Алиса Сабирова, Уфа Фото: Евгений Вайднер |
13 апреля в Уфе завершился XVIII Международный фестиваль «Розовая Пантера», проходивший на сцене Башкирской государственной филармонии — настоящий праздник для публики, для уфимских музыкантов, для всех, кто неравнодушен к джазу.
Первоначально предполагалось, что фестиваль продлится три дня, но поскольку джазовых концертов, располагающихся по времени достаточно близко, оказалось на все пять дней, то и их включили в своеобразный фестивальный марафон. Первым ещё 30 марта стал концерт британского певца Кливленда Уоткисса, который на протяжении трёх лет подряд был признан в Лондоне лучшим джазовым вокалистом. Певец выступал со множеством легендарных исполнителе в диапазоне от Арта Блэйки и Джеймса Муди до Боба Дилана, Стиви Уандера, Джо Кокера и т.д. На уфимской сцене Кливленд Уоткисс выступил в сопровождении джаз-квартета в составе: Олег Касимов (саксофон), Сергей Оськин (контрабас), Игорь Атапин (рояль), Антон Антонов (ударные). «Это моё третье выступление в России, а этих ребят я встретил впервые только несколько часов назад. Разве это не восхитительно?» — сказал певец со сцены. По признанию руководителя аккомпанирующего квартета, Олега Касимова, выступление должно было представлять собой «полный джаз, поскольку мы сами ещё не знаем толком, что мы будем играть и в каком порядке». Впрочем, оно и случилось — полный джаз, искрящийся и свежий, как глоток шампанского.
Кливленду Уоткиссу безусловно присуще особое ощущение музыки, отношение к теме, абсолютная свобода выражения. Даже если кто-то из музыкантов не поймал тональность, вокалисту было неважно, в какой тональности петь; легко менял он и ритмические рисунки. Вообще любая тема для него — только повод к импровизации, куда вовлекаются все музыканты. Почему бы не сделать джазовый стандарт «Cry Me A River» в стиле рэгги? А из уже достаточно приевшейся «Autumn Leaves» — отдельное шоу с битбоксингом, всевозможным звукоподражательством: шум ветра, хлопанье крыльев, пение птиц… Неожиданно и невероятно красиво он спел шопеновскую Прелюдию c- moll (транспонировав в g-moll), постепенно при помощи «лупов» наращивая аккордовую фактуру — разумеется, в джазовом стиле; а «C-Jam Blues» заставил вместе с собой петь весь зал, создавая ощущение своего рода феерического праздничного действа.
ВИДЕО: Cleveland Watkiss — Prelude c-moll
httpv://www.youtube.com/watch?v=Ps7wLBlYI4k
ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о фестивале — апрельские концерты: много фото!
10 апреля перед уфимцами выступил «младший брат» Эстрадно-джазового оркестра филармонии — Эстрадный оркестр (Биг-Бэнд) Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова (художественный руководитель оркестра — Азамат Хасаншин). Это коллектив довольно молодой (ему всего семь лет), но он уже серьёзно заявил о себе на уфимской джазовой сцене. По словам дирижёра оркестра, Артура Гимаева, коллектив находится в постоянном творческом поиске. Это и не удивительно, ведь его основная задача — найти то звучание, тот саунд, который был присущ лучшим биг-бэндам ХХ века. Музыканты изучают гармонии и ритмы самых разных культур: наряду с афроамериканскими, т.е. собственно джазовыми композициями, оркестр исполняет афро-кубинские пьесы, латин-джаз. Но и этим не ограничиваются творческие поиски — в исполнительской практике музыкантов бывают задействованы рок и электронная музыка.
На следующий день фестиваля радовать публику своим искусством приехал уже хорошо известный в Уфе музыкант — Аркадий Шилклопер (с ним играл Эстрадно-джазовый оркестр филармонии п/у Олега Касимова). Прекрасный валторнист исполнил на невероятном для джаза альпийским роге собственную фанковую композицию «Рваный мешок» в миксолидийском ладу. Большое впечатление произвела композиция из музыки к немому фильму «Шантаж» Альфреда Хичкока, тему которой музыкант исполнил на новом для себя музыкальном инструменте — морской раковине. Но на этом не закончились сюрпризы: «Следующая композиция называется “Фига” — это новый жанр и стиль, придуманный и созданный мной. Это не фуга и не жига, а нечто среднее между ними», — пояснил Шилклопер. От фуги в ней — два контрапунктирующих соло: Аркадия Шилклопера на валторне и уфимского трубача Артура Гимаева. От жиги — видимо, общая (тоже вполне фанковая) ритмичность. Сопровождал игру Шилклопера Эстрадно-джазовый оркестр филармонии.
Ещё один гость фестиваля, Андрей Злоян — лауреат международного конкурса им. Кима Назаретова, джазовый гитарист из Тюмени, преподаватель Тюменской государственной академии культуры и искусств. Он выступил с джаз-квартетом «Уфа», исполнявшим исключительно собственные композиции. Кстати, специальным гостем квартета приглашают очень талантливого альт-саксофониста, пока ещё только студента Уфимской академии искусств: его зовут Азат Гайфуллин.
Настоящим откровением этого вечера стало выступление пианиста Владимира Шафранова (Финляндия) с уфимскими музыкантами басистом Олегом Янгуровым и барабанщиком-перкуссионистом Рустемом Каримовым. По признанию Шафранова, ему было очень легко и в удовольствие играть с уфимцами. От себя могу добавить только, что Рустем Каримов — действительно потрясающий, невероятно тонкий музыкант.
Кстати, именно этот состав отыграл 12 апреля также и дневной «концерт для всей семьи». Несомненно, с большим успехом. Вызывает лишь некоторое сомнение организация и менеджмент: имело ли смысл ставить замечательное профессиональное трио на время дневного концерта, но часовой концерт студенческого оркестра поставить на вечер? Логичнее всё же было бы поменять их местами, как, к примеру, и было на предыдущих фестивалях. Впрочем, далеко не всегда оплошности происходят по вине организаторов: заявленная на вечер участница телевизионного шоу «Большой джаз» барабанщица из Нью-Йорка Александра Могилевич не сумела принять участие в фестивале, потому что просто… перепутала время вылета!
Однако же гости всё равно были — певец и бас-гитарист, камерунец Даниэль Лепети Ондого Ондого, пианист-тромбонист Олег Анохин (Казань), трубач и исполнитель на дудуке Михаил Волох (Москва). Из уфимских — Рустем Каримов (перкуссия) и Вячеслав Шумилов (ударные). И драйв авторским композициям Анохина задавал именно Даниэль Ондого Ондого, используя всё тот же битбоксинг (видимо, это какое-то особое генетическое свойство для представителей африканских этносов!). «На помощь» (на самом деле поджемовать, конечно же) вышел и Аркадий Шилклопер. Потрясающе свежо прозвучала румба в чрезвычайно необычном составе: дудук, валторна, бас, рояль и перкуссия. Последняя из всех инструментов, пожалуй, ближе всего было по генезису к латин-джазу, однако всё это вкупе с безусловным мастерством исполнителей составило не просто удивительное, но и очень убедительное звуковое впечатление. Не меньшее, кстати, произвела и армянская народная тема в ритмике латино. Михаил Волох также и прекрасный трубач, но вот как раз его соло на дудуке показались мне наиболее экспрессивными и разноплановыми.
Драйва продолжила добавлять вокалистка из Канады Ди Дэниэлс (Dee Daniels) в сопровождении уфимских музыкантов — Олега Касимова (саксофон), Руслана Воротникова (рояль), Феликса Аксёнова (контрабас), Вячеслава Шумилова (ударные). Элемент джема добавило неожиданное и незапланированное появление пианиста Владимира Шафранова, которого певица попросила саккомпанировать ей «по старой памяти», поскольку они когда-то выступали вместе в США. Впрочем, весь фестиваль прошёл под своего рода знаком джазового джема — не всё соответствовало заранее намеченному плану, что в общем-то вполне согласуется с самой джазовой эстетикой. Именно эту непредсказуемость, с лёгким флёром авантюры, импровизации постоянно подчёркивал со сцены потрясающий конферансье, легендарный историк джаза, музыковед, джазовый критик Владимир Борисович Фейертаг, любезно согласившийся провести этот фестиваль.
Звезда заключительного дня фестиваля — американский саксофонист Билл Сакстон. На протяжении своего творческого пути Билл осваивал различные стили и направления джаза — от свинга до хардбопа и фри-джаза. На первых порах испытал заметное влияние Паркера и Монка, впоследствии выработал свою индивидуальную манеру игры, впитавшую лучшие традиции великих саксофонистов Коулмана Хоукинса, Бэна Уэбстера и Сонни Роллинза. Всё это слышно в исполнительской манере Сакстона, выступавшего с Эстрадно-джазовым оркестром БГФ.
Завершился фестиваль «Розовая Пантера» большим гала-концертом, где выступили и гости, и уфимцы. В целом, конечно же, праздник удался, прежде всего благодаря своему художественному руководителю Олегу Касимову, хотя не обошлось без мелких неприятностей и курьёзов даже с творческой, художественной точки зрения. Возможно, не очень правильно со стороны некоторых уфимских музыкантов играть на всех фестивалях и концертах одни и те же авторские композиции, ведь хочется уже услышать что-то новое. Впрочем, это, видимо, современная тенденция — канадская певица тоже не стала утруждать себя на гала-концерте исполнением каких-то других стандартов, пела то же, что на основном концерте, и даже шутки были те же самые.
И всё же трудно переоценить значение фестиваля прежде всего для уфимских музыкантов, поскольку во всех смыслах подобные действа — это мощная школа для наших джазменов. Хочу ещё раз перечислить/подчеркнуть их имена: Артур Гимаев — лучший солист и самый перспективный бэндлидер; Азат Гайфуллин — настоящий солист и лидер молодой уфимской джазовой группы Happy People; контрабасист Феликс Аксёнов (кстати, тоже пока ещё студент Академии искусств). Два вечера эти исполнители приводили в восторг не только публику, но и самих музыкантов: приятно было видеть реакцию на их игру именно американских гостей, поскольку они суть носители джазовой традиции.
И ещё: джазовый фестиваль не был бы по-настоящему джазовым, если бы не традиционные для этой музыки джем-сешнс. Отдельную площадку для них любезно предоставил 11 и 13 апреля Уфимский джаз-клуб. Самое главное, что все гости фестиваля с удовольствием играли на сцене с молодыми музыкантами, кому не удалось по тем или иным причинам выступать во время «официальных» концертов. Поэтому хочется воскликнуть: «Браво всем!»