15 и 16 июня 2013 года фестиваль «Усадьба Jazz» отмечает десятилетний юбилей. В 3/4 номере печатного «Джаз.Ру» за 2013 год, который будет распространяться на фестивале, мы готовим специальную вкладку, посвящённую 10-летию крупнейшего open-air джазового фестиваля России; там будет опубликовано подробное интервью с автором идеи и главой фестиваля — Марией Сёмушкиной, полная программа фестиваля 2013 года и большой обзор истории фестиваля за десять лет во фрагментах публикаций «Джаз.Ру» за соответствующие годы — текстовый и визуальный срез современной джазовой истории России. А в «Полном Джазе 2.0» мы даём несколько рекомендаций — что именно стоит увидеть и услышать на фестивале «Усадьба Jazz» 2013 года тем, кого интересует именно джазовая часть обширной программы фестиваля. На «Усадьбе» работают пять сцен, из которых две имеют исключительно джазовую направленность: «Аристократ» во внутреннем дворе усадебного дворца иJazz Club на аллеях слева от большого газона (примерно посредине между сценами «Партер» и «Каприз»). Это не означает, что на остальных сценах джаза вовсе не будет: так, на танцевальной сцене «Каприз» среди рокабильных и неосвинговых групп будет малый состав Оркестра им. Олега Лундстрема (суббота, 15:00), а на электронно-диджейской сцене «Берег» в 19:20 воскресенья выйдет на сцену сборная современной джазовой сцены Норвегии — большой электроакустический состав Jaga Jazzist. Их тоже не стоит пропустить! Далее предлагаем вам рекомендации «Джаз.Ру» по самым интересным моментам программы сцен «Аристократ» и Jazz Club.
Суббота, 15 июня
Сцена «Аристократ», 17:00
4V («Вышеградская четвёрка»)
Четыре музыканта из стран так называемого «Вышеградского соглашения» (4V), представляющие самый передовой уровень восточноевропейских национальных джазовых сцен: венгерский трубач Корнел Фекете-Ковач, словацкий гитарист Матуш Якабчиц, чешский контрабасист Томаш Барош и польский пианист Куба Станкевич, о музыке которого «Джаз.Ру» писал:
Умный, сильный, по-польски задушевный и слегка сентиментальный современный авторский джаз, интересные соло лидера-пианиста — всё это рисует выпуклую звуковую картину, которая отлично ложится в контекст нынешнего польского джаза с его характерной смесью американских джазовых корней и национальной мелодики и интонации.
Сцена «Аристократ», 18:00
«Двойное Трио» Владимира Тарасова (Россия/Литва)
Алексей Круглов, Людас Моцкунас — саксофоны; Владимир Волков, Евгениус Канявичус — контрабасы; Аркадий Готесман, Владимир Тарасов — ударные
Бывший участник легендарного вильнюсского Трио ГТЧ (Ганелин, Тарасов, Чекасин) — первого советского коллектива джазового авангарда, получившего в середине 80-х признание на Западе, Владимир Тарасов после распада Трио участвовал в проектах с самыми разными музыкантами и художниками — от легенд нового джаза Энтони Брэкстона и Ларри Окса до поэта Дмитрия Пригова и писателя Андрея Битова. В «Двойном трио» он взаимодействует с самыми «безбашенными» импровизаторами России и Литвы.
ДАЛЕЕ: продолжение рекомендаций «Джаз.Ру» по программе фестиваля «Усадьба Jazz»!
О своём партнёре по «Двойному трио» рассказывает московский саксофонист Алексей Круглов:
— У Владимира Тарасова, легендарного ударника, художника, автора многочисленных арт-проектов, обладателя премии «Триумф» (он стал вторым джазовым обладателем премии после Олега Лундстрема) — уникальная творческая жизнь. Он живет в Вильнюсе, читает лекции по всему миру, в Европе и Америке выступает с ведущими джазовыми авангардистами или выставляется как художник, или участвует в необычных проектах с поэтами. Его творческие грани настолько разнообразны, что перечисленое описывает всего лишь небольшую часть его таланта. Лучше побывать на его выступлении, тем более, что в Москве Владимир бывает редко.
А сам Тарасов говорит о Круглове следующее:
— Сам факт, что в России появился «самомыслящий» музыкант, многое значит для развития импровизационной музыки. Круглов играет не «спереди» и не «сзади» — он играет вместе. И это замечательно.
