Алиса Сабирова, Уфа Фото: Евгений Вайднер |
На сцене Башкирской государственной филармонии в Уфе с 29 по 31 марта прошёл XVII Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера». По прошествии некоторого времени, когда, что называется, страсти улеглись, можно уже сделать некоторые выводы. Первый из них прост: на фестивале было немало различных приятных сюрпризов, но — обо всём по порядку.
День первый
Открылся он выступлением джаз-квартета «Четыре плюс» (Уфа). Идейный вдохновитель, и организатор коллектива — Олег Касимов — саксофонист, композитор и аранжировщик. В составе джаз-квартета: яркий и экспрессивный пианист Руслан Воротников, разноплановый басист с характерным грувом — Георгий Рахматуллин и самый востребованный высокотехничный барабанщик в Уфе — Антон Антонов. Музыкальный формат коллектива — сплав современных джазовых направлений и авторская музыка, благодаря которой квартет приобрёл своё лицо. Музыканты много концертируют, участвуют в джазовых фестивалях. При поддержке Уфимского джаз-клуба, резидентом которого является коллектив, вышел диск «Соприкосновение» с оригинальными композициями Олега Касимова.
Продолжили развлекать уже слегка подуставших зрителей «Джаз-квартет Уфа» с солисткой Ириной Остин — любимицей уфимской публики, одной из интереснейших джазовых вокалисток в России. «Джаз-квартет Уфа» (который, в сущности уже давно выступает квинтетом), возглавляемый певицей, объединил прекрасных музыкантов: талантливый саксофонист Павел Скорняков, неординарный пианист Игорь Атапин, философски-тонкий контрабасист Сергей Оськин и всё тот же барабанщик, наиболее востребованный в Уфе — Антон Антонов.
Яркие импровизации, особая энергетика этого состава создали столь необходимый драйв и настроили зрителей на последующее выступление биг-бэнда филармонии с приглашённой звездой. Феерический французский трубач Жан-Лу Лоньон (Jean-Loup Longnon) подарил уфимцам новое ощущение джаза вообще. Обладатель самых различных джазовых наград, Жан-Лу Лоньон часто выступает на фестивалях, ездит с концертами и гастролями как по Франции, так и по многим другим странам. Среди тех, с кем он играл — Диззи Гиллеспи, Стэн Гетц, Уинтон Марсалис, Кларк Терри, Джонни Гриффин, Бенни Голсон, Стефан Граппелли, Дидье Локвуд, Мишель Петруччиани и другие. Концертный график Лоньона настолько плотный, что пригласить его удаётся не всегда, да к тому же он сам решает, где, с кем и когда ему выступать. Нам повезло. Темпераментный трубач и шумная личность, Жан-Лу Лоньон передал свою бешеную энергию музыкантам Эстрадно-джазового оркестра филармонии, с которым он выступил в качестве дирижёра, солиста и вокалиста. Как бэндлидер он добился неожиданных, новых красок в звучании оркестра, как трубач — сыграл яркое соло, а как певец — исполнил зажигательный скэт, превратив концерт в джазовый фейерверк.
ДАЛЕЕ: день второй, день третий, выводы и итоги!
День второй
тоже начался с выступления биг-бэнда, но на этот раз — казанского: перед взыскательным зрителем предстал Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан. Этот коллектив хотя и был создан в 2011 году, но не на пустом месте, а посредством слияния двух оркестров — Государственного эстрадно-симфонического оркестра РТ и Государственного оркестра кинематографии РТ (которым долгие десятилетия руководил покойный ныне Виктор Деринг — один из тех «шанхайцев», кто не уехал с Олегом Лундстремом в Москву в середине 50-х, а остался в Казани). Художественный руководитель коллектива — заслуженный деятель искусств РТ, профессор Анатолий Василевский — показал оркестр с чрезвычайно выгодной стороны, так как программа, исполненная на «Розовой пантере», была тщательно продумана и драматургически грамотно выстроена.
Следующие гости фестиваля — ProJazz Quartet трубача Сергея Проня (Екатеринбург). Как справедливо отмечают джазовые СМИ, заслуженный артист России Сергей Пронь — один из наиболее ярких музыкантов современной российской джазовой сцены. Уже около 20 лет он выступает со своим квартетом, исполняющим авторские сочинения в стилистике своеобразной «русской ветви» современного европейского джаза. В составе квартета: Сергей Пронь (труба), Александр Титов (фортепиано), Аркадий Балакин (контрабас), Юрий Ковалевский (ударные). Этот состав, хорошо известный в России и за рубежом, отличается интеллигентностью и концептуальностью музыкального высказывания, высочайшим профессионализмом. Совершенно гениально прозвучала композиция «Петрушка», в которой гармонично синтезированы особенности славянского музыкального менталитета, отчасти и американской традиции и эстетики чуточку рафинированного европейского джаза. Вместе с тем музыканты играют практически во всех джазовых направлениях: мэйнстрим, свинг, этно-джаз, бибоп, фри-джаз, латино и другие.
Продолжением вечера стало выступление ожидаемой, но доселе неизвестной уфимцам певицы польско-кубинского происхождения Ивонн Санчес. Родившись в Германии, живя в Чехии, путешествуя с концертами по всей планете, она, тем не менее, специализируется именно на кубинской музыке, которую считает самой чувственной. Мы ждали от неё многого, и, как выяснилось, не напрасно: только лишь эта лучезарная вокалистка запела родной для неё латин-джаз, всё сразу встало на свои места — это действительно музыка её души, которой она щедро делится со всеми, кто её окружает. Кстати, аккомпанировали ей наши уфимские музыканты Олег Касимов (саксофон), Олег Янгуров (контрабас), Игорь Атапин (рояль) и Рустем Каримов (ударные). В какой-то момент Ивонн даже «отлучила» музыкантов от своих инструментов, вручив им специфические южноамериканские «погремушки», и под их аккомпанемент допела одну из композиций. В общем, Санчес показала уфимской публике экзотическую музыку удивительной красоты, замешанную на богатой американской джазовой традиции, знойных ритмах кубинского карнавала и лирической босса-новы.
День третий
прошёл в два своеобразных этапа — предваряя заключительный вечер, прошёл и дневной концерт. Его сыграли на сцене Органного зала филармонии молодые музыканты (в основном, студенты-эстрадники Уфимской государственной академии искусств) — группа с ярким названием Happy People. Эти ребята уже четвёртый год уверенно идут к своим джазовым вершинам, исполняя, кстати, в основном свою собственную музыку.
Вечерний концерт был окрашен нотками лёгкой грусти — ведь всё уже заканчивается. Тем не менее уфимцам подарили ещё одну, давно уже полюбившуюся вокалистку — Шэрон Кларк. Она — прекрасная джазовая певица, обладает сочным контральто с лёгкой хрипотцой. Выпускница всемирно известного Berklee College of Music, Шэрон искусно владеет техникой скэта, хорошо свингует и при этом отлично поёт блюз, соул и госпел.Особо проникновенное исполнение удаётся ей в балладах. Она неоднократно совершала большие концертные туры по России, в том числе выступала и в Уфе.
Аккомпанировали Шэрон Кларк известные петербургские и московские джазмены — Джаз-квартет Алексея Черемизова: руководитель коллектива — пианист, плюс тенор-саксофонист Андрей Половко, барабанщик Ильдар Нафигов и контрабасист Владимир Кольцов-Крутов. Приятно было чувствовать в игре этих музыкантов лаконичность в выражении мысли, отсутствие «многословия» в музыкальном высказывании, которое, тем не менее, вызывало ощущение уверенности и настоящего драйва.
Итоги
«Розовой пантеры» в целом просты: состоялся по-настоящему удачный фестиваль! Здесь было показано довольно много стилей и жанров джазового искусства — и афромериканская традиция, и латин-джаз, и фьюжн, и изысканный европейский мэйнстрим, и неумирающий свинг с биг-бэндом (куда уж без него!). Наконец-то в Уфе прозвучало нечто высококлассное, профессиональное, но доступное и свежее по музыкальной мысли. Выступление ProJazz Quartet Сергея Проня — это был диалог музыкантов с каждым из слушателей «от сердца к сердцу» (практически дзен), и именно он стал «точкой золотого сечения» — настоящей смысловой (а не громкостной) кульминацией фестиваля.
ВИДЕО: Екатеринбургское телевидение представляет ProJazz Quartet Сергея Проня
httpv://www.youtube.com/watch?v=U292_7b1feA
Отдельного упоминания заслуживают джем-сешнз, проходившие каждый вечер после концертов в Уфимском джаз-клубе. Это ещё один важный момент фестиваля, ведь все любители этого искусства прекрасно знают, что без джемов не бывает настоящего джаза. Именно благодаря этим джемам молодым уфимским музыкантам — студентам-эстрадникам Уфимского училища искусств и Уфимской государственной академии искусств — была предоставлена уникальная возможность получить опыт настоящего музыкального общения на одной сцене вместе со звёздами, со знаменитостями, которые, кстати, прекрасно понимали всю невероятную ценность этого процесса и с удовольствием играли с юными джазменами. Не всегда, разумеется, всё шло гладко: некоторые гости не слишком отличались чуткостью и вниманием к таким же полноправным гостям. Но были и очень приятные моменты: искренне и тепло отзывались буквально все приезжие музыканты об одной нашей пианистке — Алине Кругликовой, восхищаясь её деликатным звуком и тонкой музыкальностью. Остаётся надеяться, что подобные джем-сешнз в Уфимском джаз-клубе станут традицией фестиваля, поскольку столь гостеприимное и внимательное отношение со стороны дирекции/администрации джаз-клуба трудно переоценить. Словом, можно поздравить всех уфимцев с очередной «Розовой пантерой». Так держать!