Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) |
Летний сезон — время, когда посещаемость джазовых площадок падает, но при этом на этих площадках по-прежнему регулярно можно увидеть весьма интересные программы. Вот только две (из множества) премьер лета 2013 года, которые, в силу по-летнему низкой посещаемости, были не настолько хорошо замечены, как могли бы. «Джаз.Ру» продолжит эту серию представлений московских джазовых премьер.
Премьера первая. 27 июня, «Эссе»: Нонет Юрия Галкина
Год назад в Москву вернулся из Лондона контрабасист Юрий Галкин (интервью с музыкантом см. в бумажном «Джаз.Ру» №1-2013). Редкий случай: музыкант получил джазовое образование не в США, а в Европе, причём в одной из лучших школ — лондонской Королевской академии музыки — и, ещё пару лет поработав на британской сцене, вернулся в Россию готовым мастером. Причём мастер этот сочетает и крепкое знание традиционной джазовой идиомы/стилистики, и стремление к оригинальности внутри этой идиомы, и желание создавать собственную музыку.
Юрий уже играет во множестве московских проектов, но, видимо, ему не давал покоя недавний успех его лондонского нонета (ансамбля из девяти музыкантов), с которым он полтора года назад записал в Англии удачную пластинку «Nine Of A Kind» и интенсивно гастролировал по Британии. И вот он воспроизвёл этот нонет (с программой альбома), собрав состав из лучших московских музыкантов своего поколения, или сразу двух поколений: чуть постарше — лидеры собственных ансамблей и даже оркестров, окончившие РАМ им. Гнесиных три-семь лет назад (и даже иногда успевшие с тех пор поучиться, скажем, в Бёркли) и чуть помладше — те, кто учится в Гнесинке сейчас.
ДАЛЕЕ: видео с московской премьеры Нонета Юрия Галкина и отчёт о показе германско-российского проекта VocColours + Андрей Разин
27 июня в московском джаз-клубе «Эссе» впервые был представлен российский состав Yuri Galkin Nonet: Юрий Галкин — контрабас, Владимир Нестеренко — фортепиано, Пётр Талалай — барабаны, Пётр Востоков и Павел Суязов — трубы, Антон Гимазетдинов — тромбон, Роман Секачёв — баритон-саксофон, кларнет и бас-кларнет, Андрей Красильников — альт-саксофон и Сергей Баулин — тенор-саксофон. Кстати, о Баулине. Рекомендую обратить внимание на его соло: мощно заявив о себе на прошлогоднем фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в трёх разных составах и трёх разных стилях, музыкант из Казани уверенно выходит сейчас в Москве в число самых востребованных саксофонистов.
ВИДЕО: авторская пьеса Юрия Галкина «Эпизод II»
httpv://www.youtube.com/watch?v=lfmvHLyzZkc
Премьера вторая. VocColours (Германия) и Андрей Разин
А 9 июня в Москве (и 11 июня в Санкт-Петербурге) выступал западногерманский вокальный квартет VocColours в партнёрстве с двумя российскими пианистами-импровизаторами: в Москве на фортепиано играл Андрей Разин, в Петербурге — Алексей Лапин.
Квартет VocColours — это вокалисты Бригитте Кюппер (Brigitte Küpper), Гала Хуммель (Gala Hummel), Норберт Заяц (Norbert Zajac) и Юрий Гранкин. Квартет был создан в 2011 году, его направление музыканты определяют как «вокальная коммуникация, создание многоцветных звуковых и ритмических построений, спонтанно придуманных на сцене».
В принципе, выступление квартета в КЦ «ДОМ» (с Андреем Разиным) действительно может быть именно так и описано. Все четверо вокалистов очень разные: Гала Хуммель в молодости играла в Берлине панк-рок на барабанах, Бригитте Кюппер и Норберт Заяц участвовали в кёльнских проектах легендарного импров-вокалиста Фила Минтона, а Юрий Гранкин и на своей родине в Украине, и в Дюссельдорфе, где он живёт уже около 20 лет, много пел в идиоме джазового мэйнстрима, в том числе и с биг-бэндами. И у каждого — свой сценический образ: Норберт — эдакий шкодливый дедушка-клоун; Гала и Бригитте — каждая по-своему — прожжённые «ветеранши» неформальных молодёжных движений 80-х; российскому же зрителю, подозреваю, ближе всего образ Юрия — импозантный и галантный диктор областного радиокомитета, выступающий в качестве отвязного тамады.
Понятно, что всё это, прежде всего, повод к музыкальной эксцентрике. И эксцентрика действительно есть, но присутствие специального гостя — пианиста Андрея Разина — с первых же нот вводит атмосферу «оркестра-переполоха» (именно так истолковывал слово jazz первопроходец советского джаза Валентин Парнах 90 лет назад) в рамки, так сказать, эксцентрики второго порядка — эксцентрики на уровне спонтанной композиции. Разин — мастер скупыми штрихами, до поры не давя слушателя виртуозностью, ввести практически любую импровизационную стихию в композиционные рамки, очертить намёки на определённую музыкальную идиому (или даже несколько идиом сразу, как он это делает в своём трио «Второе приближение»). Вместе с VocColours он именно так и поступил — правда, время от времени эти скупые штрихи всё-таки прорывались незаурядной пианистической виртуозностью, да и ещё одно выразительное средство частенько шло в ход — Андрей не поёт в общепринятом смысле этого слова, но запросто пускается в залихватские эпизоды юмористического и при этом мастерски сделанного скэта (слоговой импровизации), при этом скэта не мэйнстримового, а… впрочем, описать это довольно сложно! Несколько раз за концерт этот «квази-вокал» Разина органично вплетался в хитросплетение вокальной эксцентрики VocColours, придавая экспериментам западногерманского квартета какое-то новое измерение.
Кстати, музыканты рассказали, что концерт в Петербурге — с Алексеем Лапиным — получился совершенно иным: Лапин — пианист совсем другого склада, исповедует весьма отличные от Разина методы и принципы импровизации и, конечно же, его присутствие в ансамбле увело стихию вокальной импровизации в какое-то полностью отличное от московского концерта русло. Но если московский концерт был хотя бы фрагментами снят на видео, то из Петербурга видео нет, зато всё питерское выступление было качественно записано на аудионоситель, и, по сообщению западногерманских вокалистов, готовится к изданию на крупном европейском лейбле.
ВИДЕО: VocColours и Андрей Разин, 9 июня 2013, КЦ «ДОМ» (три фрагмента в одном клипе)
httpv://www.youtube.com/watch?v=gFdwiWYlFvU
Похоже, Юрий Галкин влюблён в Чарли Мингуса…
Вообще то очевидно (если не перебирать всю жизнь пыльные пластинки полувековой давности,а по возможности,следить за тем что происходит в джазе СЕЙЧАС) что Галкин слушает Дейва Холланда, изучает Дейва Холланда,ловит звук и манеру Дейва Холланда и есливыражаться языком автора предыдушего комента,то «влюблен в Дейва Холланда».Но трудно упрекать наших консерваторов,человек хорошо запоминает только то что слушал в юности и потом все услышаное подгоняет под те,милые сердцу шаблоны…