Фестиваль «Сентябрь в Тихвине»: всё ещё не такой, как все

8
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Никита Мошков
Фото автора
NM

report27-29 сентября на сцене Тихвинского дворца культуры в 14-й раз прошел фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине».

Jazz Philharmonic Band (С.-Петербург). Солирует со-лидер оркестра - Кирилл Бубякин.
Jazz Philharmonic Band (С.-Петербург). Солирует со-лидер оркестра — Кирилл Бубякин.

Программа фестиваля в этом году разделилась на две части: на выходные дни была назначена основная концертная программа, хэдлайнером которой стал дуэт Аркадий Шилклопер — Вадим Неселовский, а в пятницу (27 сентября) состоялся запуск нового проекта ― I детского джазового конкурса «Jazz Kids», собравшего музыкантов в возрасте от 6 до 16 лет из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Новой Ладоги, Пикалёво и, естественно, самого Тихвина.

Стоит отметить, что именно «детский» день, как это ни странно, вызвал наибольшее стечение публики, — но, к сожалению, как и в прошлом году, это была лишь четверть от вместимости зала на 860 мест.

Владимир ФейертагВ жюри конкурса вошли Наталья Румянцева (директор тихвинской детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова) и Анна Новожилова (вокалистка костромского дуэта Jazz-W.A.V.E), а возглавил его известный музыковед и бессменный ведущий фестиваля ― Владимир Фейертаг (Санкт-Петербург).

Состав участников «Jazz Kids» оказался достаточно обширным, но ориентирован был, в основном, на вокалистов, вернее будет сказать ― на вокалисток. Инструменталистов-солистов практически не было, да и крупных коллективов на конкурс заявилось всего три: старший и младший возраст одноимённой фестивалю джазовой студии Jazz Kids из Санкт-Петербурга, а также вокальный ансамбль «Счастливый день» из Тихвина.

Ещё одной тенденцией первого конкурсного года оказалась чрезмерная ориентированность многих участников на эстраду, а также обилие выступлений под «минус», с живым аккомпанементом выступали единицы. В некоторых случаях эстрадность номеров откровенно зашкаливала. Вокальному трио «Неваляшки» из Новой Ладоги явно мешала петь хореография и сложные сценические костюмы (да-да, хореография и сложные костюмы на детском джазовом конкурсе), а некоторые конкурсантки дважды появлялись на сцене не столько для исполнения стилистически разнообразных композиций, сколько со сверхзадачей продемонстрировать оба сценических платья и, в некоторых случаях, обе причёски.

Отдельной болевой точкой для большой части конкурсантов-вокалистов стало катастрофическое произношение в англоязычных песнях. На мой взгляд, решений проблемы тут два: или не петь англоязычные песни совсем, или учить язык и ставить произношение. Как мне кажется, второе вообще лишним не будет, даже если дети потом будут заниматься чем-то совершенно не связанным с музыкой вообще и джазом в частности.

Иногда ухо царапала откровенная заученность материала, не оставлявшая особого пространства для импровизации (я бы даже сказал ― исключающая таковую как класс), а также непонимание исполняемого материала ― вокалист, поющий песню, текст которой он понимает и умеет эмоционально подать, всегда выделяется на общем фоне; верно и обратное…

Но хватит о минусах, перейдём к плюсам! Они на этом конкурсе были, и их встретилось немало.

Выступления конкурсантов Jazz Kids
Выступления конкурсантов Jazz Kids

ДАЛЕЕ: плюсы тихвинского детского джазового конкурса и отчёт о концертах фестиваля «Сентябрь в Тихвине»!  

Анна НовожиловаПервый и самый большой плюс (а, может быть, и множество плюсов) состоит в том, что этот конкурс вообще появился. Как мне кажется, столь раннее вовлечение детей и подростков в джазовую кухню, популяризация импровизационной музыки для нового поколения юных музыкантов; активное общение со сверстниками, имеющими схожие жизненные устремления; возможность узнавать что-то новое, перенимать опыт и участвовать в мастер-классах известных исполнителей ― это и есть главная функция конкурса, организованного в рамках фестиваля. В России вообще не так уж много детских джазовых конкурсов, так что его проведение ― безусловный плюс для регионального джазового образования и пример для других регионов.

