В начале прошлого года я поделилась с читателями «Джаз.Ру» проблемами и успехами моей подопечной кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств. Я чрезвычайно благодарна за отклики и пожелания тех, кто читал мой рассказ о нашем 2012 годе, и, мне думается, интересно эту тему продолжить и поделиться нашими новостями за прошедший 2013 год.
К сожалению, кафедра продолжает свою жизнь в форме «гибрида» фактически двух кафедр — джазовой и оркестровых струнных инструментов, со всеми вытекающими отсюда сложностями в виде сосуществования двух совершенно различных специализаций со своими учебными планами и дисциплинами и трёх(!) оркестров — биг-бэнда, камерного струнного и попыток создать симфонический оркестр с привлечением студентов духовой кафедры. Увеличилось количество педагогов-струнников, которого уже достаточно для создания полноценной самостоятельной струнной кафедры, но очень уж скупо наше министерство выделяет нам бюджетные студенческие места. В прошлом году их было восемь — по два на четыре исполнительские специализации (пианисты, духовики, народники и струнники). А в этом году их, по предварительным данным будет и вовсе шесть — по полтора на кафедру, что уж очень смахивает на задачку про «полтора землекопа». Видимо, нашему вузу не дают настоящих шансов на статус вуза искусства — или хотят перевести всех студентов на платную форму обучения, что и сделали в 2013 году с заочным отделением нашей кафедры. Хорошо хоть, что на дневное джазовое отделение грозятся дать семь бюджетных мест, как и в прошлом году. Этого, правда, не хватает даже по одному на все инструменты биг-бэнда, включая контрабас и бас-гитару, но кого из начальства это интересует?
В прошлом году я жаловалась, что наш государственный вуз практически не выделяет денег для кафедры ни на инструменты, их ремонт и настройку, ни на оборудование и мебель, ни на участие в фестивалях… Но сейчас есть чему порадоваться: кафедра выиграла грант Министерства культуры, на который мы приобрели рояль, контрабас и другие инструменты и оборудование. Качество поставок, конечно, «не ах», но и то подарок. И ещё небольшая помощь от министерства — некоторая сумма на проведение Четвёртого конкурса молодых джазовых трубачей имени Е.А.Савина, которой хватило заплатить гонорар членам жюри.
Как и в прошлом году, буду рассказывать только об «эстрадниках» Прежде всего, я старалась сохранить педагогический состав кафедры, что в нынешней ситуации повсеместного сокращения ставок было не так уж просто. Конечно, нужно сказать добрые слова нашим педагогам, многие из которых, особенно совместители, практически занимаются благотворительностью. Справедливости ради нужно заметить, что в этом учебном году у нас в вузе прибавили зарплату, но это коснулось в первую очередь штатных педагогов со степенями, учёными и почетными званиями. Но поскольку играющие музыканты, как правило, приходят к преподаванию в зрелом возрасте и начинают с первых педагогических ступенек или являются совместителями, на которых надбавки не распространяются, зарплаты у них, сами понимаете…
ДАЛЕЕ: кто героически преподаёт, кто как учится (в том числе героически) и что видится в перспективе…
Итак, продолжают у нас преподавать (простите, не буду перечислять титулов, но многие имена говорят сами за себя): Юрий Чугунов (гармония, аранжировка, композиция), Валерий Мелехин (ансамбль, импровизация), Сергей Резанцев (саксофон), Александр Гуреев (биг-бэнд, саксофон), Павел Протасов (ансамбль, контрабас), Евгений Гречищев (фортепиано), Борис Ривчун (история исполнительства, аранжировка, композиция), Денис Попов (методика), Павел Жулин (труба), Рашид Кулеев (тромбон), Армен Петров (бас-гитара), Анатолий Макуров (ударные), Дмитрий Рыжов (ансамбль трубачей), Константин Бабаян (компьютерная аранжировка). Появился новый педагог Геннадий Стрельник (джазовое фортепиано, общее). Продолжают работать и наши именитые ветераны — Владимир Гордеев и Юрий Грибков (дирижирование и чтение партитур). Мои предметы — музыкально-теоретические и исторические, включая историю джаза.
Наша боль утраты — Николай Михайлович Головня — удивительный человек, талантливый гитарист, любимый педагог. Он скончался 20 ноября по пути с работы, прямо в дверях вестибюля метро «Речной вокзал» — как артист на сцене.
Со студентами его класса согласился заниматься, при всей своей занятости, известный педагог Михаил Суджян. Он совместитель, и общая политика сокращения в учебных заведениях педагогов-совместителей, если таковая докатится до нас, будет в отношении нашей кафедры катастрофой, потому что из общего числа педагогов кафедры половина — совместители, а ведут они самые важные предметы.
И совсем уж свежая рана: 22 января ушёл из жизни Вячеслав Кузнецов — профессор, доктор педагогических наук, основатель кафедры и ее руководитель в 1991-2000 гг. Позднее для Евгения Савина и для меня он был «тылом», помогал кафедре и поддерживал её. В последние годы он руководил дипломными рефератами. В своей творческой деятельности он тесно сотрудничал с Александром Цфасманом, Олегом Лундстремом, Николаем Минхом, Юрием Саульским и другими крупнейшим советскими джазовыми музыкантами, внёс очень весомый вклад в становление вузовского джазового образования.
Студентов-эстрадников на дневном и заочном отделениях у нас в этом году почти сто из разных городов России, поскольку у нас есть большое общежитие. Студенты 4-5 курсов занимаются по пятилетнему плану, 1-3 курсы — уже по четырёхлетнему (бакалавриат). Не особенно удачно складывается баланс инструментов в ансамблях — маловато тромбонистов, басистов, ударников, но тут уж мы зависим от состава абитуриентов, их подготовленности и, конечно, от количества бюджетных мест, которое каждый год стараются уменьшить. Кстати, из «прелестей» новой ситуации: на бакалавриат не только разрешено принимать ребят без среднего специального образования, но установлен и ПЛАН по набору студентов на платные места (и попробуйте его не выполнить!)
В минувшем году проявилось заметное желание студентов из других вузов перевестись на нашу кафедру, что, надеюсь, говорит об интересе к ней.
Теперь расскажу о том, что из прошедшего года приятно вспоминать.
Конечно, мы старались сохранять лучшие традиции кафедры, которые во многом связны с именем Евгения Савина. Дмитрий Рыжов осуществил замысел своего любимого Учителя, расшифровав его рукописи и наброски методического альбома, которые много лет накапливались замечательным педагогом, но так и не публиковались при его жизни. Нам удалось добиться издания, а теперь и переиздания в МГУКИ альбома «Искусство современной игры на трубе», где обобщён опыт подготовки музыкантов-духовиков, принесший Евгению Савину международную известность. Альбом этот продаётся у нас в числе других изданий МГУКИ.
Дмитрий Рыжов стремится сохранить на кафедре и традицию ансамбля «Серебряные трубы» Евгения Савина.
23 ноября мы провели Четвёртый конкурс молодых джазовых трубачей имени Е.А.Савина. Идея конкурса, где участники импровизируют на темы, определяемые по жребию из предложенных заранее, принадлежит Юрию Льноградскому, продюсеру фестиваля «МузЭнерго» в Дубне, где и прошёл в 2010 году первый конкурс. Второй конкурс прошёл в МГУКИ в 2011 году. Третий конкурс мы провели в ГМКЭДИ («Ордынке»), где тоже многие годы преподавал Евгений Александрович. Небольшое число участников конкурсов было вполне объяснимо, потому что конкурс в таком формате носил довольно сложный и эксклюзивный характер.
На этот раз мы сделали его более доступным для участников разного возраста и ввели четыре номинации: школьники, учащиеся колледжей, студенты вузов и выпускники. Поменялись и требования: нужно было исполнить три композиции разного характера — блюз, балладу и стандарт более подвижного темпа. В первой номинации оказался пока один участник — 7-летний ученик Бориса Кузнецова, Мирон Кашицын. Во второй — два учащихся класса Валерия Букреева из ГМКЭДИ, из которых победил Станислав Ландырев. В вузовском конкурсе участвовали студенты Университетов культуры Москвы и Санкт-Петербурга и РАМ им. Гнесиных. Победитель — петербуржец Сергей Марголин. В категории выпускников победила воспитанница РАМ Юлия Маликова, которой был присужден Гран-При. В состав жюри входили Арзу Гусейнов (председатель), Александр Коротеев (трубач и бэндлидер — Минск), Анатолий Васин и Борис Кузнецов.
Мы искренне благодарим фирму «Музыкальный арсенал», предоставившую призы для участников конкурса, и Анатолия Дудина, который побеспокоился о грамотах и памятных знаках. Каждому участнику мы подарили и методический альбом Евгения Савина.
Конкурс трубачей очень хорошо вписался в программу ежегодно проводимых в МГУКИ в конце ноября Оркестрово-хоровых ассамблей, где одна из секций — джазовая. В этом году в её рамках проводились мастер-классы Юрия Чугунова, Арзу Гусейнова и Сергея Жилина, а также концерт, посвященный нашим юбилярам — Юрию Чугунову, Валерию Мелехину и Сергею Резанцеву. На ассамблеи обычно приезжает много гостей, педагогов из разных городов России, и, мы надеемся, количество участников конкурсов трубачей будет возрастать. Мы приглашаем.
Помимо участия в интенсивной концертной жизни МГУКИ, наши ансамбли и оркестр активно показывают себя и за пределами вуза. «Университет-бэнд», которым руководит Александр Гуреев, не только достойно участвовал фестивалях «Весенний студенческий джаз» и «Гнесин-Джаз», но и выезжал в Санкт-Петербург, где 15 мая дал концерт в Филармонии джазовой музыки. Для студенческого оркестра, который каждый год обновляется (и в котором, между прочим, не используется «кадровый резерв» педагогов), выступления были очень приличными. Александр Гуреев — что называется, «играющий тренер»: играет с оркестром свои соло и даёт ребятам хорошую оркестровую школу.
Ансамблевый класс, которым руководят Валерий Мелехин и Павел Протасов, был представлен не только на тех же фестивалях, но и впервые в истории нашей кафедры дал отдельный концерт — это было 21 мая в джаз-клубе Игоря Бутмана на Соколе.
По инициативе Евгения Гречищева мы организовали цикл концертов, которые проводятся в МГУКИ в третье воскресенье месяца. Я назвала их «Джаз на Левом берегу». Пока что их прошло три. Октябрьский был посвящен юбилеям Валерия Мелехина и Сергея Резанцева. В ноябрьском участвовал фортепианный класс Евгения Гречищева. Декабрьский был самым трогательным: гитаристы играли в память своего любимого учителя Николая Головни.
Продолжение цикла планируем сделать в марте. Идея таких концертов всем нравится.
Хотелось бы назвать наиболее отличившихся за год студентов, лауреатов различных фестивалей.
Дневное отделение. Выпускники, которых я подробно представляла в прошлом году, успешно сдали государственные экзамены. Их искренне хвалил председатель комиссии Игорь Бриль и даже взял телефоны у лучших — Дмитрия Зинакова (труба), Ильи Михеева (ударные) и Евгения Смирнова (бас-гитара). На нынешнем пятом курсе у нас самый знаменитый студент — Анатолий Осипов (саксофон), который с успехом исполняет авторские композиции на различного рода концертах и фестивалях и получает дипломы лауреата («Гнесин-Джаз», 9-й конкурс молодых джазовых исполнителей в Ростове — 2-я премия). Активно сотрудничает с Гнесинскими студентами саксофонист Пётр Риттер. На четвертом курсе отличились саксофонисты Илья Симаков (лауреат и дипломант многих фестивалей) и Сергей Марьясов, солист биг-бэнда, участник многих концертов и фестивалей. Явные успехи демонстрирует Виктория Петровская, участница конкурса «Рояль в джазе».Среди третьекурсников своей фанатичной преданностью инструменту выделяются Марина Дубина, которая была отмечена среди лучших саксофонистов на двух фестивалях «Гнесин-Джаз» и на конкурсе в Ростове, и Геннадий Вьюшков (бас-гитара) ставший победителем своей номинации конкурса «Многоликая гитара». Активно себя проявляет и Никита Рычков (саксофон). Среди второкурсников тоже появились свои лидеры — Владимир Владычкин (саксофон), Николай Алтунин (гитара), Сергей Девиченский — лауреат конкурса «Парад ударных инструментов». Часто участвуют в концертах и мастер-классах Артём Филимонов (бас-гитара), Спартак Моураов (ударные), Евгений Михеев (гитара). Нас радует высокий уровень первокурсников, из которых нужно особо выделить гитаристов Сергея Харина (дипломант конкурса в Ростове), Олега Пенькова, Алексея Черствова, саксофониста Владислава Ирхина, участника конкурса имени Савина Алексея Клочкова. Усердно занимаются пианистки Евгения Прохорова и Дарья Ткаленко.
Я не назвала многих студентов, которые играют в биг-бэнде и в ансамблях. Кто-то из наших студентов дневного отделения работает в разных, весьма престижных коллективах (часто — в ущерб учёбе).
А ведь есть ещё и наши выдающиеся заочники. В декабре сдал госэкзамены шестой курс, на котором лучшими были Павел Овчинников (тромбон, солист Московского джазового оркестра Игоря Бутмана), Денис Давыдов и Никита Трубицин (саксофон)
На 5-м заочном курсе у нас учатся Евгений Ярын (бас-гитара, ансамбль «Маримба Плюс»), Ксения Акимова (фортепиано — оркестр «Фонограф»), лауреат конкурса «Парад ударных инструментов» Владимир Шейнин. Александр Горох (гитара) — победитель всех возможных конкурсов и Стас Медведев (контрабас) — один из самых востребованных басистов — учатся на 4-м курсе. На третьем курсе — наша титулованная пианистка Татьяна Жиляева. Перспективный второкурсник — Роман Куликешев (ударные). Наконец-то взялся за учёбу в музыкальном вузе опытный баритон-саксофонист Фёдор Ляшкевич. Все заочники — самостоятельные музыканты, работающие в разных городах.
Так что, я надеюсь, и этот год прошел успешно. Спасибо всем, кто знает и поддерживает нас.
Спасибо за то что вы и Вы есть!
Только сейчас из этой статьи узнал о смерти Вячеслава Георгиевича Кузнецова… Светлая память и царствие небесное прежде всего хорошему человеку.