В Уфе отметили 15-летие джаз-оркестра Башкирской филармонии

0
Алиса Сабирова,
Уфа
AS

report22 февраля на сцене Башкирской государственной филармонии прошёл праздник — Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской филармонии отметил 15-летие.

Историческая справка: Оркестр был создан в 1998 году по инициативе известного джазового музыканта, ныне также и советника по культуре Президента Республики Башкортостан саксофониста Олега Киреева и певца Рината Баимова при поддержке Министерства культуры РБ. Возглавил оркестр заслуженный работник культуры РБ Георгий Маркоров, более 25 лет преподававший на эстрадном отделении Уфимского училища искусств. Первые годы — процесс становления коллектива — прошли под руководством Маркорова, который, к сожалению, рано ушёл из жизни, но, будучи главным дирижёром, всё своё время и силы отдавал для развития джазового движения в стенах филармонии. Было бы неправильным не сказать несколько слов об этом периоде недолгой ещё истории оркестра, тем более, что в стенах самой филармонии об этом уже мало кто знает.

Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской филармонии
Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской филармонии

Одним из первых, кто пришёл в этот оркестр, стал Сергей Оськин — контрабасист, ведущий джазмен Уфы, выступающий и со всеми приезжими солистами, и в постоянно существующем составе джаз-квартета «Уфа». К нему я обратилась с вопросом о самых первых творческих шагах эстрадно-джазового оркестра филармонии:

— Времени с тех пор прошло довольно много. Конечно, как и всякое благое начинание, пробивалось всё это с трудом, однако благодаря стараниям Олега Киреева и Георгия Маркорова удалось осуществить мечту — собрать бэнд. (Дело в том, что ещё в конце 1980-х годов на базе Уфимского государственного института искусств была предпринята попытка создать нечто подобное, но к сожалению, состав довольно скоро распался). Вместе со мною первыми в оркестр пришли: гитарист Александр Корнейчук; саксофонист, преподаватель училища искусств Анатолий Богомолов и специально приезжавшие из Стерлитамака музыканты Александр Денисов (саксофон) и Валерий Евсюгов (труба); ударник Валерий Камнев, который по-прежнему периодически выступает с оркестром. Безусловно, можно сказать, что первый состав бэнда был экспериментальным, оркестру требовалась раскрутка, времена были тяжёлыми, возникали постоянные сложности с аппаратурой. Но именно благодаря музыкантам оркестр до сих пор существует, живёт своей неординарной творческой жизнью.
Далее: продолжение разговора с ветеранами оркестра, интервью его нынешнего руководителя и ВИДЕО.

Ранний состав оркестра
Ранний состав оркестра (Алина Кругликова — первая справа в нижнем ряду)

Джазовая пианистка Алина Кругликова, известная в музыкальных кругах не только в Уфе, но и в других «джазовых городах», также была в первоначальном составе бэнда:

— Образование я получила академическое, но наш гениальный педагог по джазу, Рустем Хусаинов (кстати, какое-то время игравший в составе легендарной этно-фьюжн-группы «Орлан», а теперь уже много лет проживающий в Германии — А.С.), один из основателей эстрадного отдела в училище искусств, посоветовал мне обратиться к джазовой музыке профессионально. Моё «вхождение в джаз» случилось благодаря ему и Олегу Кирееву, который, к счастью, ещё был тогда в Уфе. Позднее, уже в только что созданный оркестр под управлением Г.П.Маркорова меня тоже пригласил Киреев, и я несколько лет с удовольствием там проработала. Мы много ездили: практически по всем городам Башкирии, много и по России — на джаз-фестивали в Тольятти (в 2000 году), в Челябинск (2002). Летом ездили по окрестным домам отдыха и детским лагерям. В репертуаре оркестра поначалу были джазовые стандарты, аранжировки в основном писал Маркоров, это было его призванием. Он вообще был «ходячей энциклопедией джаза». Кстати, все свои ноты я оставила в оркестре, поскольку тогда найти их было крайне сложно — интернета не было. Работа с Маркоровым многому меня научила, и теперь я делюсь этим со студентами. Я всегда говорю им, что джазовая импровизация — это как горизонт, нельзя джазом заниматься «от сих до сих». Это круглосуточное занятие.

Вероятно, именно таким оно стало для всех музыкантов, кто работает в оркестре сейчас. Итак, в 2006 году художественным руководителем оркестра, а с 2007 — и дирижёром стал выпускник Кёльнской консерватории, лауреат международных конкурсов, саксофонист Олег Касимов. Несколько вопросов адресовано ему:

Олег Касимов
Олег Касимов

Олег, вас сразу пригласили в оркестр?

