Саксофонист, флейтист, композитор Анатолий Герасимов (1945-2013)

19
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

inmemoriamВ ночь на 25 апреля 2013 в московской больнице умер на 68-м году жизни композитор, аранжировщик, саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов. «Джаз.Ру» выражает соболезнования родным и близким музыканта.

NEW: отпевание состоится в понедельник, 29 апреля, в 10:30  в  храме Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Хохловский пер., дом 12, метро Китай-город или Чистые Пруды).

Анатолий Герасимов

АУДИО: «To Burn But Not On Fire» (Герасимов), запись 1997, альбомы «Yes» (1998)  и «Живой Ракурс» (2012)

Анатолий Герасимов — сопрано-саксофон, Валерий Белинов — гитара, Антон Ревнюк — бас, Юрий Генбачёв — перкуссия, Дмитрий Севастьянов — барабаны. Прямой эфир «Радио РаКурс», апрель 1997

Из статьи в буклете альбома «Живой Ракурс», выпущенного лейблом ArtBeat в 2012 и запечатлевшего радиоконцерты Герасимова 1996-97 годов (Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»):

Саксофонист Анатолий Герасимов — обладатель одной из самых заковыристых биографий в российском джазе. Музыкант-самоучка из поколения 60-х годов, он играл в знаменитом тульском биг-бэнде Анатолия Кролла, выступал в первых московских джазовых клубах и на московских джазовых фестивалях 1967-68 годов, но на месте ему не сиделось. В 1973 году советское правительство сделало уступку мировому сообществу, разрешив ограниченную эмиграцию из СССР, преимущественно для тех, кто направлялся в Израиль. Не секрет, что в то время можно было получить из Израиля вызов на репатриацию и вовсе не имея никакой связи с народом, населяющим эту страну. В 1973 году получил такой вызов и Анатолий Герасимов и, подумав несколько дней, поехал по тому же пути, который быстро стал накатанным: пересадка в Вене, отказ от продолжения полёта в Израиль, лагерь для перемещённых лиц, затем ожидание ответа на запрос о получении статуса беженца в США — во время этого ожидания Толя несколько месяцев работал в Риме в составе ансамбля джазового пианиста Романо Муссолини, сына небезызвестного дуче. И, наконец, Нью-Йорк, сложный период врастания в жизнь иной цивилизации. Помогли знакомства с американскими музыкантами, прежде всего с участниками оркестра Дюка Эллингтона, который за два года до этого гастролировал по Советскому Союзу. На тротуаре у Линкольн-Центра Герасимов неожиданно увидел великого Дюка, тот вспомнил русского саксофониста, пригласил на джем, и в 74-м Герасимов стал участником оркестра Дюка Эллингтона, правда, уже без Дюка, который незадолго до этого ушёл из жизни.

При сыне Дюка, Мерсере Эллигтоне, Толя несколько месяцев проработал в оркестре и даже записался на пластинке, которую ревниво и придирчиво слушали Толины знакомые в Москве, но для Герасимова всё ещё только начиналось. Последовало 17 лет в Нью-Йорке, где он играл буквально со всеми, и ещё шесть лет в Париже, а в 1996-м Толя неожиданно вернулся в Россию после 23 лет эмиграции. Он стал записываться с питерской рок-группой «Аукцыон», гастролировать по стране и выступать в московских клубах. И тут с ним случайно столкнулся корреспондент «РаКурса» Фёдор Случевский, который в мой субботний день делал программу «Джазовые новости». Федя притащил Герасимова на радиостанцию для интервью, и мы договорились, что Толя выступит у нас в прямом эфире со своей новой московской группой, которая играла главным образом его авторскую музыку в стилистике фьюжн. Выступил он в результате на протяжении 1997 года трижды, а в апреле 1998-го, когда «РаКурс» уже не вещал, но всё ещё планировал продолжить вещание и даже выйти в FM-диапазон (чему не пришлось сбыться), мы ещё раз собрались в студии, чтобы записать ещё четыре пьесы Анатолия — планировалось, что, как только вещание возобновится, они будут переданы в эфир…

Подробнее об альбоме радиозаписей Анатолия Герасимова — на «Джаз.Ру»

реклама на джаз.ру

19 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Искренние соболезнования близким и всем нам — без Толи мир звуков стал беднее …

  2. Жаль замечательного музыканта…Мастер мелодий. По умению построить практически песенную мелодию сопоставим с лучшими песенниками и при этом умеет не оставаться в песенных рамках а рассказать компактную, но, запоминающуюся историю джазовым языком инструментальной импровизации. Помню его концерты в ЦДХ в конце 90-х… До сих пор в коллекции замечательный альбом YES. Упокой,Господи, раба Твоего Анатолия…

  3. Толя ушел, но остались его замечательные композиции с ясной и яркой мелодической линией, с великолепными авторскими аранжировками. Есть среди них одна незабываемая песня To Born But Not On Fire (Гореть, но не в огне) — и по философскому названию, и по музыкальному изложению, и по энергетике соответствует внутреннему строю Толи.
    Толя, дорогой, спасибо тебе за твое творчество и за все твои добрые дела.

  4. Очень болезненная для меня новость!Светлая память!Мне довелось с Толиком много играть и в Сов.Союзе,и в Америке.Даже немножко в Италии.Очень больно,что его больше нет с нами.

  5. Памяти Толи Герасимова. 25 .04.2013.
    Сегодня утром получил сообщение о том, что в больнице скончался мой добрый знакомый Анатолий Герасимов. » …мои друзья уходят…»
    Толю я видел в последний раз очень давно, не помню даже когда это было. Было это в той другой жизни, когда я был молодым и жизнь не казалась , как сейчас, одним сплошным негативом. Жил Толя у Трёх вокзалов. Я как то года 2 назад заезжал к нему и соседка по подъезду вспомнила его.
    Затем , это было уже недавно, пр-но около полугода назад мне кто то дал его новый телефон и я разговаривал с Толей, давал ему свой телефон, адрес эл. почты, приглашал в гости. Как и всегда теперь бывает, он не откликнулся, не позвонил, не написал. Он сказал, что ему всегда нравилось как я играю и я тоже сказал, что скачал с Торрента его альбом под названием YES и с удовольствием слушаю его. Толя сказал мне, что у него есть и другие его альбомы и обещал дать их мне для записи. Не случилось. Люди теперь закрыты для общения. Они просто умирают всё чаще и чаще и умирают прежде всего те, которые лучше, ближе, дороже.
    Толя был очень добрый, добродушный человек. Он всегда охотно давал мне пластинки для записи и у меня остались самые хорошие воспоминания о нём. Во время трёх наших последних разговоров по телефону я узнал, что он серьёзно заболел воспалением лёгких и находился какое то время в больнице в реанимации.
    Толя Герасимов — это человек из моей прошлой жизни, когда всё не казалось таким чёрным и беспросветным, когда общение с людьми не казалось невозможным. Теперь , если и судьба посылает для общения людей, то это сплошь уроды или больные люди, не пригодные для общения. Даже те люди, с которыми мне было хорошо, не хотят общаться и я не знаю почему. Такое впечатление, что кроме меня общение никому не нужно.
    Милый добрый Толя! Как жаль, что мы не смогли повстречаться в этой новой, последней жизни и согреть друг друга тёплыми словами и делами. Я всегда буду слушать твою музыку и вспоминать тебя с грустью и печалью. Прощай мой добрый друг. И ,хотя я не верю в загробный мир, как знать… быть может, мы когда-нибудь встретимся там с тобой и будем рады друг другу. !
    Вагиф Сеидов 25/04/2013/

  6. Толик музицировал в нашем ансамбле 1970 — 72 годы, написал ряд замечательных аранжировок. Одна из них, песня Р. Паулса «Янтарь» записана на пластинке. Мы были единомышленниками, и после нашей эмиграции Анатолий последовал за нами и «догнал» нас еще в Италии. Потом наши пути разошлись, мы отправились в Германию, Толик — в США. Он был светлым, очень приятным в общении человеком. Искренне скорбим…
    Эгил Шварц и Лариса Мондрус.

  7. Мы познакомились с Толей, видимо, в дни московского джаз-фестиваля 1968 года. Я, живя в Хабаровске, каждые полгода летал в Москву на сессии моего института Гнесиных (учился поначалу заочно) и, кроме трубы, брал с собой портативный по тем временам магнитофон «Романтик» — с бобинами на 180-250 метров и скоростью 9 см в сек… В конце месячной сессии я созванивался с Толей, и он без всяких церемоний звал меня к себе, в дом у трёх вокзалов, ибо было известно: у него с сестрой Люсей есть неслыханная по тем временам коллекция американских «натуральных» дисков — естественно, джазовых. Не помню уже, как она в те времена могла у него образоваться. Так вот, Толя посвящал мне несколько часов своего времени, пока отобранные мной пластинки — каждый раз по 5-6 — переписывались на мой «Романтик». Попутно он давал мне, в своей типичной незлобливой и какой-то очень душевной манере — свои впечатления от музыки, которую он уже знал назубок (а у нас в Хабаровске с музыкой было очень туго). Так, помню, он объяснял мне, чем Ли Морган отличается от Клиффорда Брауна: первый очень похож на второго, но играет поострее, «с перцем»… Давал Толя комментарии и по поводу саксофонистов и других музыкантов. Мне, начинающему провинциальному джазмену, было общение с уже известным тогда Герасимовым лестно, но сам Толя никогда не подавал ни малейшего намёка на свою «московскость» или «звёздность». Демократичность у него была врождённая, совершенно естественная… Из того периода я также помню, как, ожидая получения институтского диплома, я задержался в Москве — это был май 1973 года, — и забрёл в герасимовские «края». Толя с группой приятелей сидел на лестничке рядом с его домом, пил пиво и выглядел как-то странно… Он был, — как бы это сказать, — неряшливо одет, небрит, что-то у него было с зубами… Наше общение с ним было поверхностным, и я почувствовал, что Толе сейчас не до меня… Это было незадолго до его отбытия в Штаты — через Вену (откуда сейчас пишу), но я тогда не мог об этом знать и не задумывался о таких вещах. Теперь мы знаем, что для Толи дальнейшее пребывание в СССР было невыносимо… Я никогда не забуду добрейшего Толю Герасимова, прекрасного музыканта и человека.

