1 августа на 72-м году жизни скончался ветеран советского джаза и эстрады, саксофонист, аранжировщик и продюсер Виталий Клейнот.
Выпускник Московского института инженеров транспорта (МИИТ), Виталий Клейнот принадлежал к поколению советских «джазменов-физиков»: в музыкальных училищах и консерваториях джазу до 1974 г. не учили, и множество самых известных джазовых солистов 50-х и 60-х гг. вышли из среды вузовского студенчества. Виталий Клейнот дебютировал ещё студентом, играл с тогдашними московскими звёздами, активно тянувшимися к самым передовым достижениям американского джаза — трубачом Андреем Товмасяном, пианистом Вадимом Сакуном. Затем начал руководить ресторанными составами в МОМА, Московском объединении музыкальных ансамблей — государственной организации, которая контролировала всю ресторанную (клубной тогда практически не было) сцену в Москве. Его игра звучит на пластинках с записями выступлений звёзд московских фестивалей «Джаз-66» (с ансамблем, где на трубе играл Андрей Товмасян, а пианистом и номинальным руководителем был молодой Борис Фрумкин, ныне — руководитель Оркестра им. Олега Лундстрема) и «Джаз-68».
У Клейнота был свой, ни на кого не похожий звук: хотя этот звук не был профессиональным, как у Гараняна или Зубова, тем не менее у него был свой звук, «клейнотовский». Импровизировал «Клей» весьма изобретательно… — Так писал о своём музыкальном партнёре середины 60-х годов трубач Андрей Товмасян.
В 1971 г. ведущий московский джаз-клуб «Кафе Молодёжное» на улице Горького, 41 (ныне 1-я Тверская-Ямская) был перепрофилирован на модный у молодёжи джаз-рок, и основным составом этой «точки» стал Ансамбль Виталия Клейнота — мощный обширный коллектив, собранный по образцу популярных тогда американских ансамблей так называемого «брасс-рока» (т.е. рока с медной духовой секцией) — Chicago и Blood, Sweat & Tears. Там ансамбль Клейнота проработал более двух лет, пока история «Молодёжного» как джаз-клуба не завершилась.
С 1973 г. Клейнот работал в самых разных составах МОМА, но главный фокус его интереса сместился в сторону работы с композитором Александром Зацепиным, располагавшим передовой по тем временам домашней студией. В этой студии, привлекая первоклассных солистов, Клейнот около пяти лет записывал музыку Зацепина, и многие из этих треков стали основой советских «хитов» — киномузыки («Иван Васильевич меняет профессию», «31 июня»…) и песен Аллы Пугачёвой (альбом «Зеркало души»).
В конце 1970-х Виталий Клейнот оставил карьеру музыканта-исполнителя и стал, в современных терминах, продюсером — руководителем различных музыкальных проектов (например, в 1978 — ВИА «Шестеро молодых», где дебютировал никому ещё не известный эстрадный вокалист Николай Расторгуев). В основном время уходило на непростую по тем временам работу по добыванию и комплектации звуковой аппаратуры (усилителей, приборов обработки звука, музыкальных инструментов и т.п.), и в этой работе Клейнот знал мало равных в тогдашней Москве. Когда в начале 80-х он создавал варьете в ресторане гостиницы «Советская» (исторический «Яр»), эта «точка» считалась одной из лучших по оборудованию в столице. Именно постоянная работа с музыкальной аппаратурой, которая в СССР официально почти не импортировалась, стоила Клейноту в первой половине 80-х уголовного дела и трёх лет на «химии». Официально это называлось «исправительные работы без лишения свободы», иногда с уточнением «на стройках народного хозяйства»; покидать при этом районы этих «строек» запрещалось.
В 1985-м в СССР начинается «перестройка», и вновь Виталий Клейнот оказался на гребне волны. В 1985-м совместно с Виктором Лившицем (впоследствии — владелец существовавшего в 2000-е гг. джаз-клуба JVL) он открыл «джазовый салон» во Дворце культуры АЗЛК. В последующие годы Клейнот оставался одним из заметных игроков на московском рынке проката и комплектации звуковой аппаратуры — многие московские джаз-клубы и фестивали 1990-х — 2000-х гг. пользовались его помощью.
В последние годы Виталий Ефимович тяжело болел, лечился в Израиле, перенёс несколько операций. В Израиле он и ушёл из жизни.
АУДИО:
Ансамбль Виталия Клейнота — «Песня радости» (Григорий Шабров)
запись Всесоюзного радио, 1972
Виталий Клейнот (тенор-саксофон), Исайя Кофман (вентильный тромбон), Олег Степурко (труба), Григорий Шабров (ф-но, орган), Виктор Мацуев (гитара), Леонид Плавинский (бас-гитара), Михаил Бранзбург (барабаны)
Запись из чудом спасённой от уничтожения коллекции первого советского джазового радиоведущего Аркадия Петрова. После закрытия его программы «Клуб Метроном» на Всесоюзном Радио в 1973 г. он тайно вынес большую часть записанного им золотого фонда советского джаза 1960-х — начала 1970-х из Радиодома и передал в архив училища им. Гнесиных (ныне Колледж эстрадно-джазового искусства).
По инициативе преподавателя колледжа, джазового трубача и композитора Олега Степурко директор колледжа Ирина Казунина профинансировала оцифровку и мастеринг записей, которые в конце 2000-х сделал тонмейстер студии колледжа – Жан Аликян.
Слушать (13:44, трафик 13 Mb):
Масштабный был человек. Очень обаятельный. Общение с Виталием Ефимовичем дало мне многое. Пусть ему будет хорошо…
Светлая память…
R.I.P.
Скорбим…
Ушел замечательный, талантливый человек, многому нас научивший.
Таким он и останется в нашей памяти…
Светлая и Вечная память тебе Ефимович.
Кабардино-Балкария всегда будет помнить тебя .
Помню блистательную игру Виталия Ефимовича в КМ в шестидесятые, познакомился лично в 2000-х. Компетентный и обаятельный человек. Глубоко скорблю…
R.I.P.
Не стало Великого и Светлого человека…Это огромная потеря для всех кто с ним был близок и знаком… ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ…
Царствие небеное Клейноту!!!!!!!!!!!!!
Светлая память..
Светлая память Виталию Ефимовичу , мудрый был человек ,многому можно было научиться у него
Виталия знал, страшно подумать, более полувека.
Прекрасный музыкант и отличный товарищ, всегда готовый прийти на помощь. Светлая память…
Ещё раз прозвонил колокол — я знаю, что это и обо мне: «…And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee (John Donne). Поэтому не говорю «прощай»: «До свидания, Виталик». Может еще доведется поиграть вместе в лучшем из миров (а может и с Чарли Паркером …)
Лучшей памятью было бы собрать и издать хотя бы один диск уцелевших записей Виталия Клейнота. Как это было сделано с наследием Романа Кунсмана или Андрея Товмасяна.
Светлая память тебе Виталик! Царствие тебе небесное! Для нас это огромная потеря….
Светлая память.О кончине Клея узнал от своих друзей из Израиля. В шоке. Великий музыкант , великий организатор . Только он мог импровизировать паузами . Очень жаль . Скорблю.
Всегда обожал его игру и чувство юмора.Очень больно!Пока жив,всегда буду помнить тебя Виталик и поминать!
ЗИХРОНХА ЛЕВРАХА!(БЛАГОСЛОВЕННА ПАМЯТЬ)
Ушёл из жизни МЭТР «САМОПАЛА» конца «СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА».
Лучший!, импровизатор в музыке и конструктор музыкальной аппаратуры. Философ и идеолог технологий употребления «Русской водки». Отец фразы: «кто со мной не выпьет, тот меня не остановит».
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ, ЗЕМЛЯ ЕМУ ПУХОМ……
Svetlaya pamyat’ … Mnogo sil ego sem’e
Светлая память. Скорбим. Нет слов…
Нет слов. . . . . . . . Скорбим. Светлая память!
Пусть земля ему будет пухом . . . . . .
Ведь есть же диск «Группа Виталия Клейнота. Возвращение легенды»? Найти его мне не посчастливилось. Олег Степурко писал о нём. Записи, которые были организованы на радио и сохранены Аркадием Петровым.
А сегодня день памяти Аркадия Евгеньевича. Шесть лет, как его не стало…
Oleg, диска нет — его подготовили к изданию, но он пока так и не вышел.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста , а диск так и не вышел ?
Нет. Вопрос с авторскими правами на коллекцию Аркадия Петрова, который сделал эту запись (65 минут музыки) в студии Государственного дома радиовещания и звукозаписи в 1972-м, так и не решён. Ведь юридически эти записи как бы не существуют, Гостелерадио списало их ещё в 1973-м. О коммерческом выпуске речь не идёт, слишком низкое качество сохранившихся материалов. Да и оцифровка делалась около 20 лет назад в качестве, которое даже тогда пригодным для коммерческого релиза назвать было невозможно. Над восстановлением записей нужно серьёзно работать, по авторским правам тоже нужны серьёзные юридические усилия, а это всё утяжеляет финансовую составляющую такого проекта…
Понятно, спасибо. А то я всё тереблю друзей москвичей )
Светлая память тебе Виталий Ефимович,пусть земля будет пухом
Очень грустно,когда уходят друзья. Светлая тебе память Виталик.
Печально, скорбно, обидно… Жизненная рутина затмила что-то важное и нужное в душе. Не прощу себе, что все годы врозь не повидался с ним хоть раз. До сих пор в памяти самые светлые, яркие, жизнерадостные воспоминания моей (и моей жены) молодости, связанные с Виталиком.
.. земля пухом ..
уходят -лучшие ..
доброй памяти …
мои самые искренние соболезнования семье Виталия Ефимовича
виталик-ты был замечательный музыкант и очень хороший человек,светлая память…мы ещё увидимся!
Глубокие соболезнования родным и близким. Мне довелось работать с Виталием как раз в его Кавказской ссылке. Только было это в конце 70-х в Нальчике. Благодаря Юрию Силантьевичу Любашевскому Виталий мог работать музыкантом в оркестре ПКиО.Я играл на бас-гитаре и довольно близко познакомился с Виталием Ефимовичем. Благодаря неимоверной энергии и таланту Клейнота наш оркестр стал буквально на голову выше. А когда по его просьбе в Нальчик с концертом приехала А.Б.Пугачёва , Виталий можно сказать стал местным почётным гражданином. Это было в ноябре 1977 г. Светлая ему память.
Да Коля, это было здорово. Виталик был для нас чем то божественным. Сейшены на танцплощадке.
Водочка в каптерке. Незабываемое общение и соприкосновение с чем-то высоко духовным и в тоже время с чем то очень простым и человеческим. Помню нелегальные четыре концерта в г. Нальчике(по два в день) с А. Пугачевой в Музыкальном театре при полных аншлагах. Прямо от нас она уехала в Зелену Гуру с Арлекино. Мы тогда выступали в первом отделении с Зауром Тутовым. Море водочки и океан шампанского. Но все было в меру и от души. Земля ему пухом и вечная память.
И потом, вплоть до его кончины, теплое дружеское и деловое общение в основном в Москве, а последние дни по скайпу с Израилем. Даже водочку по монитору поднимали Вместе. Эх. Нам было что вспомнить.
Господи,только сегодня узнала о том,что Виталия Ефимовича не стало физически…Я лично встречалась с ним только однажды, но запомнила эту встречу на всю жизнь. Я не музыкант, а профессиональный риэлтор, получила запоминающийся урок от музыканта именно по своей профессии. Кто близко знал Виталия Ефимовича не будут удивлены, так как все, что он делал, он делал с душой, вникая в каждую деталь…Со знанием дела и со всей ответственностью он подошел и к ремонту и оборудованию своей Московской квартиры, и, что немаловажно, все документы у него были в полном порядке и лежали в отдельных папочках. Продуманная и сделанная им перепланировка до неузнаваемости преобразила небольшую по площади квартиру, сделав ее зрительно очень просторной, наполненной воздухом. Особенно поражала кухня, где с умом был задействован каждый сантиметр! А буйство красок настраивало на позитивный лад и вызывало желание задержаться в ней подольше. А как он вкусно рассказывал про свою квартиру !!!! Может это и мелочи по сравнению с творческим наследием Виталия Ефимовича, но тот факт , что всё, что он делал, он делал с душой и на совесть, ни у кого не вызывает сомнений. Даже у тех, кто, как я, столкнулся с ним ни как с музыкантом или продюсером, а просто как с интересным человеком. Светлая память!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Светлая память моему другу В. Клейноту
R.I.P. my friend!
Жаль, очень жаль.
Помню…люблю…скорблю……
Твои незабываемые вечера на Каланчевской. То ,чему ты научил меня,все это добрая память о тебе…
Спасибо тебе Виталий Ефимович, Земля пухом и Царствие Небесное.
Вчера был на могиле Виталия.
К сожалению я не был на похоронах в Израиле. Вот бы фотку с его могилы. Земля ему пухом.
На выставке Музыка Москва я подошёл к нему , он стоял уставший и смотрел в одну точку, оперевшись локтями на высокую звуковую колонку , Это я Юрок , сказал я , да вижу что это ты , сказал Ефимыч, и добавил — я так устал , ну его все на….( Он был жуткий матершинник , кто помнит ) больше я его не видел …. но до сих пор эта картина , перед глазами …,,,,, Помним тебя Ефимыч….