Никита Мошков Фото автора |
24-26 мая в столице российского Поморья прошел VIII международный фестиваль «Архангельск Блюз 2013», за организацию которого впервые отвечал продюсерский центр «Архангельск Джаз» — новое детище известного гитариста, настоящего катализатора местной музыкальной сцены Тима Дорофеева.
Новшества в организации не ограничились сменой юридической формы организатора: в этом году фестиваль прошёл на рекордном числе площадок — к традиционному Архангельскому областному театру драмы им. Ломоносова, «Джаз-мастерской», расположившейся под крышей Музея художественного освоения Арктики, и музыкальному клубу «Колесо» добавились фюжн-кафе «Терраса» (кроме предоставления концертной площадки ещё и вкусно кормившее участников фестиваля) и музыкальный клуб «А».
В первый день основной программы фестиваля публика практически до отказа забила зал Областного театра драмы, чтобы увидеть коллективы из Москвы, Киева и Санкт-Петербурга. Обладателей заветных билетов на концерт встречали символ фестиваля — белка Блюзетта, взирающая на зрителей с баннера циклопических размеров, и постоянный ведущий — Владимир Каушанский, работу которого по ходу всего мероприятия заметно облегчал интерактивный задник сцены, на который было вынесено не только визуальное сопровождение звучавшей музыки, но и перечисление спонсоров и партнёров фестиваля, всегда отнимающее немало времени.
Состоявший из трёх отделений концерт открывал хорошо знакомый местному зрителю народный артист России, московский джазовый пианист Игорь Бриль. Компанию ему на сцене составили архангельские музыканты — контрабасист Георгий Стрелков и барабанщик Алексей Барандов.
Выступление это получилось достаточно необычным сразу по нескольким причинам: первая — на сцене не было рояля (вообще никакого); вторая (вытекающая из первой) — отсутствие рояля на сцене было компенсировано синтезатором, давшим возможность Игорю Михайловичу использовать, кроме рояльного, также и звук электрооргана, что вызвало фурор не только в зале, но и среди участников фестиваля; и причина третья — Игорь Бриль с немалым драйвом отыграл блюзовую программу (!), что совместно с саундом электрооргана и активной работой с залом отлично разогрело публику и настроило её на нужный, блюзовый лад.
ДАЛЕЕ: продолжение подробного рассказа о фестивале, много ФОТО!
Первый антракт оказался столь же нетривиальным, как предшествующее отделение, поскольку включал в себя дегустацию архангельских игристых вин (!). С подачи Владимира Каушанского это мероприятие получило название «привет от князя Голицына» (в честь премии им. князя Голицына, которую местные игристые вина получили в 2012 году).
Второе отделение концерта целиком было отдано гостям из Киева — Max Vatutin Trio. Начиналась музыкальная биография Макса Ватутина с победы на конкурсе молодых гитаристов Украины в 2010 году, тогда в его руках была бас-гитара, но авторская музыка Макса не вписывалась в стилистику существующих украинских команд, что заставило его взяться за гитару и собрать собственный проект.
Среди рассмотренных кандидатур лидеру новой формации повезло подобрать музыкантов с яркой исполнительской индивидуальностью, и теперь он с гордостью говорит о них: «Да, это группа моей мечты!». В состав Max Vatutin Trio вошли бас-гитарист из Харькова — Валентин Корниенко и неоднократный призёр различных конкурсов, барабанщик из Винницы Александр Селезнёв. Стоит отметить, что это очень молодая, перспективная команда, для которой главным сейчас, на мой взгляд, является стабильность состава.
Сет украинской группы с самого начала ураганной мощью «взорвал» зал, обстановка больше напоминала концерт известной рок-группы, чем блюзовый фестиваль. Аранжированные в духе прогрессивного блюз-рока джазовые стандарты, классика блюза и фанка, плюс крепкий собственный материал, помноженные на сильный вокал Макса Ватутина и исполнительское мастерство музыкантов — всё это дало отличный итог, который кратко подвели реплики публики, уходящей на второй антракт: «Молодцы!», «Круто рубанули!», «Я и не знала, что Summertime можно так сыграть!», «Почему они ещё не в Штатах?» и т.д.
Третье отделение с трудом вместило в себя программу гостей из Санкт-Петербурга — Lera Gehner Band. Лидер этого бэнда, как можно догадаться из названия, известная джазовая певица и актриса — Лера Гехнер, но ещё одним лидером этого проекта стоит считать петербургского саксофониста Алексея Попова. В роли приглашенной звезды выступает московский гитарист Павел Чекмаковский, а дополняют состав клавишник Сергей Тарусин, бас-гитарист Максим Кореневский и барабанщик Пётр Михеев.
Несмотря на то, что формально сет «Лера Гехнер Бэнд» был разделён на отдельные композиции, фактически это было монументальное музыкальное полотно, стилистически находящееся где-то между блюзом и фанком и вобравшее в себя как собственные композиции, так и мастерски аранжированные Алексеем Поповым джазовые стандарты, и объединённое яркой сценической индивидуальностью и вокальной мощью Леры Гехнер. Когда я пишу «вокальной мощью» — это действительно МОЩЬ, столь огромная, что в какой-то момент Лера с легкостью покрыла полный зал-тысячник голосом и вовсе без использования микрофонов и каких-либо усиливающих устройств.
Вулканическая активность, сменяемая тонкими лирическими моментами (как, например, монолог перед финальной «What A Wonderful World», выбивший слезу из некоторых особенно сентиментальных зрителей), мощные соло Алексея Попова, Павла Чекмаковского, Сергея Тарусина, игры Леры Гехнер с залом постепенно вывели уровень вовлечённости публики в музыку на какой-то запредельный уровень (уж после киевского-то трио). Тем неожиданнее для публики оказалась сценка в кульминации сета «Лера Гехнер Бэнд», когда вся группа неожиданно замерла в неестественных позах на полузвуке едва ли не на минуту, а затем, вызывав бурю оваций, сорвалась из статики в могучий финал. На этом первый день фестиваля закончился для зрителей, но не для участников фестиваля, которых ещё ожидал джем в клубе «Колесо», завершившийся далеко за полночь.
Второй день фестиваля (и заключительный в основной его программе) при уже привычном стечении публики, практически полностью заполнившей зал, на сцене Театра драмы открывал коллектив, лидерами которого выступили Елена Базано (блюзовая певица, уроженка Северодвинска, проживающая ныне в ОАЭ) и Гарри Ли (офицер полицейского управления Солт-Лейк-Сити, отец семи детей, а в свободное время — блюзовый певец и мастер губной гармошки, основатель одной из сильнейших блюзовых групп штата Юта — Harry Lee and The Back Alley Blues Band). Вместе с колоритным блюзменом-полицейским в Архангельск приехал играть блюз Алик Шихиев — гитарист туркменского происхождения, ныне проживающий в США и играющий с Гарри Ли в одной команде. Ритм-секция и клавишные в этом коллективе представлены архангельскими музыкантами: басистом Николаем Клишиным, барабанщиком Олегом Юдановым, за клавишами сменяли друг друга Игорь Горьковой и Андрей Рогозин.
Как и следовало ожидать по составу, этот коллектив играл крепкий, добротный блюз. Обилие знакомых архангельскому зрителю музыкантов на сцене, мощный голос Елены Базано, отличный вокал, мастерская игра губной гармошке и добродушие, излучаемое Хэрри, крепкая игра Алика Шихиева и его несколько ковбойский образ пришлись по душе архангельской публике, очень тепло принявшей этот сет.
Как и в первый день, концерт состоял из трёх отделений; таким образом, после антракта Елену Базано и Гарри Ли на сцене сменил французский коллектив Marc Lonshampt’s Blues Lab. По меткому выражению Владимира Каушанского, этот коллектив вполне можно было бы называть All Stars Blues Lab, поскольку это проект объединяет исполнителей высочайшего уровня и огромного опыта в самых различных жанровых направлениях.
Лидер коллектива — гитарист, певец, композитор, аранжировщик и продюсер Марк Лоншам, игравший во множестве музыкальных ансамблей (на счету Марка сотрудничество с Джоан Баэз, Эдди Митчеллом, Хербертом Леонардом и The Platteres), стилистика которых простиралась от хард-рока до поп-джаза.
На клавишных в этом коллективе играет пианист Франсис Локвуд, старший брат скрипача Дидье Локвуда, в прошлом участника известной группы Magma. Братья Франсис и Дидье за 30 лет записали около трёх десятков альбомов в стилях фьюжн и джаз-рок, ставших заметными вехами в истории современного французского джаза.
Барабанщик Marc Lonshampt’s Blues Lab — Фредерик Сикар, родился в Ницце и специализируется на латинских ритмах, но может исполнять музыку в различных жанрах. Фредерик немало поиграл с Франсисом Локвудом, записывался с Клодом Нугаро, Бернаром Лавилье и Ришаром Галлиано. Басист Доминик Ди Пьяцца уже выступал на фестивале «Архангельск Блюз» в 2011 году, его появление на сцене и каждое соло зал бурно приветствовал, что, казалось, даже немного смущало француза. Его бас-гитара отнюдь не была вторична по звуку в композиционном построении — это был солирующий инструмент в той же мере, что и гитара Марка Лоншама или клавиши (чаще всего звучавшие как электроорган) Франсиса Локвуда.
Основу программы коллектив Marc Lonshampt’s Blues Lab составили аранжировки популярных композиций Гэри Мура, Карлоса Сантаны и Джими Хендрикса, несколько разбавленные собственным материалом. Стоит отметить, что французы и Марк Лоншам в частности вызвали повышенный интерес женской части публики, которая не отпустила их без номера на бис (им стал хит The Beatles — «Back in USSR»).
В третьем отделении концерта архангельская публика познакомилась с вокалисткой, актрисой и писательницей из США Грэйс Гарланд и московским джаз-ансамблем в составе: Александр Гуреев — саксофон, Иван Фармаковский — клавиши, Александр Зингер — ударные, Владимир Кольцов-Крутов — контрабас, Николай Куликов — гитара. Со сцены зазвучал джаз, что вызвало забавную для блюзового фестиваля реакцию в зале: «О, наконец-то джаз заиграли!»
Александр Гуреев поразил публику мощными соло и активным движением по сцене, совершенно не предполагаемым, исходя из его комплекции (это вызывало одобрительное: «Давай, давай!» от мужской части публики).
Грэйс Гарланд с самого начала сета активно работала, я бы даже сказал — заигрывала с залом и коллегами по сцене, танцуя вокруг них во время соло, провоцируя мимикой и пантомимой забавные реакции музыкантов. В какой-то момент Грэйс решила петь босиком, а затем внезапно пропала со сцены, хотя продолжала петь: к удивлению зала, она решила петь лёжа! Исполненная Грейс Гарланд на русском языке песня «Помоги мне» из к/ф «Бриллиантовая рука» и вовсе вызвала в зале вызвало настоящую бурю.
Финалом концерта и всей основной части программы фестиваля стал массовый джем, в котором приняли участие все музыканты, выступавшие в этот день. Джем продолжился клубе «А», вновь закончившись сильно за полночь, и стал прологом к финальному дню расширенной программы фестиваля, на который был запланирован концерт (а по сути большой джем) в «Джаз-мастерской», расположенной под крышей (в прямом смысле слова) Музея художественного освоения Арктики.
В «Джаз-мастерской» зрителям удалось увидеть музыкантов и коллективы, что играли в первые два дня фестиваля только на малых сценах фестиваля.
Открывал концерт гитарист, певец, мастер губной гармники Роберт Лайтхауз — исполнитель классического дельта-блюза из США, компанию которому на сцене составили архангельские музыканты Николай Клишин (бас-гитара) и Валерий Журавлёв (барабаны). Роберт сыграл несколько блюзовых стандартов и перешёл к своему материалу. Сразу стоит отметить, что практически весь конферанс Роберта был на русском языке с отточенными склонениями и окончаниями слов, чем он заслужил огромное уважение зала.
Среди сыгранного собственного материала Роберта нашлось место песне о недавней трагедии в республике Бангладеш и песне про Амстердам. В стиле кантри Лайтхауз спел про поездку из Екатеринбурга в Новосибирск, а завершил своё выступление этот американский швед финно-сербского происхождения песней «Сибирский мистический поезд», во вступлении к которой Роберт продемонстрировал приобретённый в России навык горлового пения.
Вторым на сцену вышел коллектив Guitar Summit, в составе которого впервые за эти дни поднялся на сцену в качестве музыканта руководитель фестиваля Тим Дорофеев, к нему присоединились известный вологодский гитарист Виктор Колесов, архангельский джазовый гитарист Николай Куликов, на клавишах играл Андрей Шабашов, а ритм-секцию составили басист Леонид Сорокин и барабанщик Валерий Барандов.
Guitar Summit сыграл несколько джазовых и блюзовых стандартов в собственных аранжировках (в том числе композиции Эрика Клэптона и Джона Скофилда), а также несколько собственных композиций, тепло принятых публикой.
На смену Guitar Summit на сцену вышла достаточно необычная формация — омский коллектив Groggy, в котором всего два музыканта — вокалист-гитарист Макс Рябиков и барабанщик Виталий Дорофейчик. Впрочем, малочисленность состава никак им не мешает самым натуральным образом сносить крышу зрителям и сотрясать землю под ногами, о чём они до начала сета заранее заботливо предупредили собравшихся, но слабонервных в зале не оказалось — даже женская часть аудитории вполне «конкретно колбасилась», как это сейчас модно описывать у молодёжи.
Омичи играют тяжелый блюз-рок в духе гитарного буги и «гаражного» рока 60-х. Кто-то из зрителей нашёл сходство с ранними Led Zeppelin и влияние The Beatles, а кто-то с Элмором Джеймсом и Фредом Макдауэллом, но в сути своей этот проект и выглядит, и звучит весьма мощно, честно и динамично.
Закрывала вечер одна из сильнейших групп современного украинского блюза — Banderas Blues Band (B.B.B.). Лидер коллектива — харизматичный вокалист-гитарист, а также мастер губной гармошки Владимир Бандерас. За барабанной установкой монументальный Александр ZZ Top Кучерин (а какое ещё может быть прозвище у обладателя такой бороды?), бас-гитарист — Алексей Баданов.
Основу материала группы составляют песни собственного сочинения, классические «боевики» блюза и рока в авторском прочтении Владимира Бандераса. Стоит отметить, что «кавера» Banderas Blues Band действительно звучат очень самобытно и колоритно, а собственный материал отличается серьёзными русскоязычными текстами, хорошо понятными публике, начинающей подпевать едва ли не с первого припева.
Выступление Banderas Blues Band закрывало программу VIII международного фестиваля «Архангельск Блюз», который, по оценкам многих его постоянных зрителей и участников, стал самым представительным по составу участников и качеству организации.
Говоря об организации фестиваля, нельзя не упомянуть о команде Николая Ковалёва, которая отвечала за звук во время всех концертов; гостинице «Столица Поморья», принявшей большинство участников фестиваля; а также центре подготовки волонтёров (САФУ) и волонтёрской организации ARVO (Норвегия-Россия). Без помощи волонтёров фестиваль такого уровня был бы просто невозможен.
Надеюсь, что тот виток развития, которого достиг «Архангельск Блюз» в 2013 году, будет превзойдён уже на следующем фестивале, а также поздравляю организатора и главного идейного вдохновителя фестиваля — Тима Дорофеева с минувшим днем рождения!