Пианист Роман Столяр: концерт и открытый мастер-класс по свободной импровизации в Москве

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

anonsВ рамках проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод» 21 мая пройдёт сольный концерт и открытый мастер-класс музыканта-импровизатора Романа Столяра.

Что такое свободная импровизация? Есть ли в ней каноны, или же сущность её — в неконтролируемом полёте фантазии импровизатора, отрицающего всякие нормы и правила? Каковы критерии оценки импровизации, что в ней правильно, а что — нет? Композитор и пианист-импровизатор, активный пропагандист импровизационной музыки Роман Столяр предлагает найти каждому свои варианты ответов на эти вопросы, предоставляя возможность приобщиться к импровизационной музыке не только в качестве пассивного слушателя, но и в качестве активного участника коллективной импровизации. К участию в открытом мастер-классе после его концерта 21 мая приглашаются все заинтересованные музыканты.
Начало в 20:00. Музыкантам, желающим принять участие в мастер-классе, необходимо прийти со своими инструментами; владения навыками импровизации или принадлежности к какому-либо определенному музыкальному направлению не требуется.
Схема проезда, заказ билетов и другая контактная информация

Роман Столяр
Роман Столяр

Деятельность Романа Столяра по пропаганде искусства свободной импровизации простирается далеко за пределы России. Он участвовал в фестивалях и конференциях, посвящённых импровизационной музыке, в Европе, США, странах Балтики и СНГ, вёл семинары и мастер-классы по коллективной импровизации в учебных заведениях России, Швейцарии, Франции и Америки. В списке имён музыкантов, с которыми сотрудничал Роман Столяр — Доминик Дюваль, Уильям Паркер, Марко Энеиди, Винни Голиа, Томас Бакнер, Ассиф Цахар, Сергей Летов, Алексей Лапин, Владимир Чекасин, Алексей Круглов, Владислав Макаров и многие другие. Его книга «Современная импровизация, практический курс для фортепиано» стала первым учебным пособием по свободной импровизации, написанным российским автором. Роман Столяр — член Союза композиторов России и Международного общества импровизационной музыки.
ДАЛЕЕ: хорошие и нехорошие ассоциации со словом «импровизация» — в предисловии к программе от её куратора…

— При слове «импровизация» лично у меня возникает много хороших и много нехороших ассоциаций. Нехорошие, например, такие: «Джазовый» барабанщик, экстатически гримасничая, судорожно поливает все поверхности своей установки мелкими нерегулярными фразами, как бы встраивая микроритмы в сложную макроструктуру, как бы на ходу высчитывая никому не понятный квадрат и полемизируя с ним; а потом, во время джема, он пытается играть обычный стандарт, и выясняется, что он не держит долю, и вообще, собственно, играть не умеет. Саксофонист свиристит мультифониками и дудит сразу в два инструмента, а потом выясняется, что он и гамму-то стройно не сыграет. Певица издаёт «этнические» и «медитативные» звуки, а потом выясняется, что она не умеет спеть мелодию собственным голосом. Хипстерская команда играет «как будто не умеет играть» — а ведь, и на самом деле, не умеет. Ну и так далее — импровизация (как и всякое «самовыражение») так часто становится прикрытием для несостоятельности, что впору было бы списывать этот термин из профессионального словаря — если бы только у него не было огромного количества хороших и правильных значений

Что общего у музыки Колтрейна, русского наигрыша, индийской раги, ближневосточного мугама, современной академической импровизации? То, что в основе всех этих вещей — глубокий подлинный фундамент. Когда-то умение импровизировать входило в канон композиторской профессии — как импровизаторы были известны и Бах, и Моцарт. Сейчас мы живём в не менее интересное время: импровизация снова входит в соприкосновение с современной композицией, то есть, сферой, где, как многие привыкли думать, царствует не свобода, а рацио. В современной музыке есть несколько направлений «серьёзной» импровизации, то есть создания музыкальных произведений «на лету» — как бы минуя фазу нотной записи. Как музыкантам эпохи барокко нужно было в совершенстве владеть нормами современного им музыкального языка, чтобы творить в реальном времени, так и современному импровизатору нужно владеть языком современным, но этот самый язык невероятно расширился, усложнился; в каком-то смысле он так же отличается от старого, как новая компьютерная программа от версии 1.0, а новые версии всегда требуют большего быстродействия и мощности системы. Роман Столяр, композитор и импровизатор, поделится с желающими музыкантами техниками и теоретическими знаниями во время своего мастер-класса, а потом вместе с ними сыграет концерт — это будет настоящая музыка, сотканная lege artis (по закону искусства), и возникать она будет прямо в присутствии слушателей «Платформы».

Александр Маноцков, «Платформа», куратор направления «Музыка»

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя