Роман Столяр фото автора |
С 29 июня по 1 июля в США проходила очередная, седьмая по счёту, конференция ISIM — Международного общества импровизационной музыки. На этот раз она была проведена в Нью-Йорке — городе, где наиболее логично устраивать подобные встречи, ведь ни для кого не секрет, что именно «Большое Яблоко» сегодня является средоточием импровизационной музыки самого разного рода. Местом проведения был выбран York College — учебное заведение, находящееся в двух шагах от станции метро Jamaica Center, где из лиц не афроамериканского происхождения на улицах попадались лишь полицейские и, собственно, участники конференции. Когда я спросил Йин Хи Ким, арт-директора нынешней конференции, с чем был связан выбор такого места, она ответила просто: «Потому что это бесплатно». Впрочем, географическое положение площадки для таких встреч и не столь принципиально — гораздо важнее то, что на ней происходило.
Конференция сменила формат, изменив традиции, казалось бы, устоявшейся за семь лет существования ISIM. Не было той безумной плотности событий, когда каждый час что-то да происходит, причём зачастую непросто решить, на какую лекцию, презентацию или дискуссию из предложенного лучше всего попасть. Но организаторы, кажется, пожертвовали разнообразием в угоду новой концепции встречи — концентрации на межкультурном взаимодействии в импровизационной музыке. Все практикумы (а на этот раз конференция носила почти исключительно практический характер) строились вокруг четырёх лидеров: двух американцев и двух корейцев. Состав «рядовых» участников («рядовых», естественно, в кавычках — трудно назвать рядовыми таких музыкантов, как, например, легендарный автор книги «Free Play» Стивен Нахманович (Stephen Nachmanovitch), бруклинская импров-вокалистка Нора Маккарти (Nora McCarthy) или профессор Мичиганского университета, флюгельгорнист Эд Сарат (Ed Sarath)) также получился более-менее интернациональным: хотя американцы по-прежнему составляли подавляющее большинство, их разбавили два представителя России (да, впервые россиян было двое — ваш покорный слуга и московский саксофонист и флейтист Антон Котиков) и один — Сербии (гитаристка Майя Радованлия (Maja Radovalija), преподающая в университете Миннесоты в Миннеаполисе).
ДАЛЕЕ: лидеры-американцы — Джейн Айра Блум и Эллиотт Шарп — и лидеры-корейцы, ансамбли, дискуссии, игра в «Рулетке» и новые открытия!
О лидерах — особо, как и подобает статусу. Корейскую традицию представляли Гамин (Gamin) — исполнительница на различных духовых инструментах, и Хьён Сик Шин (Hyun Sik Shin, которого для краткости все звали просто Шин) — композитор (между прочим, автор музыки к фильмам известного корейского режиссёра Ким Ки-Дука) и мастер смычкового инструмента азенг. Оба музыканта, помимо владения корейской музыкальной традицией, имеют и солидный опыт исполнения современной академической музыки, но оба признались, что опыт совместного импровизирования с западными музыкантами имеют небольшой, а желание такого контакта и готовность к нему — весьма сильные. В этом смысле и Шина, и Гамин можно смело назвать новаторами на фоне консервативной среды музыкантов-традиционалистов, настороженно относящейся к самому явлению импровизации, не ограниченной правилами и предписаниями — ситуация, впрочем, типичная для многих стран.
Два лидера с американской стороны в особом представлении не нуждались. Саксофонистка Джейн Айра Блум (Jane Ira Bloom) уже была участником прошлогодней конференции ISIM, прошедшей в университете Уильяма Патерсона в Нью-Джерси — тогда она представила часовую концертную программу, перемежая выступление в квартете с сольными эпизодами, активно используя гармонизаторы, генераторы петель и другие электронные приборы, превращавшие звук сопрано-саксофона в настоящий оркестр. А вот гитарист Эллиотт Шарп (Elliott Sharp) стал гостем конференции впервые. Каждый американский приглашённый артист (именно так именовались в документах конференции музыканты-лидеры) получил в пару корейского коллегу, а весь состав участников конференции разбили на группы с таким расчётом, чтобы каждый участник получил возможность позаниматься под руководством всех четырёх лидеров: в первый день — у одной пары, на следующий день — у другой. Пожалуй, единственным недостатком такой системы оказалось то, что на занятие каждой группы отвели всего 45 минут — и этого явно было маловато.
У каждой пары обозначился свой стиль работы с ансамблями, в каждом из которых насчитывалась примерно дюжина музыкантов (списочный состав конференции — 28 участников, но несколько человек не смогли приехать). Джейн Айра Блум предпочла остаться в тени её напарницы Гамин, которая предложила сначала поимпровизировать в ритмической структуре, характерной для древнекорейского стиля шинай — двенадцатидольный метр с обязательным акцентом на девятую долю — а затем сконцентрироваться на незаметном, очень медленном увеличении темпа (надо признаться, это оказалось самым сложным в коллективной игре, потому пришлось повторить упражнение несколько раз). Шарп, напротив, взял почти полностью инициативу на себя: попросив сначала представиться каждого музыканта (представление состояло из краткого рассказа о себе, персональной оценки явления импровизации и минутного соло на инструменте), предложил затем несколько упражнений, по моим наблюдениям хорошо согласующихся с принципами параметрической импровизации. Особенно показалось полезным упражнение, при котором все участники ансамбля играют простейшую ритмическую структуру — бит четвертями — при этом меняя любые иные параметры: громкость, звуковысотность, тембр. Любопытно, что чуть позже, во время дискуссионной части конференции, Шарп по-доброму иронизировал над неидиоматикой Дерека Бэйли: мол, какие могут быть правила в импровизации, как это можно играть, принципиально не слушая друг друга и т. п. — но своими действиями на практикуме всё же показал: правила в импровизации, особенно в коллективной, не помешают.
О правилах шла речь и на дискуссиях — для них было отведено по паре часов в первые два дня конференции. В основном, правда, об этих правилах заходила речь, когда разговор касался корейской классической музыки — и здесь Шин и Гамин подробно рассказывали про специфику ритма, про мелодическую линию духовых, про роль ударных, которая в корейской музыке невероятно высока — исполнитель на ударных фактически определяет последовательность вступлений музыкантов, фактуру и массу других структурных особенностей пьесы. Видимо, поэтому все без исключения корейские музыканты изучают искусство игры на ударных — каждому полезно побывать в роли лидера.
Но большая часть дискуссии была посвящена обсуждению возможности и специфики межкультурных контактов в импровизации в целом. Катализатором этого разговора (и модератором дискуссии) явилась Йин Хи Ким — именно ей принадлежит идея посвятить нынешнюю конференцию практическому сотрудничеству западных и восточных импровизаторов. При этом Йин и сама обладает огромным опытом в этой области: исполнительница на корейском народном инструменте комунго, она усовершенствовала этот инструмент, сделав его элктроакустическим и присоединив к нему мощный синтезатор, что позволило совершенно изменить его звучание. В течение ряда лет Йин сотрудничает с американскими импровизаторами — к примеру, является постоянным участником ансамбля Стивена Нахмановича «Шестое чувство» и частью проекта «Новатопия» калифорнийского саксофониста Карлтона Хестера, играющего музыку на стыке импров и нью-эйдж. На дискуссии Йин больше модерировала, чем высказывала собственные соображения. Вопросы касались как общетеоретических аспектов межнационального сотворчества — оценок импровизационной музыки традиционными музыкантами, взаимопроникновению культурных достижений Востока и Запада — так и чисто практических, исполнительских. Когда речь зашла о том, каким образом достичь органичности в игре с корейскими музыкантами, приблизить звучание западных инструментов к экзотическим азенг и пипа, ваш покорный слуга завёл речь о необходимости применения расширенных техник (особенно это актуально для пианистов — привычный звук фортепиано не слишком сочетается с восточным инструментарием). Много говорилось и о расширении межкультурных контактов, и здесь не забыли и о том, что импровизаторы часто попадают в ситуацию, вынуждающую искать творческие компромиссы, даже не привлекая этнических музыкантов — имелись в виду попытки взаимодействия музыкантов с западноевропейским академическим бэкграундом и новоджазовых исполнителей: явление нередкое в музыкальном мире.
Третий день конференции был всецело посвящён концерту, репетиции к которому начались уже накануне (к слову, концерт состоялся 1 июля в Roulette — прославленном пристанище нью-йоркских авангардистов). Сформировались шесть ансамблей, один из которых целиком состоял из лидеров конференции, а в пяти других они присутствовали наравне с другими участниками. Мне выпала честь войти в состав ансамбля из восьми импровизаторов под руководством Эллиотта Шарпа. Среди знакомых мне музыкантов в ансамбль также вошли Стивен Нахманович (который не только импровизировал на электронной скрипке, но и пел) и пианист родом из Гонконга Тим Цан (Tim Tzang) — выпускник колледжа Бёркли, на прошлогодней конференции показавший настоящий эксцентричный моноспектакль, а ныне активно использующий в качестве основного инструмента синтезатор MiniMoog; плюс к тому одним из участников стал Хьён Сик Шин. Шарп выстроил форму нашего выступления: часть первая — соло самого Шарпа, часть вторая — его дуэт с Шином и серия мини-дуэтов, где исполнитель на азенг играл постоянно, а остальные участники на короткое время присоединялись к нему и замолкали, уступая партнёрство другим членам ансамбля. Финальный раздел — коллективная игра, основанная на контрапунктировании — настоящая гетерофония.
Другие ансамбли также довольно скрупулёзно подошли к формообразованию: в одних пьесах угадывались корейские влияния — заимствования ритмических структур, характера взаимодействия; другие более тяготели к западному мышлению. Как часто бывает в ходе таких концертов, обнаружилась масса совершенно неизвестных мне доселе музыкантов, обладающих яркой творческой индивидуальностью. Прежде всего, это две вокалистки, совершенно разные: Нора Маккарти, тяготеющая к более традиционному джазовому звучанию, и Аманда Скуфс (Amanda Schoofs) из Вайоминга, чья вокальная техника апеллировала к звукоимитации — пение Аманды более походило на лавинообразный поток, в котором смешивались пение экзотических птиц, шум ветра, индустриальные звуки и обрывки фраз и слогов на английском и французском языках. Из инструменталистов особо хочется выделить контрабасиста австрийского происхождения, преподавателя колледжа Йорк Томаса Злабингера (Thomas Zlabinger), прекрасно владеющего и джазовым пиццикато, и смычком, и исполнителя на китайском струнном инструменте гуцинь музыковеда Джеффри Робертса (Jeffrey Roberts) из Бостона, исповедующего примерно такой же подход к трансформации традиционного звучания инструмента с помощью электроники, как и Йин Хи Ким.
Великолепно показал себя и наш Антон Котиков, сыгравший на флейте блестящий дуэт с Гамин в качестве одного из эпизодов композиции ансамбля под руководством Джейн Айры Блум. Вообще говоря, поездку Котикова на конференцию можно сравнить с настоящим подвижническим подвигом: обладая минимальным знанием английского языка, без какого-либо спонсирования, Антон на свой страх и риск совершил путешествие в неизведанное — и риск оправдался. Многие импровизаторы высоко оценили музыкальность и технику российского флейтиста и саксофониста, а Антон, безусловно, приобрёл бесценный опыт. Пример, достойный подражания.
Конференция завершена, но работа Международного общества импровизационной музыки продолжается — уже началась подготовка к следующей встрече импровизаторов, предварительно назначенная на май 2014 года. Какой она будет — пока неизвестно: есть информация, что формат предстоящей конференции вернётся к традиционному виду — серии концертов, мастер-классов и презентаций. Однако создатель и президент ISIM Эд Сарат на финальной встрече загадочно сообщил: со дня основания организации прошло семь лет, и теперь пора задуматься о новом лице организации, об ISIM 2. Каким будет это лицо — со временем станет известно. А автору, как и всегда после такого рода крупных событий, остаётся надеяться, что российские музыканты не обойдут вниманием этот значительный международный форум и сочтут возможным (а возможно — даже необходимым) украсить своим присутствием ежегодные встречи импровизаторов. Благо, путь уже проложен.
ВИДЕО: концерт ISIM в зале Roulette 01.07.2013
солируют Эллиотт Шарп, Джейн Айра Блум, Шин, Гамин
httpv://www.youtube.com/watch?v=D8SDfHXq4jc
E# красавец конечно!
Антон — молодец!