Иван Никитин фото: Павел Корбут |
16.08 — джаз-кафе «Эссе», 17.08 — фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж»
Первым делом нужно отметить, что этот репортаж не является полным отчётом о XVII московском международном фестивале «Джаз в саду Эрмитаж», но отчасти будет его затрагивать. Ключевым же здесь будет рассказ об одном из участников фестиваля: это тенор-саксофонист Уэйн Эскоффери.
На данный момент Уэйн востребован не только как сольный исполнитель, но и как сайдмен. Известность саксофонист приобрел, войдя в состав нью-йоркского оркестра The Mingus Big Band, с которым продолжает сотрудничать и сегодня. Затем он набирался опыта у джазовых корифеев, включая Рона Картера и Джимми Кобба. Более пяти лет Уэйн является также участником квинтета трубача Тома Харрелла, в составе которого этим летом он в очередной раз гастролировал по Европе. Но, несмотря на плотность своего графика, разрывающего музыканта между Старым Светом и Америкой, Эскоффери нашел время, чтобы отыграть два концерта в Москве с трио барабанщика Олега Бутмана (контрабасист Игорь Иванушкин, пианистка Наталья Смирнова).
Первый концерт прошел 16 августа в джаз-кафе «Эссе». При полном зале музыканты стартовали с «Y Todavia La Quiero» саксофониста Джо Хендерсона. Композиция имеет яркую и запоминающуюся тему, которую можно впечатляюще обыграть, — чем и занялся Уэйн, пока остальные музыканты создавали дня него благоприятный ритмический фундамент, берущий свои корни в бразильской музыке.
Далее концерт перешёл в более спокойное русло. Музыканты заиграли интродукцию, тяготеющуюе к фри-джазу. Это продолжалось считанные мгновения и было прервано вокальным экспромтом Натальи Смирновой, который по мере своего развития преобразовался в привычную блюзовую форму — зазвучала гершвиновская «The Man I Love», а затем программу продолжил ещё один классический джазовый номер, «In A Sentimental Mood», исполненный почти в точности как знаменитая версия Эллы Фицджералд.
Оригинальному материалу тоже нашлось место в программе. Так, например, два номера («Runway» и «Прогулка») были написаны Олегом Бутманом и Натальей Смирновой. Это быстрые композиции, во время исполнения которых каждый из солистов мог продемонстрировать свои лучшие качества — как в технике игры, так и в умении быстро принимать импровизационные решения, заданные общим ритмом. С «Runway», которая была записана на одноименном альбоме (Butman Music), Эскоффери хорошо знаком: в 2012 году он был в числе музыкантов, приглашённых играть на презентации пластинки в России.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, много фото, ВИДЕО!
Второе отделение открыла композиция Уэйна «Intuition», в ней чувствуется влияние середины прошлого века, когда передовым в джазе направлением считался бибоп. В «Интуиции» большое внимание уделено ритм-секции. И здесь хорошо проявил себя Олег Бутман — во второй части он вывел свой инструмент на передний план и выдал отменное соло. Энергетика на сцене накалялась. Но музыканты не стали продолжать в подобном ключе, постепенно сбавляя обороты: квартет продолжил вечер двумя «вечнозелёными» темами — «Sweet and Lonely» и «Summertime», во вступлении которой, неожиданно для всех, зазвучала «My Heart Will Go On» композитора Джеймса Хорнера, известная по кинофильму «Титаник», где её пела Селин Дион.
На протяжении всего вечера было интересно наблюдать за мистером Эскоффери. Солировал он всегда спокойно, не поддаваясь эмоциям, и даже когда его игра достигала определённого экстаза, он сохранял невозмутимость. Когда Уэйн заканчивал импровизацию и передавал эстафету Наталье Смирновой, он уходил со сцены и наблюдал за происходящим со стороны, а порой мог совсем исчезнуть из вида.
Слушая в исполнении квартета именно стандарты, понимаешь, что звучание саксофона Уэйна не похоже на то, как играли Джон Колтрейн или Сонни Роллинз. В подаче Эскоффери чувствуется харизма, стремление отойти от устоявшихся канонов — но в то же время желание оставаться верным традиции.
Концерт должен был закончиться к половине десятого, ведь в это время должен был начаться джем-сешн фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж». Но слушатели не торопились отпускать музыкантов, поэтому джем пришлось перенести на более позднее время.
На следующий день Уэйн Эскоффери и трио Олега Бутмана закрывали второй и последний день XVII международного фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж». Их программа, естественно, была сокращена, чтобы уложиться в фестивальный формат: не прозвучали вокальные номера — «Summertime» и «The Man I Love». Те, кто посетил клуб «Эссе», получили возможность насладиться полным полуторачасовым сетом, но это отнюдь не означает, что программа, представленная в саду Эрмитаж, была без особенностей. Главное, что хотелось отметить – это настрой музыкантов. Видимо, почувствовав атмосферу события, не стеснённые камерной атмосферой зала участники квартета заиграли раскрепощённо, пытаясь продемонстрировать всё лучшее, на что они способны в отведённые сорок минут.
Может, не стоит забегать вперёд, но у меня сложилось впечатление, что Уэйн Эскоффери уже сейчас олицетворяет собой образ джазмена двадцать первого века: у него есть не только школа и виртуозность, но и собственный, индивидуальный характер.
Выступление закончилось, а вместе с ним подошел к концу и «Джаз в саду Эрмитаж». Зрители, — по некоторым данным, за два дня фестиваль посетили около десяти тысяч человек — не спешили расходиться, подводя свои личные итоги состоявшегося мероприятия.
ВИДЕО: Уэйн Эскоффери и трио Олега Бутмана на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж»
съёмка: Taberculat
httpv://www.youtube.com/watch?v=VRrZHLhVf_E
Автор выражает особую благодарность Гранту Ханджяну (владельцу клуба «Эссе») за возможность посещения концерта.