Николай Левиновский: «Из России со свингом»

319
Николай Левиновский
Фото: пресс-служба Московского джаз-оркестра
NL

letter


Гастроли джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорке и некоторые мысли по этому поводу

Это были, собственно, даже не гастроли, а многопрофильная деятельность, включающая различные аспекты — творческие и деловые — жизни коллектива джазовых музыкантов. Каковы же эти аспекты? Коротко говоря, первое: создать нечто; второе: донести это до людей — в этом, мне кажется, состоит задача артиста. Но одному ему с этим не справиться. Диззи Гиллеспи как-то сказал: быть джазменом — огромная радость, но если ты хочешь, чтобы тебе за это платили — это бизнес. О бизнесе и пойдет речь.

Николай Левиновский в студии Avatar
Николай Левиновский в студии Avatar

Нынешний приезд Московского джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорк — далеко не первый. Летом 2012 мы целую неделю играли в одном из самых престижных клубов — Dizzy’s Club Coca-Сola, по два-три сета за вечер, выступали также в Вашингтоне и Филадельфии. Концерты шли с нарастающим успехом, залы были полны, приём у публики самый горячий. В результате последовало приглашение приехать вновь.
Но работа на сей раз предлагалась другая. Оркестру предстояло выступать на международной конвенции менеджеров, промоутеров, продюсеров, агентов, владельцев клубов, руководителей фестивалей — International Convention APAP, так официально называется это мероприятие. На практике это означает съезд деловых людей, в той или иной мере имеющих отношение к миру джаза. Их задача — следить за рынком, разыскивать всё новое, отлавливать всё интересное и освежать, обогащать индустрию джаза яркими, перспективными дарованиями. Одним из таких «дарований» должен был стать наш биг-бэнд — и он им стал!
Мы выступили на открытии конвенции в роскошном отеле Hilton в центре Манхэттена, исполнив мою композицию «Butman Plays Goodman» — попурри на темы мелодий из репертуара знаменитого кларнетиста. В роли Бенни Гудмана выступил Игорь Бутман, играя на трёх саксофонах — сопрано, альте и теноре. Пьеса эта пользуется успехом у публики, и надежды наши оправдались. С нами также выступили американский певец Алан Харрис и певица из Австралии Фантине Притула (Fantine Pritoula). Они тоже понравились. Предложения не заставили себя ждать. Уже идут переговоры о гастролях по США в будущем году. Это был первый этап.

Московский джаз-оркестр в клубе Iridium. Солирует Игорь Бутман.
Московский джаз-оркестр в клубе Iridium. Солирует Игорь Бутман.

Затем начался вояж по нью-йоркским клубам. Вначале был знаменитый Iridium — джазовый подвал на углу Бродвея и 51-й улицы. Там мы сыграли два полных сета со значительным успехом. После этого мы переместились в другой подвал — Village Underground. Этот клуб расположен через дорогу от Blue Note, и, чтобы не копировать знаменитого соседа, специализируется больше на таких стилях, как фанк, рэп, хип-хоп, r’n’b. Посему наше появление там было несколько неожиданным, но тем не менее зал был забит до отказа, и наша джазовая программа пришлась по вкусу «фанковой» публике.

Игорь Бутман за консолью студии Avatar
Игорь Бутман за консолью студии Avatar

После трёх дней непрекращающихся выступлений (плюс репетиции) мы почувствовали некоторую усталость, но до конца было ещё далеко. Нам нужно было выполнить другую важнейшую работу: записать музыку для нового альбома нашего биг-бэнда с участием специально приглашённых гостей-солистов — Рэнди Бреккера, Билла Эванса, Майка Стерна, Дейва Уэкла, Тома Кеннеди и Митча Стайна. Запись проходила в студии Avatar, одной из лучших студий звукозаписи Нью-Йорка. Звукорежиссером пригласили Джеймса Фарбера, известного мастера, работавшего с нами и раньше. Это были четыре напряжённых дня, но все работали великолепно. Американские гости продемонстрировали завидный профессионализм: пришли в студию полностью подготовленными и сыграли с блеском. Наши ребята тоже не подвели: оркестр звучал ярко, и даже в самых сложных эпизодах играл без сучка и задоринки. Так, в общем, и должно быть, и удивляться тут нечему, но, к сожалению, так бывает не всегда, поэтому я об этом упоминаю.
Пришлось нам выступить и в Smoke, известном клубе на углу Бродвея и 105-й улицы. Место это раскрученное и джазовое, но помещеньице малюсенькое, хотя есть и рояль. Мы там с трудом расселись, но «гиг» прошел прекрасно.
Итак, неделя пролетела, «окончен труд, завещанный от Бога», оркестр уехал в Москву — а я живу на даче, пишу новые аранжировки, прихожу в себя и не спеша размышляю. О чём? А вот о чем. Кажется, все так просто — приехали, сыграли, записали. Это для непосвящённых. А для тех, кто знает…
ДАЛЕЕ: как продвигать джаз из России на его родине — в Америке: приглашение к продолжению полемики о «русском джазе».

ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «When I’m With You»
httpv://www.youtube.com/watch?v=e5nn7fuTIOo

Вначале нужно сделать так, чтобы оркестр стал известен. На это уходят дни, месяцы и годы неустанного напряжённого труда — создание репертуара, репетиции, десятки выступлений, да таких, чтобы оркестр понравился и запомнился. Затем нужно выпустить компакт-диски с записями оркестра и распространить их по миру. Для этого нужна реклама, мощная, яркая — и дорогостоящая. О самом процессе звукозаписи и производстве компакт-диска я здесь распространяться не буду — это совершенно особая статья, изобилующая массой технических деталей и подразумевающая участие, помимо музыкантов, целого штата студийных работников. Это, грубо говоря, цех по изготовлению музыки.

Но вот, наконец, об артисте и его оркестре узнали, о нём говорят — и приглашают. Отлично, но привезти в Штаты 20 человек, поселить, накормить… Как говорят в Америке, бесплатных сэндвичей здесь не бывает.

ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «Mr.Magic»
httpv://www.youtube.com/watch?v=8AGljlB95h8

Деньги найдены (слава Богу и спасибо спонсорам) — оркестр в Нью-Йорке. Теперь задача — блеснуть мастерством и добиться успеха, понравиться публике и убедить профессиональных дельцов, что игра стоит свеч. До сего момента действовал менеджер, администратор, бизнесмен, теперь действует артист — в том же лице! В нашем деле необходимо полное, всестороннее знание механизмов и рычагов джазового музыкального бизнеса и владение этими рычагами.

Я держал в руках толстенную книгу «Музыкальный бизнес», пытался её читать. Сложно. Мой хороший приятель Чик Кориа, когда учился в бостонском колледже Бёркли, наряду с гармонией и аранжировкой изучал основы музыкального бизнеса. Он убеждён — без знания бизнеса ничего не добиться.

На первом месте, разумеется, связи в мире джаза, связи творческие и деловые. Обзавестись этими связями очень сложно. Деятели джаза — народ осторожный, они не спешат протянуть тебе руку, они не хотят рисковать. Они могут сделать тебе комплимент, ни к чему их не обязывающий, но предложить реальное дело — не дождётесь. Нужно вновь и вновь доказывать и убеждать, что ты — тот самый артист, который им нужен.

