Владимир Мак, Иерусалим Фото: пресс-служба фестиваля и архив Джаз.Ру |
В середине лета у израильских любителей джаза срабатывают биологические часы: приближается фестиваль под названием, вынесенным в заголовок. В 27-й раз в Эйлате собирается элита мирового джаза, чтобы четыре вечера и четыре ночи играть любимую музыку. По вечерам, на концертах — в запланированных комбинациях, по ночам — в спонтанных сочетаниях на джем-сешнс. 25 фестивалей программа делилась на «своих» и «гостей». «Свои» играли более короткие программы по одному разу, порой при полупустых залах — ведь израильский джаз можно послушать дома в прохладных клубах за меньшие деньги. «Гости» же собирали полные залы и играли по два концерта. Но к 25-му фестивалю стало ясно, что схема себя изжила. «Свои» уезжают в Америку продолжать образование, зачастую превращаясь в музыкантов мирового класса — как оба Авишая Коэна, сестра одного из них Анат Коэн, Алекс Явнаи, Гилад Добрецкий, Омер Авиталь, Йонатан Волчек… А гости порой играют вполне законсервированную музыку, причем иногда срок годности у этих консервов уже истёк. То, что проходит «на ура» перед массами, на настоящей джазовой аудитории (а именно такая сформировалась за четверть века в Эйлате) вызывает разочарование, доходящее до раздражения. Границы жанров стёрлись так же, как и границы географические, и все смешалось в джазовом доме. Поэтому и представление программы фестиваля в этом году будет без разделения на Израиль и остальной мир. Всего на сцену выйдет 16 команд, которые с 18 по 21 августа сыграют в Эйлатском порту 28 концертов.
Самое громкое имя фестивальной программы — Брэнфорд Марсалис. Выдающийся исполнитель, композитор и бэндлидер, которого называют одним из самых влиятельных джазовых саксофонистов за последние 30 лет, он родился в 1960 году в семье, имя которой стало в мире джаза очень громким. Отец, Эллис — блестящий пианист, а четверо из шести сыновей стали весьма заметными джазменами. Один из братьев Брэнфорда, трубач Уинтон Марсалис — неофициальный «министр джаза» США, арт-директор знаменитой программы «Джаз в Линкольн-Центре». В 1980-е Брэнфорд стал студентом колледжа Бёркли и, с помощью Уинтона, попал в легендарный бэнд Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки. Его следующая ступень — группа Хэрби Хэнкока, а в середине 80-х он, уже известный музыкант, начал работать в группе рок-пеца Стинга. Впоследствии Марсалис скажет: «Игра со Стингом заставила меня переосмыслить джазовый опыт, понять его заново». Собственный Branford Marsalis Quartet саксофонист основал в 1990-е годы. Критики считают его самым креативным и эмоциональным джазовым коллективом современного мэйнстрима. Именно этот квартет и приедет в Эйлат. Многие годы в нем играют пианист Джо Калдераццо и басист Эрик Ревис; несколько лет назад за ударной установкой появился новый музыкант — Джастин Фолкнер. Альбомы ансамбля не раз номинировались на Grammy, а «Contemporary Jazz» стал лауреатом этой самой престижной премии в американсой музыке. «Бог за что-то наградил меня удивительной удачей. Мне не пришлось заниматься тем, чего я не хотел бы» — сказал Брэнфорд в одном из интервью. Добавлю, что саксофонист Марсалис ничуть не менее интересен, чем его в высшей степени раскрученный брат-трубач.
ДАЛЕЕ: продолжение фестивальной программы, видео Брэнфорда Марсалиса, подробности об остальных артистах, фото, видео!
ВИДЕО: Branford Marsalis Quartet «Jabberwocky» (фестиваль Jazz sous les Pommiers, 2009)
httpv://www.youtube.com/watch?v=Ld92el1Nsoo
Легенда из легенд — Эл Фостер (Al Foster). Перечислять всех его партнеров невозможно, назову лишь Монка, Роллинза и Эддерли, и особо — Майлса Дэйвиса, с которым Фостер играл с 1972 по 1985 годы и с которым был рядом в «период молчания» — шесть лет, когда Майлс боролся с «персональными проблемами» и не выступал. В толстой книге мемуаров Дэйвиса мало о ком написано в таких превосходных степенях: «В нём было всё то, что я бы хотел получить от барабанщика» и «Ближе всех мне был Эл Фостер. По-настоящему одухотворенный парень, с ним было хорошо. Именно Эл держал меня в курсе музыкальной жизни в те годы, когда я не играл. Я разговаривал с ним тогда почти каждый день. И доверял ему абсолютно».
После этих цитат дальнейшие слова излишни. Остается только слушать музыку. Её в нынешней компании Фостера играют тоже звезды, только более молодые, чем их 70-летний патрон. Контрабасист Дуг Вайсс играет с Фостером 18 лет, пианист Адам Бирнбаум — четыре года, саксофонист Эрик Александер — год, а трубач Уоллас Рони — специальный гость ансамбля. Все они известны в мире джаза и неоднократно в разных комбинациях выступали на израильских сценах.
Еще один ансамбль, во главе которого барабанщик — трио Джеффа Балларда. В 1999-м году в Эйлате Баллард вместе с Авишаем Коэном — басистом составили блестящую ритм-секцию в команде Чика Кориа Origin. Помню, Кориа тогда разочаровал, но его басист и барабанщик привели в восторг. Играть Баллард начал в четырнадцать, в двадцать пять был принят в оркестр Рэя Чарлза, где и стал настоящим музыкантом — «Мне достаточно было следить за ногами Рэя, чтобы точно знать, какой ему нужен грув. Какая великолепная школа!» Затем — Нью-Йорк и созвездие партнёров: Эдди Харрис, Лу Доналдсон, Майк Стерн, Джошуа Редман, Данило Перес, Брэд Мэлдау… Сегодня 50-летний Баллард владеет всеми нюансами современного джаза. В его ударной установке рядом с традиционными тарелками и барабанами — инструменты со всего мира, от Непала до Гондураса. В его трио мы услышим саксофониста Мигеля Зенона (Miguel Zenón) и пианиста Кевина Хэйза (Kevin Hays). Зенон — пуэрториканец, сочетающий в своих импровизациях боп и латиноамериканскую музыку. Хэйз — тонкий и интеллигентный пианист, игравший с Сонни Роллинзом, Джоном Скофилдом, Роем Хэйнсом и вышеназванным Элом Фостером.
ВИДЕО: Jeff Ballard Trio, 2011 (прежний состав: вместо пианиста здесь гитарист Лионель Луэке)
httpv://www.youtube.com/watch?v=8Sw7D6OPRGY
Баллард также выступит на фестивале в трио Triveni II. Название ансамбля — это имя диска, который в прошлом году записал трубач Авишай Коэн вместе с контрабасистом Омером Авиталем и барабанщиком Нашитом Уэйтсом. Авишай и Омер — израильтяне, входящие в элиту мирового джаза (добавлю, что в 2012 г. Авишай стал «Восходящей звездой» джазовой трубы в ежегодном опросе журнала DownBeat); американца Уэйтса мы слышали в прошлом году в Эйлате, а в этом году его заменит Джефф Баллард.
В альбоме, записанном старым акустическим способом — живым звуком в студии, без наушников — есть оригинальная музыка, а также посвящения Гиллеспи, Мингусу, Дону Черри и Орнетту Коулману. Название происходит от индийского Тривени Сангам — точки слияния трех рек (реальных Ганга и Ямуны и мифической Сарасвати). Считается, что купание в Сангаме смывает все грехи. Трудно представить себе джазменов со смытыми грехами. Но интерес вызывает состав без гармонических инструментов, в котором от каждого участника требуется более плотная и более насыщенная игра.
Одна из самых ярких звезд предстоящего фестиваля — Жуан Боску (João Bosco). 67-летний гитарист, композитор и автор текстов к своим песням, он уже более 40 лет считается одним из символов бразильской музыки. Его можно назвать классиком босса-новы, но Боску смешивает её ритмы с поп-музыкой и джазом в разных проявлениях — мэйнстримом, фьюжн и фанком. В годы военной диктатуры в Бразилии (1964–1985) Боску сильно мешала цензура, но, тем не менее, он и тогда был популярен в Бразилии не меньше, чем Антонио Карлуш Жобим. Всемирная известность пришла к Боску в 1988 году, когда гитарист Ли Ритенур пригласил его участвовать в записи диска «Festival». В Эйлат Боску приезжает впервые, в сопровождении собственного секстета, плюс специальный гость — одна из самых популярных и, действительно, лучших певиц Израиля, Ахионоам Нини, за пределами Израиля известная под именем Ноа. Нини давно увлечена джазом, ее музыкальный талант и генетика (она — выходец из Йемена, как Шошана Демари и Офра Хаза) позволяют надеяться на интересный концерт. Вернее, два — уверен, что второй не будет полным повторением первого.
ВИДЕО: João Bosco «Quando O Amor Acontece», 2010
http://www.youtube.com/watch?v=In9ObckBGEI
Николас Пэйтон (Nicholas Payton) в последние годы заявляет, что он играет не джаз, но «чёрную американскую музыку», Black American Music. Не вполне оригинально: ещё Дюк Эллингтон говорил, что играет не джаз, а «музыку своего народа». О границах жанров и их названиях можно спорить, лучше просто послушаем музыку Пэйтона. 40-летний трубач (он также играет на концертах на рояле, а ещё владеет контрабасом, ударными и практически всеми духовыми) родился в Нью-Орлеане в семье басиста Уолтера Пэйтона.
Дебютировав с отцом в брасс-бэнде, он вырос в одного из востребованных музыкантов современного мэйнстрима. На счету Пэйтона более 120 альбомов, в части которых он — лидер, в остальных — участник ансамблей с лучшими музыкантами. В 1997 году Пэйтон записал диск с легендарным трубачом и певцом Доком Читэмом. За соло на трубе на этом диске в пьесе «Stardust» Николас получил Grammy. В Эйлате Пэйтон выступит в трио с басистом Брэйлоном Лэйси (Braylon Lacy) и барабанщиком Кори Фонвиллом (Corey Fonville). Состав идентичен трио Авишая Коэна. Повторюсь, играть без гармонического инструмента (гитары или рояля) — задача сложная, подвластная не только технически безупречным, но и думающим музыкантам, которым есть что сказать и как композиторам. Как они это будут говорить, и будет ли эта речь джазом — судить нам.
ВИДЕО: Nicholas Payton Trio в легендарном чикагском клубе Jazz Showcase четыре недели назад
httpv://www.youtube.com/watch?v=O6NCXNJNMfo
Английское трио Матта Скофилда (Matt Schofield)играет музыку, которую большинство джазом не считает. Лет 40 назад в этой же манере, идущей от электрифицированного блюза 1950-х, играл гитарист Led Zeppelin Джимми Пэйдж, и это был переворот в рок-музыке. 36-летний Скофилд, знаменитый среди поклонников современного британского блюза, будет играть на «Джазе на Красном море» впервые — вместе с не менее знаменитым органистом Джонни Хендерсоном и барабанщиком Джейми Литтлом.
54-летний Альберт Бегер — один из самых глубоких современных джазменов. Его музыку трудно вписать в рамки, но ее истоки — в классике (Альберт — ученик флейтиста оркестра Израильской филармонии Ури Теплица), в джазе 70-х годов и хасидской музыке (на Альберта колоссальное влияние оказал великий музыкант Роман Кунсман), а также в средиземноморских ритмах и интонациях (родина Бегера — Стамбул). В трио Бегера играет один из лучших современных контрабасистов Асаф Хакими и блестящий барабанщик Йоав Зоар. Это — единственный состав, представляющий на фестивале джазовый авангард.
Джералда Клэйтона называют гением джаза. Возможно, преувеличение, но среди молодых Клэйтон (Gerald Clayton), несомненно, один из лучших. Он родился в 1984 году в джазовой семье: отец Джон — басист и композитор, дядя — Джефф — саксофонист. В шесть лет Джералд начал играть на рояле, среди его джазовых учителей — Кенни Баррон. В 2002 году Клэйтон-мл. получил приз Джазовой ассоциации Лос-Анджелеса «Многообещающий молодой исполнитель». Впоследствии были самый престижный джазовый конкурс Америки — конкурс им. Телониуса Монка, премия Grammy за лучшую сольную импровизацию и работа с Роем Харгроувом, Дайаной Кролл… «У него есть все достоинства, чтобы стать одним из знаменитых молодых джазовых исполнителей, которые появились в последние годы», пишет про Клэйтона Los Angeles Times. Последние пять лет пианист много работает в составе собственного трио, с которым и приедет в Эйлат: Джо Сандерс — один из самых талантливых басистов своего поколения, а Джастин Браун играет на барабанах с двух лет (!) и уже с детства признан публикой и критикой.
Фантастический 45-летний барабанщик Крис «Дэдди» Дэйв (Chris “Daddy” Dave) привозит свой квартет The Drumhedz. В современном джазе у него уже громкое имя — после работы в ансамблях Кенни Гарретта и Роберта Гласпера. Будет ли его барабанное мастерство довлеть над музыкой, как не раз бывало именно с ансамблями лидеров-барабанщиков — скоро услышим.
The Motion Trio мы ждали в Эйлате зимой, но из-за внезапной болезни одного из участников музыканты из Польши приедут летом. Аккордеон в последние годы популярен на любой сцене, особенно на джазовой. Три акордеониста — Януш Войтарович, Павел Баранек и Марцин Галажин — сотрудничали с музыкантами разных жанров: Бобби Макферрином, Майклом Найманом и Кшиштофом Пендерецким. В репертуаре — прелюдии Шопена, фрагменты «Картинок с выставки» Мусоргского и «Ромео и Джульетты» Прокофьева, джазовые стандарты, рок-мелодии…
Йотам Зильберштейн — израильский гитарист, успешно выступающий в Нью-Йорке. В Эйлате он не дебютант, но представляет новый ансамбль, состоящий также из выступавших на «Джазе на Красном море» американцев — органиста Сэма Яхела (Sam Yahel) и блестящего барабанщика Обэда Калвэйра (Obed Calvaire).
Джазовая певица Тами Шеффер — уроженка Бельгии, выросла в Израиле, поёт в Нью-Йорке. Ей аккомпанирует шестерка израильских джазменов, среди которых выделю саксофонистов Хагая Амира и Амита Фридмана, а также контрабасиста Асафа Хакими.
Еще одна певица, Эстер Рада — красавица и обладательница красивого голоса. Насколько близко её искусство к джазу, услышим на концертах. Аккомпанирует Эстер целый септет израильтян, среди которых нет выдающихся джазменов.
«Татран» — экспериментальное молодёжное трио. Гитарист Тамуз Декель, бас-гитарист Офер Беньяминов и барабанщик Дан Майо играют музыку на стыке классики, джаза и рока. Играют, по-моему, интересно.
Джейн Монхайт — американская эстрадно-джазовая певица, записавшая девять альбомов, последний из которых был номинантом на Grammy. Она выйдет на эйлатскую сцен в ансамбле с септетом лучших выпускников Института Телониуса Монка — элитарного джазового учебного заведения (в прошлом году с аналогичным ансамблем выпускников гастролировал Хэрби Хэнкок). Участников ансамбля отбирала комиссия, в которую входили Хэрби, а также три другие джазовые легенды — Кенни Бёррелл, Уэйн Шортер и Джимми Хит. На этом концерте будет звучать старый добрый джаз. Как, впрочем, и на еженощном джем-сешн.
ВИДЕО: Jane Monheit live at the Java Jazz Festival (Джакарта, Индонезия)
httpv://www.youtube.com/watch?v=OHyjFUXJE9U
Напоминаю — с 18 по 21 августа на эйлатском берегу Красного моря.