Игорь Бутман представляет XIV международный фестиваль «Триумф Джаза»: 26 февраля — 2 марта 2014, Светлановский зал Московского международного Дома музыки, Клуб Игоря Бутмана на Чистых Прудах (Москва) и БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург).
Программа XIV международного фестиваля «Триумф Джаза»
- БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург)
26 февраля, среда
Dave Holland Trio (США)
Anna Maria Jopek и её группа (Польша)
Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр + Johnny Rogers (вокал, США) - Санкт-петербургская Филармония джазовой музыки
27 февраля, четверг
Dave Holland Trio (США) - Клуб Игоря Бутмана на Чистых Прудах (Москва)
27 февраля, четверг
Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр + Johnny Rogers (вокал, США)
28 февраля, пятница
Dave Holland Trio (США)1 марта, суббота
Rudresh Mahanthappa (саксофон) & Gamak (США)2 марта, воскресенье
Anna Maria Jopek и её группа (Польша) - Светлановский зал Московского международного Дома музыки
1 марта, суббота
Dave Holland Trio (США)
Anna Maria Jopek и её группа (Польша)
2 марта, воскресенье
Rudresh Mahanthappa (саксофон) & Gamak (США)
Johnny Rogers (вокал, США) и Московский джазовый оркестр
Международный фестиваль «Триумф джаза» в последние почти уже полтора десятка лет стал важнейшим для России джазовым событием мирового уровня. Каждый год «Триумф джаза» — это выступления мировых джазовых суперзвёзд, премьеры международных проектов самых известных музыкантов из России и США, презентации новых программ и альбомов; это гала-концерты участников фестиваля на сценах больших залов и сольные выступления хэдлайнеров в камерной обстановке Клуба Игоря Бутмана, где можно запросто пообщаться с великими артистами.
В 2013 году фестиваль расширил свою географию — впервые концерты «Триумфа джаза» прошли не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.
Организаторы XIV фестиваля — компания Igor Butman Music Group — сообщают:
Удивлять публику обеих столиц непросто, но мы снова это сделаем в 2014 году! В Москве и Санкт-Петербурге впервые в России выступят легендарный контрабасист, композитор и двухкратный обладатель премии «Грэмми» Дэйв Холланд и его трио (CША), европейская суперзвезда, вокалистка Анна-Мария Йопек и её группа (Польша) и сенсационный нью-йоркский саксофонист Рудреш Махантхаппа, соединяющий джаз с традиционной индийской музыкой, и его группа Gamak (США).
На фестивале выступят также резидент «Триумфа» — Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана — и Джонни Роджерс, известный вокалист, пианист и музыкальный директор Лайзы Минелли, а также cекстет молодой звезды российской сцены саксофониста Азата Баязитова.
ДАЛЕЕ: подробности об участниках фестиваля, ЗАКАЗ БИЛЕТОВ!
Dave Holland Trio (США)
Выдающийся джазовый мастер, басист, композитор, бэндлидер и двухкратный обладатель премии «Грэмми» Дэйв Холланд уже более 40 лет продолжает свой творческий путь, экспериментируя, удивляя и оставаясь символом всего нового в современном джазе.
На фестивале «Триумф Джаза» Дэйв Холланд и его трио — гитарист Кевин Юбэнкс и барабанщик Обэд Калвэр — выступит в России впервые.
В дискографии Холланда есть и камерные сольные записи, и мощные биг-бэндовые альбомы, а его музыкальные интересы распространяются от авангардного джаза и фьюжн до блюграсса и рока — Дэйв продолжает следовать совету, который дал ему один из наставников, легендарный саксофонист Сэм Риверс: «Не оставляй ничего в стороне — играй всё». Как потом признался сам Холланд, «эти слова стали мантрой для меня на многие годы, когда я пытался в своей музыке объединить весь спектр: традицию, блюз и свободную импровизацию. Я люблю всю эту музыку, и поэтому я всегда был одержим сочетанием этих компонентов в современном контексте, чтобы зазвучали как одно целое». Дэйв — одна из ключевых фигур в мире джаза с начала 70-х, его музыка никогда не ограничивалась мэйнстримом, он прошёл путь от передовых рубежей свободной импровизации к своему современному видению музыки, в котором «играй всё» Сэма Риверса занимает центральное место.
Дэйв родился в английском городе Уолверхэмптон в 1946 году. С четырех лет Дэйв самостоятельно начал осваивать струнные и смычковые инструменты — укулеле, гитару, бас-гитару, контрабас. В возрасте 15 лет он бросил школу ради музыкальной карьеры. В скором времени Дэйв увлёкся джазовой музыкой, а когда впервые услышал игру Рэя Брауна и Лероя Виннегара, он обменял свою бас-гитару на контрабас и стал штудировать записи своих новых кумиров.
В 1964 году музыкант перебрался в Лондон, где начал выступать в маленьких клубах и брать уроки у Джеймса Эдуарда Мерретта — главного контрабасиста Philarmonia Orchestra и Симфонического оркестра Би-Би-Си. Учитель рекомендовал Дэйву продолжить музыкальное образование в Гилдхоллской школе музыки и драмы, где контрабасист и провел следующие три года.
К 20 годам Холланд был уже заметной фигурой на лондонской сцене: он записывался с лучшими музыкантами и часто выступал в в знаменитом клубе Ronnie Scott’s — и как бэндлидер, и как участник групп, аккомпанировавших гастролирующими музыкантам — Коулману Хокинсу, Бену Уэбстеру и Джо Хендерсону.
Именно там его услышали Майлс Дэйвис и Филли Джо Джоунс, когда басист вместе со своей группой выступал на «разогреве» у трио Билла Эванса. «Майлс услышал что-то особенное в его звуке и его идеях», — вспоминает легендарный барабанщик Джек ДеДжоннетт, в ту пору — участник трио Билла Эванса. Уже через месяц Холланд стоял на одной сцене с Дэйвисом в клубе Каунта Бэйси в Гарлеме. В том же году Холланд принял участие в записи своего первого альбома с Майлсом Дэйвисом «Filles de Kilimanjaro». В следующем году контрабасист записал с Дэвисом два революционных альбома — «In a Silent Way» и «Bitches Brew». Это были очень насыщенные два года, однако Дэйв не переставал развивать свои собственные музыкальные идеи.
Стремясь к новым музыкальным горизонтам, Холланд, к огромному удивлению для всех, осенью 1970 года покинул группу Майлса Дэйвиса, отказавшись от выступлений на престижнейших концертных площадках в пользу сочинения собственной музыки.
70-е годы стали очень плодотворными для музыканта. Он стал настоящим голосом новой джазовой музыки. Вместе с Чиком Кориа, с которым они вместе играли у Майлса, Дэйв сформировал авангардную супергруппу Circle, в состав которой вошли барабанщик Барри Алтшул и саксофонист Энтони Брэкстон. В 1972 году Холланд вмесе с Риверсом, Брэкстоном и Алтшулем записал дебютный альбом «Conference of the Birds», вдохновлённый одноименной поэмой персидского поэта-суфия XII века Фарида ад-Дина Аттара. В 70-х Холланд также записал выдающийся сольный альбом «Emerald Tears» и — в дуэте с Бэрром Филипсом — «Music for Two Basses», а также принял участие в записях важнейших альбомов Энтони Брэкстона на лейбле Arista, включая «New York», «Fall 1974» и «Five Pieces». В 1975 году Холланд создал знаменитое Gateway Trio вместе с барабанщиком Джеком ДеДжоннеттом и гитаристом Джоном Эберкромби и сделал несколько записей для лейбла ECM, ставших одними из самых значительных работ в стиле фьюжн.
В 1983 г. музыкант основал свой первый квинтет, в котором играли альт-саксофонист Стив Коулман, трубач Кенни Уилер и тромбонист Джулиан Пристер. Квинтет записал среди прочих альбомы «Jumpin’In», «Seeds of Time» и «Razor’s Edge», на которых звучат самые известные пьесы Холланда. Затем басист создал трио с Коулманом и ДеДжонеттом, записавшее альбом «Triplication», и квартет с Коулманом, гитаристом Кевином Юбэнксом и барабанщиком Марвином «Смитти» Смитом («Extenisons»).
В 90-е годы Холланд плотно сотрудничал с Джо Хендерсоном и его биг-бэндом и вокалисткой Бетти Картер, а также участвовал в записи важных проектов с другими джазовыми суперзвёздами — среди них альбомы «The Oracle», записанный в трио с барабанщиком Билли Хиггинсом и пианистом Хэнком Джонсом, и «Question & Answer» с Пэтом Мэтини, Роем Хэйнсом, Гэри Бёртоном и Чиком Кориа. В 90-х Дэйв также гастролировал с Херби Хэнкоком и записал с ним альбом «The New Standard», а в 2007 году принял участие в записи эпохального диска Хэнкока «River: The Joni Letters», получившего «Грэмми» как лучший альбом года. В 1995 году Холланд записал альбом «Dream of the Elder» с третьей инкарнацией своего квартета, в состав которого вошёл молодой вибрафонист Стив Нелсон, ставший затем постоянным участником проектов Холланда.
В 1997 году возник Dave Holland Quintet, который существует уже более 15 лет, в его составе вместе с Холландом и Нелсоном играют саксофонист Крис Поттер, тромбонист Робин Юбэнкс и барабанщик Нэйт Смит.
В 2000 году начался новый этап деятельности Холланда — он собрал ставший знаменитым Dave Holland Big Band, первые же две пластники оркестра — «What Goes Around» и «Overtime» принесли Холланду премии «Грэмми» в номинации «Лучший альбом большого джазового ансамбля».
А в 2005 году после долгих лет сотрудничества с ECM основал собственную фирму Dare2 Records, на которой стал издавать свои альбомы. На Dare2 уже вышли пять альбомов Дэйва, среди которых — отмеченная «Грэмми» запись Dave Holland Big Band «Overtime» (2005), а также «Critical Mass» (2006) и «Pass It On» (2008), записанные с квинтетом. Последний альбом Дэйва «Prism» записан с Кевином Юбэнксом, Крэгом Тэйборном и Эриком Харландом.
ВИДЕО: квартет Дэйва Холланда Prism в Польше, октябрь 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=2S6_xUZR3DI
Johnny Rogers (вокал, США)
Джонни Роджерс — настоящая звезда Бродвея, известный вокалист, композитор и пианист. New York Times отмечает, что «у него шоу-бизнес в крови» и в его творчестве «сочетаются элементы стилей Билли Джоэла, Питера Эллена и Джонни Мёрсера». Вместе с Игорем Бутманом и Московским Джазовым Оркестром вокалист представит специальную фестивальную программу, состоящую из лучших американских джазовых и эстрадных хитов 50-70-х, а также собственных песен Роджерса.
Джонни является официальным «послом музыки США»; с музыкальной миссией Роджерс объездил весь мир — маршруты его гастролей охватили Ближний Восток, Северную Африку, Юго-Восточную Азию и Океанию. В 2013 году вокалист впервые выступил в России вместе с Московским Симфоническим Оркестром.
Роджерс также известен как музыкальный директор и пианист Лайзы Минелли. Для шоу Лайзы «Liza’s At The Palace», получившем премию «Тони», Джонни написал знаменитую песню «I Would Never Leave You». На дебютном альбоме Роджерса «Photograph Box» одноимённую песню музыкант исполнил дуэтом с Лайзой Минелли.
Среди других музыкальных партнёров Роджерса — Рэнди Бреккер, Майкл Файнстайн, Том Харрелл, Дэйв Коз, Стивен Шварц и Энн Хэмптон Кэллоуэй.
