Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» Фото: Кирилл Мошков |
Как мы уже сообщали, 4 апреля в КЦ «ДОМ» играет один из самых необычных проектов европейской импровизационной музыки — квинтет Swedish Azz (Швеция-Австрия).
Четыре музыканта из Швеции — саксофонист Матс Густафссон (Mats Gustafsson), тубист Пер-Оке Холмландер (Per-Åke Holmlander), вибрафонист Хьелль Нордесон (Kjell Nordeson) и барабанщик Эрик Карлссон (Eric Carlsson), а также примкнувший к ним австрийский диджей dieb13 (в миру Дитер Ковачич) создали этот проект около пяти лет назад. Основная идея Swedish Azz — современное прочтение творческого наследия ведущих музыкантов шведского джаза прошлого столетия (Ларс Гуллин, Ян Йоханссон, Бернт Розенгрен, Георг Ридель, Ларс Вернер, Берндт Эгерблад, Пер Хенрик Валлин и др.), выдержанное в постмодернистских техниках на грани современного «импров» и нойз-музыки.
Все привыкли к тому, что самый активный фронтмен этой яркой группы — атомный саксофонист Матс Густафссон. Но на самом деле у «Шведской Опы» два лидера, и сегодня наш обозреватель Григорий Дурново специально для «Джаз.Ру» интервьюирует второго из них. Основной его инструмент — редкая в импровизационной музыке туба. Но второй инструмент, который использует в этом проекте Пер-Оке Холмландер, ещё более редкий: чимбассо был придуман в начале ХХ века и использовался в оркестрах итальянских оперных театров…
Пер-Оке, как возникла идея Swedish Azz?
— У нас с Матсом в начале 2000-х была группа под названием DJustable. Она просуществовала недолго, и после её кончины мы стали обсуждать, что бы сделать ещё. А можем ли мы исполнять нашу любимую шведскую классику в новом контексте? Каким образом?! Вот так и родилась идея Swedish Azz. Потребовалось несколько лет, и когда Матса выбрали артистом года на джазовом фестивале в Умео в 2008 году, у нас появилась возможность осуществить этот проект. И все заработало!
Как вы работаете в рамках этого проекта? Выбираете ли вы сначала старую композицию, которую будете сэмплировать, и после этого придумываете какие-то новые идеи поверх неёе, или, наоборот, сначала придумываете какую-то новую музыку или шум, а потом вставляете сэмпл старой композиции?
— В основном, первый вариант. Поиск подходящего материала — это непрерывный процесс, и не такой уж лёгкий. Я все время рыщу в поисках новых мелодий….
ДАЛЕЕ: Матс, туба, чимбассо, роль вибрафона, нойз, винил и ВИДЕО!
Мы много знаем о Матсе Густафссоне — всё-таки он приезжал сюда неоднократно. Тем не менее хотел бы спросить, каково это — работать с ним? Чем работа с ним вдохновляет вас?
— Чем угодно. Матс вдохновляет, как может вдохновлять дорогой друг и неподражаемый музыкант. У Матса бездна позитивной энергии. Он генератор. Он потрясающий!
Есть ли в Swedish Azz лидер?
— Да. Матс и я.
Почему вы позвали в группу Хьелля Нордесона? Потому что вам нужен был вибрафон, или потому что вам нужен был именно он?
— Хьелль — наш с Матсом старый друг. Мы очень рады, что он работает с нами. Он выдающийся музыкант. Хьелль — это Хьелль. Кроме того, у вибрафона уж очень «джазовое» звучание. Так что это был простой выбор.
Как и почему вы решили пригласить двух остальных членов группы? Что было для вас важным в них?
— Открытость всему… и наличие собственного языка.
Мы знаем, что Матс очень интересуется шумовой музыкой, нойзом. Вы тоже? Что вы думаете о шумовой сцене, есть ли в этой области какие-то интересные для вас явления, тренды?
— Я не настолько разбираюсь в нойзе. Не осведомлён о новейших трендах шумовой сцены, но, когда есть возможность услышать в этом жанре что-то «хорошее», я слушаю с интересом.
Вы были и являетесь участником различных больших ансамблей импровизационной музыки. Какого рода опыт это вам даёт? Не планируете ли вы собрать собственный состав такого рода?
— Да, мне повезло побывать в составе нескольких больших ансамблей. Опыт несколько различен: с Петером Брётцманном надо играть жёстко, с Барри Гаем — точно, с Кеном Вандермарком — с ощущением тактов и свинга, с Fire! Orchestra надо просто быть маленькой-маленькой частью чего-то очень большого, с Yun Kan 10 — играть, как маленький ансамбль внутри большого… и так далее. Всё это потому, что они, к счастью, очень разные, но и, конечно, во многом похожие.
Я иногда работаю с большим импровизационным составом, мы играем на шествиях под открытым небом.
Почему и как вы решили использовать чимбассо?
— Кто-то же должен был это сделать! Мелодические возможности и особенный тембр этого инструмента очень хорошо подходят для нашей работы в Swedish Azz. Я тубист, а чимбассо даёт мне возможность взглянуть на всё под другим углом.
Тубу нельзя назвать основным инструментом в джазе и импровизационной музыке. Тем не менее есть ли тубисты, которые повлияли на вас?
— Ситуация, когда у тебя в истории импровизации не слишком много предшественников, — это одновременно благословение и тяжкое бремя. Но некоторые исполнители, конечно же, повлияли на меня. Это Джо Дейли — настоящий мастер — и, конечно, Боб Стюарт, Ховард Джонсон, Маркус Рохас, Ред Коллендер…
ВИДЕО: Per Åke Holmlander Solo (Peter Brötzmann Chicago Tentet, Cafe Oto, London. 18.4.2011)
httpv://www.youtube.com/watch?v=R1BhpeMiUmg
Вы играете еще и на тромбоне и других духовых инструментах. Используете ли вы их в Swedish Azz? К каждому ли из них у вас особое отношение?
— Иногда я играю на тромбоне и эуфониуме, но в Swedish Azz использую только тубу и чимбассо. Все инструменты отличаются друг от друга, и я стараюсь выбирать подходящий для каждой ситуации. Но туба — мой первый инструмент!
Известно, что Матс — большой любитель винила. Вы тоже? Почему Swedish Azz настолько сосредоточены на виниле?
— Я люблю винил, но не схожу по нему с ума, как Матс. У меня маленькая коллекция, зато у неё есть своя собственная сущность. Его коллекция громадна и производит сильный эффект. А в рамках Swedish Azz винил и его использование — часть музыки. Мы очень старомодны, так что музыка azz должна быть на виниле. И только!
ВИДЕО: Swedish Azz на фестивале Konfrontationen 2010 в Никельсдорфе
httpv://www.youtube.com/watch?v=QrdBmIzcqJA
СЛУШАТЬ АУДИО: Swedish Azz
[soundcloud]http://soundcloud.com/danielleazz/sets/swedish-azz-1[/soundcloud]