Анастасия Видмайер, С.-Петербург фото: Галина Бограчева |
8 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича состоялся авторский вечер заслуженного деятеля искусств России, композитора и пианиста Анатолия Кальварского, посвящённый его 80-летию. Совместно с симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (дирижёр Александр Чернушенко) в концерте участвовали известные джазмены: Давид Голощёкин (вибрафон, флюгельгорн, электроскрипка), Тимур Некрасов (саксофон), Максим Некрасов (губная гармоника), Иван Васильев (труба), вокалистка Юлия Михайловская и скрипач Николай Андреев.
Анатолий Владимирович Кальварский — признанный мастер оркестровой джазовой аранжировки. Как автор музыки он известен благодаря фильмам «Седьмой джинн», «Один за всех», «Когда отзовется эхо», телевизионным передачам и театральным постановкам («Доктор Фауст», «Не такая, как все», «Три толстяка»). Его песни звучали в исполнении Михаила Боярского, Николая Караченцова, Андрея Миронова, Эдиты Пьехи, Людмилы Гурченко и многих других артистов. Но сегодня немногие помнят, что начинал Анатолий Владимирович в 60-е годы как пианист-джазмен в знаменитом ленинградском комбо Ореста Кандата, а затем руководил биг-бэндом Азербайджана , много лет отдал оркестру Ленинградского радио и телевидения. Он был незаменимым аранжировщиком и лидером, его оркестровый почерк всегда был неповторим, а остроумные звуковые находки поставили его в один ряд с великими мастерами киномузыки Голливуда.
В последние годы композитор и аранжировщик представлял в Петербурге, Москве, Челябинске и других крупных культурных центрах страны программу «Букет Анатолия Кальварского в джазовых тонах». Соединив популярно-развлекательные стили с аранжировками симфонизированного типа, автор доказал, что симфоджаз жив и достаточно востребован.
Теперь о юбилейном концерте в переполненном зале санкт-петербургской филармонии. Концерт Анатолия Кальварского называется «Не подводя итоги». Да, итоги подводить рано, если посмотреть на седого, но очень моложавого, крепкого и радостного юбиляра. Ещё не все написано, ещё не все аранжировано и ещё не все сыграно на фортепиано, которое необычайно нежно и выразительно звучит под его пальцами. Кстати, к сожалению, как пианист автор представлен был в концерте очень мало.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о юбилейном концерте Анатолия Кальварского
Первое отделение концерта было относительно сдержанным и академичным по стилю. Прозвучавшие оригинальные сочинения можно было сравнить с произведениями классиков. Например, «Далёкая звезда» своей сказочной атмосферой и использованием специфических инструментов (арфы и колокольчиков) напомнила симфонические эпизоды музыки Н.А. Римского-Корсакова. В пьесе «О тебе и обо мне» можно найти общие черты с гармоническими и интонационными приёмами Мишеля Леграна. А фортепианные техника и фактура Кальварского, да и взаимодействие его инструмента с симфоническим оркестром, вызвали ассоциации с шедеврами С.В. Рахманинова. Первое отделение завершил стремительный венгерский народный танец «Чардаш», с блеском исполненный скрипачом Николаем Андреевым.
Во втором отделении вместе с авторскими сочинениями Кальварского прозвучала музыка Марчетти, Стрейнхорна, Рио и Роллинза, своеобразно обработанная композитором в стиле симфоджаза. И именно во втором отделении заметно усилилась джазовая составляющая концерта. Нельзя не отметить прекрасно свингующее и необычайно деликатно аккомпанирующее солистам ритм-трио — Николай Сизов (фортепиано), Николай Затолочный (контрабас) и Егор Крюковских (ударные).
В композициях «Chelsea Bridge», «Tequila» и «Take It Easy» солировал один из самых популярных и востребованных джазовых саксофонистов России — москвич Тимур Некрасов. А в последние 20 минут сценическое пространство завоевывалось Давидом Голощёкиным. Сначала маэстро «подобрался» к вибрафону, затем вышел на авансцену с флюгельгорном, а потом под аплодисменты публики подхватил электроскрипку. Кстати, тема Кальварского «В Сан-Франциско идут дожди» посвящена Голощёкину. Завершил концерт «St.Thomas» Сонни Роллинза, аранжировка которого предусматривала джем солистов — Давида Голощекина и Тимура Некрасова.
И это было еще не всё. На бис (избежать которого было невозможно) Анатолий Кальварский сыграл на фортепиано «Li‘l Darling» Нила Хефти. И вот тут-то мне показалось, что в концерте слишком мало играл сам юбиляр. Как выразился ведущий концерта, Владимир Борисович Фейертаг, «аранжировщик — не очень-то публичная профессия». Так что итоги и впрямь подводить еще рано…
Замечательный музыкант! В 50-х были пластинки на 78 оборотов, на которых был записан его ансамбль с джазовым звучанием и аккомпанементом заезжим певцам. Где-то хранится, но у меня только воспоминания. За неимением «зарубежа» пластинки заигрывались до шипения.
(К делу не относится: у Стрейхорна, может и интересней звучит, но лишняя буква «н» в средине.) Извините.
Прекрасную музыку пишет А.Кальварский.Играл его «Элегию» для саксофона альта в моём переложении для фагота,чем поразил педагогов духовиков Саратовской консерватории в 1975 году,будучи студентом 3 курса.Звучала «Элегия»конечно по саксофоновому,но ругать меня не стали,видимо понимали,что я буду заниматься,по окончании консерватории,эстрадной и джазовой музыкой.О чём я не минуты не жалею!!!!