. У нас была с ними идея привлечь группу к более авангардному исполнению своей программы, тем более некие подвижки в сторону стилистики Эрика Долфи у группы были. Но эксперимент в итоге не удался. Присутствие рамок и определённых клише у музыкантов «Живых людей» было особенно заметно на фоне бескомпромиссной группы «Годзе», ураганом сносящей любые стереотипы на своем пути. «Живые люди» выступали как раз после «Годзе», и сразу стало понятно — переступить через стереотипы и клише традиционным музыкантам практически невозможно. Это лишний раз подтверждает правило: таких уникальных и универсальных музыкантов, как например, Аркадий Шилклопер или Андрей Разин, в любом жанре чувствующих себя прекрасно и создающих во многих направлениях уникальные проекты, очень мало. Безусловно, любой другой фестиваль, не столь авангардный, как наш, был бы счастлив видеть у себя в артистах «Живых людей». Например, музыканты с успехом выступили недавно на фестивале «Наш джаз» в Коктебеле . Но для проникновения в новоджазовое пространство традиционным музыкантам нужен иной подход к идее, форме, реализации, другое мышление. Ведь совместное соло двух саксофонистов в финале выступления — это ещё не свободный джаз.
12 сентября был показан специальный фолк-импров-проект в клубе «Мастерская». Мы открыли вечер в квартете с Олегом Юдановым и артистами легендарного Ансамбля Дмитрия Покровского — Марией Нефёдовой и Ольгой Юкечевой, исполнив пять миниатюр.
ВИДЕО: «Мастерская», 12.09.2014. Фолк-импров-проект с артистами Ансамбля Дмитрия Покровского
httpv://www.youtube.com/watch?v=jEty16xVEqw
Далее на сцену вышли перкуссионист Евгений Маслобоев и его дочь, поющая цимбалистка Анастасия Маслобоева. На сей раз с ними вновь играл пианист Ренат Гатаулин. Еще одним гостем проекта стал швейцарский трубач Янник Барман. Музыканты представили удивительную программу, в которой звучало много новых композиций из цикла «Грибные песни» в виде некой рефлексии музыкантов на народные темы. В третьем отделении мы сыграли вместе с «Арт Ансамблем Архангельска».
13 сентября в магазине «Дом Культуры» состоялся уже традиционный день «Лео Рекордс». Встреча прошла в тёплой и домашней атмосфере — как, впрочем, всегда и бывает в «ДК». Главная тема встречи — презентация-рассказ о новом издании лейбла «Геометрия», серии фильмов Лео Фейгина об авангардном джазе в нашей стране конца 80-х — «Новая музыка из России». В ближайшее время лейбл презентует уже официальный релиз. И вновь символизм — эта серия фильмов издаётся именно сейчас, ведь на фестивале работала съёмочная группа под руководством Оксаны Матиевской, снимая материалы для нового фильма, уже о состоянии новой музыки в России четверть века спустя.
Вечером того же дня московские фестивальные дни были продолжены фееричным концертом в культурном центре «ДОМ». Вновь аншлаг. В первом отделении мы выступили в квартете с выдающимися немецкими музыкантами — пианистом Семёном Набатовым и саксофонистом Франком Гратковски. Это было первое появление Семёна в Москве после более чем десятилетнего перерыва. Изначально была идея разделить квартет Набатов — Гратковски — Круглов — Юданов, в котором два дуэта играли бы независимо и параллельно, лишь позже соединяясь. Мы впервые играли в таком сочетании, но было ощущение, что играем вместе всё время.
ВИДЕО: 13.09.2014, ДОМ. Набатов — Гратковски — Круглов — Юданов
httpv://www.youtube.com/watch?v=9jAE6dCfd1c
Во втором отделении выступил «Оркестр Goat’s Notes» с неожиданными гостями — Евгением и Анастасией Маслобоевыми, Янником Барманом, Ярославом Курило и Николаем Рубановым. В творческом отношении в выступлении музыкантов было много нетрадиционных находок, касающихся формы, взаимодействия электроники Янника, Петра Талалая, Евгения Маслобоева. Голос Насти то звучал проникновенно, то смешивался с фееричным «фри», руководимым лидером «Гоутс Ноутс» Григорием Сандомирским. Интересной оказалась роль духовых — тромбониста Ильи Вилкова, саксофониста Николая Рубанова и трубача Янника Бармана. Их инструменты то приближались друг к другу, то отдалялись, переходя в сольные моменты. Публика долго не отпускала музыкантов со сцены, устроив им потрясающую овацию. Но музыканты не смогли сыграть на бис, так как мы спешили на вокзал — надо было успеть на поезд в Воронеж.
Три фестивальных дня в Воронеже прошли также с большим успехом. Тут я специально хотел бы поблагодарить Дмитрия Большакова, прекрасного мастера своего дела, замечательного продюсера и организатора. Мы с ним давно хотели провести концерты нового джаза в Воронеже, что стало возможным благодаря его энергии и энтузиазму. Фестиваль «Лео Рекордс» состоялся в Воронеже с 14 по 16 сентября совместно с фестивалем современного искусства «Чернозём». 14 сентября на Новую сцену Камерного театра вновь мы вышли в квартете Набатов — Гратковски — Круглов — Юданов.
ВИДЕО: Воронеж, 14.09.2014. Набатов — Гратковски — Круглов — Юданов
httpv://www.youtube.com/watch?v=V6cNIVJtDNo
Во втором отделении выступили Маслобоевы, представляя пьесы из различных программ. Приглашенным гостем проекта выступил замечательный молодой фолк-музыкант Иван Сухарев. В какой-то момент Женя пригласил и меня на сцену, мы исполнили «Мухоморный палиндром», пьесу из программы «Грибные песни», в которой я читал недавно сочиненный стихотворный палиндром. В конце мы устроили некое народное гуляние с Иваном Сухаревым и Франком Гратковски, уходя в зал и играя на русских народных инструментах.
ВИДЕО: Воронеж, 14.09.2014. Евгений и Анастасия Маслобоевы и Иван Сухарев
httpv://www.youtube.com/watch?v=ZtPL1dd2k30
Вечером того же дня в Воронеж приехал саксофонист Гебхард Ульманн, и на следующий день мы с ним играли уже дуэтную программу, состоящую из наших с ним авторских пьес. После нас выступили Goat’s Notes с приглашенным гостем проекта — контрабасистом Владимиром Волковым.
ВИДЕО: Goat’s Notes и Владимир Волков в Воронеже, 15.09.2014
httpv://www.youtube.com/watch?v=6LuLphnzSmk
В эти два дня состоялись также весьма плодотворные творческие встречи с Лео Фейгиным.
16 сентября на сцену вышло трио Андрея Разина «Второе приближение», исполнив программу, посвященную Дейву Брубеку. Планируемый же концерт трио Андрея Кондакова, Владимира Волкова и Вячеслава Гайворонского превратился в дуэт Андрея и Владимира, так как Вячеслав не смог приехать из-за сломанной руки.
В тот момент, когда музыканты 16 сентября играли в Воронеже, мы с Гебхардом были уже на сцене антикафе «Циферблат» в Ростове-на-Дону. Это в какой-то степени знаменательное событие: фестиваль шёл параллельно в двух городах. Было очень приятно встретить друзей, специально приехавших на наш концерт из Новороссийска.
Пока мы с Гебхардом на следующий день ехали в Саратов, в Москве состоялось эхо фестиваля — Кирилл Полонский организовал сольный концерт Семёна Набатова. По отзыву очевидцев — это был уникальный концерт (см. далее — Ред.)
Фестиваль закончился двумя концертами нашего дуэта с Гебхардом в «Блюз-Кафе» Саратова и в Самаре в лютеранском храме: 19 сентября дата финального концерта фестиваля совпала со 160-летним юбилеем немецкой общины храма.
По иронии судьбы я заканчиваю писать эту статью в китайском городе Шэньчжэнь, где проходит крупный джазовый фестиваль. Здесь мы оказались благодаря Лео Фейгину. Два дня фестиваля полностью отданы «Лео Рекордс». Только что завершилась потрясающая встреча с Лео, имевшая огромный успех, состоялся небольшой импров-сешн с участием интернациональных импровизаторов. Завтра на фестивале мы выступаем вместе с Вячеславом Ганелиным и Олегом Юдановым. А ведь именно в таком составе мы впервые сыграли на первом «Лео Фесте» в 2012 году во Дворце на Яузе. Замечательно, что проекты, рожденные на наших фестивалях, продолжает свой путь и дальше. Это и дуэт Разин-Юданов, проекты «оркестра Гоутс Ноутс» и многие другие замечательные коллаборации.
Результаты трёх фестивалей в художественном, творческом плане налицо. В декабре мы с Гебхардом Ульманном проводим в Берлине фестиваль Leo Records, в котором будут принимать участие немецкие и российские музыканты — ансамбль VocColours, Франк Гратковски, Ахим Кауфман, Влад Быстров. Следующий же, четвёртый фестиваль «Лео Рекордс» в России, возможно, уедет в Сибирь, мы уже начали работу над этим проектом.
Хотел бы поблагодарить всех — зрителей, музыкантов, друзей, помощников! Особая благодарность — Гёте-Институту.В очередной раз мы убедились в необходимости объединять новоджазовых отечественных музыкантов различных поколений и городов в совместных проектах с зарубежными музыкантами. Это важно как в творческом, так и в культурно-историческом аспектах. Тем более в столь сложное время.
Эхо фестиваля. Семён Набатов в ДОМе
Иван Никитин фото: Андрей Ткаченко |
13 сентября в КЦ «ДОМ» в программе большого концерта, посвященного тридцатипятилетию Leo Records, состоялось выступление Семёна Набатова. Пианист выступил вместе с саксофонистами Франком Гратковски и Алексеем Кругловым, а также перкуссионистом Олегом Юдановым. Перед их сетом основатель лейбла Лео Фейгин сказал несколько слов о Семёне, последнее выступление которого на родине состоялось в 2003 году, и о его предстоящем сольном концерте. Его спич сводился к тому, что сейчас зрители увидят не все, на что способен пианист.
Не могу знать, сыграла ли эта уловка свою роль, или сказалось более чем десятилетнее отсутствие выступлений Набатова в Москве, но вечером 17 сентября зал КЦ «ДОМ» был забит битком.
Как признался Семён, он сам не знал, что будет играть этим вечером. Каких-то глобальных заготовок или концепции для выступления, думаю, изначально не было. Зато особое внимание в программе было уделено творчеству Хэрби Николса. Произведения этого американского пианиста Набатов часто играет на своих концертах в последнее время. Николс — современник Телониуса Монка. В своем творчестве они оба раздвигали гармонические возможности джазовой музыки. При жизни Николс не получил должного признания. К сожалению, и после смерти его популярность в джазовой среде сводится к авторству одной пьесы. Изначально она называлась «Серенада». Чуть позже ее услышала Билли Холидей, которой мелодия очень понравилась. Она решила использовать ее в своем репертуаре, написала текст, и с тех пор все знают её под названием «Lady Sings the Blues».
Несмотря на обилие материала Николса, концерт Набатова мне бы не хотелось причислить к разряду посвящений. Популяризация — вот подходящее слово, которым можно охарактеризовать выступление. Думаю, будет правильно, если в репортаже я основное внимание сосредоточу на трёх пьесах Николса, прозвучавших на концерте.
Уже с первых аккордов «Sunday Stroll» создавалось чувство, что её задорный, напористый характер плотно зацепится в сознании. Набатов сыграл пьесу, уделяя большее внимание ритму, мелодия порой тонула в плотном обилии басовых звуков. Получилось задорное буги, не похожее на студийный оригинал. Не обошлось без нескольких тактов хаоса, которые потом вновь лаконично вылились в основную тему.
Совершенно противоположной получилась версия «The Third World». Её Николс написал в 1947 году. И на тот момент её «ломаная мелодика» и гармоническая конструкция звучали прогрессивно. Набатов же сыграл эту вещь медленнее, добавив меланхолии в звучание. С первых минут могло показаться, что «Третий Мир» превращается в стандартизированную джазовую балладу с неторопливым развитием мотива. Нет, ошибочное чувство. Нашему пианисту очень точно удалось расставлять акценты, где мелодия «даёт кривую», подчеркивая прогрессивность музыкального мышления автора.
Последней вещью Николса, прозвучавшей на концерте, была упомянутая выше «Serenade» (или «Lady Sings the Blues» — кому как больше нравится). В ней Семён Набатов не стал много экспериментировать с мелодикой и звучанием. Акцент был сделан в сторону узнаваемости оригинала.
Выступление тем временем подошло к концу, зрители, не торопясь, стали расходиться. И, думаю, каждый вынес из этого концерта что-то своё — сокровенное. Кто-то смог встретиться со старым другом, которого не видел много лет, кто-то просто случайно зашёл, а кто-то старался для себя осмыслить для себя творчество Семёна Набатова. Для меня — человека, старающегося охватить как можно больше в джазовом пространстве — этот концерт открыл ещё и замечательного пианиста и композитора Хэрби Николса.
Учитывая большие интервалы появлений Набатова в Москве, думаю, на его следующем концерте мне предстоит заново осмыслить его музыку. У меня ещё не закончилось время открытий.
Алексей, идея тура по Сибири весьма неплоха, только упаси Вас Бог связаться с г-ном Беличенко: может «профукать» (мягко говоря) всё дело. Полагаю, Рома Столяр будет продуктивнее, что касается Новосибирска.
Regards,
Alexander
Лёша, а нужно ли сносить любые стереотипы на своем пути, может нужно периодически осмысливать, что ты хочешь сказать, и тогда может случится джаз, кстати как у Долфи, на которого ты ссылаешься, он ведь никого не сносит, а в результате джаз. Музыка главное, а сносить надо совсем другое.
Александр, спасибо за совет! Вообще, если есть еще идеи, пишите на почту: alexkruglov@mail.ru Кстати, Сергей Беличенко как-то устраивал нам тур — все было в порядке))) Мы даже записали в Новосибирске альбом, который вышел весной на Fancymusic)))
Раф, согласен. «Сносить» — это скорее метафора. Осмысление традиции, преломление ее в ином ключе или полный отказ от нее (при прекрасном ее знании), поиск индивидуального пути — вот идея. Хороший пример — Сесил Тейлор, который получил прекрасное академическое образование, но стал играть совершенно другую музыку.
Алексей, грамотнее по-английски говорить СИсил Тэйлор, if you have an opportunity to speak with language bearers. Take care!
Что же касается САБ, он наверняка захочет поиграть на барабанах, а это совсем иная ипостась, нежели Олег Юданов.
Regards, MAG.
Александр, давайте без фанатизма — не будем путать ПРОИЗНОШЕНИЕ и ТРАНСКРИПЦИЮ. Грамотная ТРАНСКРИПЦИЯ — Сесил. Если же попробовать с обычной русской фонетикой (палатализованные согласные перед И, слабая артикуляция безударных гласных и т.п.) сказать «сисил», то всё равно выйдет «неграмотно» ;-)
OK, never mind.
Полностью согласен. Нигде не видел, чтобы писали «Сисил Тейлор»….
Александр, ну Вы рубанули! Олег — мой любимый музыкант и я бы всегда с ним играл, была б такая возможность! Что касается Сергея Беличенко, то мне понравилось с ним играть. Каждый концерт того тура был интересным, было замечательное взаимодействие внутри ансамбля. Да и на альбоме, вышедшем на Fancymusic, у него интересные нестандартные решения. Пусть мы с ним сыграли-то всего несколько раз, но при этом нашли общие идеи. Важную роль, конечно же, в ансамбле сыграл Рома Столяр. Каждая встреча с ним — это особая история)))
Саня! Ты не на своём уроке с девочками. А в вопросе с САБ’ом не надо ничего личного. У народа своё мнение.
Браво! Сильный фестиваль! Ждем следующих авангардных событий по эгидой Лео Рекордс!