Иногда печальные новости распространяются не слишком быстро. Один из самых известных советских саксофонистов начала 70-х Вадим Вядро умер в Нью-Йорке 4 февраля 2014 года, но весть о его смерти пришла в редакцию «Джаз.Ру» от членов семьи музыканта только в начале августа.
Вадим Вядро родился 9 июля 1946 в Риге в семье актёра и писателя Михаила Вядро и певицы (сопрано) Инны Вядро. Музыке учился в Рижском музыкальном училище (с 1964), где овладел кларнетом и играл в студенческом диксиленде. В 1968 г. Вадим поступил в Рижскую государственную консерваторию (ныне — Латвийская музыкальная академия им. Витола), где изучал игру на кларнете, композицию, оркестровку и другие дисциплины, и окончил её в 1972 г. с квалификацией «концертный исполнитель».
В годы обучения в консерватории Вядро создал свой первый джазовый ансамбль, где играл на тенор-саксофоне: в те годы в официальных учебных заведениях саксофон ещё не преподавали, Вадим овладел им самостоятельно. В ансамбле он играл также на флейте и кларнете. Среди повлиявших на него музыкантов он называл Бена Уэбстера, Джона Колтрейна и Сонни Роллинза.
В начале 70-х Вядро много выступал на джазовых фестивалях по всему СССР со своим рижским квартетом. Квартет Вадима Вядро с Владимиром Болдыревым на барабанах, Борисом Банных на контрабасе и Наумом (Нахумом) Переферковичем на фортепиано на некоторое время стал одним из самых ярких фестивальных проектов советской джазовой сцены.
Привлечённые яркой, свободной и техничной игрой Вядро, многие музыканты из других городов приглашали его в свои проекты: в этот период он записывался как сайдмен с другими музыкантами — например, в составе московского квинтета флюгельгорниста Германа Лукьянова (1972). В этот же период Вядро работал в оркестре Гостелерадио Латвийской ССР.
АУДИО: Квинтет Германа Лукьянова «Равновесие ритма» (запись 1972)
Вадим Вядро — тенор-саксофон; Герман Лукьянов — флюгельгорн; Игорь Бриль — фортепиано; Виктор Двоскин — контрабас; Виктор Епанешников — ударные
Герман Лукьянов, альбом «ДоКАДАНС» (ArtBeat, 2012)
Автор единственного серьёзного англоязычного исследования по истории советского джаза Фредерик Старр писал в своём фундаментальном труде «Красные и горячие: судьба джаза в Советском Союзе»:
— Получивший подготовку в Рижской консерватории саксофонист Вадим Вядро экспериментировал с двенадцатитоновым джазом, завораживая москвичей своей смелостью. Со своим сочетанием изобретательности, технической изощрённости и чистого напора Вядро на годы опережал своих коллег; он озадачивал их и бросал им вызов. В Риге и вообще в Прибалтике различия между стилями были менее выраженными и менее воинствующими, чем в Москве… Постепенно боповый взрыв в Москве и Ленинграде выдохся, и тогда, в 1970-е, прибалтийские новаторы заняли подобающее им место.
В 1972 г. Вадим Вядро участвовал в конкурсе джазовых солистов в рамках международного джазового фестиваля в Праге (Чехословакия), где занял первое место в категории «тенор-саксофон».
В том же году он женился на Светлане Ринской, которая училась вместе с ним на отделении фортепиано. У них родился сын Михаил, и Вадим решил эмигрировать вместе с семьёй, так как считал, что за границей у него будет больше возможностей играть джазовый авангард, которому он отдавал себя без остатка.
И в 1974 г. Вадим Вядро оказался в Вене, где начал играть с местными музыкантами, в частности — с трио пианиста Фрица Паэура, с которым несколько раз выступил в венском клубе Jazzland, а также в составе ансамбля Harald Neuwrith Consort на джаз-фестивале в городе Грац. Ожидая разрешения на переезд в США, он играл на многих музыкальных площадках Австрии и Швейцарии, несколько раз записывался с оркестром Австрийского радио и телевидения.
В 1975 Вядро переехал в Нью-Йорк. Первое время он работал в оркестре бродвейской постановки рок-оперы «Jesus Christ Superstar». В 1976 г. он участвовал в записи альбома «Szobel», который выпустил на лейбле Arista Records 18-летний австрийский пианист Херманн Собель. Альбом содержал сложную авторскую музыку Собеля на грани джаза и рока, напоминающую самые непростые работы Фрэнка Заппы периода альбома «Waka/Jawaka»; Вядро играл на этой пластинке (она была впервые переиздана на компакт-диске небольшим лейблом Laser’s Edge только в 2012 г.) на саксофоне, флейте и кларнете. Впоследствии Херманн Собель оставил музыку из-за психического заболевания и, насколько известно, бродяжничал в разных странах мира, но его единственный альбом обрёл культовый статус у ценителей джаз-роковых редкостей 70-х.
ВИДЕО: трек «The Szuite» с единственного альбома Херманна Собеля (на саксофоне — Вадим Вядро)
Вадим Вядро появлялся в поле зрения американской прессы ещё в 1983 г., когда критик New York Times Джон Уилсон одобрительно писал о концерте его трио с контрабасистом Сесилом Макби и барабаншиком Билли Хартом.
Впоследствии музыкальная карьера Вадима Вядро была прервана продолжительной болезнью.
Доброе время суток! Хочу добавить несколько фактов из творческой биографии Вадима. В его период пребывания в Нью Йорке я получил от него пару писем, где он написал что уже через год по прибытию в Нью Йорк создал свой квинтет- с уже упомянутыми Хартом и Мкби ; пианистом Бенни Ароновым и трубачом (помнится Эккертом, но не уверен). С Билли Хартом я познакомился в Израиле в 77-м году; и он очень хорошо отзывался о его музыке и его игре. Его слова: «Со Стан Гетцем я играю из-за денег, с Вадимом- из-за его музыки!»
В этот же период Вядро играл в бигбэнде Чарли Персипа, где играл также и Валера Пономарев.
У Вадика был характер очень самостоятельный и независимый; то что он считал нужным- делал на всю катушку , и до конца , требуя это и от окружащих. Это неминуемо вызывало конфликты; тем более в американской ментальности делать свое дело наилучшим образом и не вмешиваться в дела соседа.
Светлая память!
С уважением -Н. Переферкович
С Вадимом Вядро я общался не очень много, но он всегда производил впечатление неординарной личности. Что касается джаза, Вадим был исключительно и оригинально талантлив. Помню джем-сешн с музыкантами оркестра Теда Джонса-Мела Луиса. Вадим сыграл такое соло, что Билли Харпер слушал разинув рот.
К сожалению его карьера в Америке не сложилась — характер у Вадима был сложный. Музыканты его ценили, но предпочитали не иметь с ним дела. К тому же болезнь давала себя знать.
Жаль.
Знал Вадима по Риге. Мы уважали друг — друга. Часто общались.Перед отъездом он подарил мне на память ,тогда дефицитную книгу «Сонеты Шекспира» в переводе С.Маршака. Книгу берегу .Светлая память замечательному музыканту. Очень жаль ,что отъезд на Запад — стал для Вадима концом его творческой карьеры.
острый, парадоксальный, упертый, незаменимый, он оставлял ожег на всех, кто занимался джазом! Летом 1964-го я забрел днем на звуки джаза льющиеся с третьего этажа.Я никого не знал в Риге ,зашел в квартиру: человек 25 слушали, а С. Пищиков наяривал неслыханные секвенции-он жил временно в этой квартире, а хозяином был Вадим.Меня усадили за пианино и начался часовой Сомертайм- первый в моей жизни. Вадик жил рядом с консой и мы начали играть вместе . Квинтетом с Вайнером, квартетом в лектори и .Репетировали, снимали, занимались много.Отец купил Вадиму Сельмер 7-ю модель и это толкнуло еще сильнее .Ярослав Янса-свободный Джазмен-собрал нас в квинтет и, будучи взрослым стал возить нас на концерты в Киев,Тарту,Ленинград.Вадим всегда был звездой,он играл на языке, который ошеломлял слушателей.Экспресивный,драматичный -он с потрясающей искренностью играл баллады..В 1967-м году мы выступали в рамках джазфестиваля в Таллине.Вадик знал и любил литературу, особенно редкую.Я думаю, что люди, владеющие такими энергиями,обречены на одиночество. Я скорблю…
Очень жаль! К сожалению, в последнее время все чаще приходится тиражировать этот штамп. На Куйбышевском фестивале в 70-ом (если мне память не изменяет) квартет Вадима Вядро произвел ошеломляющее впечатление. Такой энергетики мы еще со сцены не ощущали. Не обошлось и без курьеза. В программе была пьеса «Совпадение». А Вадим, сам объявляя свою программу, произнес с большой паузой: — «Сов——падение». На следующий день членам оргкомитета пришлось выслушать длинный монолог на тему от куратора)))). R.I.P.
Очень больно что ушел замечательный,выдающийся музыкант с которым я учился в рижской консерватории, потом работал в симфоджазе и играл с ним в концертах.Такой отдачи и отношения к музыки как у Вадима трудно себе вообразить.Спасибо тебе за музыку.
Был счастлив работать с Вадимом с 1970 года до самого его отъезда. Это, практически, была моя школа джаза. Вадик был очень требовательным, порой даже резким на репетициях. Я даже обижался. Но очень скоро понял, что все это было мне на пользу. И до сих пор пользуюсь этой пользой ! Ее мне хватит на всю жизнь. Да, мир джаза потерял очень талантливого музыканта. Конечно эта потеря случилась намного раньше из-за его болезни… А как много он мог еще сделать !!! Сколь пришлось испытать его жене Светлане за все эти годы его болезни ! Склоняю голову и перед ней !
Из New York Times
http://www.legacy.com/obituaries/nytimes/obituary.aspx?n=vadim-
vyadro&pid=171665687
В дополнение к очень теплой статье К.Волошина еще несколько фактов.
Вадим Вядро всегда пользовался уважением коллег
по музыкальному цеху. Признанием этого служит факт, что академический композитор Гедерт Раман пригласил его участвовать в исполнении своих произведений и запими их на пластинку. Эта пластинка ыирмы «Мелодия» осталась единственной официальной записью Вядро, выпущенной в СССР.
Есть ряд неизданных записей, в том числе с Донецкого фестиваля.
В статье упомянута запись Вядро в квинтете с Германом Лукьяновым. Три пьесы этого квинтета вошли в тройной альбом Г.Лукьянова, недавно изданным лейблом АртБит. Но квинтет записал пять пьес. Три авторства Германа вошли в альбом, а еще две, принадлежавшие перу Вадима Вядро, не вошли.
Остается надеется, что эти записи когда-нибудь увидят свет.