Сцена Jazz Club, 19:20
Hildegard Lernt Fliegen (Швейцария)
Андреас Шерер (вокал), Андреас Чопп (тромбон, туба), Бенедикт Райзинг (саксофоны, бас-кларнет), Кристоф Штайнер (барабаны, перкуссия), Марко Мюллер (контрабас), Матиас Венгер (саксофоны)
«Джаз.Ру» писал о швейцарском ансамбле:
Композитора и вокалиста Андреаса Шерера широкая московская публика узнала во время представлений оперы-импровизации «Боббл» Бобби Макферрина, в условной труппе которой он играет одну из важнейших ролей. В секстете «Хильдегарда учится летать» Андреас является лидером, причем совмещает несколько профессий — он вокалист, битбоксер, шоумен, композитор, актёр, дирижёр и вообще держит на себе половину шоу. Три духовика группы по ходу выступления постепенно переходят из разряда ансамблевых музыкантов в иное качество — мыслящих солистов-импровизаторов с хорошей техникой. На троих — два альт-саксофона, тромбон, сузафон, тенор-саксофон, бас-кларнет, сопрано. На второй линии фирменный ритм — контрабас и ударные, в том числе и пишущая машинка. Риффы, сложные тутийные места, забавные костюмы, мизансцены, шляпы, соло, легко переходящие от свинга к границам фри-джаза. У музыкантов страшное количество отрепетированного материала, а Андреас Шерер общается с залом, рассказывает множество баек, смысл которых понятен даже не знающему язык; впрочем, он порой переходит на языки более редкие, чем английский, а иногда и на вовсе несуществующие.
Нелегко обозначить стилистическо-жанровую принадлежность феерического перформанса, хотя с жанром проще — джаз-кабаре. А вот стилистика охватывает всё — свинговые формулы, фри-джазовые эпизоды, боповый скэт, пение в духе Тома Уэйтса, метро-ритмо-гармоническое «дуракаваляние».
Сцена «Аристократ», 19:30
Vintskevich / Taylor Quartet(Россия/США)
Леонид Винцкевич (ф-но, клавишные), Николай Винцкевич (саксофоны), Кип Рид (бас-гитара), Джоэл Тейлор (барабаны)
«Джаз.Ру» писал об ансамбле:
Самое известное имя в ансамбле — выдающийся российский пианист и композитор Леонид Винцкевича, много лет разрабатывающий концепцию «джаза по-русски» с использованием материала фольклорных мелодий Центрально-Чернозёмного региона России. Прежде именно такой подход приносил ему международный успех — сначала в дуэте с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу, а затем в ансамбле с собственным сыном, талантливым саксофонистом Николаем Винцкевичем. Но в последнее время у Леонида и Николая появились американские партнёры — известный барабанщик Джоэл Тейлор и не менее известный басист Кип Рид…
Некоторые пьесы своей программы Леонид и Николай играют уже много лет. Но это не заученные «коронные номера», в них ощущается жизнь, каждый раз это новая история…
Сцена «Аристократ», 20:45
All Star Quartet (США)
Джимми Кобб (барабаны), Ларри Кориэлл (гитара), Уоллас Рони (труба), Джон Уэббер (бас)
Здесь действительно все — звёзды: и легендарный гитарист Ларри Кориэлл, и трубач Уоллас Рони, которого называли наследником Майлса Дэйвиса, и опытный басист Джон Уэббер. Но подлинная легенда — 84-летний барабанщик Джимми Кобб, на рубеже 1950-60-х гг. — участник знаменитого секстета Майлса Дэйвиса и единственный оставшийся в живых участник записи самого продаваемого джазового альбома всех времён — записанного этим ансамблем «Kind of Blue» (1959).
Джимми Кобб родился в 1929 году в Вашингтоне. Блестящий музыкант-самоучка начинал свою карьеру в ритм-н-блюзовой группе саксофониста Эрла Бостика, а вскоре выступал уже вместе с джазовыми звёздами — вокалистками Диной Вашингтон, Билли Холидэй, Пёрл Бэйли, трубачами Кларком Терри и Диззи Гиллеспи. В 1957 году Джимми стал штатным барабанщиком ансамбля Майлса Дэйвиса, в котором играл вместе с Джоном Колтрейном, Кэннонболом Эддерли и другими крупными музыкантами до 1963 года. Кобб записался на самых известных альбомах Дэвиса — «Kind of Blue», «Sketches of Spain», «Someday My Prince Will Come», «Live at Carnegie Hall», «Live at the Blackhawk», «Porgy and Bess». В 1963 году на место Кобба пришёл 17-летний Тони Уильямс, а Джимми стал выступать в трио с покинувшими Дэйвиса пианистом Уинтоном Келли и басистом Полом Чамберсом. Трио аккомпанировало знаменитому гитаристу Уэсу Монтгомери, а также выпустило три альбома как Wynton Kelly Trio и несколько работ с Кенни Бёрреллом и Джей Джей Джонсоном, перед тем как распасться в конце 60х.
В 70-90х годах Джимми Кобб в основном работал в ансамблях других великих музыкантов — Сары Воэн, Сонни Ститта, Рона Картера, Джорджа Коулмана, Фэтхэда Ньюмана, Нэнси Уилсон, Дэйва Холланда, Фредди Хаббарда. В 2000-х Кобб выпустил ряд успешных альбомов, среди них — известная работа «Four Generations of Miles» с гитаристом Майком Стерном, басистом Роном Картером и саксофонистом Джорджем Коулманом и «Yesterdays», записанный при участии Майкла Бреккера, Роя Харгроува, Джона Фэддиса и др.
Осенью 1999 г. Джимми Кобб первый раз выступал в России — в составе ансамбля трубача Валерия Пономарёва в Большом зале Московской консерватории. В начале июля 2012 новый ансамбль барабанщика, Jimmy Cobb Quintet, дал три концерта и мастер-класс в Москве.
В 2008 году Джимми стал обладателем премии Jazz Masters — самой престижной джазовой награды в США, звания «Мастер джаза», присваемого Национальным фондом искусств США. В 2011 году вышел новейший на сегодняшний день альбом Кобба «Remembering Miles — Tribute to Miles Davis», записанный в Японии с Джоном Веббером, Тадако Унно и Джо Хендерсоном.
Воскресенье, 16 июня
Сцена Jazz Club, 17:00
Lord Kelvin (Норвегия)
Лидер трио — саксофонист Эйрик Хегдал. Ему 39 лет, он живёт в Трондхейме, где окончил самую сильную джазовую школу Норвегии — курс джаза в Трондхеймском технологическом университете. Кстати, теперь он там сам преподаёт джазовый саксофон и композицию. Окончив университет в 1997 г., Эйрик создал группу со смешным названием Dingobats, «Летучие мыши динго», которая проработала десять лет. Но это не был его единственный проект. Вообще Эйрик Хегдал — музыкант примечательной плодовитости. Одновременно в среднем он работает примерно в пяти ансамблях, и их список постоянно меняется. Среди самых долговечных его работ — руководство Трондхеймским джаз-оркестром, он делает это уже 11 лет. Для оркестра он написал несколько сильных авторских программ, а кроме того, подготовил ряд совместных проектов: так, в 2006 году Trondheim Jazz Orchester исполнил программу музыки Хегдала, в которой главным солистом был американский саксофонист Джошуа Редман. Были у него проекты с вокалистами, саксофонный квартет Saxwaffe, он писал музыку для симфонических оркестров, играл в группеZanussi Five у басиста Пера Занусси, но сейчас основных концертных ансамблей у него два: группа Team Hegdal и зубастое моторное трио Lord Kelvin, в котором Эйрик Хегдал в основном играет на баритон-саксофоне, а вместе с ним играют тромбонист Эрик Йоханнессен (известный по участию в ансамбле Jaga Jazzist) и барабанщик Гар Нильссен (из группы Puma). Название трио — это имя вполне реального исторического персонажа, Уильяма Томсона, лорда Кельвина, отца теоретической термодинамики и автора концепции абсолютного нуля.
Сцена «Аристократ», 19:30
Квартет Игоря Бутмана
«Джаз.Ру» писал о музыканте:
То, что Игорь Бутман в последние 15 лет стал центральным действующим лицом российской джазовой сцены — несомненно, как несомненно и то, что добился он этого собственным талантом, трудом и потрясающей работоспособностью. Судите сами: собственный джаз-клуб, а в последний год даже два джаз-клуба одновременно; собственный оркестр, собравший лучших солистов джазового мэйнстрима и выступающий, пожалуй, больше и чаще всех джазовых биг-бэндов страны; собственная фирма грамзаписи Butman Music; долгие годы — ведение джазовой телепрограммы на «Культуре» (пока «Джазофрения» существовала); множество медиа-проектов вне джазовой сферы, благодаря чему фамилия Бутман постепенно стала естественной ассоциацией массового российского телезрителя со словом «джаз»; и, наконец, в последние два-три года — активная общественная деятельность. В общем, если в российском джазе есть общеизвестные медиаперсоны, которые при своей известности ещё и играют интересную и эстетически значимую музыку, то во главе их недлинного списка стоит как раз Игорь Бутман.
У него два основных проекта: биг-бэнд и квартет, но это одни и те же люди — участники квартета одновременно выступают в роли ритм-секции биг-бэнда (который существует с 1999 г., а с 2011 года называется «Московский Джаз-оркестр Игоря Бутмана»).
Сегодня для успешной просветительской деятельности недостаточно собрать в одном месте кучу звёзд мировой величины и ждать, что заинтересованные люди сами сбегутся в это место в нужное время. Теперь для этого требуется разрабатывать стратегию и тактику захвата внимания публики в насыщенном информационном пространстве. А потом, когда эта часть операции завершена, нужно суметь выступить медиатором между неподготовленным слушателем и джазовыми звёздами так, чтобы заинтересовать и удержать слушателя, не роняя при этом эстетической планки. И здесь сложность состоит в том, что играть приходится на одном поле с шоу-бизнесом, который в отличие от джаза может позволить себе самые древние, простые и действенные способы воздействия на массовое сознание, практически не затрагивающие мозг. Джазовые же люди вынуждены оперировать здесь в основном иными инструментами — качеством исполнения, умением разрабатывать репертуарную политику, выстроить программу и т.д. Чтобы одерживать победу в таких изначально неравных условиях, требуется ещё и недюжинный талант менеджера. И у Игоря Бутмана он есть…
Сцена «Аристократ», 20:45
Avishai Cohen Trio (Израиль)
Авишай Коэн (контрабас), Шай Маэстро (фортепиано), Марк Джулиана (барабаны)
Контрабасист Авишай Коэн в первом десятилетии XXI века стал одним из самых известных в мире джазовых музыкантов родом из Израиля. Пройдя горнило нью-йоркского джаза, музыкант остался верен своим корням — в его сольных проектах отчётливо слышны призвуки ближневосточной и средиземноморской музыкальных культур, при том, что эти элементы в музыке Коэна глубоко и органично сплетены с передовым современным камерным джазом и не могут быть отнесены на счёт простого увлечения модной «этничностью».
Авишай Коэн родился 20 апреля 1971. После обязательной армейской службы 22-летний парень решил осваивать контрабас. Всего через полтора года он уже оказался в Нью-Йорке — без знакомств, без знания джазовой сцены. Работал грузчиком и строителем, чтобы заработать на жизнь. Искал знакомств среди нью-йоркских джазменов — как это обычно делается, прилежно посещая джемы в джаз-клубах. И началось: выступления с саксофонистом Рави Колтрейном… перкуссионистом Леоном Паркером… самим «министром джаза» США Уинтоном Марсалисом… В 96-м, меньше чем через четыре года после приезда в США, Авишай Коэн записался с панамским пианистом Данило Пересом, а благодаря этой работе Авишаи получил приглашение от легендарного пианиста Чика Кориа — сначала выпустить сольный альбом на принадлежащем Чику лейбле, затем — присоединиться к ансамблю самого Чика. Авишаи играл и в акустическом секстете Кориа, Origin, и в малом составе — New Trio, с барабанщиком Джеффом Баллардом. В составе New Trio израильский контрабасист в начале 2000-х побывал и в Москве.
С 2006 г. он работает в собственном трио, в составе которого — опытный нью-йоркский барабанщик Марк Джулиана и молодой израильский пианист Шай Маэстро (р. 1987).
Из интервью Авишая журналу «Джаз.Ру» (Татьяна Балакирская):
— Я просто люблю музыку, это совершенно естественная страсть. Когда я пишу её, то словно подключаюсь к неведомым потокам энергии: они и рождают то, что выходит из-под пера. А я лишь пытаюсь сформировать эти потоки в какую-то историю. Я редко задумываюсь о том, чего хочу от своей музыки, какой хочу её видеть. Я просто делаю то, что делаю. Пробую воплотить то, что написано, со своими музыкантами, и обычно имею удовольствие видеть, что всё написанное «работает». Вообще музыка — это форма жизни, это субстанция, которая живёт сама по себе. …Музыка в пьесе становится самодостаточной, дополняет саму себя — и я это чувствую. И я рад тому, что владею языком, который может выразить всё, что ей нужно. Знаете… у каждого из музыкантов есть песня, которую они поют всю жизнь. И эта песня проявляется в каждой из пьес, которые они пишут, поётся на разные голоса. Вот это же происходит со мной.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ВСЕХ СЦЕН: СУББОТА, 15 ИЮНЯ
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ВСЕХ СЦЕН: ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 ИЮНЯ
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ:
Вот бы всё это увидеть-услышать! Быть бы поближе, да «двери восприятия» были б открыты…