— Я выступил на концерте с квартетом здесь, в филармонии, ещё не окончив учёбу в Германии. Это был проект под названием «Сакс-бэнд», где вместе со мной играли Алина Кругликова, бас-гитарист Олег Янгуров и перкуссионист Рустем Каримов (участники ансамбля «Орлан» — А.С.). После этого концерта достаточно неожиданно мне предложили работать с оркестром. Cпасибо музыкантам — они приняли меня, и я прошёл хорошую дирижёрскую школу. Впоследствии мне хотелось расширить состав, поскольку он был не совсем определённый — в нём было недостаточно медных духовых и саксофонов, но присутствовали скрипки и флейта, т.е. и не биг-бэнд, но и не вполне эстрадно-симфонический. К счастью, постепенно удалось выбить ставки, и сейчас в оркестре полный биг-бэнд и большая группа струнных. Этот факт существенно повлиял на расширение репертуара, и, надеюсь, качество исполнения тоже заметно улучшилось. Постепенно нас стали привлекать ко многим событиям в филармонии.

ВИДЕО: Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской филармонии «Big Swing Face» (Бадди Рич) солисты: Игорь Атапин (клавишные), Марсель Бадаев (тенор-саксофон), Артур Гимаев (флюгельгорн)
httpv://www.youtube.com/watch?v=0A9n7W3nR-Q

Кто и как определяет репертуар и пишет аранжировки?

— Определяю я, но репертуар формируется также с учётом приглашённых звёзд. Приезжают такие джазовые «тяжеловесы», как Георгий Гаранян, Анатолий Кролл, Аркадий Шилклопер и многие другие дирижёры и солисты. Публика охотно идёт «на звезду». В этом плане я совмещаю приятное с полезным: Кролл и Гаранян — это традиция и незаменимая школа бэндовой музыки, хотя на мой взгляд, нельзя зацикливаться только на традиционном джазе. Безусловно, был найден самый очевидный, но и самый сложный выход: мы исполняем и авторскую джазовую музыку. К примеру, Виталий Владимиров, приезжавший к нам из Екатеринбурга, пишет музыку для бэнда, которую мы играли. Аналогичная ситуация была с приездом Петра Назаретова из Ростова. Практически все приглашённые музыканты привозят и аранжировки. Вместе с тем, каждый новый дирижёр — это новая интерпретация. Безусловно, поначалу мы играли аранжировки Георгия Павловича Маркорова, он очень здорово их писал. К сожалению, мало хороших, понимающих особенности бэнда аранжировщиков; в какой-то момент мне надоело на ходу переделывать некоторые нестыковки, и сейчас в основном я аранжирую сам.

В 2010 году вы записали компакт-диск «Гангстерские байки», куда вошли джазовые стандарты и ваши произведения. Исполняете их на концертах?

— Да, мы играем довольно много авторских вещей. Поначалу было не просто выставлять свои произведения на зрительский суд, но постепенно прибавилось уверенности, что это необходимо. Удивительно, но публика очень тепло принимает нашу музыку.

ВИДЕО: «Прописные истины»
Музыка и аранжировка Олега Касимова. Солисты: Олег Касимов (тенор-саксофон), Артур Гимаев (флюгельгорн), Игорь Атапин (клавишные)
httpv://www.youtube.com/watch?v=2W-ltD8FrP4

Кого из солистов вы бы отметили и почему?

— Я привёл [в оркестр] Игоря Атапина (клавишные), Антона Антонова (ударные)… Из совсем молодых, но талантливых можно назвать саксофонистов Азата Гайфуллина и Антона Сальникова, Марата Валиева (труба). Проблема у нас только одна — по-настоящему играющих музыкантов не так много, поэтому я стараюсь найти золотую середину во взаимоотношении с оркестрантами — не ограничивая их свободу, я требую дисциплины.

Вы говорили, что очень много выступаете. Связано ли это и с гастролями?

— У нас есть так называемый план — т.е. необходимо отыграть определённое количество концертов. К сожалению, больших выездов не получается, поскольку весьма затратно вывозить большой коллектив. География поездок — Уфа, Башкирия, Магнитогорск, Челябинск, сейчас ведём переговоры с Казанью. Нас очень поддерживает руководство республики — недавно закупили инструменты почти на весь состав бэнда. Суть здесь не только в материальном содействии, но главное, что это повлияло и на саунд оркестра — инструменты одной фирмы близки и более слаженны по звучанию, что открывает для нас новые творческие горизонты.

Кстати о саунде. На юбилейном концерте совместно с оркестром выступали разные солисты, в том числе и башкирской эстрады…

— Если говорить об эстрадной составляющей, то с нами поют известнейшие солисты — Флюра Кильдиярова, Идрис Газиев, Вахит Хызыров и другие певцы. Но поскольку приоритет остаётся джазовый, то мы с удовольствием работаем с молодой певицей Алиной Гузаировой и нашей джазовой дивой Ириной Остин. Вообще, коллектив необычайно востребован. Поэтому подчас некоторые концертные программы приходится готовить в сжатые сроки. Музыканты шутят: есть СОБР, а мы — ОБР: оркестр быстрого реагирования!

Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской филармонии
Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской филармонии
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя