Евгения Браганцева Фото: Павел Корбут |
Знакомство с Леонидом Чижиком — джазменом, пианистом, композитором, профессором — началось за день до его выступлений в Москве, на базе Московского джазового оркестра, во время его пресс-конференции 13 марта. Событие было посвящено предстоящим концертам в Клубе Игоря Бутмана. Как и положено богатой опытом и знаниями творческой личности, Леонид Аркадьевич предстал перед репортёрской аудиторией как человек высокообразованный, интеллигентный, начисто лишённый пафоса и снобизма. Он говорил о себе и своём творчестве так: «Я — джазмен, я не делаю в музыке того, что было бы мне неинтересно, не стараюсь что-то выдумать; я не играю артиста, я живу».
Накануне Леонид Чижик и его партнёр по дуэту Флориан Трюбсбах (Florian Trübsbach) прилетел с гастролей в Челябинске. Саксофонист Tрюбсбах начал свою карьеру в качестве солиста хора мальчиков Tölzer Knabenchor под руководством Герберта фон Караяна. В дальнейшем изучал джазовую композицию в Гамбурге и в консерватории Мюнхена, выступал в Munich Saxophone Family, Rias Big Band, EBU Jazz Orchestra (когда приглашёным солистом Джаз-оркестра Европейского вещательного союза был Билл Холман). В настоящее время 35-летний Флориан — профессор мюнхенской консерватории по классу джазового саксофона.
На пресс-конференции Леонид Аркадьевич отметил, что хотя и знает Флориана как музыканта давно, программу «Шопен и джаз» он начинал играть с другим музыкантом. Когда кто-то посоветовал ему попробовать сыграть эту же программу с Флорианом, Леонид Аркадьевич понял, что встретил именно того музыканта, который нужен, потому что обладает тонким пониманием материала и чутким взаимодействием с самим пианистом.
На вопрос о концертах в клубе Леонид Аркадьевич рассказал, что всю жизнь ставил целью пропагандировать джаз как сценическое искусство, занимающее достойное место на концертных площадках наравне с академической классикой. С этой установкой он приехал в Германию, где ему, разумеется, предлагали устраивать клубные концерты. Он отказывался. Однако теперь наступило другое время, и он стал относиться к клубным выступлениям более лояльно. На вопрос о сольном концерте Чижик ответил, что программа будет спонтанной, потому что он никогда не планирует концерт, не пишет списки произведений. Всё решает эмоциональное состояние в данное конкретное время и в конкретном месте.
ДАЛЕЕ: подробнее об истории Леонида Чижика; рассказ о концертах в Москве.
В 60-80-х годах XX века джаз в СССР в значительной степени ассоциировался с именем Леонида Чижика. Феноменальный пианист-виртуоз, прошедший школу оркестра Леонида Утёсова, Чижик стал первым советским музыкантом, получивший в государственной гастрольно-филармонической системе статус «джазового солиста», что давало ему возможность выступлений не только на джазовых фестивалях и в «джаз-кафе», но и на концертных площадках с сольными джазовыми программами. Чижик играл со знаменитыми музыкантами и вокалистами, выпускал грампластинки, представлял отечественный джаз на престижных зарубежных фестивалях. Легендарный ведущий «Джазового часа» на «Голосе Америки» Уиллис Коновер провозгласил Леонида Чижика «Лучшим джазовым пианистом мира за железным занавесом».
В 1990 году Чижик получил звание заслуженного артиста РСФСР, в 1991 — уехал из страны. Это было крайне трудно, но необходимо. Он не мог предсказать, что будет со страной, он также не мог, имея возможность оградить семью от ожидавшегося тогда «чего-то худшего», не воспользоваться этой возможностью. Он уезжал на пике славы, будучи признанно лучшим советским джазовым пианистом, открывшим для джаза многочисленные площадки городов СССР. Он был известен, популярен, востребован. Он оставил всё ради близких людей, занявшись педагогической деятельностью за границей и продолжая давать концерты.
И всё же приоритетной в жизни Чижика стала педагогика. Сегодня он — профессор Мюнхенской консерватории, профессор отделения джазового фортепиано Высшей школы музыки им. Ференца Листа и почетный доктор музыкальных отделений в нескольких университетах Японии, Америки и Европы.
