Редакция «Джаз.Ру» |
17 сентября в Санкт-Петербурге на 77 году жизни скончался Вадим Юрченков, первопроходец международной джазовой журналистики в СССР, организатор целого ряда джазовых фестивалей в Советском Союзе в 1960-70-е гг., советский корреспондент выходившего в Польше англоязычного издания европейского джазового журнала Jazz Forum в 1970-е гг., а с конца 1960-х по начало 1990-х — также корреспондент в СССР американского музыкального журнала Billboard. Как сообщают наши петербургские авторы, Вадим Дмитриевич перенёс инсульт, в результате которого и ушёл из жизни в реанимации 40-й больницы Санкт-Петербурга. Похороны Вадима Юрченкова проходят сегодня, 21 сентября, на Серафимовском кладбище в районе Чёрной речки.
21-летний Вадим Юрченков был в числе группы энтузиастов, которые осенью 1958 г. организовали в ленинградском ДК им. Горького первый советский джаз-клуб, получивший название «Д-58». На архивном фото Вадим Юрченков — второй справа; слева Владимир Фейертаг, в центре барабанщик Сергей Лавровский (в будущем — участник ВИА «Поющие гитары»), крайний справа — пианист Аркадий Мемхес.
Музыканты вспоминали, что тогда, в 1958-м, именно Юрченков оказался инициатором создания в только что организованном джаз-клубе собственного ансамбля, который, пройдя ряд трансформаций, уже в 1960-е стал называться «Ленинградский диксиленд».
Во второй половине 60-х (точнее, в 1966-1971 гг.) Вадим Юрченков возглавлял один из ленинградских джаз-клубов — «Камертон», базировавшийся в ДК им. Первой пятилетки (здание снесено в 2005 г., чтобы освободить место под постройку второй сцены Мариинского театра). Клуб «Камертон» был закрыт после состоявшегося в его стенах джема с музыкантам оркестра Дюка Эллингтона, который не был санкционирован властями (1971).
Вадим Юрченков был одним из ключевых действующих лиц советского движения джаз-фестивалей, членом оргкомитетов важнейших для истории советского джаза фестивалей 1960-70-х гг. — легендарного фестиваля в Таллине (1967), фестивалей в Горьком (ныне Нижний Новгород, 1970) и Тбилиси (1978), а также целого ряда других.
Кроме того, Юрченков оказался одним из первопроходцев международной джазовой журналистики в СССР. Блестяще владея английским языком, он начал публиковаться за границей ещё в 1959 г. в польском журнале Jazz, регулярно писал для чехословацкого журнала Melodie, а когда в 1967 г. в Варшаве началось издание европейского журнала Jazz Forum сразу на трёх языках (параллельно выходили польская, немецкая и англоязычная версии журнала), Вадим Юрченков наряду с москвичом Алексеем Баташёвым стал постоянным советским корреспондентом его английского издания. Одной из самых нашумевших его публикаций в «Джаз-форуме» стал опубликованный в 1 номере 1975 г. материал «Оскар Питерсон в Советском Союзе. Печальный случай» («Oscar Peterson in Soviet Union. A Disappointing Event», Jazz Forum, 1-1975, 47-49), в котором Юрченков прямо обвинил «напускное высокомерие» («built-in arrogance») импресарио Нормана Гранца в скандальной отмене московских концертов легендарного канадского пианиста (с этим и другими материалами Юрченкова в «Джаз-форуме» можно ознакомиться на страницах архива этого издания).
Более двух десятилетий, с конца 1960-х и до начала 1990-х, Вадим Юрченков был советским корреспондентом ведущего издания музыкальной индустрии США — журнала Billboard, непрерывно выходящего с 1888 г. По его воспоминаниям, внимание к советской музыке было максимальным в 1986-88 гг., в период так называемой perestroyka, но после окончания этой краткой эпохи «Биллборд» практически потерял интерес к корреспонденциям из России.
Большое спасибо за статью!Отцу было бы приятно.
Очень жаль. Работал с Вадимом в клубе «Камертон» до 1971 г. и именно я организовал тот jam session.
Спасибо за память! Мой дядя….
Вадиму было бы очень приятно слышать о том, что много лет мы с ним дружили и никогда его не забудем. Светлая память!
ИРИНА И ЮРИЙ ИЗ РИГИ.