Темы второго плюса я уже успел коснуться выше, но теперь напишу о нём подробнее. Мне во время конкурсной программы (а точнее — сразу после награждения участников) посчастливилось присутствовать на настоящем мастер-классе для детей и их преподавателей, который дала член жюри, вокалистка Анна Новожилова. С каждым (!) конкурсантом был проведён разбор выступлений, проявившихся в них сильных и слабых сторон владения вокалом, указаны возможные векторы развития способностей. Большой интерес у детей (да и у преподавателей, чего греха таить) вызвали профессиональные распевки, методики укрепления вокального аппарата, методы развития певческого дыхания и артикуляции.

Наличие мастер-класса в программе конкурса — плюсом не меньший, чем сам запуск «Jazz Kids». Надеюсь, в будущем расширится список специализаций, по которым будут проходить подобные встречи. Впрочем, это уже сильно зависит от состава участников следующих лет — от наличия среди них, например, большого числа инструменталистов.

Владлена Гришанова
Владлена Гришанова

Третий плюс, конечно же (вы думали, я о них забыл?) ― участники конкурса. Среди них было много по настоящему талантливых, целеустремлённых детей. Жюри отметило тихвинских вокалисток Владлену Гришанову (ставшую для меня настоящим открытием: на мой взгляд, у этой десятилетней девочки большое будущее), Дарью Судакову, ансамбль «Счастливый день» из Тихвинской детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, а также пикалёвскую певицу Юлию Сидорову и петербургский коллектив Jazz Kids (старшая группа).

Дарья Судакова
Дарья Судакова

После вручения призов небольшие сеты отыграли мастера ― костромской дуэт Jazz-W.A.V.E в составе Валерий Скворцов (фортепиано) и Анна Новожилова (вокал) и тихвинское трио Игорь Володин (фортепиано), Юрий Грибецкий (контрабас) и Михаил Павлов (барабаны).

Jazz Kids. Напутствие В.Б.Фейертага
Jazz Kids. Напутствие В.Б.Фейертага

Хорошо бы, чтобы конкурс «Jazz Kids» стал таким же привычным явлением, как тихвинский фестиваль духовой и джазовой музыки, а минусы дебютного года (засилье «минусовок» и чрезмерная эстрадность отдельных номеров) со временем сошли бы на нет.

Перейдём к фестивальной программе «Сентября в Тихвине».

Jazz Philharmonic Orchestra (солирует Кирилл Бубякин)
Jazz Philharmonic Orchestra (солирует Кирилл Бубякин, крайний слева — второй со-лидер оркестра, Сергей Богданов)

Субботнюю программу, как и в 2012 году, открывал петербургский биг-бэнд Jazz Philharmonic Orchestra. Петербуржцы представили новую программу, состоящую из старых, проверенных хитов: «Georgia On My Mind», эллингтоновско-колтрейновский «Big Nick», «The Nutcracker Suite» — «Щелкунчик» Чайковского в джазовом переложении Эллингтона и Билли Стрейхорна, нетленная «Fly Me To The Moon», гершвиновская тема «The Man I Love» и др.

Привычно крепкая игра оркестра и мощный позитивный посыл, идущий со сцены, отлично зарядили публику эмоциями перед выступлением уже не раз упоминавшегося в данном материале дуэта Jazz-W.A.V.E из Костромы.

Анна Новожилова. Ещё и такой образ!
Анна Новожилова. Ещё и такой образ!

Валерий Скворцов и Анна Новожилова представили стилистически весьма разнообразную программу (от джазовых стандартов и хитов мировой эстрады до классических произведений и городских романсов в джазовой обработке), включавшую, например, известную латин-джазовую тему «Tico Tico (Zequinha de Abreu)» и «Песню невольниц» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в джазовой обработке.