Московский джаз-оркестр в студии Avatar
Московский джаз-оркестр в студии Avatar

15-20 лет назад рассылались т.н. резюме, фотография, подборка прессы, демонстрационная запись. Ныне, в век интернета, вся информация имеется на сайте артиста. Контакты устанавливаются быстрее. И всё же личные связи дают наилучший результат — кто-то был на концерте артиста, кто- то слышал о нём от других, кто- то купил его компакт-диск… Возникает интерес. Но до реального результата еще далеко.

Теперь надо начинать «договариваться». Боже мой, какая это мучительная канитель! Наконец, лёд тронулся — репутация артиста укрепилась, с ним хотят иметь дело, и вот ему уже предлагают то-то и то-то, владельцы престижного клуба дают ему недельный ангажемент, продюсеры известного фестиваля хотят видеть его в числе своих хэдлайнеров, он едет на гастроли, его диски хорошо продаются — успех, долгожданный успех!

И обыватель думает: ишь ты, какой смекалистый парень, как всех обошёл. Лишь немногие знают, чего это стоило, сколько времени, сил и средств ушло на то, чтобы достичь этого успеха, зачастую весьма иллюзорного — если ты включился в эту гонку, останавливаться нельзя ни на минуту: тут же забудут. Такова реальность.

Николай Левиновский
Николай Левиновский

Тяжёлый это бизнес. Неудивительно поэтому, что лишь единицы добиваются успеха. Я не набиваю цену и не прошу аплодировать преуспевшему артисту. Я это к тому, что музыканта, чего-то добившегося, вместо того, чтобы поддержать, зачастую начинают обвинять во всех смертных грехах, обзывать пронырой, пролазой, и делают это не только обыватели, но, к сожалению, и некоторые менее удачливые коллеги.

Предлагаю злоязычным критиканам попробовать сделать что-то стоящее и показать, на что они способны. А то получается, что один работает в поте лица, а другой тычет пальцем: и это не так, и то не этак. Как гласит восточная поговорка: собаки лают, а караван идет. Испытал это на себе. Так и хочется позвать некоторых подозрительных и недоверчивых деятелей на одну из репетиций нашего оркестра, где Игорь Бутман и ваш слуга покорный разучивают новые аранжировки, такт за тактом тщательно и скрупулезно работают над каждой деталью, повторяют сложные эпизоды, требуя от каждого музыканта полной отдачи — и в результате российский оркестр выступает целую неделю в одном из лучших джаз-клубов Нью-Йорка, где ему устраивают овации американские ценители джаза всех цветов кожи, а ловкие американские импресарио предлагают турне по Штатам протяженностью в сорок концертов! Пусть наши критики заглянут в Avatar, где звёзды американского джаза участвуют в записи нового альбома нашего оркестра, в глаза и за глаза расточая похвалы и музыке, и музыкантам, и с неподдельным энтузиазмом исполняя свои сольные эпизоды. Таким вот образом, без громких слов, день за днем завоёвывается слава российского джаза.

Вокалистка Фантине и Игорь Бутман
Вокалистка Фантине и Игорь Бутман

Теперь необходимо поговорить о другом. Недавно прочел я обширный доклад М.Митропольского, который меня живо заинтересовал и вызвал желание включиться в полемику, тем более, что автор сам призывает к этому — подзаголовок доклада гласит «к постановке проблемы». Вот и попробуем поставить проблемы — перед автором.

М.Митропольский в своем обозрении российского джаза (в целом весьма обстоятельном и толковом), на мой взгляд, допускает ряд промахов, основанных на его малой осведомлённости, в частности, о состоянии дел в русско-американском джазовом «департаменте». Перечисляя преуспевших — Пономарёва, Козлова, Сипягина, г-н Митропольский туманно добавляет «и другие» — кто эти «другие», остается неизвестным. Тут же он делает им как бы лёгкий упрек: незаметно, дескать, чтобы они продвигали российский джаз. Первый промах, так сказать, информативный , который легко поправить: кроме Пономарёва, реального ветерана, Козлова и Сипягина, приближающихся к этому статусу, в Штатах действует целый ряд джазменов-россиян, более- менее успешных. В Нью-Йорке это саксофонисты Дмитрий Баевский, Борис Курганов, Яков Майман, Михаил Серопян; пианисты Алекс Нахимовский, Михаил Цыганов, Вадим Неселовский, Аркадий Фиглин, Ян Певзнер, Руслан Агабабаев; басисты Дмитрий Колесник, Олег Осенков, Руслан Хаин, Игорь Городецкий, гитарист Илья Луштак. Много лет активно работал гитарист Андрей Рябов, частенько появляется в клубах его коллега Ринат Шаймухаметов. В Бостоне активно действовал пианист Давид Азарян (до безвременной трагической смерти); успел также поработать покойный тромбонист Слава Назаров. В течение ряда лет весьма успешно записывался и концертировал пианист Евгений Маслов. Его коллега Эльдар Джангиров начал как вундеркинд, а ныне — гастролёр звёздного уровня. В прежние годы много играл в клубах пианист Владимир Шафранов, и пользовался солидной репутацией. В штате Мэриленд живет контрабасист Виктор Двоскин — преподает в университете и выступает в клубах. В Вашингтоне — седой, но неугомонный пианист Виктор Прудовский. На Западном побережье, наряду с ветераном Алексеем Зубовым, работает более молодой саксофонист — Алексей Николаев; в Питтсбурге живёт и действует ударник Карен Аланакян. По прежнему на сцене вокалистка Татевик Оганесян. Активны и бывшие «бутмановцы» — трубачи Виталий Головнев и Артем Ковальчук. Частый гость — петербургский пианист Андрей Кондаков. Наезжает и молодёжь — саксофонист Станислав Должков, трубач Пётр Востоков, контрабасист Макар Новиков, саксофонист Андрей Красильников… Регулярно появляется семейный дуэт Олег Бутман-Наталья Смирнова (барабанщик и пианистка)… И Анатолия Герасимова можно было назвать: он, как-никак, прожил в Нью-Йорке 18 лет, где-то что-то играл… Этот список не претендует на исчерпывающую полноту, но все же заполняет пробел, допущенный М.Митропольским.

В Германии, кроме упомянутого Симона Набатова, живут и работают пианист Леонид Чижик, саксофонист Александр Пищиков, трубач Игорь Широков, ударник Александр Симановский, в Австрии активно действует трубач Александр Фишер, во Франции — гитарист Андрей Боднарчук, в Дании много лет живёт ветеран-гитарист Николай Громин, есть русские музыканты в Нидерландах и Финляндии — россияне не затерялись и в Европе. Я уж не говорю об Израиле, где джазмены российского происхождения весьма активны и успешны. Не стоило также утверждать, что успех Сипягина и Козлова трудно повторить — этого никто не знает, а «подрезать крылья» молодым — гуманно ли?

Из чего складывается успех? Во первых, талант, во вторых профессионализм, в третьих, человеческий фактор: настойчивость, терпение, а в работе — надежность и умение ладить с коллегами. Александр Сипягин и Борис Козлов всеми этими качествами обладают в полной мере, и тем не менее путь к успеху занял годы и годы тяжелого труда. Кто знает, может быть, и другие добьются того же, дайте им время и не гасите их веру в себя.

Второй промах серьёзнее, он, скорее, концептуального порядка. Это даже не промах, а некая идеологическая установка, на мой взгляд, довольно спорная. Г-н Митропольский настаивает на существовании некоего «не американского» — французского, японского, польского, русского, и т. д. — джаза, призывает не «клонировать» американский первоисточник и создавать своё.

Призыв благородный, но давайте взглянем на проблему «русского джаза» пристальнее, от далеких времен до дней сегодняшних. Еще в 60-е годы были попытки сделать джазу русскую «прививку» — «Господин Великий Новгород» Товмасяна, «Былины-старины» Зубова, «Крестьянская свадьба» Лукьянова. Попытки эти были, на мой взгляд, формальными и неудачными — желание было, но оригинальных идей и композиторской техники не хватало. Бакинец Вагиф Мустафа-Заде пытался играть джаз на основе азербайджанского мугама; преждевременно умер, не доведя эту работу до конца. В среднеазиатских республиках, например, в Алма-Ате, тоже пробовали работать с фольклором — это звучало наивно и слабо. Эстонец Уно Найсоо добился более убедительных результатов: он был профессиональным композитором. Отдельные удачи были у Юрия Маркина, Игоря Бриля, Анатолия Кальварского — и тем не менее «русский джаз» оставался чисто маргинальным, локальным явлением. Автор этих строк также пытался найти «русское звучание», вначале в саратовском квартете, а позднее в руководимом им ансамбле «Аллегро», и эта работа имела более широкий резонанс, так как ансамбль записывался на пластинки, выступал по всей России и за рубежом. Когда же автор «перебрался» (по определению г-на Митропольского) в США, он и там продолжал эти поиски: был создан биг-бэнд и выпущен ряд альбомов. Сегодня работа в «русском направлении» идёт в сотрудничестве с оркестром Игоря Бутмана — созданы и записаны программы «Шехеразада», «Русь», готовятся «Картинки с выставки». Но утверждать, что я продвигаю русский джаз в Америке, я бы не стал — я даже и задачи себе такой не ставил, точно так же, как и англичане Джордж Ширинг, Дейв Холланд, Джон Маклафлин, австриец Джо Завинул, чех Джордж Мраз, болгарин Милчо Левиев, поляк Михал Урбаняк, француз Жан-Люк Понти не ставили себе задачу продвигать английский, польский,чешский, французский, и т. д. джаз. Если они и продвигали что либо, так это самих себя. Так же действуют и Пономарёв, и Сипягин, и Козлов, и другие выходцы из России — они интегрируют себя в американскую джазовую среду. Исключение, пожалуй, составляют музыканты латиноамериканского джаза — кубинцы, пуэрториканцы и другие выходцы из Латинской и Южной Америки, которые с легкой руки и при мощной поддержке Диззи Гиллеспи еще с конца 40-х годов начали создавать это направление и продолжают это делать сегодня — Пакито Д’Ривера, Артуро Сандоваль, Мишель Камило, Данило Перес, Давид Санчес, Клаудио Родити, Эдди Палмиери, Чучо Вальдес, Дафнис Приэто и другие. Но их музыку трудно назвать «не американским» джазом — Latin Jazz давно уже является частью американской джазовой индустрии, у него огромная аудитория в США и в других странах.

Сегодня в Нью-Йорке сотни джазменов со всего мира работают в американском джазе, каковой и является настоящим джазом в его наиболее полном выражении. Я знаком со многими музыкантами из Европы, Японии, Южной Америки и даже Австралии. Все они в один голос говорят, что приехали сюда ради лучших партнёров, ради настоящего джаза. Пусть г- н Митропольский попробует убедить их в том, что они должны продвигать «свой» джаз. Американский джаз — это знаковое явление, это великие имена, это высочайший уровень. Это неоспоримо. Взгляните на программы самых престижных джаз-фестивалей во всем мире — почти везде большинство участников составляют американские джазмены, и не только крупнейшие звёзды, а и просто отличные, проверенные музыканты.

До сих пор абсолютным чемпионом по продажам остается альбом Майлса Дэйвиса «Kind of Blue». Это говорит о высокой репутации американского джаза во всем мире — американского не в этническом, географическом смысле, а в смысле стиля, идиоматики и — шире — эстетических критериев. В то же время джаз — это открытая форма искусства, в ней нет запретов, но есть предпочтения, и каждый артист волен выбирать то, что ему ближе.

Я не раз был свидетелем того, как раздутые авангардные «светила» на деле оказывались абсолютно беспомощными, когда дело касалось джаза: не могли сыграть простейшей мелодии, не выдерживали и четырех тактов простейшего ритма, не имели понятия о блюзовой гармонии… Вот от чего нужно защищать наш джаз.

А может быть я отстал от жизни, и гармония уже не нужна? Да нет, господа, гармония нужна — и я говорю не только об аккордах, а о согласованности всех элементов джазовой композиции, а если шире — о жизненной гармонии. Иначе — хаос, разрушение, гибель. Но М.Митропольский об этом ничего не говорит.

В его докладе в качестве образцов «русского джаза» названы имена Тарасова, Шилклопера, Альперина, музыкантов весьма достойных, но объявлять их музыку русским джазом — это уж слишком!Русские музыканты — согласен, русский джаз — натяжка. Да и просто назвать их музыку джазом — тоже своего рода натяжка. Но г-н Митропольский поет вышеназванным музыкантам такие дифирамбы, возглашает такую осанну, что кажется, нимб святых вот-вот воссияет над их головами. Позвольте усомниться. Говорите, к Альперину в класс не попасть. Где, в Осло? А в Москве Осейчук трудится сорок лет, и выпестовал чуть ли не полк джазменов. В Петербурге существует целый оркестр саксофонистов, учеников Гольштейна. Есть крепкие джазовые школы и на периферии, например, в Ростове-на Дону. Почему же о них ни слова? Почему ни слова о Кролле, который учит молодежь искусству игры в биг-бэнде? Да потому, что Осейчук, Гольштейн и Кролл не интересуют г-на Митропольского — они, мол, клонируют американский джаз. Ученики Осейчука играют во всех российских оркестрах, а где играют ученики Альперина? Где ученики Альперина, и сам Альперин, играют русский джаз? В Москве? Что-то не слыхать. В Нью-Йорке — и подавно. Может быть, где-то в Европе? Возможно. Но если бы г-н Митропольский хотел всерьез порадоваться за русский джаз, назвал бы уж тогда живущих и действующих в России: «стариков» Козлова, Лукьянова, Маркина, Голощекина, Фрумкина, Бриля, — они еще в строю; поддержал бы молодых Мосьпана, Востокова, Окуня, Смирнову, Баронина, Полякову, — это несомненные таланты; упомянул бы наших очаровательных вокалисток Анну Бутурлину, Полину Зизак, Анастасию Глазкову, Ирину Родилес, Юлиану Рогачёву, единственного в своем роде Сергея Манукяна; отметил бы, наконец, как представителя «русского джаза» Игоря Бутмана с его оркестром, «Шехеразадой» и «Русью», двумя джаз-клубами и тремя фестивалями. Не уверен, что это тот самый русский джаз, о котором так печётся М.Митропольский, но то, что это джаз, яркий, самобытный и высокопрофессиональный, абсолютно убеждён. Кстати, наша «Шехеразада» продается по всему миру, положительно оценивается публикой и критикой, несет славу российскому джазу — а у М.Митропольского по этому поводу и двух слов не нашлось. Сторонник русского джаза, говорите? Не выглядит ли это так, что пишущий эти строки, живущий в Америке и бывающий в России наездами, осведомлен о русском джазе более подробно, чем М.Митропольский, живущий в России и проявляющий столь трогательную заботу о самобытности российского джаза? Это, несомненно, право автора доклада — отдавать предпочтение тому-то и тому-то и игнорировать то-то и то-то, но мне подобная одностороннось не представляется плодотворной.

Я отнюдь не отрицаю того, что есть характерные черты у джаза скандинавского, польского, французского, русского и т. д. — может быть, интонации, колорит, общая аура и склад темперамента, — но при этом всё базируется на основополагающих началах: наличие свинга, фразировки, артикуляции и специфического джазового лексикона, джазового словаря, всего того, что составляет феномен джаза. В своё время некоторые рьяные апологеты «национального» искусства, желая сделать мне комплимент, называли музыку ансамбля «Аллегро» проявлением «русского патриотизма», и, возможно, были основания для подобной оценки, — а как русскому человеку, мне это даже приятно, — но я бы на патриотические педали не нажимал: я предпочитаю быть просто джазовым музыкантом. Моя задача была пропагандировать джаз в России и продвигать его на филармоническую сцену, для чего требовалось облечь его в демократические, доступные формы. Да, я использовал фольклорные элементы, но в джазовом контексте. Я просто искал новый, русский репертуар. Если же М.Митропольский, говоря о «не американском» джазе, имеет в виду различные околоджазовые пограничные явления, то так можно зайти далеко и причислить к джазу и этно, и фолк, и new age, и многое другое… Подобной музыки во всём мире исполняется очень много, она свежа и привлекательна, у неё есть своя аудитория, и, может быть, большое будущее, но давайте не будем путать Божий дар с яичницей! Мне, например, очень нравятся альбомы группы Zawinul Syndicate покойного Джо Завинула — захватывающий ритм, фантастическая энергия, яркие краски, блестящее исполнение, — но джазом я бы эту музыку не назвал. Сам Джо Завинул, кстати, говорил, что джаз умер, и он — один из тех, кто его убил. Это, конечно, злая саркастическая шутка — но тем не менее…

Еще на один нюанс хотелось бы указать г-ну Митропольскому: нежелательность вкусовщины и тенденциозных, пристрастных суждений для джазового критика. В оценках и рекомендациях М.Митропольского за вежливым и внешне беспристрастным тоном прослеживается плохо скрываемое неодобрительное отношение к российским джазменам мэйнстримового направления. Не обижайте музыкантов! Поддерживайте российских джазменов и позвольте им играть то, что они хотят!

Подумайте и о публике — ценителей мэйнстрима в России более чем достаточно. Вам нравится авангард, фри-джаз — ради Бога! Что касается меня, не скажу, что мне это не нравится — это просто не моя «чашка чая», но я за то, чтобы в нашем джазовом огороде росли и зрели разные плоды.

Кстати, хотелось бы спросить г-на Митропольского, каковы признаки этого самого «русского» джаза, чем он отличается ( или должен отличаться) от джаза американского. М. Митропольский как-то обходит этот вопрос стороной, но не устает повторять живучие еще с советских времен мифы о якобы сенсационном успехе трио В.Ганелина в США. Не было этого. Сенсационного успеха не было ни у кого из приезжавших в те годы джазменов из СССР, было в лучшем случае доброжелательное любопытство: что это такое — джаз из ГУЛАГа (зачастую это так и рекламировалось). Пишущий эти строки живет в Нью-Йорке 23 года, видел и слышал достаточно, общался с такими авторитетами, как Уиллис Коновер, Фредерик Старр, Джордж Авакян, Айра Гитлер, Джордж Уэйн, и со многими музыкантами, мнению которых можно доверять. Уж они-то, собаку съевшие на джазе, знают правду об «успехах» советских джазменов. Пишу об этом с сожалением, поскольку сам был частью советского джаза, и знаю, как много ярких и интересных музыкантов было в СССР — но удивить советским джазом кого-либо в Нью-Йорке, городе Колтрейна и Дэйвиса, проблематично. Да и в самой России существует сдержанное и скептическое отношение к проблеме «русского джаза». Мифы же эти создавались стараниями разных деятелей, которым очень хотелось выдать желаемое за действительное и тем самым укрепить репутацию советского джаза, а заодно и свою, как неких знатоков и экспертов советской и мировой джазовой сцены. Может быть, тогда это и нужно было, но теперь, 30 лет спустя, переписывать историю не стоит. Потребовались десятилетия, чтобы российский джаз, в лице отдельных его представителей, завоевал признание в США. Это прекрасно, но это пока капля в море, и огорчаться по этому поводу не стоит. Такова реальность. Европейские джазмены с большим трудом пробиваются на американский рынок и, как правило, успеха не имеют — в свое время ничего не вышло у Збигнева Намысловского, остался в тени Адам Макович… Редко-редко появляются Энрико Рава, Томаш Станько… Время от времени усилиями энергичных продюсеров проводятся мини-фестивали европейских джазменов в США. Конечно, этих артистов замечают, и о них пишут в JazzTimes и DownBeat, но удельный вес европейского джаза на американском рынке не слишком велик. На фоне этих скромных успехов достижения россиян последнего времени представляются тем более весомыми и обнадёживающими. Надо отдать должное энергии и авторитету Игоря Бутмана — он, как океанский ледокол, ломает лёд недоверия и прокладывает пути другим: российские джазмены все чаще и чаще появляются на американских подмостках, в частности, в Нью-Йорке. Из недавних событий можно отметить выступления Андрея Кондакова, Ивана Фармаковского, Якова Окуня.

Я далёк от того, чтобы осуждать европейских джазменов за их неуспехи в США. Напротив, я желаю им всяческих побед и достижений. Успех, неуспех — всё это относительно. Мы, джазмены, плывём в одной лодке. По собственному опыту знаю, как тяжело здесь даётся каждый шаг, сколько раз нужно выступить в разных мелких клубах с малоизвестными музыкантами, прежде чем тебя заметят и зауважают, сколько раз у меня опускались руки и хотелось все бросить и стать таксистом… К тому же и конкуренция — на одно место сотня претендентов… Нью-Йорк — местечко не для слабаков, скажем прямо. Причина же неуспехов, мне кажется, кроется в том, что музыканты из Европы, приехав в Нью-Йорк, начинают предлагать публике и коллегам свое видение джаза — как они привыкли играть у себя дома в Париже, Берлине, Хельсинки, Варшаве и т. д. Здесь это не проходит!

