4 апреля в КЦ «ДОМ» играет один из самых необычных проектов европейской импровизационной музыки — квинтет Swedish Azz (Швеция-Австрия).
Четыре шведа — саксофонист Матс Густафссон (Mats Gustafsson), тубист Пер-Оке Холмландер (Per-Åke Holmlander), вибрафонист Челль Нордесон (Kjell Nordeson) и барабанщик Эрик Карлссон (Eric Carlsson), а также примкнувший к ним австрийский диджей dieb13 (в миру Дитер Ковачич) создали этот проект около пяти лет назад. По своему идейному и эстетическому содержанию Swedish Azz одинаково далеко отстоит как от традиционного джаза, так и от любой другой музыки, являясь квинтэссенцией музыкального пост-постмодернизма. Основа концепции группы — исторический материал, произведения практически неизвестных российскому слушателю мастеров шведского джаза второй половины прошлого века — таких, как Ларс Гуллин, Ларс Вернер и Пер-Хенрик Валлин. Густафссон сотоварищи с безмерным уважением перерабатывают произведения мэтров прошлого, выстраивая замысловатые коллажи из архаичных шведских фолк-мелодий, фри-джазовых химер, электронно-нойзовых шумов и созерцательных пауз. Маэстро поиска и нахождения новых контекстов для своего музыкального эго, в случае с Swedish Azz Густафссон сумел поместить в новый контекст не только себя самого, но и своих учителей, музыка которых обретает новую жизнь в хитросплетениях хаотичной и изломанной джазово-авангардной идиомы сегодняшнего дня. Изъяв слово «джаз» даже из собственного названия, Swedish Azz парадоксальным образом претендуют на то, чтобы дать новый импульс для развития джаза в исторической перспективе.
Вся музыка, что выпускается под маркой Swedish Azz, существует только на виниловых пластинках. Звуковой носитель, оказавшийся живее всех остальных, удивительно точно подчеркивает идиосинкразию проекта: в самом деле, слушать эту музыку нужно либо на виниле, либо живьём — третьего не дано.
ДАЛЕЕ: «Джаз.Ру» о Swedish Azz, ВИДЕО, контактная информация
Слушать подкаст «Джаз.Ру»: Андрей Соловьёв о проекте Swedish Azz (2012)
«Джаз.Ру» о Swedish Azz:
…Казалось бы, пропущена всего одна буква в начале второго слова, но на слух уже получается не вполне прилично — хотя в неполиткорректной версии американского английского языка выражения вроде «ну-ка тащи сюда свою шведскую задницу» вполне понятны и особого культурологического анализа не требуют.
Центральные персонажи этой сборной — маститый, но флегматичный тубист Пер-Оке Хольмландер, сам в молодости работавший с некоторыми авторами классических тем шведского джаза, и неутомимый баритон-саксофонист Матс Густафссон, способный продуть своим саксофоном саму преисподнюю (да так, что в аду станет жарче). Их задача по определению непроста: вне своей родины классические пьесы раннего шведского джаза практически неизвестны, поэтому им предстояло работать не с узнаваемостью материала, а с его актуализацией, чтобы слушатель воспринимал его «как в первый раз» — тем более, что для 99% слушателей вне Стокгольма это первый раз и есть. Матс Густафссон, впрочем, старается как-то вводить публику в контекст, подробно рассказывает о каждой пьесе и её авторах, но сам материал слушатели при этом всё равно воспринимают с чистого листа. В результате получается очень насыщенная идеями и темами (многие из которых — действительно яркие, запоминающиеся мелодии), но чрезвычайно плотная и даже мрачная звуковая картина, в которой одно яростное соло сидит на другом и третьим погоняет, и вообще количество звуковых событий слегка перехлёстывает возможности слушателей их воспринять… […] Это, конечно, интересный и важный проект, смысловое и идейное богатство которого едва ли не превышает немаленькие возможности его реализаторов.
«Джаз.Ру» №1-2014, репортаж с фестиваля в Тампере, Финляндия
ВИДЕО: Swedish Azz в клубе Alchemia, Краков (Польша), 2010
httpv://www.youtube.com/watch?v=VRBmm_6vLCw
04 апреля 2014 г., пятница
Начало в 20:00
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1200 р. в день концерта — 1500 р.
Культурный центр ДОМ: Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая)
Информация по тел.: 8(495)953-7236