Only Jazz Quartet
Only Jazz Quartet

Третьим коллективом субботней программы стал Only Jazz Quartet. Лидер коллектива — молодой ярославский гитарист Сергей Белоусов, вместе с ним в составе квартета играли пианист Андрей Мартыненко (Ярославль) и тихвинцы Михаил Павлов (барабаны) и Юрий Грибецкий (бас). В соответствии со своим названием, квартет представил тихвинской публике программу, выдержанную в стилистике традиционного джаза в диапазоне от баллады «Stars Fell on Alabama» до угловатой темы Телониуса Монка «I Mean You».

«Лига Наций»: Даниэль Лепети, Бхарата Райношек, Стас Майнугин

Появления на сцене коллектива «Лига Наций» ярославского саксофониста Стаса Майнугина и неожиданных, но уже хорошо знакомых гостей фестиваля ― группы New City Band пианистки Зои Егоровой из Великого Новгорода публика ждала с нетерпением, что не удивительно: в составе этих коллективов много музыкантов, которые хорошо знакомы тихвинской публике.

Александра Могилевич
Александра Могилевич

В составе «Лиги Наций» на сцену вышли ярославцы Стас Майнугин (саксофоны, вокал) и Вадим Майнугин (клавиши, рояль), басист из Камеруна Даниэль Лепети (выступивший и в качестве вокалиста) и участница проекта «Большой Джаз» Александра Могилевич (ударные). В качестве специального гостя к «Лиге Наций» присоединился чешский мультиинтрументалист Бхарата Райношек, который в этот вечер играл на трубе, саксофоне и флейте.

Даниэль Лепети
Даниэль Лепети

«Ярославцы» — будем называть их так: ядро ансамбля всё-таки из Ярославля, — отыграли драйвовую, насыщенную программу, основанную на авторских композициях участников коллектива. В силу многонациональности состава «Лиги Наций» её музыка охватывает достаточно широкий спектр этнических мотивов, но опорой для неё остаётся джазовая стилистика. Отдельно стоит отметить сольный номер Даниэля Лепети, в котором он показал отличное владение голосом и возможностями современной электроники, составив настоящий африканский хор из звуков собственного многоголосья. При этом Даниэль актёрски обыгрывал каждое действие, изрядно повеселив тихвинскую публику.

New City Band из Великого Новгорода
New City Band из Великого Новгорода

Состав гостей из Великого Новгорода, закрывавших субботнюю программу фестиваля, претерпел некоторые изменения по сравнению с 2012 годом. К пианистке Зое Егоровой, вокалисткам Ванель (Конго) и Оскарин (Гана), а также басисту Даниэлю Лепети присоединились новгородский гитарист Вячеслав Большаков и бенинец Элош Акифева, игравший на этнических ударных инструментах.

Программа New City Band включала в себя композиции, которые проще всего было бы отнести к этно-джазовой африканской музыке, афро-фанку, афро-регги и даже афро-кантри. Несмотря на продолжительность концерта, не прерывавшегося антрактом, зрители смогли включиться в заводные африканские ритмы и даже немного спеть вместе с «афро-новгородцами» в финале их сета.

Фестивальный день продолжился джемом, который прошел в новой для «Сентября в Тихвине» точке ― ресторане «Пражский». В силу особенности его планировки, джемов, по сути, было два: на одном музыканты играли для музыкантов, а на втором — для самой разношёрстной публики, купившей на джем билеты (стоит отметить, что численность публики на джеме была вполне сравнима с численностью публики концертной программы в тихвинском ДК). Периодически музыкальные коллективы на сценах менялись местами, тасовали составы, но неизменно вызывали позитивную реакцию слушателей. Среди образовавшихся на джеме сочетаний музыкантов можно отметить игравших в самых разнообразных сочетаниях участников «Лиги Наций» и New City Band. Большой успех имели исполненная в финале джема Даниэлем Лепети на русском языке песня «Я то, что надо» (в оригинале — из репертуара «Браво» того периода, когда там пел Валерий Сюткин; в 2008-м была использована в фильме «Стиляги») и популярная песня «Je veux» французской певицы Изабель «Zaz» Жеффруа, прозвучавшая в исполнении вокалисток Ванель и Оскарин.

Квартет Андрея Блинчевского
Квартет Андрея Блинчевского

Финальный день «Сентября в Тихвине» открывал петербургский квартет саксофониста Андрея Блинчевского (в субботу тихвинская публика уже могла видеть его в составе Jazz Philharmonic Orchestra) и пианиста Дмитрия Братухина, с которыми играли контрабасист Филипп Мещеряков и барабанщик Гарий Багдасарьян.

Несмотря на малое число зрителей в зале (если в первые два дня зал заполнялся на четверть, то в финальный день фестиваля — едва ли на пятую часть), программа петербуржцев, представлявшая из себя своего рода хрестоматию джазовой класссики, была встречена очень тепло, я бы даже сказал — по-домашнему.

Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер
Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер

Вторым в воскресенье выступал дуэт Вадим Неселовский — Аркадий Шилклопер, ставший полновесным хэдлайнером фестиваля «Сентябрь в Тихвине». Музыканты исполнили новую программу, приуроченную к выпущенному на днях альбому «Last Snow» (ArtBeat, 2013), вызвав у собравшейся публики настоящий фурор.

Аркадий Шилклопер
Аркадий Шилклопер

Вадим Неселовский

В программу концерта дуэта вошли «Русская» и «Весенняя» песни Неселовского, «Alpine Sketch» и «Intrada» Шилклопера, а также главная тема нового альбома ― «Last Snow».

Тихвинцам явно пришлась по душе экспрессия Неселовского и ироничность Шилклопера, его эксперименты игрой на валторне в открытый рояль, когда любой издаваемый духовым инструментом звук возбуждает в струнах рояля необычный долгий отзвук. Заметное влияние этнической и классической музыки в авторских композициях Вадима и Аркадия вызвало дополнительный интерес даже у той части публики, что ходит на джазовые концерты «для галочки», поскольку классика и этно-музыка в Тихвине пользуются популярностью как минимум не меньшей, чем джаз.

Отдельный, как это модно называть у молодёжи, «респект» музыканты заслужили, рассказав о своём отношении к музыке известного русского композитора Николая Римского-Корсакова, родившегося в Тихвине. Учитывая мощную классическую школу обоих исполнителей, рассказать им было что, и рассказано это было с неподдельной любовью и уважением к музыке композитора.

Закрывала программу воскресного дня и всего фестиваля «Сентябрь в Тихвине» группа тихвинского пианиста Игоря Володина, в состав которой традиционно входят музыканты из Архангельска ― контрабасист Николай Клишин и мастер игры на самых разнообразных ударных инструментах Олег Юданов. В этот раз состав группы дополнил московский саксофонист Алексей Круглов.

Николай Клишин, Алексей Круглов, Олег Юданов
Николай Клишин, Алексей Круглов, Олег Юданов

В планах музыкантов было исполнение программы с нового диска группы Игоря Володина, запись которого стартовала на следующий день после окончания фестиваля, но в последний момент было принято решение сыграть полюбившуюся публике старую программу. В неё вошли авторские композиции Игоря Володина: «Иллюзии», «Негромкий свет», «Суета» и «Океан».

Игорь Володин
Игорь Володин

Для исполнения пьесы «Океан», завершавшей программу фестиваля в Тихвине, на сцену, к восторгу публики, вернулся Аркадий Шилклопер, с которым Володин уже играл эту пьесу в Москве (см. Видеоканал «Джаз.Ру»).

Аркадий Шилклопер, Алексей Круглов
Аркадий Шилклопер, Алексей Круглов

По окончании концерта была назначена пресс-конференция участников и организаторов фестиваля, на которой присутствовали Вадим Неселовский, Аркадий Шилклопер и Игорь Володин. Много вопросов было связано с историей создания дуэта Неселовский ― Шилклопер, с историей знакомства Шилклопера и Володина; порой общение музыкантов с прессой начинало напоминать очередной выпуск передачи «Линия жизни» на телеканале «Россия-Культура».

Пресс-конференция: Неселовский, Шилклопер, Володин
Пресс-конференция: Неселовский, Шилклопер, Володин

Безусловно, одной из главных тем пресс-конференции была премьера детского джазового конкурса «Jazz Kids»: музыканты похвалили начинание, а организаторы говорили о проблемах и нюансах, которые необходимо будет решить и проработать до следующего конкурса.

Привычно поднимались вопросы о сильных и слабых сторонах фестиваля с точки зрения участников и организаторов. Отвечая на них, музыканты говорили о сложности заполнения больших залов в современных условиях не только в России, но и на Западе, делились идеями по развитию фестиваля. Так, Аркадий Шилклопер предложил отказаться от уточнения жанровой стилистики в названии фестиваля, сделав его просто музыкальным фестивалем «Сентябрь в Тихвине», поскольку слово «джаз» отпугивает некоторых зрителей, а акцент на духовой музыке снижает диапазон возможностей для приглашения музыкантов. Вместе с тем фестиваль получил от музыкантов высокую оценку, особенно работа звукорежиссёра, который при практически полном отсутствии саундчека у дуэта Вадима Неселовского и Аркадия Шилклопера сумел создать им на сцене вполне комфортные условия.

Главное, чего я искренне пожелаю в юбилейный для «Сентября в Тихвине» 2014 год — победить проблему слабой наполняемости залов. Возможно, ключ к этому действительно лежит в корректировке названия; может быть, имеет место и проблема с практически полным отсутствием джазовой жизни в городе между фестивалями. Как мне кажется, есть смысл попытаться совместить программу фестиваля с посещением достопримечательностей города, создать привязанные к фестивалю туристические программы для жителей близлежащих городов Северо-запада европейской России.

Сильный состав участников и прекрасное начинание — старт детского джазового конкурса отличали фестиваль-2013. Теплая, дружественная, даже какая-то по-домашнему уютная атмосфера, создающаяся на «Сентябре в Тихвине», вызывает желание возвращаться сюда вновь и вновь — на фестиваль теперь уже не такой уж маленький, как в 2000-х годах, но всё ещё не такой, как все.

В любом случае, хорошо, что этот фестиваль есть, а ещё лучше то, что он развивается.

Аркадий Шилклопер, Игорь Володин, Алексей Круглов, Олег Юданов, Николай Клишин - финал фестиваля
Аркадий Шилклопер, Игорь Володин, Алексей Круглов, Олег Юданов, Николай Клишин — финал фестиваля
реклама на джаз.ру

8 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Никита, спасибо тебе большое за замечательную статью! Столько тёплых слов в адрес моего любимого Тихвина!
    1.По поводу уточнения жанровой стилистики…Тут тот редкий случай, когда я с Аркадием не согласен. Нет, надо делать фестиваль ДЖАЗОВЫЙ, иначе популярная классика, шансон и попса задавят.
    2.Наполняемость зала..Тут, как мне кажется, больше проблема стоит в отсутствие камерного зала (мест на 300-350). В Тихвине всего населения максимум 50000 чел. За три дня фестиваля было продано около 900 бил. в ДК. +80 билетов мгновенно раскупленных на Джем-сейшн. Это очень хороший показатель для провинции. Я бывал на фестивалях в крупных городах, с хорошей джазовой традицией, где залы на 400-500 чел частенько были полупустыми или заполненными на треть.
    По Jazz Kids подписываюсь под каждым твоим словом.
    Работу по пропаганде джаза между фестивалями стараюсь проводить. Но проблема в том, что я больше музыкант, чем продюсер или организатор.
    Следующий фестиваль в Тихвине будет пятнадцатым по счёту. Хочется сделать его по особенному интересным и содержательным. Если у кого-то из музыкантов или продюсеров есть какие-то идеи, пишите мне, пожалуйста…

  2. Если бы сентябрь в Тихвине был потеплее, концерты фестиваля можно было бы сделать на открытом воздухе, возможно с двумя сценами. Спасибо за фестиваль, было приятно играть и звук был настроен качественно.

  3. Три года назад фестиваль действительно проходил на двух сценах, когда помимо концерта в ДК, мы играли классику в Полковой Церкви. Плюс, помню играл еще духовой оркестр перед ДК.

  4. Спасибо, отличная статья!
    И да, в следующем году — пятнадцатый фестиваль. А кроме того, вроде бы следующий год собираются объявить (или уже объявили?) годом культуры.
    Вот бы все это удачно смешать, взболтать и подкрасить, чтобы получился еще более удачный коктейль!

  5. Все замечательно, но для меня хэдлайнер фестиваля — квартет Володина, а не Шилклопер. Шилклопер просто самый сильный профи и харизматичный исполнитель, но все-таки он только «забегает» на джазовое поле, но не существует в нем. Музыка дуэта Неселовский-Шилклопер — это композиционная музыка нового столетия, куда вполне естественно уже «впозли» некоторые джазовые идиомы. И как благодарны должны быть академические музыканты за то, что 1) джаз их раскрепостил, и 2) их приютили джазовые фестивали. Второй пункт очень существенен. Кто бы их знал, если бы они экспериментировали на чисто академической территории?
    Не спорю, что всегда подкупает мастерство. И я очень люблю Аркадия, ценю его иронический талант и человеческую доброту (в этом он всегда будет хэдлайнером), но рассудочная программа дуэта меня не согрела, как мощное и в то же время удивительно интеллигенто джазовое единение Круглова-Володина.Юданова-Клишина. С моей точки зрения это был настоящий джаз! Простите, если, что не так…

  6. Владимир Борисович, спасибо Вам за Ваше мнение в адрес нашего коллектива, высказанное публично! Без всякого кокетства,для меня Ваша оценка наших музыкальных поисков очень и очень важна! После таких тёплых слов от Вас, хочется творить и творить. Спасибо за «настоящий джаз»!!!
    С Аркадием мы записали в студии после фестиваля две пьесы для нашего следующего диска. Музыкант он потрясающий!!! Их совместный диск с Вадимом Неселовским переслушиваю уже в десятый раз. Очень впечатляет!

  7. Очень сожалею, что не попал в этот раз на концерты фестиваля, хотя специально для этго приехал в Тихвин. В следующем году — обязательно. Очень удивила и порадовала информация про десткий джазовый фестиваль. Как я понимаю, это впервые такой опыт в рамках фестиваля, поэтому, надеюсь, в будущем удастся свести на нет минусы и получить огромные плюсы от детей также, как и от взрослых музыкантов.

  8. Хочется ещё раз, уже на пространстве сайта, поблагодарить Игоря Володина за приглашение на фестиваль!
    Огромная радость — быть на одной сцене с признанными мастерами джаза. И, конечно, — ступень к совершенствованию.
    Совершенно согласны с оценкой Никиты Мошкова конкурса Jazz Kids. Непосредственная причастность детей к джазовой музыке — залог дальнейшего интереса к джазу, свободе позитивного самовыражения. Что греха таить, хотелось услышать больше джаза на джазовом конкурсе. Пусть и детском. Но теперь вектор направления задан и джаза от детей в будущем будет больше. Вследствие, возможно, и проблема наполняемости зала может решиться.
    Конечно, большая благодарность за возможность проведения мастер-класса! Владение самым естественным инструментом — голосом — ещё больше раскрывает творческое начало.Поспособствовать этому — большая честь.
    Спасибо милым дамам за сценой, готовым прийти на помощь в любой момент! И Льву Румянцеву за звук!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя