Константин Волков фото: пресс-служба фестиваля |
Ровно год назад главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков писал о девятом фестивале «Джаз по-ростовски» («Девятый «Джаз по-ростовски»: впечатления и открытия», 13.12.2012) как о событии, которое фактически открыло ему воочию ростовскую джазовую сцену — важнейшую региональную джазовую сцену России. Год спустя на юбилейном, десятом фестивале замечены были новые акценты: ростовская сцена по-прежнему была достойно представлена, но теперь аудитории трёх городов Ростовской области гораздо шире была показана и общероссийская сцена, причём в весьма разных — и весьма сильных — её проявлениях.
Южная группа региональных джазовых сцен России вообще тяготеет к Ростову-на-Дону — прежде всего за счёт существования в крупнейшем южнорусском городе уникальной системы джазового образования всех трёх ступеней: от детской джазовой школы до джазового отделения в Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова. Основу этой системы ещё три десятилетия назад заложил бэндлидер Ким Назаретов (1936-1993), харизматичный лидер джазового сообщества Ростова-на-Дону, благодаря которому в Ростовской консерватории впервые в СССР — на год раньше московского Института им. Гнесиных, ныне Российской Академии музыки, в 1982 г. — открылось джазовое отделение высшего образовательного звена. Поэтому теперь хребет ростовского джазового сообщества составляют не только люди, прошедшие легендарный биг-бэнд Кима Назаретова, но и многочисленные воспитанники созданной Кимом Аведиковичем системы джазового образования, и чем дальше, тем более явно: через 20 лет после внезапного ухода Назаретова из жизни их, среди музыкантов младше сорока, уже подавляющее большинство.
Тем важнее для города и региона проведение фестиваля, который на рубеже второго десятилетия своей истории разворачивается лицом уже не только к ростовской сцене, но и к сцене всей страны, включая таким образом ростовский джаз в российский контекст. Как и в минувшем году, успех фестиваля — результат работы множества людей, но главную роль в его проведении, безусловно, играют два основных действующих лица. Инициатива и авторское видение — это «автор-координатор» фестиваля, ветеран ростовского джазового движения Рафаиль Туишев, который ещё в 1966 г. был председателем первого в городе джаз-клуба «Радуга». Организационная база и содествие на всех этажах регионального административного механизма — это председатель фестивального оргкомитета, заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. Но нужно отметить и роль мэра Таганрога: благодаря Владимиру Прасолову фестивальный концерт в портовом городе на берегу Азовского моря и в 2013 г. стал едва ли не лучшим в программе «Джаза по-ростовски»; а благодаря ректору Донского государственного технического университета Бесариону Месхи, ставшему в этом году заместителем председателя оргкомитета фестиваля, «Джаз по-ростовски» в этом году обрёл новую площадку — огромный и прекрасно звучащий зал только что построенного Конгресс-холла ДГТУ. Но, конечно, это всего лишь несколько имён из целой плеяды тех, кто делал фестиваль.
«Джаз по-ростовски» 2013 года открылся 15 ноября в Новочеркасске, в 40 км. от Ростова: в старинной казачьей столице это оказался первый в истории джазовый фестиваль, и интересно отметить, что музыканты нашли в городе тёплый приём и внимательную, чуткую к музыке аудиторию, пусть даже пока и не очень твёрдо знакомую с джазовым искусством.
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о четырёх днях фестиваля в Новочеркасске, Ростове и Таганроге, много фото!
Из-за задержек авиарейсов автобус с основным составом фестивальных артистов въехал в город только тогда, когда концерт уже шёл, но к моменту их прибытия на площадку зал уже был хорошо разогрет, так как в ожидании подкрепления на сцене самозабвенно рубился диксиленд Dixie Brothers Band, специальный гость которого — трубач и вокалист Александр Тучков, в годы работы в Италии принявший сценическое имя Луис Терца — родился именно в Новочеркасске и потому принял на себя в этот вечер буквально вал народной любви.
«Квартет молодых» из Ростовской консерватории в этот вечер выступал в не совсем обычном составе: из-за стечения неожиданных объективных обстоятельств вместо гитариста Евгения Побожего основным солистом коллектива стал специальный гость, 15-летний слушатель выпускного класса Детской джазовой школы им. Кима Назаретова — саксофонист Артём Баденко. Молодой музыкант относится к делу очень серьёзно и на сцене выложился буквально до основания, показав всё, чему научился в Джазовой школе — и, поверьте, научился он весьма многим вещам и весьма качественно. Его поддержали и, что называется, «продали» аудитории музыканты основого состава квартета: басист Максим Вострецов (выпускник Консерватории), пианист Михаил Баланов (II курс Консерватории) и самый опытный музыкант ансамбля, барабанщик Максим Кабальскис (III курс Консерватории и одновременно — преподаватель Училища искусств, «среднего этажа» ростовской кузницы джазовых кадров).
