Ким Волошин |
Рано утром 19 августа у себя дома в нью-йоркском районе Бруклин скончался пианист Сидар Уолтон (Cedar Walton). Ему было 79 лет.
Его знали как одного из авторитетнейших пианистов в истории джазового мэйнстрима последнего полувека, настолько авторитетных, что в 2010 г. он был удостоен премии Национального Фонда искусств США Jazz Masters.
При этом Сидар Уолтон не был «пиротехником» — экспансивным солистом, притягивающим всё внимание к себе своей виртуозностью. По мнению историков джаза, он прежде всего был идеальным партнёром. Знаменитый джазовый критик из газеты Chicago Tribune Ховард Райх определил как-то основные качества игры пианиста Уолтона как «тонкость и сдержанность», а один из биографов пианиста назвал его «музыкантом, чей аккомпанемент ценился в джазовом мэйнстриме превыше всего». Мало кто знает, что именно Сидар Уолтон играл в самой первой записи одной из самых сложных джазовых композиций своего времени, «Giant Steps» Джона Колтрейна в апреле 1959 года, и в отличие от легендарного Томми Флэнегана, чья игра звучит на сделанной месяцем позже классической записи этой, по тем временам, необыкновенно трудной для исполнения вещи, Сидар ни разу не остановился.
Но, конечно, не только аккомпанемент сделал имя Сидара Уолтона одним из самых уважаемых в джазовом мэйнстриме. Сидар Уолтон был участником легендарного ансамбля барабанщика Арта Блэйки, Art Blakey Jazz Messengers, с 1961 по 1964 годы — в том же составе, где на саксофоне играл Уэйн Шортер (Wayne Shorter), а на трубе — Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Он не только составлял гармонический фундамент этого мощнейшего коллектива и впечатляюще солировал в нём, но и написал несколько тем, которые утвердились в обширном репертуаре «Посланцев джаза» на следующие два с половиной десятилетия. Теперь эти темы считаются классикой и прочно вошли в корпус джазовых стандартов; прежде всего это «Firm Roots», «Bolivia» и «Ugetsu».
Впрочем, начнём по порядку. Сидар Энтони Уолтон-мл. (Cedar Anthony Walton, Jr.) родился в Далласе, штат Техас, 17 января 1934 г. Играть на фортепиано его научила мать, которая выступала как исполнительница классической музыки, но при этом любила джаз и часто брала его с собой посмотреть выступления приезжавших в Даллас джазовых пианистов. В 1951 г. 17-летний Сидар поехал в Денвер, штат Колорадо, чтобы поступить в университетскую консерваторию. Там он поначалу специализировался на композиции, но затем перешёл на отделение музыкальной педагогики, где обширно преподавали инструментоведение и аранжировку, и в будущем это очень помогло ему качественно писать и аранжировать музыку для разных составов (в частности, в «Джаз Мессенджерс» он станет не только пианистом ансамбля, но и штатным аранжировщиком). Но, как и большинство молодых музыкантов того времени, молодого пианиста манил Нью-Йорк. В 1955 г. он оставил университет, сел в машину к приятелю, ехавшему в столицу джаза, и через несколько дней уже играл на ночных джемах в клубе Birdland, привлекая внимание музыкантов незаурядной техникой и чувством стиля. И всё бы хорошо, но, как не окончивший университетского курса, Сидар подлежал призыву в вооружённые силы США…
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Сидара Уолтона, ВИДЕО
В конце 1955 года он уже тянул армейскую лямку в составе американского контингента в Западной Германии. Впрочем, там он вовсю играл джаз в армейском клубе, где его музыкальными партнёрами были будущие джазовые звёзды — трубач Дон Эллис (Don Ellis) и саксофонисты Эдди Харрис (Eddie Harris) и Уэйн Шортер.
Вернувшись в Нью-Йорк после двухлетней службы, Сидар Уолтон уже никогда не покидал Большого Яблока, кроме как ради гастролей. В конце 1950-х он уже сложившийся мастер, записывается с трубачом Кенни Дорэмом (Kenny Dorham), работает в ансамбле тромбониста Джей Джей Джонсона (J.J. Johnson) и, наконец, в «Джазтете» трубача Арта Фармера и саксофониста Бенни Голсона, откуда в 1961 г. Арт Блэйки забрал его в «Джаз Мессенджерс». Это был сильнейший состав джазового мэйнстрима того времени. Сидар Уолтон так описывал первые впечатления от работы у Блэйки:
Мы с Фредди Хаббардом присоединились к «Посланцам джаза» в один и тот же день. На первой же репетиции я предложил сыграть «Mosaic» — [мою] композицию, которую я пытался сыграть с Артом Фармером, но у Jazztet с ней были трудности. Когда я принёс её «Посланцам», Уэйн [Шортер], Кёртис [Фуллер], Фредди [Хаббард] и Арт [Блэйки] проглотили её, как сладкий пирожок.
(в книге: Мишель Мёрсер, «Footprints: жизнь и творчество Уэйна Шортера». — Ред.).
ВИДЕО: звуковая дорожка с альбома Art Blakey Jazz Messengers «Mosaic» (1961) — заглавная пьеса Сидара Уолтона
httpv://www.youtube.com/watch?v=N4f-yIL9xRU
Четыре года в составе «Посланцев джаза» сделали Сидара Уолтона звездой мировой джазовой сцены.
ВИДЕО: полная съёмка концерта Art Blakey Jazz Messengers с Сидаром Уолтоном за фортепиано на 8-м международном фестивале джаза в Сан-Ремо, Италия, 1963
httpv://www.youtube.com/watch?v=dwpph2h8jD8&t=268
Покинув Арта Блэйки, пианист около полутора лет работал в ансамбле вокалистки Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), затем в 1966-68 гг. записывался с ещё одним выпускником «Посланцев джаза» — трубачом Ли Морганом, и начиная с этого же периода был основным пианистом лейбла Prestige Records: владелец лейбла Боб Уайнсток в это время уже не продюсировал записи сам, а новое поколение продюсеров, в первую очередь Боб Портер, постоянно привлекало к записи Сидара Уолтона, зная, что, во-первых, он идеальный партнёр-аккомпаниатор, а во-вторых — ему не нужно долго репетировать (а ведь лейбл Prestige Records был известен тем, что, в отличие от Blue Note, не платил музыкантам за репетиции). Игра Уолтона звучит на «престижевских» пластинках гитариста Пата Мартино, саксофонистов Чарлза Макферсона и Сонни Крисса и других музыкантов; кроме того, именно на Prestige выходили первые сольные записи самого Уолтона, начиная с альбома 1967 г. «Cedar!».
ВИДЕО: Sonny Criss Quintet «Paris Blues» (1967)
Sonny Criss as, Cedar Walton p, Tal Farlow g, Bob Cranshaw b, Lenny McBrowne dr
httpv://www.youtube.com/watch?v=mRflUGK-4kg
За следующие два года пианист выпустил на Prestige несколько альбомов, на которых постепенно начинал осваивать электронные клавишные инструменты. С этого момента и на последующие почти полтора десятилетия карьера Сидара Уолтона шла как бы двумя параллельными путями. С одной стороны, он никогда не переставал играть филигранно точный, идеальный по стилю и вкусу джазовый мэйнстрим, продолжая линию Jazz Messengers (в 1973 г. он даже воссоединился ненадолго с Артом Блэйки, съездив в составе «Посланцев джаза» на гастроли в Японию).С другой стороны, он пытался расширить свою аудиторию и, что уж греха таить, подзаработать, выпуская пластинки в коммерческих электрифицированных звучаниях — потому что 1970-е годы, мягко говоря, не были эпохой коммерческого процветания акустической джазовой традиции. Однако даже на самых «коммерциализированных» пластинках в звучаниях «соул-джаза» и раннего фанка у Уолтона всё равно регулярно встречаются два-три номера в составе акустического фортепианного трио, где Сидар вновь предстаёт таким, каким, собственно, и остался в истории джаза: мэйнстримовым пианистом высочайшего класса.
К середине 1970-х акустическая линия в творчестве Сидара Уолтона стабилизировалась в формате постбопового квартета с саксофоном. Этот ансамбль, в составе которого в разные годы играли, помимо прочих, саксофонисты Джордж Коулман (George Coleman), Клиффорд Джордан (Clifford Jordan), Стив Гроссман (Steve Grossman) или Боб Берг (Bob Berg), контрабасисты Сэм Джонс (Sam Jones) или Дэвид Уильямс (David Williams) и барабанщик Билли Хиггинс (Billy Higgins), по заглавию успешного альбома 1975 года с Коулманом, Джонсом и Хиггинсом получил название Eastern Rebellion.
Записанный в октябре 1975 г. в Нью-Йорке, альбом «Eastern Rebellion» вышел в декабре того же года на нидерландском лейбле Timeless и стал, по мнению многих специалистов, одной из лучших записей классического джазового мэйнстрима в 70-е годы. В разнообразных списках 100, 50 и даже 25 лучших джазовых альбомов за всю историю джаза у многих энтузиастов и специалистов можно увидеть эту пластинку с запоминающимся названием «Восточный бунт», которую открывает одна из ярчайших авторских версий самой известной пьесы Сидара Уолтона, «Bolivia».
ВИДЕО: звуковая дорожка с альбома «Eastern Rebellion» — «Bolivia» (октябрь 1975; Сидар Уолтон p, Джордж Коулман ts, Дэвид Уильямс b, Билли Хиггинс dr)
httpv://www.youtube.com/watch?v=WvDsDF_Zid4
В 80-е и 90-е годы, с новым подъёмом слушательского интереса к акустическому джазу, Уолтон, уже в статусе легенды и ветерана джазовой сцены, всё ещё записывался с разными составами своего квартета, но значительное место в его дискографии заняли записи в формате трио, различных дуэтов и даже соло: тончайший мастер ритмических нюансов, Сидар Уолтон с присущими ему тонкостью и сдержанностью глубоко исследовал в этих составах эстетику джазового мэйнстрима. В 2000-е годы его записи выходили в основном на нью-йоркском лейбле HighNote; последний записанный им сольный альбом, «The Bouncer», вышел на этой фирме грамзаписи в 2011 г. На нём играет квинтет с участием саксофониста Винсента Херринга, тромбониста Стива Турре, барабанщика Уилли Джонса III и давнишнего партнёра Уолтона, контрабасиста Дэвида Уильямса, который играл с ним ещё на альбоме «Eastern Rebellion».
В 2000-е пианист много выступал на джазовых фестивалях по всему миру, в том числе в квартете, которым руководил вместе с вибрафонистом Бобби Хатчерсоном.
ВИДЕО: Bobby Hutcherson-Cedar Walton Quartet, 2010 (полный концерт)
(David Williams b, Eddie Marshall dr)
httpv://www.youtube.com/watch?v=lyLLT17fbwA&t=26
Седар Уолтон — один из столпов современного джаза, классик!
Большая потеря!