Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург Фото: Грация Закарян, Иван Высоких |
12 июня 2013 года петербургский гитарист Александр Старостенко вышел из дому… и не вернулся. Нашли его только 17 июля. Нашли, чтобы похоронить. Ему было 52 года.
Вечер памяти Старостенко организовал арт-директор недавно открывшегося ресторана-клуба «Порт-Артур» барабанщик Анатолий Смирнов. По иронии судьбы ресторан находится в двух минутах ходьбы от Джазовой филармонии, но музыкальная ориентация нового заведения — фьюжн, поп-джаз, блюз. Музыка звучит в «Порт-Артуре» четыре раза в неделю. Ресторан невелик, но сцена удобная, аппаратура прекрасная, и Анатолию за несколько месяцев удалось приобрести «свою» публику.
27 марта 2014 года зал был полон. Музыканты вспоминали Сашу, играли его композиции. О незаурядности этого непростого человека давно ходили легенды. К сожалению многие из легенд были связаны с обычной русской болезнью, к которой он привязался довольно рано. Последствия были ужасны — психическая неуравновешенность, скандалы на сцене, помутнение сознания и почти полная потеря зрения…
Саша окончил эстрадно-джазовое отделение Ленинградского музыкального училища им. М.П.Мусоргского по классу джазовой гитары в тот самый период, когда в учебном заведении не было настоящего педагога-джазмена. Правда, была хорошая компания — Андрей Рябов, Игорь и Олег Бутманы, Дмитрий Колесник, Владимир Кудрявцев, Евгений Маслов, Евгений Губерман, Михаил Костюшкин, Николай Поправко и другие. Были джемы в джаз-клубе «Квадрат», были фестивали «Осенние ритмы», «Джаз над Невой». Саша играл в квартете Михаила Костюшкина или в квинтете Валерия Зуйкова, а в конце 80-х собрал собственное трио и выступил на нескольких фестивалях (Казань, Нижний Новгород). В Таллине он сотрудничал с Сергеем Манукяном. Однажды на «Осенних ритмах» (1986) он сопровождал Ларису Долину. Аккомпаниатором был блестящим. Это признавали все.
В конце 80-х гитарные трио были редкостью на нашей джазовой сцене. Считалось, что гитара — инструмент для аккомпанемента, как бы замена или дополнение к фортепиано. Конечно, в Америке возникали гитарные ансамбли (Уэс Монтгомери, Кенни Бёррелл, Барни Кессел, Тал Фарлоу, Джим Холл, Чарли Бёрд) но в Советском Союзе на официальной джазовой сцене гитарных трио (гитара-бас-ударные) так и не появилось. Из старших — Алексей Кузнецов, с удовольствием игравший джаз, был не готов уйти из оркестра Всесоюзного радио и телевидения, а Николай Громин уехал в Данию. Образовавшиеся концертные команды редко прибегали к услугам гитаристов. Леонид Чижик пригласил Кузнецова на пару концертов и для записи альбома, Николай Левиновский ввёл в «Аллегро» Рината Шаймухаметова лишь тогда, когда центральное ядро из блестящих духовиков распалось. Герман Лукьянов считанные месяцы держал в «Кадансе» Николая Боднарчука. А в биг-бэндах гитаристы были обречены на роль легендарного Фредди Грина, «метронома» оркестра Каунта Бэйси, и явно скучали. Даже в джаз-роковом «Арсенале» Алексей Козлов не так уж часто доверял сольные эпизоды Виталию Розенбергу или Ивану Смирнову. Выйти «в люди» гитаристам было нелегко.
А Саша Старостенко был ярким солистом, безмерно талантливым музыкантом, тяготившимся ролью сайдмена. Он уверенно и изобретательно играл джазовую классику, был необычайно энергичным и чувственным в блюзе, сентиментально-меланхоличным в балладах и электронно-жёстким в джаз-роке. В конце 90-х он серьезно увлекся церковно-славянской музыкальной культурой (а заодно и религиозными постулатами). Ему явно нужен был менеджер, российский Норман Грэнц с сильной волей и хорошим вкусом. Такого, к сожалению, не нашлось. В 2000 году Старостенко полгода провел в Штатах. Вместе с басистом Сергеем Шевченко, своим учеником, играл в клубах, на улицах, в подземных переходах. Интересно, поучительно, но бесперспективно.
На вечере-джеме выступавшие музыканты, объединяясь в непредсказуемые комбо, делились воспоминаниями, играли его композиции. Играл ансамбль гитариста Павла Илюшина, затем вниманием публики завладел изобретательный и техничный «питерский Пасториус» Андрей Светлов (учился у Старостенко, долго работал в Париже, а сегодня — партнёр Андрея Кондакова в Electric Project), блок мощного мэйнстрима представил Ильдар Казаханов, а самым поздним гостем оказался примчавшийся после работы Алексей Дегусаров.
Разумеется, выступления гитарного цеха были дополнены большой группой известных инструменталистов и несколькими талантливыми представителями нового поколения. В джеме участвовали пианисты Илья Щеклеин, Александр Ларьков, Евгений Пономарёв, Сергей Тарусин, саксофонисты Алексей Попов, Денис Чекмарёв, Элен Даник, басист Сергей Березовой, трубач Игорь Шилов и другие.
В конце вечера на сцену вышли взрослые дети Александра Игоревича (сын и дочь) и искренне поблагодарили музыкантов за организацию джема.ВИДЕО: Тема Александра Старостенко «Green Line»
Елена Даник (альт-саксофон), Александр Ларьков (клавишные), Павел Иванов (гитара), Сергей Шевченков (бас-гитара), Павел Иванов (барабаны)
httpv://www.youtube.com/watch?v=HpMWTM4WLk4