Джазовые лауреаты «Грэмми»-2014: за любую движуху, кроме голодовки!

4
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»
CM

infraКак мы помним, выраженную в красивых бронзовых граммофончиках премию Grammy ежегодно вручает в США Национальная Академия звукозаписи (NARAS) — организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. Обычно вручение премии происходит в феврале, но в этом году дата церемонии была изменена: 26 января 2014 года в Лос-Анджелесе премия «Грэмми» была вручена в 56-й раз.

В далёком прошлом премию, первоначальное полное название которой звучало как «Gramophone Award», вручали то в Лос-Анджелесе, то в Нью-Йорке, иногда даже в Чикаго и в Нэшвилле, штат Теннесси (столице кантри-музыки); но вот уже 10 лет как церемония Grammy Awards окончательно переехала на Западное побережье, в студийно-кинематографическую столицу американского шоу-бизнеса, и напротив её площадки — концертного зала Staples Center — был построен музей «Грэмми».

Самая острая полемика вокруг Grammy, как мы помним, развернулась в 2011-2012 гг., когда на волне общего кризиса индустрии грамзаписи NARAS радикально сократила число категорий, по которым вручается премия — со 109 до 78. Организаторы преследовали благую цель отразить этим решением произошедшие перемены в индустрии: так, множество мелких жанровых категорий в области традиционного фольклора, ранее разделявшихся по этническому принципу (от польки и текс-мекс до зайдеко и музыки американских индейцев), были сведены в одну категорию «Лучший альбом региональной корневой музыки», радикально уменьшено количество «латиноамериканских» номинаций (под предлогом того, что в них практически не было конкуренции и номинировались почти каждый год одни и те же артисты), и т.д. — под раздачу заодно попало и бывшее «седьмое жанровое поле», то есть традиционно шедший седьмым разделом в списке категорий джаз. Количество джазовых категорий в 2012 г. оказалось наименьшим за всю историю — джазовых «Грэмми»-2012 было всего четыре, и список их лауреатов в полной мере отразил наступивший и в джазовой отрасли звукозаписывающей индустрии глубокий кризис, точнее — несовпадение коммерческих критериев премии «Грэмми» и реального творческого процесса в джазовом сегменте индустрии (см. «Полный джаз 2.0», материал вашего корреспондента от 12.02.2012 «Джазовые лауреаты Grammy-2012: даже не представляют», а также более широкую аналитику по этому вопросу в бумажном «Джаз.Ру» №1-2012; всю историю вопроса см. по тегу «Джаз и Grammy»).

Смиримся с тем, что в джазовом «поле», видимо, никогда уже не будет ни семь, ни шесть номинаций, как раньше; хорошо и то, что их уже не четыре — с прошлого года их всё-таки пять (как ваш корреспондент довольно ехидно написал в 2013-м, «после бурного и продолжительного скандала с битьём посуды и валянием по полу, устроенного в масс-медиа представителями латиноамериканского меньшинства, в список категорий «Грэмми» вернулась часть «латинских» номинаций — в частности, в джазовом разделе восстановлена категория «Лучший альбом латиноамериканского джаза».» Всё-таки какое-то минимальное внимание джазу уделяется, хотя вручение джазовых «Грэмми» уже давно не показывают в основном телешоу, начинающемся в семь вечера по калифорнийскому времени — джазменам, а также блюзменам, артистам госпел, академическим и фольклорным музыкантам, звукорежиссёрам, авторам статей для буклетов дисков и т.д. премию Grammy вручают в ходе «предварительной церемонии», которая начинается в четыре часа дня (глубокой ночью следующего дня по Москве) и транслируется только в интернет, но не в телеэфир.

Кроме пяти категорий бывшего «седьмого поля» — сейчас это категории с 31 по 35, — «наши» (связанные с джазом номинанты и даже лауреаты) как правило, есть и в нескольких других категориях. Предлагаю рассмотреть список номинантов разных категорий, принадлежащих к джазовому миру, а также полный список номинантов и лауреатов в джазовых категориях.

Best Improvised Jazz Solo: Wayne Shorter
Best Improvised Jazz Solo: Wayne Shorter
photo © Kristoffer Juel Poulsen, 2012

ДАЛЕЕ: джазовые номинанты и лауреаты Grammy-2014 

Джазовые категории

Категория 31. Лучшее импровизационное джазовое соло

  • Лауреат:
    «Orbits» — Уэйн Шортер (саксофон), с альбома «Without A Net» (The Wayne Shorter Quartet), Blue Note Records
  • Номинанты:
    «Don’t Run» — Теренс Бланшард (труба), с альбома «Magnetic», Blue Note Records
    «Song For Maura» — Пакито Д’Ривера (кларнет), с альбома «Song For Maura» (Paquito D’Rivera And Trio Corrente), Sunnyside Records/Paquito Records
    «Song Without Words #4: Duet» — Фред Хёрш (фортепиано), с альбома «Free Flying» (Fred Hersch And Julian Lage), Palmetto Records
    «Stadium Jazz» — Донни Маккаслин (саксофон), с альбома «Casting For Gravity», Greenleaf Music

Категория 32. Лучший джазовый вокальный альбом

Gregory Porter (live in Tallinn, 2013)
Gregory Porter (live in Tallinn, 2013)
  • Лауреат:
    «Liquid Spirit» — Грегори Портер, Blue Note Records (отметим, что этот же альбом был также номинирован во «внеджазовой» категории «Лучший альбом традиционного ритм-н-блюза», но уступил более блюзовой работе техасского поющего гитариста Гэри Кларка-мл.)
  • Номинанты:
    «The World According To Andy Bey» — Энди Бэй, HighNote Records
    «Attachments» — Лоррэйн Фэзер (Lorraine Feather), Jazzed Media
    «WomanChild» — Сесиль Маклорин Сальван (Cécile McLorin Salvant), Mack Avenue Records
    «After Blue» — Тирни Саттон (Tierney Sutton), BFM Jazz

Категория 33. Лучший инструментальный джазовый альбом

Terry Lyne Carrington
Terry Lyne Carrington
  • Лауреат
    «Money Jungle: Provocative In Blue» — барабанщица Терри Лин Каррингтон, Concord Jazz
  • Номинанты
    «Guided Tour» — The New Gary Burton Quartet, Mack Avenue Records
    «Life Forum» — пианист Джералд Клэйтон, Concord Jazz
    «Pushing The World Away» — саксофонист Кенни Гарретт, Mack Avenue Records
    «Out Here» — Christian McBride Trio, Mack Avenue Records

Категория 34. Лучший альбом большого джазового состава

  • Лауреат:
    «Night In Calisia» — трубач Рэнди Бреккер, Włodek Pawlik Trio & Kalisz Philharmonic, Summit Records
  • Номинанты:
    «Brooklyn Babylon» — Darcy James Argue’s Secret Society, New Amsterdam Records
    «Wild Beauty» — Brussels Jazz Orchestra Featuring Joe Lovano, Half Note
    «March Sublime» — Алан Фербер, Sunnyside Records
    «Intrada» — Dave Slonaker Big Band, Origin Records

Категория 35. Лучший альбом латин-джаза

  • Лауреат:
    «Song For Maura» — Paquito D’Rivera And Trio Corrente, Sunnyside Records/Paquito Records
  • Номинанты:
    «La Noche Más Larga» — Буйка, Warner Music Spain S.L.
    «Yo» — Роберто Фонсека, Concord Jazz/Montuno Producciones
    «Eggūn» — Омар Соса, Otá Records
    «Latin Jazz-Jazz Latin» — Wayne Wallace Latin Jazz Quintet, Patois Records

Джазовые и околоджазовые артисты во внеджазовых категориях

Категория 60. Лучшая инструментальная композиция

  • Лауреат:
    «Pensamientos For Solo Alto Saxophone And Chamber Orchestra» — композитор Клэр Фишер (The Clare Fischer Orchestra), с одноименного альбома, Clavo Records
  • Номинанты:
    «Bound Away» — композитор Чак Оуэн (Chuck Owen & The Jazz Surge), с альбома «River Runs: A Concerto For Jazz Guitar, Saxophone & Orchestra», Mama Records
    «California Pictures For String Quartet» — композитор Гордон Гудвин (Quartet San Francisco), с альбома «Pacific Premieres: New Works By California Composers», Violinjazz Recordings
    «Koko On The Boulevard» — композитор Скотт Хили (Scott Healy Ensemble), с альбома «Hudson City Suite», Hudson City Records
    «String Quartet No. 1: Funky Diversions In Three Parts» — композитор Винс Мендоса (Quartet San Francisco), с альбома «Pacific Premieres: New Works By California Composers», Violinjazz Recordings

