Антон Соловьёв фото: Оренбургская филармония |
8-10 ноября в Оренбурге состоялся XVII международный джаз-фестиваль «Евразия-2013», посвященный 85-летнему юбилею Юрия Саульского. Бессменные организаторы фестиваля — Оренбургская областная филармония, Джаз-центр Юрия Саульского, правительство Оренбургской области и областное министерство культуры и внешних связей; художественный руководитель фестиваля — Татьяна Саульская, вдова легендарного музыканта, основателя Оренбургского джаз-фестиваля — Юрия Сергеевича Саульского (1928-2003). Замечательный советский композитор, автор символичной для своего времени популярной песенки «Чёрный кот» — первого советского твиста (1963), создатель музыки ко множеству кинофильмов — от «Карнавальной ночи» (где он был соавтором) и «Девушки с гитарой» до «Следопыта» и «Острова погибших кораблей», Саульский был в 80-е годы неофициальным «министром джаза СССР»: пользуясь своим авторитетом председателя «джазовой комиссии» Союза композиторов, он помогал пробиться через цензуру и бюрократические рогатки джазовым ансамблям и рок-группам (от «Арсенала» до «Машины времени») и вообще очень много сделал для того, чтобы вывести в СССР джаз и современную музыку в целом из подполья.
День первый. Джаз и этника
Открывали фестиваль Beriashvili-Losev Group — международный коллектив, в котором заявлено участие России, Грузии и Кубы. Все участники Beriashvili-Losev Group востребованы, активно выступают в других проектах, и поэтому собраться вместе им бывает сложно. Как ясно из названия, лидеры здесь — певица Этери Бериашвили и вокалист, пианист, композитор, ученик Игоря Бриля — Александр Лосев, основатель группы, автор большей части музыки и текстов. Александр определяет музыку коллектива как «сочетание этники и поп-музыки с джазовой подачей и импровизационностью». Интересно, что часть песен исполняются на грузинском языке, который, как считает Лосев, «создаёт особый колорит и атмосферу» и не становится барьером между артистами и публикой.
BLG начали выступление тёплыми, романтичными, тягучими песнями на грузинском. Затем прозвучала «Remember Me» — на английском. Все участники этого фестиваля почтили память Саульского, играя что-нибудь из его сочинений. Этери спела «Признание» из кинофильма «Солнце, снова солнце» (1987, на стихи Евгения Евтушенко). Романтическая баллада отлично вписалась в программу, хорошо гармонировала с остальным репертуаром.
ДАЛЕЕ: продолжение подробного рассказа об Оренбургском фестивале, много фото!
Вторым на сцену вывел свой коллектив израильский пианист Леонид Пташка. Согласно информации из программы, первый концерт Пташки состоялся, когда ему было шесть лет, в семь он исполнял концерт Мендельсона с Бакинским симфоническим оркестром, а учиться музыке начал в четыре года. Однако со сцены пианист сказал, что начал выступать уже в три года. Леонид Пташка — виртуоз, дающий ежегодно по 200 концертов, гастролировавший по всей планете: Югославии, Германии, Франции, США, Южной Африке и т.д… В программе «Мои любимые пианисты» Пташка (плюс саксофонист Тимур Некрасов, контрабасист Владимир Кольцов-Крутов — который был на сцене весь вечер, со всеми коллективами, — и барабанщик Давид Сагамонянц) очень энергично сыграли несколько любимых Леонидом эвригринов и, конечно, одну из песен Саульского — «Ожидание». Далее Пташка решил продолжить этно-тему, начатую предшественниками по сцене, и сыграть на национальном израильском инструменте, сделанном из бараньего рога. Инструмент под названием «шофар» используется равинами для общения с Богом. После рог-музыки немного попели скетом, поиграли и раскланялись.
Майлс Дэйвис навсегда
Во втором отделении на сцену вышла самая ожидаемая мною на этом фестивале группа — квартет Алексея Подымкина, в котором вместе с пианистом Алексеем играют Сергей Баулин (тенор-саксофон), бессменный контрабасист вечера Владимир Кольцов-Крутов и Давид Ткебучава (барабаны).Программа называлась «Майлс Дэйвис навсегда» и была очевидно невозможна без хорошего трубача. На трубе был американский музыкант Джейсон Палмер.
Выступление началось с пьесы Саульского «Знакомство с оркестром», написанной в 1966 году для созданного им же оркестра «ВИО-66», в состав которого входил весь цвет тогдашнего московского джаза. Пьеса, кстати, какое-то время была визитной карточкой «ВИО-66».
После Саульского зазвучал Дэйвис: «Joshua», «All Blues», «Dig», «Enigma», «Tempus Fugit».
Музыку Майлса на Оренбургской сцене играют не часто. Исполни музыкант Паркера, Армстронга, Эллингтона — никому и в голову не придёт сравнивать услышанное с оригиналом. А вот Майлс Дэйвис не то чтобы не исполняем, забыт и не знаком слушателю, но все-таки целая программа его музыки — явление редкое. Люди обращают на такое выступление больше внимания, имеют завышенные ожидания и очень надеются услышать нечто хотя бы приближенное к тому, что они слышали в исполнении великого музыканта. В случае с коллективом Алексея Подымкина сравнивать сложно, т.к. они не стараются играть похоже на Майлса, не стремятся воспроизвести старые записи. Скажем, дух «Kind of Blue» передан в точности и чувствовался с первых аккордов. Каждый, кто когда-то слушал этот альбом, понял, что мелодия явно оттуда, но вот какая именно — сразу не сообразишь. Музыканты умудрились угодить поклонникам фундаментальной пластинки и вместе с тем так сыграть до боли знакомую «All Blues», что она воспринималась как новое, впервые услышанное произведение. По словам Подымкина, «не на три четверти, а на 11». Одно дело — воспроизвести старую запись, вызвать ностальгию по первому прослушиванию; и другое — дать новые впечатления и заставить, придя домой, переслушать оригинал. Манера игры Джейсона Палмера отличается интеллигентностью, аккуратностью — особенно в сравнении с Майлсом, который играл более резко, с большим вызовом и самоуверенностью, и вместе с тем умел сочетать свою ершистость с какой-то застенчивостью. Майлз чеканил, ставил особняком каждую фразу — Джейсон «любитель больших форм» (по выражению Подымкина). У него нет лаконичных, афористичных фраз, а все предложения длинные, сложносочинённые, со сложными взаимосвязями. При такой манере стоит слушателю чуть отвлечься — и он уже не понимает, что ему играют. Оренбуржцы к такому явно не привыкли, им требуется время, чтобы распробовать подобных музыкантов.
Джейсон — замечательный трубач. Я чувствую, что не расслушал его до конца, и мне бы было интересно побывать на его концерте ещё раз. Да и его «большие формы» — явление в мировом джазе не такое редкое; очень жаль, что оно так непривычно оренбуржцам. Можно надеяться, что в будущем мы услышим больше подобной музыки.
Те, кто помнит Подымкина по квартету «Четверо», отметили, что компания Васильева, Епанешникова, Голощёкина придавала игре Алексея несколько иную окраску. Сейчас у него больше простора для размышлений, что ли… Очень контрастно выглядит этот великолепный коллектив на фоне некоторых других стабильных участников, у которых не только звучание неизменно, но даже анекдоты между номерами звучат всё те же самые. В силу некоторых ограничений я не могу писать много об одном коллективе, но все участники квартета заслуживают внимания и восторгов.
День второй. Рок-н-ролл, фьюжн и классический джаз
Второй день был открыт гостями из Казахстана, Муниципальным концертным биг-бэндом города Костаная в дневном концерте. К сожалению, мне на него попасть не удалось, но могу сказать, что из Казахстана в прошлом не приезжало ни одного слабого коллектива.
Блюз и рок-н-ролл
Вечером на сцену «Евразии» вышла троица с рок-н-ролльно-блюзовой программой: автор музыки и слов, Ксения Федулова (родом с Камчатки) с московской ритм-секцией Jam Duet — бас-гитаристом Анатолием Смирновым и барабанщиком Алексеем Цыгановым.
Ну кто не любит хороший, качественный, энергичный рок-н-ролл? А то, что лидер — девушка, так это просто повод для дружеского подтрунивания. Время от времени зал, не сговариваясь, начинал щёлкать пальцами в такт. Постоянный слушатель фестиваля, местный музыкант и педагог Александр Панкеев даже вышел в проход между рядами кресел потанцевать. Ксения и Ко, конечно же, смогли бы обыграть в блюзовом духе практически любое произведение Юрия Саульского, но решили выразить уважение патриарху, исполнив песню о несчастной любви и разлуке «Не забывай» (1979, текст — Леонид Завальнюк). Кто слышал — сравните с версией Софии Ротару: разница позабавит. После того как Ксения неожиданно вплела в свою песню «Жизнь — только хобби» мелодию Эдуарда Колмановского «Я люблю тебя, жизнь» (1956), блюзвумен взяла аккорды русской народной «Во поле берёзка стояла», ненадолго воскресив в памяти оренбуржцев выступление Энвера Измайлова, который тоже играл эту песню и, понятное дело, тем же звуком электрогитары. Что сказать, пример Этери Бериашвили оказался очень заразительным: не только Пташка не удержался от этно-элементов.
The Trombone Show
Но вот пришло время музыки классического джазового мэйнстрима: на сцене «Тромбон-шоу» Максима Пиганова и солистка оркестра Олега Лундстрема Елена Цой. Уверен, что этот коллектив уж точно не нуждается в представлении. В Оренбурге они были несколько раз, выступают давно и наверняка на других российских джазовых сценах тоже хорошо известны. Состав из четырёх тромбонов, пианиста и ударника, конечно не является традиционным для джаза, коллектив уникальный, но «Тромбон-шоу» — команда любителей традиционного джаза, и звучание у них мэйнстримовое: наивное, тёплое, доброе, сентиментальное. Зал услышал проверенные временем стандарты: «Sweet Georgia Brown», «Summertime», «It Don’t Mean A Thing (If It Ain’t Got That Swing)» и др. Учитывая, что в репертуаре Пиганова есть целая программа русских народных песен, «Тромбон-шоу» просто не могли не поддержать инициативу предшественников и не сыграть что-то этническое; их выбор пал на «Валенки-валенки» Лидии Руслановой. Конечно, не обошлись без произведения Саульского — «Мари (Прощание с любимой)», написанной на слова Григория Поженяна для спектакля Театра им. Моссовета «Глазами клоуна».
Бульба-фанк
Завершили второй день фестиваля Евразия гости из Белоруссии, ChiefsBand под руководством Александра Мышкевича. Впрочем, Александр заявляет, что в его команде все равны, каждый участник — руководитель, отсюда и название. Первая песня ChiefsBand — тема Юрия Саульского, которая до 1986 г. была гимном КВН — «В урочный день». Группа, действительно, похожа на какую-то из команд Клуба Веселых и Находчивых. Банданы, кепки, рваные джинсы, яркие футболки, майка Мышкевича, стилизованная под национальную белорусскую рубаху… Опытный слушатель мог бы предположить, что «общение с залом» займёт у них чуть ли не больше времени, чем игра на инструментах. Ан нет, говорили ChiefsBand очень мало, потому что умеют играть энергичный фьюжн с качественными долгими запилами. Коллектив большой, все хотят высказаться, солировать — и все шефы, хотят — делают. Приходится экономить время, хотя им и выделили целое отделение.
День третий. Как вырастает джаз
В третий, заключительный день как будто специально показали музыкантов на разных стадиях «взросления»: совсем-совсем зелёные, набирающие опыт, опытные мастера.
Вечер открыл коллектив под названием «Джаз на вырост». На первый взгляд звучит несколько претенциозно. Мол, вам такое рано, но ладно, послушайте — потом поймёте. На самом деле имеется в виду, что ребята молоды, но готовятся сменить мастеров в будущем. Одиннадцать лет назад, слушая пианиста Евгения Лебедева и альт-саксофониста/флейтиста Константина Сафьянова, живой тогда ещё Саульский заметил: «У нас есть джаз на вырост». То есть для этого фестиваля название для себя музыканты в какой-то степени выбирали в память о Юрии Сергеевиче. Вместе с Лебедевым и Сафьяновым на сцену вышли Антон Ревнюк (бас) и Александр Кульков (ударные).
Евгений Лебедев: «Для нас сегодня очень важно отдать дань великому человеку. Когда мы делали первые шаги на сцене, Саульский нас всегда подбадривал и помогал, внушал уверенность». Уважение музыканты выразили, сыграв балладу Саульского «Зеркало».
«Джаз на вырост» привёз специально подготовленную, тщательно подобранную к юбилею Юрия Сергеевича авторскую программу. Некоторые вещи были написаны специально к этому дню и, соответственно, исполнялись впервые. Все вещи спокойные, ненавязчивые, сдержанные, лёгкие, но вместе с тем в меру сложные, задумчивые.
Евгению Лебедеву сейчас 28, в Российскую Академию музыки им. Гнесиных, в класс народного артиста РФ профессора Игоря Бриля он поступил в 2002-м. Другими словами, несмотря на название ансамбля, это вообще-то опытные артисты, с высоким уровнем игры, своим голосом. Артисты, которых мы с удовольствием будем ждать снова.