После тепло принятых сетов традиционного джаза и современного мэйнстрима было даже интересно, пойдёт ли на такую аудиторию современный авторский джаз. Пошёл на ура. Санкт-петербургское трио пианиста Андрея Кондакова попало не в самую привычную ситуацию: маленькая сцена типового ДК, громкий «роковый» звук, но главное — отсутствие рояля: Кондакову пришлось играть на электронном клавишном инструменте. Но настолько опытных музыкантов, судя по всему, трудно напугать такими условиями, тем более, что в партнёрах у Кондакова был сам Владимир Волков, кудесник контрабаса и мастер овладевать вниманием аудитории, буквально завораживая её огромным энергетическим напором и изрядным шоу: столько и так, сколько и как двигается на сцене Волков, не двигается, наверное, ни один контрабасист в мире, и это непрестанное экстатическое движение захватывает даже ту часть аудитории, которая вообще вряд ли отдаёт себе отчёт, какие ноты в слышимом ею потоке музыкальных звуков издаёт контрабас. Опытный барабанщик Гарий Багдасарьян, давний партнёр Кондакова в его «электрических» проектах, весьма уравновешенно прозвучал и в контексте тонкого, буквально телепатического взаимодействия между пианистом и контрабасистом — взаимодействия, составившего важнейшую часть звукового содержания этого проекта. Тем более, что вооружённый синтезатором Кондаков вынужден был, вместо тонких фортепианных нюансов, играть крупным мазком, широким хватом и острыми движениями, а искушённый многолетним сотрудничеством с рок-музыкантами Волков охотно и адекватно его в этом поддержал. Эмоциональный пик этого сета случился, когда Кондаков пустил в ход репертуар своего бразильского проекта и запел, предложив публике попеть с ним хором — что новочеркасская аудитория и исполнила с огромным энтузиазмом и, что характерно, с большой музыкальностью.
В финале конце
рта играл Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан, прилетевший на ростовский фестиваль из Казани. «Джаз.Ру» уже писал, что у оркестра теперь новый художественный руководитель — саксофонист Азат Баязитов, получивший первоклассное образование в РАМ им. Гнесиных; ветеран оркестра Анатолий Василевский продолжает работать дирижёром, но политику оркестра теперь определяет Азат, перестроивший игру биг-бэнда, прежде всего за счёт введения современной и очень сильной ритм-секции (на концертах «Джаза по-ростовски» это были пианист Андрей Руденко, контрабасист Сергей Корчагин и барабанщик Артём Юрлов). Впрочем, перестройка оркестра ещё далека от завершения, и над превращением его в идеально действующий организм ещё нужно много работать, но общее повышение градуса игры (особенно в те моменты, когда играет только ритм-секция и кто-то из молодых солистов оркестра) уже хорошо ощущается.
В точности так же, как в Новочеркасске, строился и второй концерт фестиваля — 16 ноября в Конгресс-холле ДГТУ в Ростове-на-Дону. Но это был совершенно иной концерт. Другой зал, другой звук, другие настроения, другие звучания и, соответственно, другие эстетические результаты. Диксиленд сыграл буквально несколько пьес и скромно удалился, а «Квартет молодых», напротив, вышел — как в анекдоте про «небольшое трио, всего три человека» — в составе пяти человек: основной солист ансамбля, выпускник Ростовской консерватории 2012 г. гитарист Евгений Побожий, наконец-то смог присоединиться к коллегам, но в двух (из пяти) пьесах сета с «Квартетом молодых» играл и саксофонист Артём Баденко. Для молодого музыканта это оказалось непростым испытанием, потому что, в отличие от Новочеркасска, играть нужно было не стандарты, а непростую авторскую музыку. Но с этим испытанием Артём справился на твёрдую пятёрку, а насыщенная и яркая игра Евгения Побожего и его умелое и органичное взаимодействие с партнёрами вновь сделали выступление «Квартета молодых» запоминающимся музыкальным событием.
Совершенно по-иному прозвучало и трио Андрея Кондакова. Во-первых, в зале ДГТУ Андрей наконец-то получил в своё распоряжение рояль, и неплохой рояль. Во-вторых, огромный зал, обширная сцена и совершенно иная акустика позволили главной музыкальной интриге звучания трио — взаимодействию рояля Кондакова и контрабаса Владимира Волкова — развернуться в полную мощь, ошеломляя динамикой, разнообразием и тонкостью нюансов, работающих на создание не просто причудливого и яркого звукового полотна, но полотна захватывающего, эмоционально и эстетически неотразимого. Стилистическое и идейное разнообразие материала, который пишет и реализует в этом трио Андрей Кондаков, было усилено введением в него совершенно неожиданных эпизодов — чего стоила, например, пьеса на основе главной темы из французского пародийного детективного сериала про Фантомаса, в которой Волков сыграл гомерически забавное «героическое» соло на контрабасе.
Кондаков, надо заметить, не боится ни идейных, ни стилистических контрастов, какими бы острыми они ни были. И то, как он перемежал утрированный, нарочитый «джаз-нуар» этой, с позволения сказать, «Поэмы о Фантомасе» с глубоко лиричной балладой «Зимняя песня» и с одним из главных своих «романтических» хитов — запоминающимися «Игрушками для Яны», могло бы показаться рискованным — но только не у Кондакова: для него, тем более — в партнёрстве с Волковым, эти контрасты глубоко органичны и, следовательно, совершенно естественно воспринимаются и публикой. Кондаков и его трио далеко выходят за пределы шаблонных представлений о джазовых стилях и языке импровизации — но весь фокус в том, что слушатель об этом если и задумывается, то только потом: пока музыка звучит, она захватывает аудиторию с головой.
Иначе, чем в первый день, прозвучал и Джаз-оркестр Республики Татарстан — более развёрнуто и в какой-то степени менее напряжённо. Многие из молодых солистов показали сильные соло, интересно прозвучали авторские пьесы (прежде всего «Следуя за солнцем» самого Азата Баязитова), а открывавший программу классический «April in Paris», где дирижировал Анатолий Василевский, удачно связал новый «молодёжный» этап в истории оркестра с его прежними воплощениями, вплоть до «Синтез-бэнда» 80-х, у руля которого стоял Василевский — и по партитурам из нотной библиотеки которого, кстати, до сих пор играется часть репертуара оркестра.
Концерт 17 ноября, вновь в зале ДГТУ, открыли ростовские музыканты — квинтет пианиста Альберта Кандрачьяна, отмечающего в этом году своё 60-летие. Барабанщик Сергей Аджемов, басист Николай Яковлев и гитарист Константин Негодаев формируют с Кандрачьяном весьма крепкий ансамбль, но лицом и самым ярким импровизатором этого состава хочется назвать саксофониста. Альтист Овагем Султанян получил прекрасное образование в Российской Академии музыки им. Гнесиных, стажировался в США, был солистом «Академик-бэнда» Анатолия Кролла и Оркестра им. Олега Лундстрема, выступал в возрождённой «Мелодии» в последние годы жизни Георгия Гараняна, а теперь снова регулярно работает в своём родном Ростове.
Трио Андрея Кондакова выступало и 17 ноября, но музыканты решили представить ростовской публике максимально иную, по сравнению с предыдущим вечером, программу — в частности, прозвучала пьеса Владимира Волкова, тягучим гипнотическим ритмом и сдержанностью мелодического развития напомнившая о его авторском проекте последних двух десятилетий — гитарном авант-роковом «Волковтрио». Другие пьесы — преимущественно романтически-приподнятого характера — показал и Кондаков, раскрывшись ещё не виданными на этой сцене гранями своего незаурядного мелодического дарования.
Сборный оркестровый проект ростовских музыкантов — «Ростов All Stars» — был посвящён памяти Кима Назаретова, со дня ухода которого этим летом исполнилось 20 лет. Проект возглавил дирижёр Юрий Кинус — профессор Ростовской консерватории, руководитель Муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова, одного из двух биг-бэндов в Ростове, творчески и организационно наследующих легендарному Оркестру Кима Назаретова. Второй, кстати — это не задействованный в фестивале филармонический Джаз-оркестр им. Кима Назаретова, во главе которого стоит сын маэстро, Пётр Назаретов; и да, вы читаете между строк правильно — в ростовском джазовом сообществе, к сожалению, по-прежнему сильно заметны фракционность и размежевание, пролегающие по непонятным стороннему наблюдателю линиям потаённых разломов и конкуренций.
«Все звёзды Ростова» сыграли несколько специально подготовленных номеров, но, по всей видимости, подготовки оказалось не вполне достаточно; впрочем, запомнилось яркое звучание саксофона одного из самых ярких ростовских джазовых солистов — альтист Олег Великанов, в юности игравший в последних составах оркестра Кима Назаретова, а ныне представляющий филармонический оркестр им. Назаретова, действительно прекрасный импровизатор с огромным оркестровым опытом, вкусом и знанием стилей: недаром летом этого года он стал лауреатом прошедшего в Одессе международного конкурса импровизаторов «Мастер Джем Фест».
Во втором отделении вновь звучал оркестр, уже третий за три дня: всего их в программе 10-го «Джаза по-ростовски» было четыре. Это был только что прибывший «Академик-бэнд» из Москвы, джаз-оркестр Российской Академии музыки им. Гнесиных, которым уже 10 лет руководит народный артист РФ Анатолий Кролл. Анатолий Ошерович вывел на ростовскую сцену очередной новый состав оркестра: природа этого биг-бэнда, учебного по сути, заставляет руководителя почти полностью заменять состав каждые несколько лет, по мере того как Академию оканчивают одни оркестранты, а на их место приходят другие — по счастью, недостатка в сильных молодых инструменталистах, каждый год со всей страны приезжающих в Москву учиться на лучшем в России джазовом отделении высшего музыкального учебного заведения, Гнесинка не испытывает. Вот и сейчас в составе оркестра блеснул целый ряд совершенно новых солистов, появившихся буквально в последние месяцы — и в том числе новый, весьма многообещающий барабанщикДмитрий Сапожников, темпераментный саксофонист Антон Субботин, совсем молодой трубач (первокурсник!) Владимир Смирнов; «сверкали» и те, кого мы уже видели в составе оркестра в педыдущем сезоне — тромбонист Антон Гимазетдинов, саксофонист Виктор Геравкер и др.
Опыт Анатолия Кролла, на протяжении почти полувека готовившего самые «плотные» по игре, самые профессиональные по звучанию советские и российские биг-бэнды — легендарный Тульский оркестр в 1960-е, московский «Современник» в 70-80-е, «МКС Биг-бэнд» в 1990-е — лёг в основу созданной им системы подготовки специалистов оркестровой игры, которая позволяет быстро ввести в состав новых участников, не снижая общего уровня качества игры бэнда; а качество это у Кролла всегда очень высокое, поэтому «Академик-бэнд», хотя и студенческий по статусу, по качеству представляет собой один из самых сильных, современно и мощно звучащих профессиональных биг-бэндов в стране, и в фестивалях любого уровня участвует не то что наравне со «взрослыми» коллегами, а зачастую выше их уровня. Примерно так получилось и на ростовском фестивале: из четырёх участовавших бэндов московские «академики» прозвучали сильнее всех. Их программа была довольно обширна, но разумно сбалансирована и скучать слушателям не давала: были тут и современные «мускулистые» биг-бэндовые звучания от Роба Макконнелла и Гордона Гудвина, и репертуар «прогрессивных» бэндов 1950-60-х (аранжировки Теда Джонса, Сэмми Нэстико и т.п.), и биг-бэндовая классика 1930-х (прежде всего Эллингтон), но не «музейная», а переосмысленная в современных звучаниях. В общем, тут и развлечение максимально широкой публики, и работа на ценителей — в том числе и знатоков импровизационного мастерства: многие соло участников оркестра можно определить как угодно, но только не как «ученические».
Финальный день 10-го фестиваля проходил 18 ноября в Таганроге. В минувшем году в рамках программы фестиваля в Таганроге было сделано важное дело — открыта мемориальная доска на доме, где прошло детство первопроходца российского джаза Валентина Парнаха (1890-1951) и его сестёр, поэтесс Софии Парнок и Елизаветы Тараховской. Тогда же в фестивальной программе сыграл Таганрогский муниципальный джаз-оркестр под руководством Владимира Фомичёва. И вот прошёл год, и программу таганрогского концерта «Джаза по-ростовски» открыл именно местный оркестр — и, надо сказать, приятно удивил: он и в прошлом году, говорят, звучал неплохо, но на сей раз выступил на уже вполне профессиональном уровне, показав качественную работу секций, хороший ритм, сбалансированное плотное звучание и даже нескольких весьма достойных солистов, а кроме того — это тоже важно! — новые, белые-белые сценические костюмы. Интересный факт: в финале оркестр очень крепко и умело сыграл новейшее прочтение джазовой классики — «Sing, Sing, Sing» («Пой, пой, пой») Луи Примы, получившую в современной аранжировке Гордона Гудвина не только новое, острое и сложное звучание, но и новое название, юмористически отражающее проделанные аранжировщиком изменения — «Sing, Sang, Sung» («Пою, пел, спел»). Запомним этот момент, к которому вернёмся чуть позже.
Трио Андрея Кондакова вновь прозвучало совершенно по-иному — не так, как в Новочеркасске, и не так, как в любой из дней в Ростове. Здесь на сцене был суховатый, сдержанный звук (хотя в зале всё звучало в полную силу), и трио, приспосабливаясь к этим особенностям, заиграло с меньшей экспрессией, зато с гораздо большим количеством тонких, наверняка иногда понятных только самим музыкантам нюансов. Впрочем, и в Таганроге основой музыкальной драматургии трио оставалось взаимодействие между роялем Кондакова и контрабасом Владимира Волкова, или, в более широком смысле, между Андреем и Владимиром как таковыми. Не секрет, что у каждого сильного музыканта-импровизатора свои отношения с «музыкальным временем» — той таинственной, неуловимой и не всегда объяснимой субстанцией, которая позволяет говорить о разных ритмических и динамических качествах игры, в особенности именно у импровизаторов (а не просто исполнителей): упругости, тонкости, напористости, вязкости, рыхлости, плотности, хрупкости и т.п. — короче, позволяют ощущать индивидуальную, связанную с темпераментом и вообще свойствами личности данного конкретного музыканта манеру игры. Манера эта зависит именно от ощущения времени, т.е. от того, когда и как музыкант играет ноту — а вариантов и разных возможностей сыграть её существует, в рамках одного и того же музыкального материала, великое множество. Так вот у Кондакова и Волкова разное, но очень органично объединяющееся в некий живой организм (или конгломерат разнонаправленных устремлений) ощущение времени, и именно на этом дышащем, живом, волнующемся и мерцающем взаимодействии двух разных концепций музыкального времени строится удивительное, уникальное звучание трио Андрея Кондакова.
И, наконец, последнее отделение: «Академик-Бэнд». Московский оркестр играл практически ту же программу, что и днём раньше в Ростове, но тут пошла совершенно иная энергетика. Зал ДК «Фестивальный» (бывший «Красный котельщик») — довольно обширный, забит он был буквально битком (кстати, и это немаловажно — на концерты фестиваля уже второй год вход и в Ростове, и в Таганроге совершенно бесплатный). И, почувствовав отдачу от таганрожской публики, которой, быть может, днём раньше немного не хватило в Ростове, «академики» буквально закусили удила и, ведомые твёрдой и опытной рукой самого именитого бэндлидера страны, отработали программу так, что только дым валил. Определённую долю сдержанности и утончённости внёс только небольшой вокальный блок, который исполнила в середине программы, как и в Ростове днём раньше, нынешняя штатная солистка оркестра — Ольга Синяева.
В остальном же инструменталисты «отрывались» со страшной силой, а Анатолий Кролл, удерживая их в рамках дисциплинированного исполнения, тут же — буквально одними и теми же дирижёрскими жестами — умело «поддавал жару», накаляя игру оркестра внутри им же очерченных рамок. Короче говоря, когда дело дошло до биса — а это была звучавшая второй раз за вечер «Sing, Sing, Sing», только не в модерновом варианте, а в исконной версии 1930-х годов, с её беззастенчивым свингом и драйвовой «долбёжкой» барабанов, которую придумал ударник оркестр Бенни Гудмана — великий Джин Крупа, а восемь десятилетий спустя с полной отдачей и самозабвением воспроизвёл барабанщик «Академик-Бэнда», Дмитрий Сапожников.
Получился образцовый фестивальный концерт, который подтвердил, что и в Таганроге, как и в Ростове, есть большой потенциал для развития джазового фестивального движения. Остаётся пожелать, чтобы лицо фестиваля «Джаз по-ростовски» в новом десятилетии его работы продолжало обретать новые черты, которые окончательно выведут его из «второй лиги» региональных джазовых встреч на новый уровень — уровень джазовых фестивалей общероссийского качества, уровень, достойный столицы Юга России.
Спасибо! Очень понравилось трио А.Кондакова !!! И конечно же «Академик -бэнд»прозвучал бесподобно!!! Прочитала,что вход был совершенно бесплатный А билеты на фестиваль ,в Ростове-на-Дону ,я покупала …
Удивлена!