В Театральном зале Дома музыки 7 октября состоялся один из трёх концертов мини-фестиваля «Международный Джаз-Форум». Его организовал предприниматель, руководитель компании «Инфорум», занимающейся выпуском шоколада и какао, математик и знаток джазовой музыки Виктор Войтов; ещё два концерта «Форума» прошли в джаз-клубе «Эссе» и в Клубе Игоря Бутмана на Таганке.
В концерте 7 октября приняли участие трио Якова Окуня и квинтет Александра Пищикова — Алексея Подымкина, оба коллектива — с участием музыкантов из США, а трио Окуня — ещё и со специальным российским гостем (вокалистка Карина Кожевникова). Фестиваль был приурочен сразу к двум важным событиям — 25-летию со дня основания «Инфорума» и 50-летию выпуска эпохального альбома Джона Колтрейна «A Love Supreme».
Концерт в Театральном зале Дома музыки открыл сам Виктор Войтов. Из вступительного слова бизнесмена и джазового меломана даже дилетантам стало ясно: великий саксофонист Джон Колтрейн стоит того, чтобы ему посвящали многочисленные концерты и циклы. Войтов применил по отношению к знаменитой пластинке выражение «молитва длиной в один альбом», а самого Колтрейна назвал замечательным экспериментатором и новатором, открывшим нехоженые пути в джазовом музыкальном языке.
В первом отделении с часовым сетом выступило трио выдающегося российского пианиста Якова Окуня (Макар Новиков — контрабас, Байрон Лэндхэм — ударные, США); во втором, продолжавшемся около сорока минут — квинтет: Александр Пищиков (тенор-саксофон, Германия), Андрей Красильников (альт-саксофон), Алексей Подымкин (фортепиано), Сергей Корчагин (контрабас), Марк Уитфилд-младший (ударные, США).
Яков Окунь, одна из центральных фигур современной российской джазовой сцены, вряд ли нуждается в представлении для любителей этой музыки — сын знаменитого пианиста Михаила Окуня много и успешно работает в собственном трио, регулярно сотрудничает с крупнейшими зарубежными музыкантами — Лью Табакиным, Деборой Браун и многими другими, регулярно записывается как сессионный пианист и, что немаловажно, как барабащик (!). Окунь выступает и в клубах, и на больших филармонических площадках. Его многолетний партнёр, опытный контрабасист Макар Новиков, сотрудничает со многими джазовыми знаменитостями — в частности, как и Окунь, он долго играл с «Кадансом» легенды советского джаза Германа Лукьянова. Не менее известен гость из Америки, ударник Байрон Лэндхэм — он принимал участие в проектах Чика Кориа, Брэндфорда Марсалиса, Бенни Голсона. Подобный звёздный состав, да еще с участием специального гостя, не мог показать слабую и проходную программу, и, хотя в обоих сетах практически не звучали пьесы собственно Джона Колтрейна, трио Окуня и квинтет Пищикова продемонстрировали высокое джазовое мастерство, используя для этого как целиком авторский материал, так и знаменитые стандарты в оригинальных аранжировках.
Открыла первую часть концерта композиция одного из самых близких друзей Колтрейна — Сонни Роллинза под названием «Pent Up Chaos»: Яков Окунь играет задорное фортепианное вступление в духе классического бибопа, и после традиционной паузы к лидеру присоединяется ритм-секция — мускулистый бас Новикова и уплотнённые ударные Лэндхэма. Вместе трио звучало как единый организм — аранжировки Окуня, сочетающие верность первоначальным версиям и новаторский музыкальный взгляд, прекрасно сочетались с форматом классического фортепианного трио, излюбленным составом множества пианистов, получившем «дополнение» в виде чувственного джазового вокала певицы Карины Кожевниковой. По обыкновению спокойный и невозмутимый, контрабасист Макар Новиков держит быстрый темп пьесы, Байрон Лэндхэм в начале сета исполняет громкое соло, в основном используя на ударной установке барабаны, а не тарелки, переходя к последним лишь на считанные мгновения.
Отдельного слова заслуживает эмоциональная подача лидера коллектива Якова Окуня. Именно соединение отличной джазовой техники и артистизма позволила Якову Окуню выдвинуться в первые ряды российской импровизационной музыки.
Вторым номером программы стала «Plane Jane», написанная также Роллинзом. Обе вещи вошли в первый сольный диск Окуня «New York Encounter», вышедший на престижном американском лейбле Criss Cross Jazz и записанный вместе с Беном Стритом (контрабас) и Билли Драммондом. Это трио в 2012 г. исполняло программу диска и в Москве. Резкие, рваные аккорды «Plane Jane» и то убыстряющийся, то замедляющийся ритм будто насильно заставляли фортепиано Якова Окуня звучать наперегонки с ритм-секцией и, особенно, глубоким, раскатистым контрабасом Макара Новикова, исполнившего тревожное, наполненное внутренним напряжением соло в середине композиции.
Третий номер первого отделения публика узнала не сразу: в хардбоповой аранжировке прозвучал знаменитый «Старый клён», когда-то написанный Александрой Пахмутовой и многократно исполнявшийся в совершенно различном исполнении. Фортепиано Окуня звучало особенно лирично и размеренно, в кульминационных моментах практически звенело, а один раз трио сошло с размеренной колеи традиции, и в этой утончённой версии советского шлягера зазвучали латиноамериканские элементы.
После «Бирюлек» — авторской пьесы Якова Окуня — на сцену вышла певица Карина Кожевникова, известная широкой публике по участию в проекте «Большой джаз» и давнему сотрудничеству с пианистом Львом Кушниром. Сильный и отлично поставленный голос Кожевниковой украсил прозвучавшие далее четыре джазовых стандарта. Даже искушённый любитель джаза не сразу бы смог узнать «Караван» Дюка Эллингтона в медитативном вступлении трио: Байрон Лэндхэм наигрывает на барабанах сонный ритм, музыканты словно затаились среди еле слышных звуков, чтобы внезапно перейти к уверенному и моторному джазу. «Midnight Sun» Лайонела Хэмптона пианист Яков Окунь аранжировал в манере классического наследия: много импровизировала скэтом Карина Кожевникова, и музыканты трио не отставали от вокалистки. Аристократический балладный стандарт «Smoke Gets In Your Eyes», известный по множеству интерпретаций — от Джуди Гарланд до Барбары Стрейзанд, прозвучал в дуэте Яков Окунь — Карина Кожевникова. Стоит отметить удачную работу художников по свету — мягкое, неяркое освещение вместе с нежными пассажами Окуня и энергично-взвешенным вокалом Кожевниковой создавали действительно романтическое настроение.
ВИДЕО: Яков Окунь, Карина Кожевникова, 7 октября 2014 (съёмка Taberculat)
httpv://www.youtube.com/watch?v=FIQRjnUierg
Закончился сет задорной «визитной карточкой» величайшей Эллы Фицджералд «Lady Be Good», где богатый скэт Карины Кожевниковой вплетался в громогласную ткань инструментального трио.
Второе отделение кардинально отличалось от первого, так как универсальный постбоп группы Якова Окуня сменился изощрённым «колтрейнизмом» на грани фри-джаза от Александра Пищикова и его квинтета. Окунь принимал участие в студийной записи Пищикова «Стремление» (2013), но нельзя сказать, что эти музыканты — безусловно, оба испытавшие значительное влияние Джона Колтрейна — идут строго по одной музыкальной линии. Именно организатор концерта, Виктор Войтов, помог в 2013 году издать диск саксофониста, живущей в Германии звезды советского джаза и композитора-мыслителя Александра Пищикова, и именно он был инициатором образования нового квинтета.
Первый блок составили пьесы лидера коллектива, причём две из них ещё даже не обрели своих названий. Трио — Александр Пищиков (тенор-саксофон) — Сергей Корчагин (контрабас) — Марк Уитфилд-мл. (ударные) сыграли резкую и агрессивную зарисовку «Посвящение Джону Колтрейну»: почти рычащие ударные Уитфилда-младшего дополняли ревущий саксофон Пищикова и еле слышный, осторожный контрабас Корчагина. После появления на сцене молодого, но уже хорошо известного альт-саксофониста Андрея Красильникова и пианиста Алексея Подымкина прозвучала — в весьма быстром темпе! — новая пьеса. Если пианист Подымкин и контрабасист Корчагин играли подчёркнуто лирично, то оба саксофониста и сверхподвижный ударник сделали ставку на экспрессию. После размашистого соло Андрея Красильникова и возвышенных фортепианных аккордов Алексея Подымкина высказались Пищиков и Корчагин. Ритмичный, хотя и созерцательный номер сменила композиция в «новоджазовом» духе: после диалога одинаково «забойных» тенор-саксофона и ударных внимательный слушатель мог распознать смену манеры игры пианиста Подымкина, зазвучавшего здесь жёстче и подвижнее и обогатившего ансамблевую игру мгновенной сменой фортепианных фактур. Мелодия чем-то явно навевала ассоциацию с поездом, мчавшимся по тоннелю на бешеной скорости.
Квинтет завершил вечер экспериментальной аранжировкой «I Want To Talk About You», одной из любимейших классических баллад Джона Колтрейна, и «Blues To You» (это тоже частый гость сет-листов великого саксофониста). Обе вещи в прочтении квинтета Пищикова обрели новое, более авангардное дыхание. «I Want To Talk About You» состоялась без участия Андрея Красильникова, но в «Blues To You» Красильников вновь вышел на сцену и сыграл выразительное соло, построенное на максимально высоком регистре саксофона. Впрочем, в обоих музыкальных произведениях основной акцент был сделан на пронзительный тенор Александра Пищикова.
ВИДЕО: квинтет Александра Пищикова — Алексея Подымкина, 7 октября 2014 (съёмка Taberculat)
httpv://www.youtube.com/watch?v=Ifg6qqSXyW8
После окончания концерта часть зрителей, имевшая пригласительные билеты, ушла на фуршет: концерт был одновременно частью корпоративного вечера компании «Инфорум». На этой торжественной ноте закончился один из самых интересных и неординарных джазовых вечеров октября.