  8. Впервые в Америку я приехал в мае 1998 именно по инициативе Анатолия Герасимова: мы с ним в этот период делали альбом «Yes», записанный с моей помощью в предшествовавшие месяцы на «Радио РаКурс», и Толя хотел, чтобы я написал про второй Курёхинский фестиваль в Нью-Йорке (он был среди его организаторов). Но в самолёте, где летели Юрий Парфёнов, «Фагот» Александров, Антон Ревнюк, Дмитрий Севастьянов, Владимир Волков и многие другие — Герасимова не было: он поехал в Нью-Йорк раньше гостей фестиваля — лечиться у знакомого ещё по прежним годам жизни в Америке доктора. У него всегда было много проблем со здоровьем, а музыкантский образ жизни в целом (и уж Толин — в частности) особо успешной борьбе с ними не очень помогал.
    Так что первая в Америке деловая встреча была у меня назначена именно с ним — на третий день после прилёта, в Russian Vodka Room на Манхэттене.
    Я пришёл по 52-й улице и спросил импозантного швейцара, бывшего оперного певца из Ленинграда: здесь ли уже господин Герасимов?
    Импозантный швейцар расплылся в улыбке и интимным баритоном произнёс:
    — Толенька? Ожидаем-с!

    Потрясающий был талант у Толи — быть любимым всеми.
    Царствие ему Небесное.
    (Кирилл Мошков)

  9. proshyai moi drug, me vmeste kogda to nachinaly igrate, i v amerike podderjivaly drug druga i slovom i delom, ne mogu poverite chto te ushol, vede ti stoish pered moimi glazami kak jivoi. proshay moy drug, proshay. EDDIE BRONSON

  10. Ушел музыкант-легенда…
    Сожалею, что он не смог выступить в конце прошлого года в Джаз-центре, за день до него приболев…
    Спасибо Толя за все, что ты сделал для джаза.
    Мы всегда будем тебя помнить!

  11. Увы, все когда-то уходят…Но когда уходит человек, с которым — хоть не так уж много, но все-таки сталкивался, давно, во времена «Синей птицы» и «Молодежного» — уходит частица тебя. Больно и печально. С нами добрая память о Толе Герасимове.

  12. Анатолия нет больше!..
    Хуже этого известия невозможно придумать! Все умирают, но это не утешает. Анатолий так любил жизнь и музыку, что просто невозможно представить земное пространство без его живого присутствия в нём. Это невыносимо!
    Конечно, останутся прекрасные записи, останется его невероятно сложная, всегда эмоциональная и красивая музыка. Но не будет его с нами, и это очень больно!
    Всех музыкантов, с которыми Толя когда-либо выступал, он очень любил и уважал. Он был невероятно добрый и прекрасный человек.
    Спасибо тебе за всё, дорогой Анатолий!!!

  13. I knew Anatoly from 1967, but our connection was random till we met in NYC in 1990, beginning to gig actively. Tolya was a very kind, positive and carefree person. Then he moved to Paris, and our contact stopped. I feel sad — he was a talented cat and good man.
    Nick Levinovsky
    New-York

  14. Царствие Небесное Анатолию. Он был светлым человеком.

    Друзья, Олег Михайлович Степурко прислал в Фейсбуке сообщение с предложением о помощи Татьяне Осташовой, вдове Толи. Давайте постараемся помочь, кто чем сможет.

    Вот сообщение от Олега Михайловича:
    «Братья и сёстры во джазе!
    Недавно ушёл от нас Толя Герасимов, вот почему я хочу обратить внимание на его вдову — Таню, которая после нескольких онкологических операций получила инвалидность 1-я группа (без права работать) и она у нас 16 т. руб.
    Понятно, что на эти деньги невозможно ни оплачивать съёмную квартиру и воспитывать дочь школьницу.
    Вот почему я думаю, что мы должны помочь Тане. Вот номер ее пластиковой карточки в с/б и хорошо бы хронически ей что-то перечислять.
    639 002 389 020 254 256 (Татьяна Николаевна Осташова)
    Перепост приветствуется. Всем огромное спасибо за Вашу доброту.»

    • Понимаем озабоченность Олега, но стоило бы как минимум указать фамилию, имя и отчество получателя, иначе ни один банк не примет перевод. А фамилия там отнюдь не Герасимова, к сожалению. Ждём уточнения информации. (Джаз.Ру)

  15. Вот точные данные от Олега Михайловича:

    Осташова Татьяна Николаевна
    Карта Сбербанка 639 002 389 020 254 256

    Спасибо всем большое за помощь!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя