1 августа в Клубе Игоря Бутмана на Таганке впервые в России выступает проект Lee Ritenour Band feat. Dave Grusin (США). Первопроходец «современного» (contemporary) джаза гитарист Ли Ритенаур и его группа при участии всемирно известного клавишника, композитора и обладателя премии «Оскар» Дейва Грусина даст в российской столице концерт в рамках тура, посвящённого 80-летию Грусина.
Ли Ритенаур родился и вырос в Лос-Анджелесе, впитывая в себя насыщенную музыкальную атмосферу города, состоящую из фанка, джаза, поп-рока и латино. Началом его эклектичной и яркой музыкальной карьеры можно считать первые концерты с группой The Mamas and The Papas, а также выступления с суперзвёздами джазового вокала Линой Хорн и Тони Беннеттом (Ли тогда едва исполнилось 18 лет). С тех прошло более 40 лет, и без фигуры Ли уже невозможно представить себе мир фьюжн и джаз-рока. Ритенаур был отмечен премией «Грэмми» за совместный альбом с клавишником Дейвом Грусином «Harlequin», 17 номинациями на эту престижную премию и неисчислимыми первыми местами в гитарных чартах. В его дискографии — более 40 сольных альбомов, 35 треков из которых попали в радиочарты, а «Is It You» вообще стал классикой джазового радиовещания и даже попал в эфир канала MTV на заре его истории. В 90-х Ритенаур стал сооснователем группы Fourplay, самой успешной группы в истории «современного» (contemporary) джаза, в которую вошли клавишникм Боб Джеймс, басист Натан Ист и барабанщик Харви Мэйсон.
В конце 70-х Ли стал сессионным гитаристом номер один в США (не будет преувеличением сказать, что и во всём мире тоже). Ритенаур всегда отличался феноменальной способностью убедительно звучать в разных стилях. От рока к блюзу и джазу и обратно — в это трудно поверить, но его многоликая гитара звучит более чем на 3000 (трёх тысячах!) записей самых разных артистов, среди которых Pink Floyd, Steely Dan, Диззи Гиллеспи, Сонни Роллинз, Би Би Кинг, Фрэнк Синатра, Пол Саймон, Рэй Чарлз, Барбра Стрейзанд и др.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о музыкантах, контактная информация, ВИДЕО!
Сейчас на его альбомах появляются самые известные музыканты, причём далеко не всегда из джазового мира. Три последние альбома гитариста иначе как сенсациями не назовёшь. Номинированный на «Грэмми» кроссовер-альбом «Amparo» записан с оперной дивой Рене Флеминг, знаменитым трубачом Крисом Ботти и гениальным скрипачом Джошуа Беллом, на запись альбома «6 Strings Theory» Ли удалось созвать сверхпредставительный состав своих коллег — Би Би Кинга, Джорджа Бенсона, Майка Стерна, Пэта Мартино, Джо Бонамассу и даже Слэша из рок-группы Guns N’Roses. Последний альбом Ритенаура — «Rhythm Sessions», на котором гитарист вместе с Чиком Кориа, Джорджем Дюком, Маркусом Миллером, Крисченом Макбрайдом, Дэйвом Грюсином исполняет весьма неожиданный репертуар, в частности — музыку покойной суперзвезды скандинавского джаза Эсбьёрна Свенссона.
Точкой отсчёта музыкальной карьеры Дэйва Грусина принято считать 1959 год, когда он присоединился к оркестру певца Энди Уильямса. С 1963 по 1965 он работал дирижёром в «Шоу Энди Уильямса». Именно в этот период он познакомился с Ларри Розеном — будущим сооснователем фирмы грамзаписи GRP. Тогда же Грусин записал свои первые альбомы в составе трио с Милтом Хинтоном и Доном Лэммондом, в том числе «Subways Are For Sleeping» и «Piano, Strings and Moonlight». Грюсин работал в биг-бэндах Бенни Гудмана, Тэда Джонса, аккомпанировал Саре Воэн, Кармен Макрэй и своей будущей жене — вокалистке Рут Прайс. После ухода из оркестра Грусин начал писать музыку к фильмам, первым из которых стал «Развод по-американски» (1967). Первое профессиональное признание ему принесла работа над фильмом «Выпускник» (1969), Грусин был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучший саундтрек к фильму, телевидению или другому визуальному представлению». После этого он стремительно начал набирать популярность в качестве кинокомпозитора, особенно часто к нему обращался Сидни Поллак. Музыку Грусина можно услышать в таких фильмах Поллака, как «Три дня Кондора», «Бобби Дирфилд», «Электрический всадник», «Без злого умысла», «Тутси», «Гавана», «Фирма» и «Паутина лжи».
Помимо сочинения музыки, в 60-70-е годы Дэйв занимался написанием аранжировок для Пегги Ли, Сержио Мендеса (с которым работал в 1965 г. в Бразилии), Гровера Вашингтона-мл., Эла Джерро, Барбары Стрейзанд и Донны Саммер.
Интерес к латиноамериканской музыке и бразильской культуре позднее свёл его с другим набирающим популярность музыкантом — Ли Ритенауром, с которым у них завязалась крепкая дружба и долговременное сотрудничество. Их самый успешный совместный альбом «Harlequin» был выпущен в 1985 году и получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».
Работая с таким большим количеством музыкантов для разных лейблов (в том числе Blue Note, RCA и CTI), Грусин с Розеном задумали создать собственную звукозаписывающую студию. В 1978 г. она получила название GRP Records, что расшифровывалось как «Grusin/Rosen Productions». Лейбл давал полную свободу артистам, не ограничивая их жанровыми рамками; другой заслугой GRP стали достижения в области цифровой записи и производства компакт-дисков. Самыми известными музыкантами, записывавшимися на GRP, были Чик Кориа, Майкл Бреккер, Стив Гэдд, Анджела Бофилл и многие другие. Позднее GRP была куплена Universal Music Group. В 1988 году Грусин получил почётную степень доктора искусств в музыкальном колледже Бёркли, а годом позже удостоился аналогичного звания в музыкальном колледже Университета Колорадо. В сентябре 2000 года Ли Ритенаур и Дэйв Грусин отпраздновали выход своего совместного альбома «Two Worlds». В 2000-х Грусин сосредоточился на сольных проектах, сочинении джазовой музыки и гастролях в поддержку новых альбомов.
Адрес Клуба Игоря Бутмана на Таганке: метро Таганская (кольцевая), улица Верхняя Радищевская, 21 (в помещении ресторана «Стейк’c»), тел. +7 495 792 2109, начало концертов в 20:30
ВИДЕО: Ли Ритенаур и Дейв Грюсин на фестивале Java Jazz в Джакарте, Индонезия, 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=KUt_pnutRtI
Сделаю себе подарок на день рождения 1 августа. Люблю этих музыкантов.