Я при желании мог бы составить топ лучших выступлений за историю фестиваля, опираясь не только на собственные впечатления, но и на реакцию в зале. Выступление Nеw Вluеs Ваnd в 2011 обязательно бы попало в этот список, в чем свою роль в это сыграл Александр Гуреев — саксофонист, композитор, аранжировщик. Заводной, обаятельный, обладающий реактивной скоростью. В этот раз он приехал в Оренбург как бэндлидер вместе с другим любимчиком фестиваля — пианистом Иваном Фармаковским — и американской вокалисткой Джанин Картер. Фармаковский за роялем, наверное, может сыграть всё что угодно, без каких-либо трудностей. Чувствуется какая-то особая лёгкость в том, что он делает, и вместе с тем всё очень изысканно. Легко ли остаться незаметным на таком фоне? Нет, если вы Гуреев или Джанин Картер. Александр был в замечательном настроении, весело маршировал на месте, передавая это настроение слушателям и срывая аплодисменты
Завершает фестиваль биг-бэнд студентов Российской Академии музыки им. Гнесиных — «Академик-бэнд» Анатолия Кролла.
Классика свинга, Гершвин, латиноамериканские и классические свинговые аранжировки, голос вокалистки Ольги Синяевой. Уверен, не надо объяснять, какой эффект производит впервые услышанная «Song of the Volga Boatmen» (в девичестве «Эй, ухнем») или исполненный оркестровой мощи «Sing, sing, sing». И, может быть, это было не лучшее выступление биг-бэндов за всю историю фестиваля, но зал долго не отпускал его со сцены. Благо ведущий Владимир Каушанский в этот раз дал людям такую возможность. А ведь он знает много способов увести музыкантов со сцены! Лучше всего о своём бэнде сказал сам Кролл: «Это хоть и молодые ребята, но процентов 80 из них уже стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов. В числе лучших коллективов российского джаза нас называют не первый год. Вообще нам не стоит беспокоиться за будущее российского джаза, идёт накопление нового музыкального капитала».
А мне всё не даёт покоя воспоминание о квартете Подымкина. Ведь та программа Майлса, с которой он выступил — это часть мэйнстрима. Более того, Подымкин совсем немного шагнул в сторону от того, что обычно исполняют — и получил интересную, запоминающуюся и необычную программу. Классика 30-40-х — это прекрасно, но почему бы не помечтать о том, что на оренбургской сцене биг-бэнд выступит, скажем, с сочинениями Чарлза Мингуса, он же работал с большими оркестрами…
Но слава организаторам, фестиваль далеко не последний и они ещё порадуют нас чем-нибудь таким, что мы сейчас даже не сможем представить.
Просто Отлично! постоянно слежу за движением нашего ДЖАЗА А участие Этери просто сразило!!! Ещё и на ГОЛОСЕ успевает!!!Всем успехов и любви к ДЖАЗУ!!!!!!
Уважаемый господин Соловьев!
Юрий Сергеевич Саульский так много сделал для нашей музыки, что совершенно излишне приписывать ему еще и авторство музыки к «Карнавальной ночи». Ее автор Анатолий Лепин (Лиепиньш).
А Саульский имел к ней отношение, так как в те годы работал в Оркестре Эдди Рознера, принявшем участие в этом фильме.
Информация взята из док. фильма «Черный кот на счастье» и ни где больше мне не попадалась. Хотя и искал.
«Юрия Саульского с этим эксцентричным человеком судьба свела в 1954 году, а до этого — в начале тридцатых — берлинца Эдди Рознера называли «второй трубой мира». Он покорил всю Европу. В 1956 году оркестр Рознера в своем фильме «Карнавальная ночь» снял Эльдар Рязанов. А Саульский был соавтором музыки, прозвучавшей в этой комедии.»
Кликните на «Полный текст».
http://www.1tv.ru/documentary/fi=6377
Антон, я думаю, эта информация также достоверна, как и то, что Эдди Рознер кем-то признавался «второй трубой мира».
Информация для Антона Соловьева — в Санкт-Петербурге есть секстет, который играет (поверьте мне, весьма свободно и талантливо) программу «Tribute ti Mingus». Ее придумал контрабасист Григорий Воскобойник. Ритм-группа + 2 саксофона (тенор и баритон) и тромбон. Каушанский, конечно же, знает о питерском джазе очень мало: проекты Кондакова и Голощекина. Не более того. Это — к сведению.
Как историк могу к комментариям добавить, что второй трубой мира считал себя сам Эдди Рознер. Он был талантливым музыкантом и шоуменом, но аранжировать не умел. Пришел Саульский и во многом мэтра выручил. Выручил Юрий Сергеевич и Анатолия Яковлевича Лепина, написавшего милые песенки, но не владевшего искусством свинговой аранжировки. Оренбургу за джазовую стойкость мой большой поклон.
Владимир Борисович, спасибо за информацию, но я же не имею отношения к организаторам Фестиваля. У меня есть свои пожелания. Я даже узнавал сколько стоит выступление одного замечательного коллектива. Так чисто помечтать. Но первый и единственный разговор с Каушанским закончился плохо.
Так значит я не сильно наврал здесь про «Карнавальную»? Это ведь просто шапка к обзору, не больше.