С тех пор, как он перебрался жить в Германию, прошло 22 года. Поколение, выросшее на его музыке, стало взрослым. Современной молодёжи имя Леонида Чижика, по всей вероятности, очень мало знакомо, если вообще знакомо. Однако, к счастью, история отечественного джаза пишется непрерывно. Леонид Чижик советского периода – это история. Леонид Чижик сегодня — это реальность. Нынешний Чижик — это джазовые размышления на тему Чайковского, Моцарта, Шопена. Это безусловная импровизация и спонтанность эмоциональной окраски произведения, это свинг, импрессионизм, душа, в конце концов — это сам Леонид Аркадьевич Чижик, собственной персоной. Таким его стали видеть и слышать многочисленные любители и поклонники современного фортепианного джаза во многих городах России. С 2005 года он несколько раз приезжал в Россию по приглашению Владимира Спивакова, Николая Петрова, а также своего ученика — сегодня успешного и широко известного всей стране пианиста Даниила Крамера.
14 марта Леонид Аркадьевич Чижик играл в Клубе Игоря Бутмана сольный концерт, концерт-размышление, камерный монолог для друзей, звучавший бережно, даже немного осторожно.В эмоциональном плане музыкан напоминала движения человека, который идёт по льду маленькими шагами, опасаясь собственным весом этот лёд проломить.
Необычно было наблюдать, как пианист каждый раз поднимается из-за рояля к микрофону, чтобы сказать пару слов о следующей композиции или просто объявить её название. Я не буду называть авторов, чьи пьесы исполнял Леонид Аркадьевич. Для меня они все — его композиции. Его осмысление жизни в мартовский снежный вечер.
Отдельно прозвучало его посвящение маме. Никогда не слышав этой музыки прежде, я была уверена, что понимаю каждую ноту, каждый аккорд и мелодическую линию. Его поняли все слушатели. Это были не простые слушатели. Среди них замечены были Анатолий Кролл, Сергей Манукян, Алекс Ростоцкий, Юрий Погиба, Алексей Подымкин…
15 марта звучала новая дуэтная программа «Шопен и джаз», которая недавно была записана на Мюнхенском радио. Чижик и Трюбсбах играли известные произведения Шопена, но, по словам самого Чижика, он явился в некотором роде «соавтором» великого поляка, соединяя классическую трактовку композиций с собственными джазовыми импровизациями. Диалог сопрано-саксофона и рояля был увлекательным, живым, энергичным, местами с налётом иронии. Иногда, когда Флориан следил за пассажами Чижика, его лицо преображалось настолько, что он казался старше своего возраста лет на 20. В целом и Шопен, и настроение в зале были не по-мартовскому тёплые.
Всего один диск с сольным фортепианным исполнением Леонида Чижика под названием «Сакура» можно было купить в фойе клуба Игоря Бутмана. Многочисленные записи его изданы за рубежом, а в России в архивах меломанов остались лишь винилы советского времени. Из продаваемых CD в интернете нашёлся альбом оркестра Kremerata Baltica Гидона Кремера, где музыку Чижика играет другой пианист (2004). Кто-то из любителей джаза выложил в сеть альбом 1975 года «Трио Леонида Чижика (Фантазия на темы И. Дунаевского)», а кто-то — виниловый «рип» пластинки, где играет трио Алексей Кузнецов — Леонид Чижик — Алексей Исплатовский и звучат композиции Джорджа Гершвина.
Перевёрнута ещё одна страница истории, главными героями которой стали легенда советского джаза, немецкий музыкант-профессор и польский композитор. И московский джазовый клуб, вошедший, по версии американского журнала DownBeat, в список 150 лучших джазовых клубов мира.
Чрезвычайно рад был увидеть и услышать Леонида Чижика, выдающегося пианиста. Время не властно над ним. Это именно тот джаз, то высокое искусство, которое, при всей его тонкости и изысканности, доступно пониманию и трогает душевные струны.
Леня, дорогой, желаю тебе здоровья, успехов и творческих откровений.
Твой давний поклонник
Николай Левиновский
Леня, искренне сожалею, что в силу весьма убедительных причин не мог быть в Москве и услышать тебя. Уверен в одном : твоя джазовая душа остается такой же молодой, как и тогда, когда, десятилетия тому назад, я с удовольствием тебя слушал. Новых успехов, счастья творчества и, на всякий случай, крепкого здоровья!
Михаил Кулль
Леня, к сожалению не мог тебя услышать на концерте, но у меня есть все твои виниловые диски и я внимательно слежу за твоими выступлениями. Часто вспоминаю нашу дружбу в Харькове. Очень жалко, что мы не встречаемся. С большим приветом,
Дима.