Джонни Роджерс — соавтор и музыкальный директор бродвейского мьюзикла «Motherhood The Musical», с которым с 2010 года он гастролирует по США, а также лауреат ряда престижных премий за выступления в Карнеги-холле, Линкольн-центре, Oak Room и других залах. За свои композиции он отмечен премиями журнала Billboard и Фонда Американского Общества композиторов, писателей и издателей (ASCAP).
ВИДЕО: Johnny Rodgers «Too Marvelous For Words»
Anna Maria Jopek (вокал) и её группа (Польша)
«Полминуты прекрасной музыки Анны-Марии были лучшей музыкой, услышанной мною за несколько лет. Она — удивительна, она — необычна, она — редкостный музыкант. Она уникальна, своеобразна и отлична от всех. Она не имеет себе равных, Анна-Мария сверкает в своих работах, как бриллиант!»
Пэт Мэтини, 18-кратный лауреат Grammy
Суперзвезда мирового масштаба, сенсационная вокалистка и пианистка и её группа с впервые в России выступит на фестивале «Триумф Джаза».
Анна-Мария Йопек родилась в 1970 году в семье лидера польской фолк-группы Mazowsze Станислава Йопека. С раннего детства Анна Мария подавала большие надежды как академическаяа пианистка. В пятнадцать лет она стала увлекаться джазом, и в 1989 году была награждена грантом на обучение на джазовом отделении в Manhattan School of Music в Нью-Йорке. После окончания престижнейшего учебного заведения в 1991 году Анна-Мария вернулась обратно в Варшаву, где в 1994 году с отличием окончила Академию музыки им. Ф.Шопена по классу фортепиано. Несмотря на то, что Анна-Мария решила связать свою жизнь с джазом, она просит не называть её джазовой певицей: «Не нужно относить мою музыку ни к джазу, ни к фолку, ни к поп-музыке, ни к какому-либо другому стилю… На меня повлияла разная музыка. Джаз для меня важнее всего — с его свободой, гармонией и чувством времени, однако я выросла, слушая старинные польские народные песни. Мои корни здесь, в славянской музыке и славянских пейзажах».
В том же 1994 г. Анна-Мария впервые выступила на фестивале в Витебске и получила специальный приз из рук самого Мишеля Леграна, в 1996 г. её группа стала сенсацией фестиваля Jazz Jamboree в Варшаве, а уже в 1997 г. певица представляла Польшу на конкурсе «Евровидение», опередив представительницу России — Аллу Пугачёву — на четыре позиции.
Мировая известность пришла к Йопек вместе с выходом на мейджор-лейбле Warner Bros. альбома «Upojenie» («Восторг»), записанного вместе с легендарным гитаристом Патом Мэтини. В первый же день продаж в США этот CD стал «золотым», а в течение полугода — «платиновым». Такого в Америке не добивался ни один зарубежный джазовый исполнитель, выпускавший альбом на родном языке. Единственным исключением был Антонио Карлос Жобим. «Я не могу представить ничего более вдохновляющего и волнующего, чем работа с Патом Мэтини. Он был для меня самым важным педагогом многие годы, но исполнять музыку с ним было самым захватывающим опытом в моей жизни», говорит Анна-Мария.
Сегодня на счету Анны-Марии Йопек 14 альбомов, включая очень успешный «ID», на котором вместе с ней играли Брэнфорд Марсалис, Крисчен Макбрайд, Ришар Бона и Торд Густавсон, а также совместные выступления с Томашем Станько, Джо Ловано, Стингом, Майклом Бреккером, Бобби Макферрином, Крисом Ботти и экс-вокалистом King Crimson Гордоном Хаскеллом.
Анна-Мария даёт более 100 концертов в год, выступая перед тысячами поклонников на фестивалях от Торонто до Вены, от Лондона до Берлина, её концерты в США проходили на сценах Карнеги-холла и Hollywood Bowl. Однако огромным залам и опен-эйрам она всегда предпочитает камерную атмосферу небольших концертных площадок, клубов и театров.