Категория 61. Лучшая инструментальная аранжировка

  • Лауреат:
    «On Green Dolphin Street» — аранжировщик Гордон Гудвин (Gordon Goodwin’s Big Phat Band), Telarc International
    Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    «Invitation» — аранжировщик Ким Ричмонд (The Kim Richmond Concert Jazz Orchestra), с альбома «Artistry: A Tribute To Stan Kenton», Mama Records
    «Side Hikes — A Ridge Away» — аранжировщик Чак Оуэн (Chuck Owen & The Jazz Surge), с альбома «River Runs: A Concerto For Jazz Guitar, Saxophone & Orchestra», Mama Records
    «Wild Beauty» — аранжировщик Гил Голдстайн (Brussels Jazz Orchestra Featuring Joe Lovano), Half Note

Категория 62. Лучшая инструментальная аранжировка аккомпанемента вокалу

  • Лауреат:
    «Swing Low» — аранжировщик Гил Голдстайн (Bobby McFerrin & Esperanza Spalding), Masterworks
  • Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    «Let’s Fall In Love» — аранжировщик Крис Уолден (Calabria Foti Featuring Seth MacFarlane), Moco Records
    «The Moon’s A Harsh Mistress» — аранжировщик Джон Холленбек (John Hollenbeck with Kate McGarry and Theo Bleckmann), с альбома «Songs I Like A Lot», Sunnyside

Категория 65. Лучшая статья для буклета альбома

  • Лауреат:
    John Coltrane «Afro Blue Impressions (Remastered & Expanded)» — автор статьи для буклета: выдающийся чикагский джазовый критик и радиоведущий Нил Тессер, Pablo/Concord Music Group
  • Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    New York Art Quartet «Call It Art 1964-1965» — автор статьи для буклета: нью-йоркский радиоведущий и историк джаза, директор джазовой радиостанции WKCR Бен Янг, Triple Point Records (этот альбом был также номинирован в 66-й категории, «Лучший исторический альбом», но лауреатом не стал)

Категория 70. Лучший звук альбома в технологии surround sound

  • Лауреатом стал впрямую не относящийся к нашей теме альбом Пола Маккартни, который, тем не менее, записывала для лейбла Eagle Rock Entertainment джазовая команда — выдающийся аудиоинженер Ал Шмитт и продюсер Томми ЛиПума.
  • Среди номинантов есть один джазовый альбом:«Sixteen Sunsets» — саксофонистка Джейн Айра Блум: мастеринг-инженер — Дарси Пропер, продюсеры — Джей Айра Блум и выдающийся джазовый звукорежиссёр Джим Андерсон, Pure Audio Records

Ну и напоследок — наши «соседи по жанру», инструментальная поп-музыка: так — наконец-то честно — называются теперь категории бывшего «современного джаза» (contemporary jazz), который даже в глазах Академии звукозаписи окончательно утерял связь с собственно джазом, кроме разве что генетических; а также «традиционная эстрада», генетически связанная с вокальным джазом.

Категория 7. Лучший альбом инструментальной поп-музыки

  • Лауреат:
    «Steppin’ Out» — трубач Херб Алперт, Shout! Factory
  • Номинанты:
    «The Beat» — Бони Джеймс, Concord Records
    «Handpicked» — Эрл Клаф (Earl Klugh), Heads Up International
    «Summer Horns» — Дейв Коз, Джералд Олбрайт, Минди Абэйр, Ричард Эллиот, Concord Records
    «Hacienda» — Jeff Lorber Fusion, Heads Up International

Категория 11. Лучший вокальный альбом традиционной эстрады

  • Лауреат:
    «To Be Loved» — Майкл Бюблэ (Michael Bublé), 143/Reprise
  • Номинанты (из имеющих отношение к джазу, остальных пропускаем):
    «Viva Duets» — Tony Bennett & Various Artists, Columbia Records

Ну, хоть так! Заметим две тенденции: сравнительно с двумя предыдущими годами выросло количество номинаций и даже лауреатов от легендарного лейбла Blue Note, который в начала 2010-х совсем было пропал с радаров — результат трудов его нового главы, знаменитого рок-продюсера Дона Уоза? И вторая:  огромное количество номинаций от Mack Avenue Records. Наверное, пора написать об этом примечательном лейбле поподробнее.