Хорошо это или плохо, но в Америке, чтобы достичь успеха, нужно играть и действовать по-американски — к этому привыкла публика, этого ждут критики, этого требуют музыканты. Тот, кто это понял и проявил гибкость — тот преуспел. Валерий Пономарёв попал в ансамбль Арта Блэйки потому, что играл «правильный» хардбоп в стиле Клиффорда Брауна и Ли Моргана, чем и завоевал симпатии музыкантов и публики. Игоря Бутмана приглашали Лайонел Хэмптон, Дейв Брубек и Билли Тейлор, приглашали потому, что им нравился его мощный «американский» стиль игры. Владимир Шафранов пользовался авторитетом среди джазменов потому, что мог сыграть любой стандарт в любой тональности, как это принято в Нью-Йорке. Мне удалось организовать биг-бэнд потому, что американским джазменам интересно было играть мои «по-американски» звучащие аранжировки. Борис Козлов выиграл конкурс в биг-бэнд Мингуса потому, что звучал, как Мингус — крепко, напористо и виртуозно; все так и сказали: Мингус!

Что касается трио ГТЧ, я вовсе не намерен приуменьшить их значение — это был очень интересный, сильный авангардный «агрегат», и мне, не стороннику авангарда, многое из того, что они делали, нравилось. Вместе с тем многое и не нравилось — например, «волчок» и тому подобные дешёвые и неостроумные трюки. Успех же их у публики базировался в основном на ореоле «протестантов», и там, где это было актуально (в СССР, Польше, ГДР). На Западе же, например, в Италии и Англии успех был значительно скромнее, хотя те, кто организовывал там их концерты, пытаются убедить всех в обратном. Что касается Америки, то, во-первых, авангард здесь особым спросом не пользуется, а во-вторых — чем могли удивить американскую публику, видевшую Орнетта Коулмана и Дона Черри, Арчи Шеппа, Алберта Айлера, Пола Блэя, Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, — чем могли её удивить трое вильнюсских авангардистов, привыкших к успеху и приехавших «в Тулу со своим самоваром»? В Москве и Варшаве они выглядели «беззаконной кометой» и «бесстрашными рыцарями», в Нью-Йорке — отнюдь нет. Их послушали, слегка похвалили, слегка поругали — и разошлись. Как сказал мне один музыкант, слышавший их в Нью-Йорке, у многих интереса хватило ровно на пять минут — всё это здесь уже было. Повторяю — пишу об этом без всякого злорадства. Музыканты ГТЧ ни в чем не виноваты, они просто оказались не на своем месте по вине организаторов, не знавших специфики американского джазового рынка. Боюсь, что и мы с нашим «Аллегро» здесь никого бы не удивили, да и за других не уверен. Те, кто поняли, что в джазе им ничего здесь не светит, благоразумно оставили бесплодные попытки и перешли в другие сферы деятельности, где и преуспели.

Джаз в Америке, какой бы он ни был передовой — это развлекаловка, шоу-бизнес. Если публике скучно, неуютно — пиши пропало! Когда Колтрейн в 60-е годы стал играть сорокаминутные каденции на одном аккорде, публика пожимала плечами и уходила — это известный факт. По этой же причине авангардисты в престижных джаз-клубах Нью-Йорка не выступают — скучно, неинтересно, не позитивно; кусок в горле застревает. Не поймите меня превратно — авангардный джаз, конечно, исполняется в США, у него свои «точки» и своя аудитория, но перечисление всех джаз-клубов, где звучит авангард, не заняло бы много места. К тому же это не входит в мою задачу.

Я пишу о судьбах российского джаза и его месте на американской сцене. Да, господа, все это нужно знать и испытать на собственном опыте, чтобы не повторять чужих ошибок.

Как-то так вышло, что главным «героем» моих заметок стал М.Митропольский. Надеюсь, ничем его не обидел — он открыл тему и дал повод для полемики, вот мне и захотелось поспорить…

Завершая тему «русского джаза», хочу в порядке фантазии предложить мой собственный список музыкантов, которых ещё в давние годы стоило бы показать американской публике — ленинградский квинтет Гольштейна-Носова, пианист-виртуоз Леонид Чижик, уникальный исполнитель джазового мугама Вагиф Мустафа-Заде, абсолютно самобытный композитор и трубач Герман Лукьянов, и… пожалуй, всё. Лукьянов, кстати, выступал в Штатах в составе ансамбля Игоря Бутмана, и не без успеха. Но, как говорится, поезд ушёл. Иных уж нет, а те далече…

Джаз — это субстанция, наука, профессия и дисциплина, подобно медицине, астрономии, математике и химии. Врач обязан знать всё в своей области, математик — алгебру, геометрию и тригонометрию, химик — таблицу Менделеева, музыкант — гармонию, полифонию, оркестровку. Классик — сонаты Бетховена, симфонии Чайковского, джазмен — Эллингтона, Паркера, Монка, Колтрейна, Хэнкока, Кориа. Иначе — профанация, очковтирательство и халтура. А какой это джаз — русский, американский или японский — пусть решают слушатели. Мы ведь работаем для них, а не для истории.

Уверен — меня оспорят. Тем лучше. Я к этому готов.

 

реклама на джаз.ру

319 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Андрюша, не надо меня защищать, со всеми новаторами и армией их поклонников я разбирусь сам.

  2. Наконец-то.

    Как мне нравится то направление, куда пошла дискуссия.

    Давайте извинимся друг перед другом и будем друг друга уважать.

  3. Уважаемый Artist. Простите, если где-то чем-то невольно обидел. Никто в нашей стране лучше Вас американский джаз не играет! Вы звезда! Я ваши соло с дисков списывал когда-то для своего саксофониста..Но вот душа моя оторвалась от американского джаза. В тиши лесов приходят совершенно другие мелодии. Я собственно и на своих концертах говорю, не знаю- джаз или это не джаз. Я просто делюсь с публикой частичкой своей любви..Народ очень тепло и восторженно принимает. 1000 дисков «Иллюзий» продалось на немногочисленных концертах меньше чем за два года Новаторство это или не новаторство? Не знаю. И как вы со мной собираетесь разбираться? И почему вы мне отказываете в праве мне исполнять мою музыку. Просто потому, что она не по американски написана?
    Повторюсь-Вы у нас в Роосии лучший в джазе! Без иронии. С этим не поспоришь. Но не судите- и судимы не будете.
    С уважением.

  4. Да, я согласен я Владом. Еще раз прощу прощения у всех, кого в этой дискуссии мог невольно обидеть.
    Но это не значит, что отвергаюсь от своих слов. Ни на йоту! Все, что писал — правда, а клевету, неуважение, полив грязью, осуждение и другие подобные поступки всегда буду осуждать. Не человека — его поступки. Игорь (Бутман) и Николай, без обид.

  5. Согласен.мир и любовь и, уважение на первом месте.
    Обращаюсь к будущим авторам постов на джаз.ру :
    Прежде чем написать,что то задумайтесь ,как воспримут это коллеги и мы слушатели.
    Амен!

  6. Дорогие, друзья, не надо извиняться перед нами. Если вы думаете , что такие злобные тролли как вы могут нас задеть , то вы ошибаетесь. Статьи будем писать ,не смотря на ваши советы.

  7. Спокойной ночи, Игорь Михайлович. Не знаю отчего, но чувствую, что вам очень плохо, и кошки скребут на душе..и что вы сильно устали носить корону короля Российского джаза…
    Удачи.
    p.s. жаль, что вы не захотели дать мне свою электронку. Так хотелось поделится с Вами некоторыми мыслями о музыке. Потом уж сообразил- как посмел какой-то мелкий жалкий тролль обращаться с этой просьбой к САМОМУ ВЕЛИКОМУ.
    p.s./p.s.
    когда художнику уже ничего нового нечего сказать в искусстве- он начинает писать мемуары. Чаще скандальные, чтобы поддерживать к себе интерес. Такой «правдивый пиар»
    Спокойной ночи.

  8. Ага, совету Влада о примирении Вы не следуете, хотя, как «главный человек российского джаза», могли бы красиво закончить этот спор. Но вам последнее слово надо не просто оставить за собой, но и еще так, чтобы всех несогласных с вами пнуть на последок. На «Если вы думаете , что такие злобные тролли как вы могут нас задеть , то вы ошибаетесь. Статьи будем писать, не смотря на ваши советы.», примите мое резюме этой дискуссии:

    Пал бал тли…
    Паб ал ли?
    Падал — пни,
    Пат дан, тих,
    Ям вязь… Пли!!!
    Мал нал, лих —
    Мял НЯЛ их.
    Связь: Мясник!
    Нам вплавь с ним?!
    Вал вял, сник —
    Внял вяз сих.
    Вам явь — стих…

    А.Круглов, 4 апреля

  9. Не волнуйтесь Артист, мы тоже будем вас комментировать. Правдиво, как и в этот раз

  10. Друзья, Круглов написал пару стихотворений,у меня созрело пару идей, так что время провели не зря.
    Игорь Володин, я вам пришлю свой email.

    Всем большое спасибо!!!!

  11. Считаю, что весь этот спор хотя и неприятен, но многим дал интересную пищу для размышления относительно реальной ситуации в нашем джазе. Думаю, мало что изменится координально и подтверждение этому здесь, в предыдущем споре с Игорем Бутманом относительно поддержки учебных заведений, получения грантов, создания профсоюза и т.п. http://journal.jazz.ru/2012/07/30/fisher-column-005/

  12. Если позволите, все же в конце приведу строки не своих «пары стихотворений», а цитату из Бродского. Вырвано из контекста, но, как мне кажется, хорошо отображает суть нашего спора:

    ….мир останется прежним,
    да, останется прежним,
    ослепительно снежным,
    и сомнительно нежным,
    мир останется лживым,
    мир останется вечным,
    может быть, постижимым,
    но все-таки бесконечным…

  13. Алексей прочитал частично вашу ссылку.
    Дискуссия очень похожа. В части непонимания-тотальное между нормальными и «российскими звездами американского джаза «.
    Ваше мнение-стоит ли ломать копья с такими оппонентами?
    Вы им про Фому, а они про Ерему-:)
    Видно Россия и в джазе тоже идет «своим путем»…

  14. ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ ДИСКУССИИ

    Все-таки я очень рад такому завершению дискуссии. Это наглядно демонстрирует, что разум возобладает. Игорь Михайлович, не только Вы, но и другие будут дальше писать статьи, самые разные. Но на данный момент, по-моему ощущению, все высказались. То, что Игорь Бутман не сдается – это его манера, его тактика, об этом ниже. За себя скажу – я все услышал, что хотел, и высказал, что хотел.

    «ДЖАЗ.РУ» : сохраните, пожалуйста, если возможно, эту дискуссию во всей ее полноте. Это отличный материал для научного исследования и даже, возможно, кандидатской. Ученые, эта идея Вам от меня (бесплатно!).

    Я вообще никогда не участвовал в таких дискуссиях, это в первый раз. Была интересная дискуссия о Сесиле Тэйлоре. Но для меня не было повода в ней участвовать. Саша Фишер сделал очень корректный и грамотный анализ музыки Тейлора со своих позиций. Все высказали свое мнение, на которое имеют полное право. Тейлор в защите не нуждается. Нет, я хотел написать Фишеру. Он взял для анализа работы Тейлора довольно позднего периода. А хотелось бы, чтобы Саша еще и послушал ранние записи на фирмах Prestige, Candid, Blue Note, также Coltrane Time (с Колтрейном!). И еще узнать мнение Саши о трубачах, которые играли с Тейлором, в первую очередь о Билле Диксоне. (Саша, если Ты читаешь эти строки, Ты знаешь где можно взять послушать эти пластинки в Вене). Саша очень серьезный и вдумчивый музыкант, много анализирует. Пример: на рубеже 80-90-х у него был концерт с чешским пианистом Эмилом Виклицким. Казалось бы, разовая акция и какие для него могут быть секреты, но Саша специально искал и прослушал пластинки Виклицкого, чтобы самым серьезным образом подготовиться. Я не стал вмешиваться в дискуссию, она была довольно цельной, хоть и горячей.

    Я и в эту дискуссию не хотел вмешиваться. Но не устоял. Где-то в середине я сделал маленькое «саммари», в котором указал, кто первым и вторым перешел на личности и в каких выражениях. Дискуссия – это тот же бокс (не случайно он упоминался). Два «тяжеловеса» обрушились на одного, который к тому же был в другой весовой категории. Мое отношение к Алексею известно, но если бы на его месте был кто-то другой, я бы сделал то же самое. Хотелось отвести удар от Алексея. Для начала Левиновскому я написал о трио Ганелина в США (а ведь тот американский критик был действительно очень рад и горд, что хоть и не сразу, но сумел разгадать музыкальный ребус, который трио приготовило американцам). Бутмана сравнивал с Джеймсом Бондом и называл джазовым критиком. Это была разведка боем.

    Нет, я ничего не планировал, анализирую я только сейчас. Все было скорее интуитивно, но интуиция очень часто не подводит. Левиновский к этому времени начал терять интерес к дискуссии, она пошла совсем не туда, куда он хотел. Но он сильный соперник, с ним приятно иметь дело. Я ему высказал все прямо, даже несколько резковато. Но он умеет держать удар, не такое прошел. Я даже специально ему подставился, написав лично о себе (для этого был хороший повод, что я якобы дал себя сбить с толку). И Левиновский, и Бутман на это среагировали. Вскоре Левиновский отошел от дискуссии.

    У Бутмана другая манера ведения боя. Он НИКОГДА не отвечает по существу адресованного ему. Он цепляется за мелкие и второстепенные детали, навязывает оппоненту обмен короткими ударами и уводит дискуссию в сторону от того существа. При этом можно легко «подловить» соперника и бросить в нокаут. Это тоже тактика. Совет для будущих дискуссий: не ввязывайтесь в прямой обмен ударами с Игорем, особенно по мелочам. Он хитер и опасен.

    Игорь раздавал удары всем подряд, направо и налево. И тоже допускал проколы. Особым «подарком» была его публикация целой россыпи статей о себе. Можно было бы сразу среагировать. Но интуиция подсказала: рано. Пусть он подумает, что всех убедил, и расслабится. Я продолжал его провоцировать дальше. Игорь первым упомянул «дураковаляние». Но ведь он тоже играл и с Курехиным, и с рок-группами. Тоже «валял дурака»? Еще важен был его комментарий по поводу трехзвездочной пластинки. Он ответил, а надо было, как он всегда делал, уйти от прямого ответа. Три звезды – действительно хорошая оценка, для многих – предел мечтаний, но все-таки не для Бутмана. Моя тактика была: не ввязываться в ближний бой, держать соперника на дистанции и готовить решающий удар. Игорь удар держит (уважаю!) и от прямого ответа опять ушел. Поэтому и его последняя фраза, что он писал и будет писать. Ему выгодна бесконечная перепалка по мелочам, но не по существу. Такая тактика тоже достойна уважения.

    Вот такие первые мысли о дискуссии. Всем спасибо! Каждый был по-своему искренен. А остальное – пусть додумывают ученые.

  15. Я считаю, что если кому и надо тут извиняться, то это Игорю Бутману и Николаю Левиновскому за их хамское поведение. Причем такое отношение к другим у них везде, в любом споре, в любой статье.

  16. Игорю (не Бутману). Да, это история с Фомой- Еремой. Непонимание серьезное. Нет иллюзий относительно того, что что-то изменится, я смотрю на вещи реально. Единственный плюс в этих дискуссиях — много полезной пищи для размышления.

  17. Hob good, прстите что поздно встреваю,грипп батенька.
    Так вот. Насчот критерия дела.

    «Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса.»

    Красиво,сказано,да?!
    Вы согласны?!

    Это сказал министр пропаганды Третьего Рейха доктор Геббельс.

  18. Почитал, подумал, сравнил. Что-то стихи Круглова большой смурью отдают. В американском мэйнстриме импровизации строятся на имитации «проигрывания» песенных текстов стандартов (для чего исполнителю, будь он даже венгерского или вьетнамского происхождения) нужно знать эти тексты в подлиннике, т.е. на английском. Если Круглов, импровизируя, в голове сочиняет стихи одновременно, то, вероятно, его музыку непосвящённому уху трудненько понять и воспринять. Другое дело — Сисил Тэйлор, который знает ВСЮ чёрную музыку и имеет право делать всё что угодно, в том числе и одновременно с игрой на рояле демонстрировать свои поэтические опусы.

  19. Александр, я наверно что то пропустил- подскажите где тут написано,что,Круглов сочиняет стихи одновременно когда импровизирует.Это не Вы сами,случайно,придумали?

  20. Александр, ну вот, теперь и до поэзии добрались:) Я не сочиняю стихи одновременно, импровизируя. И причем тут музыка??? Что-то я вас не понимаю… Что касается смури… Я бы говорил скорее о печали, ведь я писал в стихах о нашей дискуссии, констатируя, иллюстрируя то, что есть. Фантазий или отвлеченных образов там нет. В общем — делайте выводы. И вообще, объяснять стихи — странное дело, вам не кажется? Вы их или поняли, найдя что-то свое, или нет. Вот и все.

  21. Hob good, ай маладца! Осталось представится! Статья 280 уголовного кодекса РФ часть вторая (срок до пяти лет)!

  22. Will, ой насмешили, давайте всё на кучу, и экстремизм к тому же. Кроме того, цитаты и призывы приводите вы, а не я.

  23. Принес поэт свои стихи в редакцию, через неделю редактор отдает поэту рукопись со словами: Засуньте себе это в ж…пу. Поэт несет эти стихи в другую редакцию, редактор его спрашивает: А это, у вас, из какого цикла ? Поэт отвечает: Это из невошедшего!!!

  24. Знаток поэзии, привет!
    Нужны всё римфы? Их тут нет?
    Ты маску короля сними,
    Из «невошедшего» прими —
    Футуристический глоток.
    Привет, поэзии знаток!

    А.Круглов, 11 апреля

  25. Удачно зашёл. Продолжайте, пожалуйста, господа. Жду с нетерпением остальных участников дискуссии.

  26. Мой юный друг, неплохо
    Короны вам за это конечно не дадут,
    По ж..пе , может быть , дадут не сильно
    Чтоб невошедшее вернуть,
    На место…
    Стильно

  27. Как причудлив российский наш джаз!
    Прирожденный партийный оратор,
    Всеобъемлющий джаз-триумфатор,
    Друг верхов и игрищ скалолаз,
    Комсомолец, спортсмен, мотиватор,
    Победитель, борец, гладиатор,
    Открывающий Штаты на раз,

    С лошадиною силой КАМАЗа,
    Оскорбляет, хамит и злословит,
    Потрясает, ругает, хоронит…
    Этот гул, словно слово иль фраза,
    Отголоском печальным нас ловит,
    Отзывается в будущем, молвит.
    Эх, лицо, ты, российского джаза…

    А.Круглов, 11 апреля

  28. Господи, избавь от суеты,
    Огради от праздности и скуки,
    Урони на нотные листы
    Тонких струн нечаянные звуки..
    Да поможет старенький рояль
    Отыскать мотивы золотые
    и забыть вчерашнюю печаль,
    Стылых будней хлопоты пустые.
    ………….
    Боже мой, мне Слава не нужна,
    Не боюсь упрёка и презренья,
    Лишь бы пела милая струна,
    Грела б душу Музы вдохновенья.

    И. Володин

  29. «Лишь бы пела милая струна,
    Грела б душу Музы вдохновенья»,
    Без печали, зависти, сомненья,
    Обертонов солнечных полна.

    А.Круглов :)

  30. Хамить , дерзить так это ваш удел
    Вы в шутке , хамство усмотрели
    Учить, снимать , гармонию познать, вам лень
    Зачем терять на это день
    ведь критик пишет ,гений, 
    Он будущее джаза видит в вас
    Что ж остается нам,  КАМАЗ !!!

    я думаю ведь только в интернете
     Свои слова ты можешь видеть всласть
    Сидишь и пишешь в кабинете
    Сыграл бы  лучше на кларнете, Гудмана
    И понял б в раз, ты сущность джаза,
    Раздвинул рамки унитаза
    Все невошедшее ушло б туда
    Надолго, может быть, навсегда

  31. Друзья!!! Все мы ЛЮДИ, а потом артисты, слушатели, критики. Прописные истины для каждого имеют свой смысл. Мы все разные и уникальные и созданы для того, что бы делиться частью своей души. Великий хроноп Армстронг выплескивал всю свою душу без притворства… Мы как видим мир, так и играем. Один достиг великого мастерства путем своего труда, другого Бог поцеловал… Достоин уважения любой человек, который ЧЕСТНО занимается своим делом. Помню многое: и оркестр Николая Левиновского в Саратове, которым я позже руководил около 10 лет, и первые выступления Игоря Бутмана в «Аллегро» — Ух как он тогда горел и занимался!, и Сашу Сипягина в училище на Ордынке, фестиваль Кима Назаретова и тд. Все мы стремились к «ФИРМЕ» — играть по американски т.к. это здорово. Потому, что джаз впитал в себя свободу, красоту, изысканность, тонкий вкус и соответствовал мечте того времени. После бомбардировки социалистическим реализмом М.Горького — джаз был способом быть тем, кем ты хотел быть. Хотя в социуме он был инородным телом на фоне социалистической действительности. Но я понял еще 35 лет назад, что играть джаз умеют только американцы. Нашим мешало отсутствие информации, отсутствие профессионализма, да и просто — лень. Поэтому подумал, надо ехать… Но, не получилось — влюбился и… остался. Что делать трубачу с консерваторским образованием и тягой к джазу? Стал писать музыку. И что то находить свое в ней. Это не был прямой контакт с тем, или иным джазовым стилем. Это была моя реакция на на тот мир, в котором я жил. Обычно профессура консерваторская язвила: «Ну что — джазмен — сыграй кантилену» — я играл вокализ С. Рахманинова и он отводил глаза (влажные). Я помню восходящую звезду В.Марсалиса. С Борисом Золотаревым мы играли тогда очень модного Брекера, как то на фестивале у Гриши Файна познакомились с Олегом Киреевым и его группой. Очень добрые и отзывчивые ребята из Орлана — радовались нашему успеху!!! Позже очутился в другой стихии — Альперин Миша меня поразил! Поэзия на рояле, чувство времени, образность и все мог сделать из одного только тетрахорда!. Аркадий Шилклопер — с которым после записывали диск и много играли. Я в каждом музыканте видел глубокий мир и мне это нравилось. Но это был не джаз, а способ выразить что то в не четких рамках ( вторая, пятая, первая). И это было здорово — нравилось публике, потому что она себя узнавала в этих звуках. И коробило меня от лажы и полной музыкальной несостоятельности многих групп, которые брякали куда попало и называли это фри, или авангардом. Это они просто примазались к модному слову. Я испытываю уважение к любому профессионалу и считаю, что музыка должна объединять по своему определению. Поэтому желаю участникам этого эмоционального шторма заниматься своим любимым делом!

  32. А играло на трубе,
    Б играло на трубе —
    Лишь стихов недоставало в их лирической судьбе…

  33. Бутману.

    Игорь, если посягнули на классический стих, так держите стопу, рифму. Здесь ведь ритм тоже есть, как и в музыке. Кажется, проза все же вам дается лучше. В ней ведь, если не хватает слов, можно просто сразу матом — все в порядке.

    Что касается музыкальных дел — осторожней, так можете договориться и до тех слов, которые будут неуважением (если не сказать больше — оскорблением) к моим педагогам — Эрнесту Барашвили (Царствие ему Небесное), Сергею Резанцеву, Александру Осейчуку, Юрию Чугунову, Юрию Маркину.

  34. Алексей, это вы ничего не понимаете в современной поэзии, стомп , рифма,форма это все архаика, все в прошлом, 21 век на дворе, не так ли? Это мое лицо, лицо новатора неповторяющего никого, ни Бродского, ни Пушкина, ни Байрона. А знаете ,сколько умных и глупых слов можно сказать в поддержку моих скромных поэтических эссе. Хотелось бы , конечно, мнения авторитетов с читательским и слушательским опытом, печенкой чувствую , не за горами их вступление в дискуссию
    У вас большие проблемы с чувством юмора ,мой друг. Вы уж очень всерьез принимаете себя и все , что вы делаете. Заранее хочу сказать, что я себя настолько серьезно не принимаю.Мы очень
    ненадолго в этом мире и надо очень серьезно трудиться , чтобы
    оставить хоть что нибудь достойное после себя.
    Благодарю вас за беседу, за вдохновение на мои первые стихи, благодаря вам послушал очень много авангарда, и вас ,и классиков и ГТЧ. Много было хорошего и оригинального. Почитал много прессы и нашей и зарубежной, в общем время потратил не зря. Такие встряски нужны. Еще раз большое спасибо.

    Игорь Бутман.

    РS.

  35. Игорь, ну вот, опять вы взялись обсуждать мое чувство юмора. Что-то я не заметил особого чувства юмора и с вашей стороны в этом споре. По поводу поэзии. Почитайте еще футуристов. Не только Маяковского. Тоже может встряхнуть)))

    Спасибо и вам за беседу, много полезной информации, в основном, к сожалению, не особо позитивной и радостной. Главное, чтоб спор не стал бесполезным. Как советские чиновники переназвали на пластинке пьесу Лукьянова из «Молитвы» в «Бесполезный разговор», так местами в этом споре получилось и у нас, ведь начале дискуссии я привел цитату из Пушкина («Владыко дней моих…»), а это — тоже молитва, но зарифмованная Пушкиным.

    Удачи.

  36. Алексей, у Вас потрясающее чувство юмора , вы блестящий поэт ,музыкант, режиссер , новатор и можно сказать просто, гений.

    Удачи,

    Игорь Бутман

    PS . С вашей цитаты, как раз, все и началось.

    Пришлю вам на личную почту несколько стихотворений ,написанные благодаря вам, может подскажите в каком направление мне лучше работать .

  37. То, что с моей цитаты все и началось, так это и не так уж плохо. Значит, задело. Правда глаза режет, не так ли?

    По поводу поэтического мастер-класса, то обратитесь за помощью к профессиональным поэтам, сочиняющим тексты для песен Ларисы Долиной. А на почту можете мне прислать не только ваши стихи, но все ваши мысли вполне откровенно, так как вы не будете скованы цензурой. Хотя, как мы видим, в выражениях вы не стесняетесь и на публике, читающей ДжазРу, и никакие этические нормы вам не помеха.

  38. Левиновский пишет что удивить советским джазом кого-либо в Нью-Йорке, городе Колтрейна и Дэйвиса, городе проблематично. Согласен. Это я могу понять. Но неужели тогда американцев можно удивить музыкой Бутмана и Левиновского?

  39. В том-то и дело, что успех трио Ганелина в США был как раз следствием их самобытности, оригинальности, непохожести ни на кого. Трио имело свое лицо, свой стиль. А копия и пародия американских образцов (да и любых образцов) ведет в тупик.

  40. «Постановка» надуманной «проблемы» вообще ни о чём. Г-н Левиновский мог не напрягаться. И доказательством этого служит то, что вместо обсуждения идеи статьи в комментах сразу предпочли перейти на «сам дурак»… Не смешили бы. Когда пишешь критико-аналитический материал, конечно, кому-то да достанется, но это всего лишь ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ пишущего — и только. Устраивать истерику из-за этого — не умно. Что-то я не слышал, чтобы на Дж. Коллиера в США и Канаде спустили всех собак только потому, что позволял себе написать …ну, например, что Гарнер и Питерсон это не джаз, а так — что-то вроде джазпопсы.

  41. Кстати, в дискуссии есть еще один неразрешимый вопрос. Хотел бы прояснить ситуацию. Участие Михаила Митропольского в конференции оплачивал Колледж Импровизационной Музыки, а не Игорь Бутман.

  42. Алексей, мне жаль, но и тут вы не совсем точны. Надеюсь , у вас хватит силы , после разговора с Михаилом Митропольским признать публично, что вы не совсем правы. А вот книга Барбана с двумя статьями Митропольског выходит полностью при поддержке моей компанией.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя