Ким Волошин |
25 ноября в Нью-Йорке в возрасте 92 лет скончался легендарный джазовый барабанщик Чико Хэмилтон (Chico Hamilton) — один из лидеров «вест-коуст джаза» 1950-х, первооткрыватель важнейших имён дальнейшей истории джаза: из его ансамбля в разные годы вышли на всемирную джазовую сцену гитаристы Джим Холл и Габор Сабо, саксофонисты Эрик Долфи и Чарлз Ллойд, тромбонист Стив Турре и многие другие.
Как и большинство других афрамериканских музыкантов его поколения, Хэмилтон не получил формального музыкального образования: его «джазовая школа» работала ещё по чисто фольклорному образцу — он поднялся к профессиональному джазовому мастерству, осваивая его на ходу: аккомпанируя танцорам, играя в малых составах и биг-бэндах. На рубеже 40-х и 50-х гг. прошлого века он шесть лет проработал в аккомпанирующем ансамбле певицы Лины Хорн, а следующей его работой был уже собственный ансамбль. В этот же период (в 1952 г.) он «попробовал на вкус» новаторскую джазовую стилистику того времени — cool jazz, поработав некоторое время с «бесфортепианным» квинтетом саксофониста Джерри Маллигана. Первый альбом Хэмилтона как лидера вышел в 1955 г., и в том же году он собрал в своём родном Лос-Анджелесе новаторский коллектив необычного состава — виолончель (Фред Кац), флейта (Бадди Колетт), гитара (Джим Холл), контрабас (Джим Атон, позднее Карсон Смит) и барабаны (сам Хэмилтон). Этому ансамблю нешаблонного, изысканно камерного звучания суждено было стать последним значительным коллективом калифорнийского ответвления кул-джаза 50-х — «джаза Западного побережья», West Coast jazz.
Именно в этом коллективе, состав которого с годами менялся, но не менялись принципы утончённого, прозрачного звучания, выходили на мировую сцену Габор Сабо, Эрик Долфи, Чарлз Ллойд, а также флейтист Пол Хорн, контрабасист Рон Картер и множество других музыкантов. Один из лучших составов квинтета Чико Хэмилтона (с молодым Эриком Долфи) можно увидеть в фильме «Джаз в летний день» (1960), запечатлевшем Ньюпортский джаз-фестиваль 1958 г.
ДАЛЕЕ: продолжение истории Чико Хэмилтона, много фото, ВИДЕО
ВИДЕО: Chico Hamilton Quintet «Blue Sands», из фильма «Jazz On a Summer’s Day»
httpv://www.youtube.com/watch?v=TZW29d6T8TM
В составах 60-х уже не было виолончели — её сменил тромбон (самым значимым из игравших у Хэмилтона в то время тромбонистов был Джордж Боэнон).
ВИДЕО: Chico Hamilton Quintet (с Чарлзом Ллойдом и Габором Сабо, 1963) — пьеса Сабо «Lady Gabor»
httpv://www.youtube.com/watch?v=t6uc2pssy34
В 1965 г. Чико Хэмилтон практически перестал гастролировать, создав в Лос-Анджелесе компанию, занимавшуюся производством музыки для кино, телевидения и рекламы. Только в середине 70-х, вкусив успеха выступлений в Европе (прежде всего, на Montreux Jazz Festival в Швейцарии в 1972-73 гг.) он вновь начал регулярно выступать, создав новую гастрольную группу Players. Но настоящий взрыв активности Чико Хэмилтона начался в середине 80-х с возрождением интереса к акустическому джазовому мэйнстриму 50-60-х гг. В этот период барабанщик, уже в статусе джазовой легенды, перебрался в Нью-Йорк, где в 1987 г. вошёл в самый первый «набор» профессорско-преподавательского состава только что созданной джазовой программы Университета Новой Школы (ныне одной из сильнейших джазовых школ в Нью-Йорке). Его коллега по Новой Школе — саксофонист, продюсер и историк джаза Билл Киркнер — рассказывал, что Чико был «откровенным, резким, но всегда добродушным, и ансамбли, которыми он руководил в школе (он вёл ансамблевый класс. — Ред.), были уникальны все как один, как и его собственные группы: их звучание никого не повторяло, он стремился к тому, чтобы ансамбль звучал «как ни у кого другого», и при этом мало заботился о том, чтобы его заслуги в открытии множества новых имён были отмечены». Кстати, новые имена он открывал не только в джазе: например, гитарист прославленной джем-роковой группы 1990-х Spin Doctors Эрик Шенкман был учеником Хэмилтона в ансамблевом классе.
Ансамбли Хэмилтона 1990-х гг. носили название Euphoria, и с ними он записал множество альбомов, которые сам стилистически определял как heavy metal jazz.
2000-е были для мастера временем признания, хотя он не переставал записываться и выступать: так, только к собственному 85-летию в течение 2006 года он записал четыре новых альбома! В этот период он становится членом Президентского совета по искусству, получает премию «Маяк джаза» от Университета Новой школы, а в 2004 г. входит в число награждённых высшим государственным отличием США в области джазовой музыки — премией «Мастер джаза». В этот же период ранняя музыка Хэмилтона, с её ясными, почти песенными формами и лёгкими чёткими ритмами, переживает второе рождение, становясь основой для множества диджейских ремиксов и переработок в стилях «лаундж» и «даунтемпо», в том числе и у таких известных диджеев, как Марк де Клайв-Лоу и дуэт Thievery Corporation.
В 2010-м, в возрасте 89 лет, Чико Хэмилтон перенёс тяжёлое заболевание, после которого рассчитывал восстановиться с помощью музыки — и восстановился настолько, что вновь вернулся к музыкальному творчеству. Последними студийными работами Хэмилтона стали 28 треков, записанных для трёх новых альбомов финального состава ансамбля Euphoria в 2011 г.: еженедельные репетиции этого материала в манхэттенском пентхаусе Чико Хэмилтона продолжались несколько месяцев, и сам барабанщик рассматривал их как важное средство своей медицинской реабилитации.
ВИДЕО: документальный фильм «Чико» (10 мин.)
Университет Новой школы, 2010
httpv://www.youtube.com/watch?v=BXUxp9qencM
на главной странице написано 1921-1992
Поправлено, спасибо за бдительность, виновного отвели босиком в холодную на трое суток.