В октябре 2011 г. Йопек выпустила сразу три (!) альбома: «Haiku», созданную вместе с японскими музыкантами, включая знаменитого пианиста Макото Одзонэ; «Sobremesa», записанную с мастерами португальской, бразильской и афро-кубинской музыки; и «Polanna», на которой звучит народная и академическая польская музыка — соавторами этого альбома вместе с Анной-Марией стали «грэмминосцы» Гил Голдстейн и Гонсало Рубалькаба.
ВИДЕО: Anna Maria Jopek «Ja Wysiadam»
httpv://www.youtube.com/watch?v=YIA8cBiIzwY
Rudresh Mahanthappa (саксофон) & Gamak (США)
Саксофонист и композитор Рудреш Махантхаппа — пионер индийско-американского джаза и выдающийся новатор, чьими экспериментами восхищается весь джазовый мир, лучший альт-саксофонист 2012 года по версии журнала Downbeat и обладатель гранта фонда Гуггенхайма. Головокружительная, захватывающая и ни на что не похожая музыка, которую создаёт саксофонист, — результат соединения индийской этники и современного импровизационного языка джаза.
Важнейшая фигура современной нью-йоркской сцены впервые в России выступит на фестивале «Триумф Джаза».
Рудреш Махантхаппа, которому исполняется 43 года, родился в итальянском городе Триесте в семье иммигрантов из Индии, а вырос в Боулдере, штат Колорадо, где его отец преподавал в университете физику. Там же, в Боулдере, мальчик начал играть классику на флейте, в 9 лет взял в руки альт-саксофон и понял, что дальше хочет заниматься только джазом. Он совершенствовался в игре в Университете Северного Техаса, затем — в колледже Бёркли в Бостоне, после чего ещё брал частные уроки у таких мастеров саксофона, как Дейв Либман, Джо Ловано и Стив Коулман. Впрочем, слышнее всего в его игре, особенно в его характерном звуке, влияние ещё одного великого саксофониста по фамилии Коулман — первопроходца фри-джаза Орнетта Коулмана. Но то, что играет Рудреш Махантхаппа — совсем не фри-джаз. Это весьма искушённые современные джазовые композиции в стилистике, которую за неимением лучшего термина называют пока что странным словосочетанием «креативный мэйнстрим». Премудрости джазовой композиции Рудреш освоил в Чикаго, в университете ДеПол, где в середине 90-х получил звание магистра музыки. И вот со всеми этими влияниями — Индия, Италия, Колорадо, Бостон и Чикаго, да ещё и Орнетт Коулман в придачу — Рудреш Махантхаппа поселился в Нью-Йорке, где теперь постоянно выступает в ведущих джаз-клубах, записывается для Pi Recordings и преподает в Университете Новой Школы. Открыв для себя использование саксофона в контексте традиционной карнатической (южноиндийской) музыки по записям великого индийца Кадри Гопалнатха, Рудреш в середине прошлого десятилетия много раз ездил в Индию играть с прославленным мастером, и с тех пор соединение наследия индийской музыки и джаза стало его главным творческим методом. Он — лауреат премии Ассоциации джазовых журналистов Jazz Award в номинации «альт-саксофонист года» за 2009, 2010 и 2011 годы. Вплоть до конца 2012 г. Рудреш гастролировал с материалом своего альбома «Samdhi», вышедшего осенью 2010 г. на европейском лейбле ACT. Авторитетный журнал Downbeat назвал эту работу «поворотной точкой в слиянии стилей, которую не так просто анализировать … никто до этого не пробовал играть музыку такого масштаба».
В 2012 году легендарный барабанщик Джек ДеДжоннетт пригласил Махантхаппу присоединиться к своей группе для записи нового диска.
На своем втором релизе для ACT Music & Vision, который называется «Gamak», вместе с потрясающим гитаристом Дэвидом Фьючински и своими многолетними партнёрами басистом Франсуа Мутаном и барабанщиком Дэном Уэйссом Махантхаппа продолжает исследовать новые возможности соединения индийской музыки с джазом.
ВИДЕО: Rudresh Mahanthappa + Samdhi, Таллинн, апрель 2012
httpv://www.youtube.com/watch?v=-BTpcYbZCac