Елена Сергиевская, музыковед фото: Наталия Чебан |
В конце мая в московском театре «Школа Драматического Искусства» пианист Йоахим Кюн (Германия) и саксофонист Алексей Круглов (Россия) сыграли концерт-презентацию своего совместного альбома «Moscow», вышедшего на европейском лейбле ACT.
Раз программа концерта была связана с диском, у всех, кто на концерте не побывал, есть возможность повернуть время вспять, включив запись. Но всё равно — им есть в чём позавидовать тем, кто оказался «в нужное время в нужном месте».
История творческого знакомства Кюна — Круглова и записи диска (за одну сессию, стремительно!) пересказывалась не раз. То, что в результате «Moscow» сразу же был признан одним из лучших европейских джазовых альбомов, доказывает существование «избирательного сродства». Название романа Гёте как нельзя кстати ещё и потому, что именно московский Гёте-Институт с его уникальными инициативами в области развития немецко-российских культурных отношений положил начало этому проекту и сделал всё для его реализации.
Из любопытства подсчитаем: в год рождения Круглова пианисту Йоахиму Кюну (Joachim Kühn) было 35 — столько же, сколько Алексею сейчас (в анонсе концерта на сайте Гёте-Института было почти про это: «Кюн сразу узнал в Круглове «молодого себя»»). Когда они играют вместе, разница в возрасте, жизненном и слуховом опыте исчезает где-то в самой глубине музыки.
Авторство композиций, сыгранных на концерте и записанных в альбоме, принадлежит преимущественно Кюну и Круглову, третье имя — Орнетт Коулман: Кюн играл с этим столпом джазового авангарда — интересно, что слышит он в саксофоне Алексея Круглова в тех же самых темах?
Обоих участников дуэта относят к представителям фри-джаза. Да, этим «ключом» и открывались по преимуществу все прозвучавшие пьесы. Но рассуждения о дозировке тональности/атональности, традиционных форм/свободы в современной музыке становятся всё менее актуальными. Концерт и альбом Кюна-Круглова ещё раз демонстрируют — из огромного арсенала выразительных средств выбирается каждый раз то, что необходимо для раскрытия конкретного замысла. Чем шире стилевой кругозор музыканта, его палитра, тем богаче его образный мир — и в обратном порядке. Поэтому и «живой» концерт, и альбом у каждого слушателя вызывают предельную концентрацию внимания. И радость от того, что нас взяли в такое захватывающее путешествие!
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о концерте, ВИДЕО!
Мощный темперамент и энергетика сближают музыкантов дуэта, когда они то вместе, то поочерёдно уплотняют время спиральными каскадами раскручивающихся пассажей (слушаю сейчас «Waltz For You», и музыка сама вывела на свет эту фразу). На концерте-презентации эти впечатления были гораздо острее, ведь к слуховым добавлялись ещё и зрительные. Да и сам звук метался в пространстве зала, отражаясь от стен, от высокого свода зала «Манеж». Genius loci, «гений места» театра «Школа драматического искусства», благоволит к особой музыке, мы все это знаем. Тандем Кюн-Круглов явно пользуется его покровительством.
Йоахим Кюн мыслит очень полифонично, в его пианизме совершенно отчётливо слышен опыт немецкой контрапунктической школы от Баха до Пауля Хиндемита. Его джазовая полифония — потрясающе свингующая и при этом не теряющая чёткой линеарности.
Во всех своих проектах Алексей Круглов выстраивает особое тембровое взаимодействие с каждым инструментом-партнёром. Здесь рояль и саксофон удивляли даже в самых, казалось бы, простых вещах — когда вели тему в унисон (например, в «Homogeneous Emotions»). Возникала почти явственная картинка: звук саксофона ложится на клавишу рояля и сливается с белой пластиной её облицовки.
После концерта Алексей с присущей ему энергией и деловитостью обсуждал с разными людьми какие-то планы, договаривался о встречах — но глаза выдавали, что он пока ещё не здесь, с нами, а всё ещё там, в ином измерении. Проговорился: «На сцене время идёт совсем по-другому…» Вернуться в «физическое» время из музыкальной турбулентности непросто. Восемь пьес программы были срежиссированы в плотный по эмоциональной наполненности звуковой спектакль, где не было проходных мест, пустот, где у слушателей захватывало дух от невероятных поворотов импровизации.
Иногда я подозреваю, что Музыка где-нибудь уже существует вся-вся — и та, которую уже сочинили и сыграли, и та, которой ещё предстоит появиться на свет. Когда играют джазмены такого класса, как Йоахим Кюн и Алексей Круглов, свободно и яростно, спонтанно и непредсказуемо, это означает, что музыка ждала именно их, чтобы быть услышанной — счастливый джаз, свободные люди.
ВИДЕО: фрагмент концерта Joachim Kühn — Alexey Kruglov
httpv://www.youtube.com/watch?v=hXDL-Gg2SiU