В целом — спасибо, что невзирая на глубокий кризис индустрии грамзаписи, начавшийся не вчера и даже не позавчера, джазу всё же уделяется хотя бы то внимание, которое уделяется. Как явствует из заголовка этого материала, мы вообще «за любую движуху, кроме голодовки»!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВперёд, в прошлое! Саратовский оркестр «Ретро» отпраздновал 30-летний юбилей
Следующая статьяДжазовый подкаст. «Money Jungle»: Эллингтон и Кэррингтон
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спасибо за исчерпывающую информацию! Небольшое замечание по транскрипции: Теренс Бланшар всё же француз, а в этом языке «д» в конце фамилии не читается.

    • Владимир, это потрясающее открытие! Поздравляем Францию с вновь обретённым сыном! :))))
      На самом деле Бланшард, конечно, никакой не француз. Он родился и вырос в Нью-Орлеане. Да, его фамилия франко-креольского происхождения, но в его семье говорили только по-английски и фамилию произносили и произносят по правилам не французского, а американского английского языка. Так же, как российский фотограф Ганнушкин стал, переселившись в США, откликаться на фамилию «ГэннУшкин», а 30 годами раньше трубач ПономарЁв стал именоваться «ПономАрэв», и БланшАр стал БлАншардом, причём задолго до рождения Теренса, который БлАншардом уже родился. Не верите? Послушайте, как на первых двух секундах этого ролика Теренс произносит свою фамилию сам:
      http://www.youtube.com/watch?v=tJy708xNWpk

  2. Какие критерии, на Ваш взгляд, определяют номинантов и призеров? Что и как обнародовать, чтобы услышали и включили в претенденты?

    • Процитирую собственные статьи по теме джаза на Grammy, за 2010 и 2012 год:

      ««Грэмми» — по крайней мере, в отношении джаза — всё меньше может считаться голосом профессионального сообщества, ценящего не цифры продаж, а художественные достижения. Статут премии всё ещё формулирует критерии отбора именно так (имеют значение только художественные качества, а не продажи), но разглядеть критерии, по которым голосующие члены Академии (их около 16 тысяч; непосредственно в джазовых категориях голосуют около 2500 человек) в действительности делают выбор между теми или иными записями в объективно устаревших номинациях, объединяющих зачастую художественно противоположные, несравнимые явления, — становится с каждым годом всё труднее.»

      «…«Грэмми» в своём нынешнем виде совершенно не отражает реальной ситуации с джазом — ни как видом музыкального искусства, ни как отраслью музыкальной индустрии.»

      На практике срабатывает комбинация как минимум двух из трёх факторов:
      — или ваш лейбл уже получал Grammy, и голосующие в джазовом «поле» 1200-1400 экспертов NARAS (все только из США) уже хорошо знают лейбл;
      — или лейбл обладает талантливой PR-службой, которая в предшествующий год сделала всё для того, чтобы ваш альбом получила в подарок для прослушивания «без обязательств» хотя бы половина экспертов (если постараться, то можно выяснить имена всех из них, хотя в открытом виде этой информации нет — но если, например, у вас на лейбле работает кто-то, кто сам входит в NARAS, то…);
      — или у вашего альбома за год были экстраординарные продажи, что возможно только для лейблов, входящих в мэйджор-компании и обладающие доступом к их дистрибуции (например, Blue Note).
      Есть и другие факторы, но если срабатывают два их этих трёх, то попадание как минимум в лонг-лист практически гарантировано; а кто попал в лонг-лист на этот год — может, если лейбл не будет зевать и профинансирует сильный релиз на следующий сезон, уже и номинацию получить.

      Хотя, как показывает практика, даже получение номинации не гарантирует ни роста продаж диска, ни контракта с влиятельным букинг-агентом, ни даже увеличения количества клубных работ (прочитайте интервью с вокалисткой Роузэнной Витро в мартовском DownBeat за прошлый год)…

      КМ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя