Утром 18 июня по времени Восточного берега США в своём доме в Нью-Рошели, штат Нью-Йорк, умер на 86 году жизни один из самых известных и плодовитых авторов и стилистов джаза второй половины ХХ века — пианист и композитор Хорас Силвер.
Сын пианиста, Грегори Силвер, подтвердил джазовой радиостанции WBGO «смерть от естественных причин».
Хорас Вард Мартин Тавареш-Силва родился 2 сентября 1928 в штате Коннектикут от отца родом с португальских Островов Зелёного Мыса (ныне Республика Кабо-Верде) и матери афро-ирландского происхождения.
Вместе с великим барабанщиком Артом Блэйки он стоял у истоков создания в начале 1950-х одного из величайших ансамблей в джазовой истории, The Jazz Messengers. С 1956 г. , покинув «Посланцев джаза», он создал собственный ансамбль и на протяжении следующих двух с лишним десятилетий записывался исключительно для Blue Note, важнейшего джазового лейбла той эпохи, сформировавшего классическое звучание джазового мэйнстрима ХХ столетия. Более того, именно его трек «The Preacher» стал одной из самых коммерчески успешных записей лейбла и одним из канонических воплощений стиля хардбоп. Композиторское наследие Хораса Силвера, в котором сливались элементы хардбопа, ритм-н-блюза, соул-джаза и латин-джаза, широко представлено в джазовых хрестоматиях и корпусе «джазовых стандартов».
Horace Silver «Señor Blues» (при участии трубача Блю Митчелла и саксофониста Джуниора Кука)
httpv://www.youtube.com/watch?v=t8jFGFwOm7k
Horace Silver — один из величайших! Композитор, пианист, бендлидер. Поколения джазменов черпали идеи из его музыки. Sister Sadie, Nutville, Song for my father, Peace — это классика джаза!
Можно было бы дать более подробный материал об этом музыканте.
Да, ребята, скоро совсем не останется гигантов, родившихся до Второй мировой. Печально! Но благодаря значкам на нотной бумаге и изобретению звуко- и видеозаписи их творения будут постигать следующие поколения.
Мне посчастливилось слушать один из его последних концертов вскоре после того как я переехал в Нью Йорк, он выступал в Блу Ноут в апреле 2004г. и насколько мне известно больше не играл по состоянию здоровья..
Видеть и слышать его было как воплощение мечты, он играл много из своей классики включая Song For My Father..
Это моё личное мнение, но мне кажется, что этот музыкант как то особенно близок нам, русским. Он, и его музыка была, как музыка ни одного штатника, частью нашей джазовой жизни. В чём-то С. похож на Монка — гениальный композитор, но еле-еле играл на рояле . Вот что я писал о нём:
«Железнодорожная академия джаза»
https://www.jazz.ru/books/stories/12.htm
«Мало кому известно, что в те времена, когда мы не имели доступа к джазовой информации, и у нас не было ни » Real book-ов», ни школ, и тогда можно было услышать темы с самыми фантастическими гармониями, Миша Есаков составил сборник тем Хораса Сильвера, в котором, наконец, можно было узнать правильные гармонии. Вообще, творчество Сильвера всегда было очень популярно в России, и этот сборник широко разошелся в джазовом самиздате».
Кто-то покупал ксеркс книги Есакова а я, как бедный педагог, почти всю её переписал от руки. До сих пор где-то лежит общая нотная тетрадь.
Или то, как В. Васильков горел творчеством Сильвера, блестяще играе его темы на рояле и всячески внедрял его темы в репертуар и в жизнь своих учеников. Только, почти из одних тем Сильвера на 8/8, состоял репертуар легендарного квартета 70-х — «Пищиков, Васильков, Козлов и Маркин».
Целая глава (она называется «Джазовые темы, как источник фраз»), в моей книге «Блюз-Джаз-Рок», — , целиком состоит из его тем.
И я помню, что когда в 60-х, только начинал играть джаз в элетростальском квартете, (с В. Ушаковым, Б. Геринасом и М. Смолой) мы играли несколько тем С. с Блю Митчелом и К. Брауном в ноль. Именно его записи мы всегда слушали до дыр. Когда я играл у Германа Лукьянова в «Джаз-Кадансе», финальной композицией была «Золотые руки Сильвера» и всегда с ней мы бисировали.
Забавно, что С. в последние годы жизни написал слова ко всем своим хитам, (причём некоторые, как «Джуди Грайнд» весьма хулиганские), и их гениально перепела Ди Ди Бриджуотер. Кавера с этой пластинки мы с «Jazz-Контактом» и певицей Наташей Ломоносовой, сыграли на одном из вокальных конкурсов Алика Эдельмана в 90-е.
Вечная память самому русскому джазмену Америки. Здесь его любили, как никого.