Николай Левиновский: «Из России со свингом»

319
Николай Левиновский
Фото: пресс-служба Московского джаз-оркестра
NL

letter


Гастроли джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорке и некоторые мысли по этому поводу

Это были, собственно, даже не гастроли, а многопрофильная деятельность, включающая различные аспекты — творческие и деловые — жизни коллектива джазовых музыкантов. Каковы же эти аспекты? Коротко говоря, первое: создать нечто; второе: донести это до людей — в этом, мне кажется, состоит задача артиста. Но одному ему с этим не справиться. Диззи Гиллеспи как-то сказал: быть джазменом — огромная радость, но если ты хочешь, чтобы тебе за это платили — это бизнес. О бизнесе и пойдет речь.

Николай Левиновский в студии Avatar
Николай Левиновский в студии Avatar

Нынешний приезд Московского джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорк — далеко не первый. Летом 2012 мы целую неделю играли в одном из самых престижных клубов — Dizzy’s Club Coca-Сola, по два-три сета за вечер, выступали также в Вашингтоне и Филадельфии. Концерты шли с нарастающим успехом, залы были полны, приём у публики самый горячий. В результате последовало приглашение приехать вновь.
Но работа на сей раз предлагалась другая. Оркестру предстояло выступать на международной конвенции менеджеров, промоутеров, продюсеров, агентов, владельцев клубов, руководителей фестивалей — International Convention APAP, так официально называется это мероприятие. На практике это означает съезд деловых людей, в той или иной мере имеющих отношение к миру джаза. Их задача — следить за рынком, разыскивать всё новое, отлавливать всё интересное и освежать, обогащать индустрию джаза яркими, перспективными дарованиями. Одним из таких «дарований» должен был стать наш биг-бэнд — и он им стал!
Мы выступили на открытии конвенции в роскошном отеле Hilton в центре Манхэттена, исполнив мою композицию «Butman Plays Goodman» — попурри на темы мелодий из репертуара знаменитого кларнетиста. В роли Бенни Гудмана выступил Игорь Бутман, играя на трёх саксофонах — сопрано, альте и теноре. Пьеса эта пользуется успехом у публики, и надежды наши оправдались. С нами также выступили американский певец Алан Харрис и певица из Австралии Фантине Притула (Fantine Pritoula). Они тоже понравились. Предложения не заставили себя ждать. Уже идут переговоры о гастролях по США в будущем году. Это был первый этап.

Московский джаз-оркестр в клубе Iridium. Солирует Игорь Бутман.
Московский джаз-оркестр в клубе Iridium. Солирует Игорь Бутман.

Затем начался вояж по нью-йоркским клубам. Вначале был знаменитый Iridium — джазовый подвал на углу Бродвея и 51-й улицы. Там мы сыграли два полных сета со значительным успехом. После этого мы переместились в другой подвал — Village Underground. Этот клуб расположен через дорогу от Blue Note, и, чтобы не копировать знаменитого соседа, специализируется больше на таких стилях, как фанк, рэп, хип-хоп, r’n’b. Посему наше появление там было несколько неожиданным, но тем не менее зал был забит до отказа, и наша джазовая программа пришлась по вкусу «фанковой» публике.

Игорь Бутман за консолью студии Avatar
Игорь Бутман за консолью студии Avatar

После трёх дней непрекращающихся выступлений (плюс репетиции) мы почувствовали некоторую усталость, но до конца было ещё далеко. Нам нужно было выполнить другую важнейшую работу: записать музыку для нового альбома нашего биг-бэнда с участием специально приглашённых гостей-солистов — Рэнди Бреккера, Билла Эванса, Майка Стерна, Дейва Уэкла, Тома Кеннеди и Митча Стайна. Запись проходила в студии Avatar, одной из лучших студий звукозаписи Нью-Йорка. Звукорежиссером пригласили Джеймса Фарбера, известного мастера, работавшего с нами и раньше. Это были четыре напряжённых дня, но все работали великолепно. Американские гости продемонстрировали завидный профессионализм: пришли в студию полностью подготовленными и сыграли с блеском. Наши ребята тоже не подвели: оркестр звучал ярко, и даже в самых сложных эпизодах играл без сучка и задоринки. Так, в общем, и должно быть, и удивляться тут нечему, но, к сожалению, так бывает не всегда, поэтому я об этом упоминаю.
Пришлось нам выступить и в Smoke, известном клубе на углу Бродвея и 105-й улицы. Место это раскрученное и джазовое, но помещеньице малюсенькое, хотя есть и рояль. Мы там с трудом расселись, но «гиг» прошел прекрасно.
Итак, неделя пролетела, «окончен труд, завещанный от Бога», оркестр уехал в Москву — а я живу на даче, пишу новые аранжировки, прихожу в себя и не спеша размышляю. О чём? А вот о чем. Кажется, все так просто — приехали, сыграли, записали. Это для непосвящённых. А для тех, кто знает…
ДАЛЕЕ: как продвигать джаз из России на его родине — в Америке: приглашение к продолжению полемики о «русском джазе».

ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «When I’m With You»
httpv://www.youtube.com/watch?v=e5nn7fuTIOo

Вначале нужно сделать так, чтобы оркестр стал известен. На это уходят дни, месяцы и годы неустанного напряжённого труда — создание репертуара, репетиции, десятки выступлений, да таких, чтобы оркестр понравился и запомнился. Затем нужно выпустить компакт-диски с записями оркестра и распространить их по миру. Для этого нужна реклама, мощная, яркая — и дорогостоящая. О самом процессе звукозаписи и производстве компакт-диска я здесь распространяться не буду — это совершенно особая статья, изобилующая массой технических деталей и подразумевающая участие, помимо музыкантов, целого штата студийных работников. Это, грубо говоря, цех по изготовлению музыки.

Но вот, наконец, об артисте и его оркестре узнали, о нём говорят — и приглашают. Отлично, но привезти в Штаты 20 человек, поселить, накормить… Как говорят в Америке, бесплатных сэндвичей здесь не бывает.

ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «Mr.Magic»
httpv://www.youtube.com/watch?v=8AGljlB95h8

Деньги найдены (слава Богу и спасибо спонсорам) — оркестр в Нью-Йорке. Теперь задача — блеснуть мастерством и добиться успеха, понравиться публике и убедить профессиональных дельцов, что игра стоит свеч. До сего момента действовал менеджер, администратор, бизнесмен, теперь действует артист — в том же лице! В нашем деле необходимо полное, всестороннее знание механизмов и рычагов джазового музыкального бизнеса и владение этими рычагами.

Я держал в руках толстенную книгу «Музыкальный бизнес», пытался её читать. Сложно. Мой хороший приятель Чик Кориа, когда учился в бостонском колледже Бёркли, наряду с гармонией и аранжировкой изучал основы музыкального бизнеса. Он убеждён — без знания бизнеса ничего не добиться.

На первом месте, разумеется, связи в мире джаза, связи творческие и деловые. Обзавестись этими связями очень сложно. Деятели джаза — народ осторожный, они не спешат протянуть тебе руку, они не хотят рисковать. Они могут сделать тебе комплимент, ни к чему их не обязывающий, но предложить реальное дело — не дождётесь. Нужно вновь и вновь доказывать и убеждать, что ты — тот самый артист, который им нужен.

Московский джаз-оркестр в студии Avatar
Московский джаз-оркестр в студии Avatar

15-20 лет назад рассылались т.н. резюме, фотография, подборка прессы, демонстрационная запись. Ныне, в век интернета, вся информация имеется на сайте артиста. Контакты устанавливаются быстрее. И всё же личные связи дают наилучший результат — кто-то был на концерте артиста, кто- то слышал о нём от других, кто- то купил его компакт-диск… Возникает интерес. Но до реального результата еще далеко.

Теперь надо начинать «договариваться». Боже мой, какая это мучительная канитель! Наконец, лёд тронулся — репутация артиста укрепилась, с ним хотят иметь дело, и вот ему уже предлагают то-то и то-то, владельцы престижного клуба дают ему недельный ангажемент, продюсеры известного фестиваля хотят видеть его в числе своих хэдлайнеров, он едет на гастроли, его диски хорошо продаются — успех, долгожданный успех!

И обыватель думает: ишь ты, какой смекалистый парень, как всех обошёл. Лишь немногие знают, чего это стоило, сколько времени, сил и средств ушло на то, чтобы достичь этого успеха, зачастую весьма иллюзорного — если ты включился в эту гонку, останавливаться нельзя ни на минуту: тут же забудут. Такова реальность.

Николай Левиновский
Николай Левиновский

Тяжёлый это бизнес. Неудивительно поэтому, что лишь единицы добиваются успеха. Я не набиваю цену и не прошу аплодировать преуспевшему артисту. Я это к тому, что музыканта, чего-то добившегося, вместо того, чтобы поддержать, зачастую начинают обвинять во всех смертных грехах, обзывать пронырой, пролазой, и делают это не только обыватели, но, к сожалению, и некоторые менее удачливые коллеги.

Предлагаю злоязычным критиканам попробовать сделать что-то стоящее и показать, на что они способны. А то получается, что один работает в поте лица, а другой тычет пальцем: и это не так, и то не этак. Как гласит восточная поговорка: собаки лают, а караван идет. Испытал это на себе. Так и хочется позвать некоторых подозрительных и недоверчивых деятелей на одну из репетиций нашего оркестра, где Игорь Бутман и ваш слуга покорный разучивают новые аранжировки, такт за тактом тщательно и скрупулезно работают над каждой деталью, повторяют сложные эпизоды, требуя от каждого музыканта полной отдачи — и в результате российский оркестр выступает целую неделю в одном из лучших джаз-клубов Нью-Йорка, где ему устраивают овации американские ценители джаза всех цветов кожи, а ловкие американские импресарио предлагают турне по Штатам протяженностью в сорок концертов! Пусть наши критики заглянут в Avatar, где звёзды американского джаза участвуют в записи нового альбома нашего оркестра, в глаза и за глаза расточая похвалы и музыке, и музыкантам, и с неподдельным энтузиазмом исполняя свои сольные эпизоды. Таким вот образом, без громких слов, день за днем завоёвывается слава российского джаза.

Вокалистка Фантине и Игорь Бутман
Вокалистка Фантине и Игорь Бутман

Теперь необходимо поговорить о другом. Недавно прочел я обширный доклад М.Митропольского, который меня живо заинтересовал и вызвал желание включиться в полемику, тем более, что автор сам призывает к этому — подзаголовок доклада гласит «к постановке проблемы». Вот и попробуем поставить проблемы — перед автором.

М.Митропольский в своем обозрении российского джаза (в целом весьма обстоятельном и толковом), на мой взгляд, допускает ряд промахов, основанных на его малой осведомлённости, в частности, о состоянии дел в русско-американском джазовом «департаменте». Перечисляя преуспевших — Пономарёва, Козлова, Сипягина, г-н Митропольский туманно добавляет «и другие» — кто эти «другие», остается неизвестным. Тут же он делает им как бы лёгкий упрек: незаметно, дескать, чтобы они продвигали российский джаз. Первый промах, так сказать, информативный , который легко поправить: кроме Пономарёва, реального ветерана, Козлова и Сипягина, приближающихся к этому статусу, в Штатах действует целый ряд джазменов-россиян, более- менее успешных. В Нью-Йорке это саксофонисты Дмитрий Баевский, Борис Курганов, Яков Майман, Михаил Серопян; пианисты Алекс Нахимовский, Михаил Цыганов, Вадим Неселовский, Аркадий Фиглин, Ян Певзнер, Руслан Агабабаев; басисты Дмитрий Колесник, Олег Осенков, Руслан Хаин, Игорь Городецкий, гитарист Илья Луштак. Много лет активно работал гитарист Андрей Рябов, частенько появляется в клубах его коллега Ринат Шаймухаметов. В Бостоне активно действовал пианист Давид Азарян (до безвременной трагической смерти); успел также поработать покойный тромбонист Слава Назаров. В течение ряда лет весьма успешно записывался и концертировал пианист Евгений Маслов. Его коллега Эльдар Джангиров начал как вундеркинд, а ныне — гастролёр звёздного уровня. В прежние годы много играл в клубах пианист Владимир Шафранов, и пользовался солидной репутацией. В штате Мэриленд живет контрабасист Виктор Двоскин — преподает в университете и выступает в клубах. В Вашингтоне — седой, но неугомонный пианист Виктор Прудовский. На Западном побережье, наряду с ветераном Алексеем Зубовым, работает более молодой саксофонист — Алексей Николаев; в Питтсбурге живёт и действует ударник Карен Аланакян. По прежнему на сцене вокалистка Татевик Оганесян. Активны и бывшие «бутмановцы» — трубачи Виталий Головнев и Артем Ковальчук. Частый гость — петербургский пианист Андрей Кондаков. Наезжает и молодёжь — саксофонист Станислав Должков, трубач Пётр Востоков, контрабасист Макар Новиков, саксофонист Андрей Красильников… Регулярно появляется семейный дуэт Олег Бутман-Наталья Смирнова (барабанщик и пианистка)… И Анатолия Герасимова можно было назвать: он, как-никак, прожил в Нью-Йорке 18 лет, где-то что-то играл… Этот список не претендует на исчерпывающую полноту, но все же заполняет пробел, допущенный М.Митропольским.

В Германии, кроме упомянутого Симона Набатова, живут и работают пианист Леонид Чижик, саксофонист Александр Пищиков, трубач Игорь Широков, ударник Александр Симановский, в Австрии активно действует трубач Александр Фишер, во Франции — гитарист Андрей Боднарчук, в Дании много лет живёт ветеран-гитарист Николай Громин, есть русские музыканты в Нидерландах и Финляндии — россияне не затерялись и в Европе. Я уж не говорю об Израиле, где джазмены российского происхождения весьма активны и успешны. Не стоило также утверждать, что успех Сипягина и Козлова трудно повторить — этого никто не знает, а «подрезать крылья» молодым — гуманно ли?

Из чего складывается успех? Во первых, талант, во вторых профессионализм, в третьих, человеческий фактор: настойчивость, терпение, а в работе — надежность и умение ладить с коллегами. Александр Сипягин и Борис Козлов всеми этими качествами обладают в полной мере, и тем не менее путь к успеху занял годы и годы тяжелого труда. Кто знает, может быть, и другие добьются того же, дайте им время и не гасите их веру в себя.

Второй промах серьёзнее, он, скорее, концептуального порядка. Это даже не промах, а некая идеологическая установка, на мой взгляд, довольно спорная. Г-н Митропольский настаивает на существовании некоего «не американского» — французского, японского, польского, русского, и т. д. — джаза, призывает не «клонировать» американский первоисточник и создавать своё.

Призыв благородный, но давайте взглянем на проблему «русского джаза» пристальнее, от далеких времен до дней сегодняшних. Еще в 60-е годы были попытки сделать джазу русскую «прививку» — «Господин Великий Новгород» Товмасяна, «Былины-старины» Зубова, «Крестьянская свадьба» Лукьянова. Попытки эти были, на мой взгляд, формальными и неудачными — желание было, но оригинальных идей и композиторской техники не хватало. Бакинец Вагиф Мустафа-Заде пытался играть джаз на основе азербайджанского мугама; преждевременно умер, не доведя эту работу до конца. В среднеазиатских республиках, например, в Алма-Ате, тоже пробовали работать с фольклором — это звучало наивно и слабо. Эстонец Уно Найсоо добился более убедительных результатов: он был профессиональным композитором. Отдельные удачи были у Юрия Маркина, Игоря Бриля, Анатолия Кальварского — и тем не менее «русский джаз» оставался чисто маргинальным, локальным явлением. Автор этих строк также пытался найти «русское звучание», вначале в саратовском квартете, а позднее в руководимом им ансамбле «Аллегро», и эта работа имела более широкий резонанс, так как ансамбль записывался на пластинки, выступал по всей России и за рубежом. Когда же автор «перебрался» (по определению г-на Митропольского) в США, он и там продолжал эти поиски: был создан биг-бэнд и выпущен ряд альбомов. Сегодня работа в «русском направлении» идёт в сотрудничестве с оркестром Игоря Бутмана — созданы и записаны программы «Шехеразада», «Русь», готовятся «Картинки с выставки». Но утверждать, что я продвигаю русский джаз в Америке, я бы не стал — я даже и задачи себе такой не ставил, точно так же, как и англичане Джордж Ширинг, Дейв Холланд, Джон Маклафлин, австриец Джо Завинул, чех Джордж Мраз, болгарин Милчо Левиев, поляк Михал Урбаняк, француз Жан-Люк Понти не ставили себе задачу продвигать английский, польский,чешский, французский, и т. д. джаз. Если они и продвигали что либо, так это самих себя. Так же действуют и Пономарёв, и Сипягин, и Козлов, и другие выходцы из России — они интегрируют себя в американскую джазовую среду. Исключение, пожалуй, составляют музыканты латиноамериканского джаза — кубинцы, пуэрториканцы и другие выходцы из Латинской и Южной Америки, которые с легкой руки и при мощной поддержке Диззи Гиллеспи еще с конца 40-х годов начали создавать это направление и продолжают это делать сегодня — Пакито Д’Ривера, Артуро Сандоваль, Мишель Камило, Данило Перес, Давид Санчес, Клаудио Родити, Эдди Палмиери, Чучо Вальдес, Дафнис Приэто и другие. Но их музыку трудно назвать «не американским» джазом — Latin Jazz давно уже является частью американской джазовой индустрии, у него огромная аудитория в США и в других странах.

Сегодня в Нью-Йорке сотни джазменов со всего мира работают в американском джазе, каковой и является настоящим джазом в его наиболее полном выражении. Я знаком со многими музыкантами из Европы, Японии, Южной Америки и даже Австралии. Все они в один голос говорят, что приехали сюда ради лучших партнёров, ради настоящего джаза. Пусть г- н Митропольский попробует убедить их в том, что они должны продвигать «свой» джаз. Американский джаз — это знаковое явление, это великие имена, это высочайший уровень. Это неоспоримо. Взгляните на программы самых престижных джаз-фестивалей во всем мире — почти везде большинство участников составляют американские джазмены, и не только крупнейшие звёзды, а и просто отличные, проверенные музыканты.

До сих пор абсолютным чемпионом по продажам остается альбом Майлса Дэйвиса «Kind of Blue». Это говорит о высокой репутации американского джаза во всем мире — американского не в этническом, географическом смысле, а в смысле стиля, идиоматики и — шире — эстетических критериев. В то же время джаз — это открытая форма искусства, в ней нет запретов, но есть предпочтения, и каждый артист волен выбирать то, что ему ближе.

Я не раз был свидетелем того, как раздутые авангардные «светила» на деле оказывались абсолютно беспомощными, когда дело касалось джаза: не могли сыграть простейшей мелодии, не выдерживали и четырех тактов простейшего ритма, не имели понятия о блюзовой гармонии… Вот от чего нужно защищать наш джаз.

А может быть я отстал от жизни, и гармония уже не нужна? Да нет, господа, гармония нужна — и я говорю не только об аккордах, а о согласованности всех элементов джазовой композиции, а если шире — о жизненной гармонии. Иначе — хаос, разрушение, гибель. Но М.Митропольский об этом ничего не говорит.

В его докладе в качестве образцов «русского джаза» названы имена Тарасова, Шилклопера, Альперина, музыкантов весьма достойных, но объявлять их музыку русским джазом — это уж слишком!Русские музыканты — согласен, русский джаз — натяжка. Да и просто назвать их музыку джазом — тоже своего рода натяжка. Но г-н Митропольский поет вышеназванным музыкантам такие дифирамбы, возглашает такую осанну, что кажется, нимб святых вот-вот воссияет над их головами. Позвольте усомниться. Говорите, к Альперину в класс не попасть. Где, в Осло? А в Москве Осейчук трудится сорок лет, и выпестовал чуть ли не полк джазменов. В Петербурге существует целый оркестр саксофонистов, учеников Гольштейна. Есть крепкие джазовые школы и на периферии, например, в Ростове-на Дону. Почему же о них ни слова? Почему ни слова о Кролле, который учит молодежь искусству игры в биг-бэнде? Да потому, что Осейчук, Гольштейн и Кролл не интересуют г-на Митропольского — они, мол, клонируют американский джаз. Ученики Осейчука играют во всех российских оркестрах, а где играют ученики Альперина? Где ученики Альперина, и сам Альперин, играют русский джаз? В Москве? Что-то не слыхать. В Нью-Йорке — и подавно. Может быть, где-то в Европе? Возможно. Но если бы г-н Митропольский хотел всерьез порадоваться за русский джаз, назвал бы уж тогда живущих и действующих в России: «стариков» Козлова, Лукьянова, Маркина, Голощекина, Фрумкина, Бриля, — они еще в строю; поддержал бы молодых Мосьпана, Востокова, Окуня, Смирнову, Баронина, Полякову, — это несомненные таланты; упомянул бы наших очаровательных вокалисток Анну Бутурлину, Полину Зизак, Анастасию Глазкову, Ирину Родилес, Юлиану Рогачёву, единственного в своем роде Сергея Манукяна; отметил бы, наконец, как представителя «русского джаза» Игоря Бутмана с его оркестром, «Шехеразадой» и «Русью», двумя джаз-клубами и тремя фестивалями. Не уверен, что это тот самый русский джаз, о котором так печётся М.Митропольский, но то, что это джаз, яркий, самобытный и высокопрофессиональный, абсолютно убеждён. Кстати, наша «Шехеразада» продается по всему миру, положительно оценивается публикой и критикой, несет славу российскому джазу — а у М.Митропольского по этому поводу и двух слов не нашлось. Сторонник русского джаза, говорите? Не выглядит ли это так, что пишущий эти строки, живущий в Америке и бывающий в России наездами, осведомлен о русском джазе более подробно, чем М.Митропольский, живущий в России и проявляющий столь трогательную заботу о самобытности российского джаза? Это, несомненно, право автора доклада — отдавать предпочтение тому-то и тому-то и игнорировать то-то и то-то, но мне подобная одностороннось не представляется плодотворной.

Я отнюдь не отрицаю того, что есть характерные черты у джаза скандинавского, польского, французского, русского и т. д. — может быть, интонации, колорит, общая аура и склад темперамента, — но при этом всё базируется на основополагающих началах: наличие свинга, фразировки, артикуляции и специфического джазового лексикона, джазового словаря, всего того, что составляет феномен джаза. В своё время некоторые рьяные апологеты «национального» искусства, желая сделать мне комплимент, называли музыку ансамбля «Аллегро» проявлением «русского патриотизма», и, возможно, были основания для подобной оценки, — а как русскому человеку, мне это даже приятно, — но я бы на патриотические педали не нажимал: я предпочитаю быть просто джазовым музыкантом. Моя задача была пропагандировать джаз в России и продвигать его на филармоническую сцену, для чего требовалось облечь его в демократические, доступные формы. Да, я использовал фольклорные элементы, но в джазовом контексте. Я просто искал новый, русский репертуар. Если же М.Митропольский, говоря о «не американском» джазе, имеет в виду различные околоджазовые пограничные явления, то так можно зайти далеко и причислить к джазу и этно, и фолк, и new age, и многое другое… Подобной музыки во всём мире исполняется очень много, она свежа и привлекательна, у неё есть своя аудитория, и, может быть, большое будущее, но давайте не будем путать Божий дар с яичницей! Мне, например, очень нравятся альбомы группы Zawinul Syndicate покойного Джо Завинула — захватывающий ритм, фантастическая энергия, яркие краски, блестящее исполнение, — но джазом я бы эту музыку не назвал. Сам Джо Завинул, кстати, говорил, что джаз умер, и он — один из тех, кто его убил. Это, конечно, злая саркастическая шутка — но тем не менее…

Еще на один нюанс хотелось бы указать г-ну Митропольскому: нежелательность вкусовщины и тенденциозных, пристрастных суждений для джазового критика. В оценках и рекомендациях М.Митропольского за вежливым и внешне беспристрастным тоном прослеживается плохо скрываемое неодобрительное отношение к российским джазменам мэйнстримового направления. Не обижайте музыкантов! Поддерживайте российских джазменов и позвольте им играть то, что они хотят!

Подумайте и о публике — ценителей мэйнстрима в России более чем достаточно. Вам нравится авангард, фри-джаз — ради Бога! Что касается меня, не скажу, что мне это не нравится — это просто не моя «чашка чая», но я за то, чтобы в нашем джазовом огороде росли и зрели разные плоды.

Кстати, хотелось бы спросить г-на Митропольского, каковы признаки этого самого «русского» джаза, чем он отличается ( или должен отличаться) от джаза американского. М. Митропольский как-то обходит этот вопрос стороной, но не устает повторять живучие еще с советских времен мифы о якобы сенсационном успехе трио В.Ганелина в США. Не было этого. Сенсационного успеха не было ни у кого из приезжавших в те годы джазменов из СССР, было в лучшем случае доброжелательное любопытство: что это такое — джаз из ГУЛАГа (зачастую это так и рекламировалось). Пишущий эти строки живет в Нью-Йорке 23 года, видел и слышал достаточно, общался с такими авторитетами, как Уиллис Коновер, Фредерик Старр, Джордж Авакян, Айра Гитлер, Джордж Уэйн, и со многими музыкантами, мнению которых можно доверять. Уж они-то, собаку съевшие на джазе, знают правду об «успехах» советских джазменов. Пишу об этом с сожалением, поскольку сам был частью советского джаза, и знаю, как много ярких и интересных музыкантов было в СССР — но удивить советским джазом кого-либо в Нью-Йорке, городе Колтрейна и Дэйвиса, проблематично. Да и в самой России существует сдержанное и скептическое отношение к проблеме «русского джаза». Мифы же эти создавались стараниями разных деятелей, которым очень хотелось выдать желаемое за действительное и тем самым укрепить репутацию советского джаза, а заодно и свою, как неких знатоков и экспертов советской и мировой джазовой сцены. Может быть, тогда это и нужно было, но теперь, 30 лет спустя, переписывать историю не стоит. Потребовались десятилетия, чтобы российский джаз, в лице отдельных его представителей, завоевал признание в США. Это прекрасно, но это пока капля в море, и огорчаться по этому поводу не стоит. Такова реальность. Европейские джазмены с большим трудом пробиваются на американский рынок и, как правило, успеха не имеют — в свое время ничего не вышло у Збигнева Намысловского, остался в тени Адам Макович… Редко-редко появляются Энрико Рава, Томаш Станько… Время от времени усилиями энергичных продюсеров проводятся мини-фестивали европейских джазменов в США. Конечно, этих артистов замечают, и о них пишут в JazzTimes и DownBeat, но удельный вес европейского джаза на американском рынке не слишком велик. На фоне этих скромных успехов достижения россиян последнего времени представляются тем более весомыми и обнадёживающими. Надо отдать должное энергии и авторитету Игоря Бутмана — он, как океанский ледокол, ломает лёд недоверия и прокладывает пути другим: российские джазмены все чаще и чаще появляются на американских подмостках, в частности, в Нью-Йорке. Из недавних событий можно отметить выступления Андрея Кондакова, Ивана Фармаковского, Якова Окуня.

Я далёк от того, чтобы осуждать европейских джазменов за их неуспехи в США. Напротив, я желаю им всяческих побед и достижений. Успех, неуспех — всё это относительно. Мы, джазмены, плывём в одной лодке. По собственному опыту знаю, как тяжело здесь даётся каждый шаг, сколько раз нужно выступить в разных мелких клубах с малоизвестными музыкантами, прежде чем тебя заметят и зауважают, сколько раз у меня опускались руки и хотелось все бросить и стать таксистом… К тому же и конкуренция — на одно место сотня претендентов… Нью-Йорк — местечко не для слабаков, скажем прямо. Причина же неуспехов, мне кажется, кроется в том, что музыканты из Европы, приехав в Нью-Йорк, начинают предлагать публике и коллегам свое видение джаза — как они привыкли играть у себя дома в Париже, Берлине, Хельсинки, Варшаве и т. д. Здесь это не проходит!

Хорошо это или плохо, но в Америке, чтобы достичь успеха, нужно играть и действовать по-американски — к этому привыкла публика, этого ждут критики, этого требуют музыканты. Тот, кто это понял и проявил гибкость — тот преуспел. Валерий Пономарёв попал в ансамбль Арта Блэйки потому, что играл «правильный» хардбоп в стиле Клиффорда Брауна и Ли Моргана, чем и завоевал симпатии музыкантов и публики. Игоря Бутмана приглашали Лайонел Хэмптон, Дейв Брубек и Билли Тейлор, приглашали потому, что им нравился его мощный «американский» стиль игры. Владимир Шафранов пользовался авторитетом среди джазменов потому, что мог сыграть любой стандарт в любой тональности, как это принято в Нью-Йорке. Мне удалось организовать биг-бэнд потому, что американским джазменам интересно было играть мои «по-американски» звучащие аранжировки. Борис Козлов выиграл конкурс в биг-бэнд Мингуса потому, что звучал, как Мингус — крепко, напористо и виртуозно; все так и сказали: Мингус!

Что касается трио ГТЧ, я вовсе не намерен приуменьшить их значение — это был очень интересный, сильный авангардный «агрегат», и мне, не стороннику авангарда, многое из того, что они делали, нравилось. Вместе с тем многое и не нравилось — например, «волчок» и тому подобные дешёвые и неостроумные трюки. Успех же их у публики базировался в основном на ореоле «протестантов», и там, где это было актуально (в СССР, Польше, ГДР). На Западе же, например, в Италии и Англии успех был значительно скромнее, хотя те, кто организовывал там их концерты, пытаются убедить всех в обратном. Что касается Америки, то, во-первых, авангард здесь особым спросом не пользуется, а во-вторых — чем могли удивить американскую публику, видевшую Орнетта Коулмана и Дона Черри, Арчи Шеппа, Алберта Айлера, Пола Блэя, Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, — чем могли её удивить трое вильнюсских авангардистов, привыкших к успеху и приехавших «в Тулу со своим самоваром»? В Москве и Варшаве они выглядели «беззаконной кометой» и «бесстрашными рыцарями», в Нью-Йорке — отнюдь нет. Их послушали, слегка похвалили, слегка поругали — и разошлись. Как сказал мне один музыкант, слышавший их в Нью-Йорке, у многих интереса хватило ровно на пять минут — всё это здесь уже было. Повторяю — пишу об этом без всякого злорадства. Музыканты ГТЧ ни в чем не виноваты, они просто оказались не на своем месте по вине организаторов, не знавших специфики американского джазового рынка. Боюсь, что и мы с нашим «Аллегро» здесь никого бы не удивили, да и за других не уверен. Те, кто поняли, что в джазе им ничего здесь не светит, благоразумно оставили бесплодные попытки и перешли в другие сферы деятельности, где и преуспели.

Джаз в Америке, какой бы он ни был передовой — это развлекаловка, шоу-бизнес. Если публике скучно, неуютно — пиши пропало! Когда Колтрейн в 60-е годы стал играть сорокаминутные каденции на одном аккорде, публика пожимала плечами и уходила — это известный факт. По этой же причине авангардисты в престижных джаз-клубах Нью-Йорка не выступают — скучно, неинтересно, не позитивно; кусок в горле застревает. Не поймите меня превратно — авангардный джаз, конечно, исполняется в США, у него свои «точки» и своя аудитория, но перечисление всех джаз-клубов, где звучит авангард, не заняло бы много места. К тому же это не входит в мою задачу.

Я пишу о судьбах российского джаза и его месте на американской сцене. Да, господа, все это нужно знать и испытать на собственном опыте, чтобы не повторять чужих ошибок.

Как-то так вышло, что главным «героем» моих заметок стал М.Митропольский. Надеюсь, ничем его не обидел — он открыл тему и дал повод для полемики, вот мне и захотелось поспорить…

Завершая тему «русского джаза», хочу в порядке фантазии предложить мой собственный список музыкантов, которых ещё в давние годы стоило бы показать американской публике — ленинградский квинтет Гольштейна-Носова, пианист-виртуоз Леонид Чижик, уникальный исполнитель джазового мугама Вагиф Мустафа-Заде, абсолютно самобытный композитор и трубач Герман Лукьянов, и… пожалуй, всё. Лукьянов, кстати, выступал в Штатах в составе ансамбля Игоря Бутмана, и не без успеха. Но, как говорится, поезд ушёл. Иных уж нет, а те далече…

Джаз — это субстанция, наука, профессия и дисциплина, подобно медицине, астрономии, математике и химии. Врач обязан знать всё в своей области, математик — алгебру, геометрию и тригонометрию, химик — таблицу Менделеева, музыкант — гармонию, полифонию, оркестровку. Классик — сонаты Бетховена, симфонии Чайковского, джазмен — Эллингтона, Паркера, Монка, Колтрейна, Хэнкока, Кориа. Иначе — профанация, очковтирательство и халтура. А какой это джаз — русский, американский или японский — пусть решают слушатели. Мы ведь работаем для них, а не для истории.

Уверен — меня оспорят. Тем лучше. Я к этому готов.

 

реклама на джаз.ру

319 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Почитал я только дискуссию.
    Уверен ,пока не будет ясного критерия в оценке искуства,
    будет вечный хаос.
    Любой настоящий художник этот критерий чувствует носом—
    это поиск своего голоса..
    А ведь поиск этот может привести вас в никуда…
    Ремесленники же, удовлетворены подражательством и сходством ,как им кажется , на оригиналы.
    Уметь копировать для любого художника важно только в начале пути,
    для ремеленника же -это и начало и конец пути.
    Кто же их рассудит?
    Никогда и никто.
    Но знать, почему ремесленники никогда не поймут художников ,полезно.
    Я предпочитаю не судить ни тех,не других.
    Пусть расцветут 100 цветов.
    Вот почему,на мой взгляд, любительское искусство — здоровее и чище,так как
    не претендует на эти критерии .
    И .последнее.
    Разве неприятие друг друга поможет создать в России здоровую среду ?
    Или укрепить свое ЭГО важнее музыки?

  2. Друзья, Караван уже прошел , а вы все Аввв, Аввв.
    Миша, написал загадочно, но весомо. Если можешь копировать, то ремесленник, не можешь — Художник. Вспомнил фильм» Берегись автомобиля» и героя Евгения Евстигнеева, где он говорит , что самодеятельный театр скоро вытеснит театр профессиональный, так и у тебя. Но все равно , Михаил , тебя очень уважаю и люблю !!!
    Влад , насчет бокса вы написали до или после общения с Боксером.
    Кстати представьте ситуацию, играет Телониус Монк и на сцену вдруг выбегает Оскар Питерсон, и вот вопрос , кто побеждает? Влад , вы не только дилетант , но как оказалось и не очень умный человек.
    Сегодня, со своим оркестром и Виртуозами Москвы, отыграли при полном аншлаге в Доме Музыки отличный концерт. Неожиданно на концерт пришел Аркадий Шилклопер и экспромтом сыграл с нами Караван. Получилось отлично. Пришел бы Алексей Круглов я бы
    тоже с удовольствием его бы пригласил с нами сыграть.
    Насчет Джаррета и Марсалиса, Милые бранятся только тешатся.

  3. Игорь, что-то Вас задело. Не пойму, что (Вы правы, наверное, мозгов не хватает). А может про партию? Так не будем о ней. Тем более, давно ходят слухи, что там в Кремле «что-то химичат» и хотят от нее отказаться из-за ее репутации. Но я абсолютно уверен, что это только слухи.

    Кстати, помните знаменитый «слепой тест» Монка в «Даун бите». Ему поставили трио Питерсона. Вместо комментария Монк спросил: «А где здесь туалет?». Не будем судить гения. Он ничего про коллегу не сказал, просто естественные обстоятельства помешали. И, уверен, сказал бы нормально. Кстати, Монк переиграл со многими, в том числе с коллегами-пианистами (Брубеком, например). И не думаю, что он хотел кого-то победить.

    Но Вы все время о спорте. Про бокс мы уже говорили. А как Вам хоккей?

    Вчера закончилась потрясающая серия между «Динамо» и СКА. Вы за питерцев болели? У хоккея много общего с джазом: импровизация, яркие соло, «аранжировка» командной игры. А звезды и хоккея, и джаза собирают полные арены и залы.

    Представляете, как «облажался» наш супер-звезда хоккея Илья Ковальчук? Перед серией СКА-«Динамо» он сказал, что не видит абсолютно никаких факторов, за счет чего «Динамо» может победить СКА. И ведь не просто счет не угадал (это было бы нормально), он анализировал обе команды, знает их досконально, а за СКА даже играл в этом сезоне. Получается, что всю жизнь в хоккее, а ничего в нем не понимает.

    И в джазе, заметьте, то же самое. Это было выше в нашей дискуссии. Человек всю жизнь в музыке, 50 лет в джазе, а оказывается… М-да.

    А «Динамо» все-таки феномен. Команда без супер-звезд, но команда-кулак. Второй год подряд выходит в финал. Но в этом году им будет особенно трудно. Без звезд трудно, именно звезды часто решают исходы матчей. В финале им будет противостоять скорее всего «Ак Барс» (хотя «Трактор» в серии с ними демонстрирует настоящий уральский характер). У «барсов» много звезд – Никулин, Терещенко (кстати, оба – бывшие динамовцы), Морозов, Зарипов, Жердев. У «Динамо» такого созвездия нет, но серия с «барсами» (или «трактористами») будет упорной.

    А сколько в хоккее было ярких личностей (как и в джазе!). Харламов. Мальцев – суперфорвард, скорость, техника, хлесткий бросок, а еще прирожденный лидер. А Якушев! Помните, возьмет клюшку одной рукой за самый конец, вытянет руку далеко вперед, заложит вираж. Красота! А Викулов, какой был технарь и умница на льду.

    Помню их всех в первой суперсерии с канадскими профессионалами. В самом начале наши уже «горели» 0:2. А потом: «наши забили! И еще! И еще! И еще!» Никто не понимал, что происходит, осознали только потом. В тебе и профессионалы… И в джазе бывает так же. Вроде профессионал, а «облажался». Впрочем, на все есть свои (объективные) причины.

    А какие были дебюты в хоккее (и в джазе мы их все время ждем). Ехали мы как-то в электричке и слышим разговор двух мужиков рабочего вида. Один говорит: «Представляешь, в ЦСКА появился парнишка, ростом чуть выше верстака. Тарасов перед ним унижается…». Это они про Борю Александрова. А как дебютировал! Перед воротами соперника образовалась настоящая «куча-мала», десять тел друг на друге. И вдруг из самого низу, как из мышиной норки, выбирается Боря с шайбой и проталкивает ее в ворота. Было очень смешно. А как он играл с канадцами в суперсериях ЦСКА с клубами НХЛ. Эти бугаи были в два раза выше его и в три раза тяжелее. А Боря так изловчался и, когда они не ожидали, наскакивал на них. Очень весело было, как эти громилы все время падали, столкнувшись с «былинкой» Борисом.

    А как дебютировал Владимир Крутов. Всезнающий Озеров всех заранее предупредил в третьем периоде: «На скамейке запасных разминается молодой Владимир Крутов». Володя вышел, забрал шайбу у своих ворот и протащил ее через все площадку до противоположных ворот, обойдя всю пятерку соперника. Не забил, но было сразу видно – Игрок.

    А какая была дружба, какие были настоящие мужики. Был матч ЦСКА с «Крыльями», Валера Харламов вышел на площадку впервые после тяжелейшей травмы. Он не то что играть, ходить заново учился. А Михайлов с Петровым, настоящие друзья, сделали вдвоем все и выложили шайбу Валерке на крюк клюшки прямо на линии пустых ворот. Ему и делать ничего не надо было, шайба сама от его крюка залетела в ворота. Друзья знали, как ему был нужен этот гол. А как гремел зал, когда объявили автора гола…

    Игорь, Вы можете себе представить, что такие люди будут по-эгоистически и мелочно «обсирать» своих коллег и друзей?

    Эрик Долфи говорил, что когда музыка заканчивается, она уходит в воздух. Когда заканчивается хоккей, весь накал борьбы тоже растворяется в воздухе. Остается только счет на табло и память.

    Многие звезды хоккея ушли из жизни слишком рано. Харламов, Капустин, Жлуктов, Александров, Крутов… Совсем ведь молодые. Ужасно жаль.

    Ужасно жаль, когда уходят джазмены. На моей памяти Константин Бахолдин, Валерий Буланов, Константин Носов, Стас Коростелев, Стас Григорьев, Олег Леонидович Лундстрем, Сергей Курехин, Владимир Резицкий, Георгий Гаранян… Питерцы Кунсман, Вихарев, Мысовский… Можно еще перечислять.

    Какая была трагедия, когда в Америке разбился Слава Назаров. У него были отличные перспективы. Востребованный музыкант и аранжировщик. Работал со многими в Америке, с «Манхеттен Трансфер».

    А мне рассказали, как его бывший коллега сказал: «Слава Назаров – это отработанный материал».

    Мне кажется, наше общество все-таки не совсем здорово. Так, Игорь?

  4. Игорь, написал Вам последний пост и подумал – чего мы о грустном? Давайте лучше о чем-нибудь веселом.

    Расскажите какую-нибудь историю (лучше несколько) из жизни музыкантов. И на этом закончим дискуссию. И так более 200 (!!!!) комментариев.

    Обожаю истории музыкантов. Среди музыкантов всегда было и есть много талантливых рассказчиков.

    Например, барабанщик Стас Коростелев. Он рассказывал о гастролях в советское время с «Кадансом». Их филармония посылала в тур и они должны были отыграть все запланированные концерты при любых обстоятельствах (как футбол – при любой погоде). Играют они в каком-то захолустье в местном ДК. Ансамбль на сцене, в зале – три бабульки лузгают семечки. Пора начинать. И не такое видали. Штатный конферансье группы, саксофонист Юрий Юренков, говорит свою речь: «Добрый вечер! Мы – ансамбль современной камерной джазовой музыки…» И далее про музыку, представил состав. Лукьянов махнул, начали. Сыграли одну вещь, другую. Бабульки сидят без эмоций, не хлопают в конце или после соло. Старательно лузгают. После третьего номера открывается дверь из холла и какой-то мужик кричит: «Ну что? Народ-то запускать можно?» А сзади толпа напирает.

    Еще гитарист Андрей Рябов отличный рассказчик. Был концерт ансамбля Голощекина. Как всегда успех, публика требует бис. Давид Семенович готовится дальше порадовать публику. А молодые члены ансамбля жутко торопятся на вокзал, у них концерт с Курехиным. Они Голощекину – мы не можем, опаздываем на поезд, у нас концерт с Курехиным. Голощекин ничего не понимает. Какой концерт? Какой Курехин? Надо играть. Но видит, что ребята уже собрали «монатки» и делают «ноги» со сцены. Окончательно поняв, что сыграть бис не получится, Давид Семенович спешно, громко в микрофон, железным голосом начинает представлять убегающих музыкантов: «Дмитрий Колесник – Ты уволен – бас!».

    Музыканты очень любили ездить на гастроли на поезде вместе с Алексеем Алексеевичем Кузнецовым. Он всегда приглашал в купе проводницу и со своей обаятельной улыбкой ей долго говорил: «Знаете, мы – артисты. И не просто какие-то артисты, мы – заслуженные (это подтверждалось корочкой, которая была всегда с ним). Мы не какие-то там вокалисты. Мы – инструменталисты. Инструменты очень дорогие и требуют тщательно внимания и бережного обращения…» Очарованная обаянием проводница осознавала, какая ответственность на нее свалилась. Сервис был всегда на высшем уровне.

    Алексей Семенович Козлов — тоже большой оригинал. О поездах, сам был свидетель. Мне надо было с ним встретиться и он сказал, чтобы я приехал на перрон, к поезду в Киев. Я приехал заранее, поезд только подавали, на перроне был в одиночестве Алексей Семенович. Он мне сказал: «Погоди». Влетел в вагон и, пока там никого не было, вырубил радиоточки во всех купе и в коридоре. Он так всегда делал, это у него был ритуал. Охранял спокойствие свое и членов ансамбля. Они-то, халявщики, появились перед самым отправлением, «на все готовенькое».

    А эта история до недавнего времени ходила среди московских музыкантов. А им ее рассказали их коллеги из Сочи (или какого-то другого южного города, не важно). У них в рамках гастролей по России давал концерт российско-американский квартет (три американца и наш). Все – звезды. Местные музыканты очень хотели послушать джаз мирового уровня. И им разрешили послушать музыку из-за … двери на кухню. Концертного зала в привычном понимании не было. Был типа банкетного. Стояли накрытые столы буквой П. А за столами – сходка местных авторитетов. Вроде даже звезды тоже не знали об обстоятельствах концерта и ничего изменить не могли в последний момент. Как свидетельствовали местные, соло звезд часто прерывались в кульминации или близко к ней, поскольку кто-то все время вставал с бокалом и что-то говорил.

    Игорь, Вы часто гастролируете с американцами по России. Интересно, как они переносят гастроли, наш транспорт, гостиницы, ненавязчивый сервис?

    А вот к таким ситуациям, как выше, мне кажется у них прочный иммунитет. Работа есть работа. Помните в книге джазовых анекдотов Билла Кроу. Там тоже какой-то тип выписал джазовый ансамбль. Сел на стул напротив них. Больше никого не было. Достал револьвер и попросил играть одну и ту же вещь. Что-то про бананы, его любимая. Раз 40 подряд. Потом один из музыкантов говорил: «Теперь Вы понимаете, почему я не люблю исполнять эту песню».

  5. Когда ещё в 80-е по телевизору показывали группу «Аллегро», «прилипал» к телевизору..А эти звуки Родеса пьянили. Более «мудрые» музыканты мне говорили: «закос» под Чика или Хенкока. А мне это было абсолютно всё-равно. Я слышал, с какой любовью и желанием играли музыканты.
    С каким откровением И. Бутман играет «Вальс для Оксаны», «Ностальгию» и т. д. на диске, который мне однажды подарил. Всё очень честно. И совсем не важно (мне по-крайней мере) «косит» он под кого-то, или ищет путь.
    С Лёшей Кругловым записал два диска, не будучи совершенно авангардным музыкантом. Но мне необходим был человек рисующий. Фри-музыкант, создающий образы на «простые» и доступные мелодии…Так как это делает Лёша, в России не делает никто. (по моим ощущениям)
    Не слышал, как И. Бутман исполняет классику, но А.Круглов делает это потрясающе. На хорошем и богатом звуке, очень точно и тонко..
    Я это к чему? Все эти ваши споры ни о чём абсолютно! Меньше самопиара и хвалебных статей про себя хороших. Больше честной музыки, исполненной с любовью и желанием. И не надо никому ничего доказывать. Загляните глубоко в свою душу и игрйте, играйте на радость своей аудитории. А она у вас ,конечно, у каждого немного своя, но есть…

  6. Влад, вы знаете, а я согласен с Artist. Можете сколько угодно упражняться в остроумии, только у нас, музыкантов, всегда есть один критерий: не нравится — возьми и сделай лучше, сыграй лучше. Во всём важен критерий практики, критерий дела.

    Давайте о ваших успехах поговорим?

  7. Hobi doog!
    Вы наверно в брэнд к Бунтману стремитесь?-:)
    Партия любит таких.
    А как вас то послушать -вас музыканта?

  8. Владу:
    Грамотный анализ всего ,включая хоккей.
    С уважением к настоящему Слушателю

  9. Влад , ну что вам сказать, вы очень хорошо написали про хоккей , про великих мастеров, спасибо. Хоккей величайшая игра, действительно очень близкая к Джазу. На моем первом альбоме Falling Out, где играет Lyle Mays , Eddie Gomez и  Marvin Smitty Smith есть композиция KLMFK on the FLY, которая посвящена Крутову, Ларионову,Макарову,Фетисову и Касатонову. Это мои очень близкие друзья. Вот сейчас допишу и поеду с ними играть, кроме конечно Крутова, которого совсем недавно похоронили, а ведь я играл с ним на его юбилее в хоккей, а потом на саксофоне, он танцевал со своей женой и показывал мне,мол давай заканчивай, он был очень скромный человек, но они так красиво смотрелись, что я все таки доиграл до конца эту мелодию. Якушев, Кожевников , Каменский сегодня тоже будут принимать участие в игре, передам от вас привет.
    В истории Андрея Рябовы вы допустили не точность, Дмитрий Колесник опаздывал на поезд, что бы выступать с вашим покорным слугой, а не с Курехиным.
    Наш , дорогой и любимый Слава Назаров никогда не работал с Manhattan Transfer . Последним с кем работал Слава был опять же ваш покорный слуга. У нас был большой тур по России в конце 1995 года. А вообще , как видно даже из книги Левиновского я его практически спас от безработицы.
    Насчет Монка, то эта информация ОБС (одна бабка сказывала).

    Игорь Володин, надо больше пиара, но правдивого, а недомысленного.

    Бунтман — на Эхе Москвы

  10. Да, Назаров был настоящий музыкант.Жалко,что новое поколение российских джазменов наверно и не слышали о нем.
    Вот тут бы в память о нем и проявить оргталанты…

  11. Удивительно, как мы любим навешивать ярлыки. Почему-то Игорь Володин говорит про Круглова конкретно — «авангардист», «фри музыкант». А он прекрасно играет не только классику, но и традиционный джаз. Не забывайте, он — ученик Александра Осейчука, а там ведь система. Игорь, не обижайтесь, просто не надо ярлыков. Я люблю вашу музыку, диск Иллюзии. Помимо креатива, ваша музыка еще и одухотворенна. Многим музыкантам и композиторам до этого далеко.
    P.S. Отдельное спасибо вам за присутствие в вашем составе Олега Юданова! Что он делает звуками — просто фантастика!

  12. P.S. # 2. Игорь, вот несколько ссылок, которые я нашел для вас, где нет никакого «фри». Концерт с квартетом Маркина, они играют Дунаевского:
    http://www.youtube.com/watch?v=LaWdKsml4ks
    http://www.youtube.com/watch?v=ksD3itguUBQ
    В интернете можно найти как Круглый бэнд играет Паркера. Посмотрите, послушайте, «авангарда» там нет.
    С уважением к вашему творчеству, Владимир

  13. Артисту:
    » … Насчет Монка, то эта информация ОБС (одна бабка сказывала). » — тут Вы неправы, я читал это у Леонарда Фезера (по-моему вошло даже в его джазовую энциклопедию 60-х.)

  14. Владимир, спасибо за оценку моей музыки! И я совсем не хотел навешивать ярлыки на Алексея. Мы с ним вместе с 2010 года. И я знаю и чувствую, что авангардная музыка ему наиболее близка. Более того, я стал сам слушать такую музыку, чтобы понять, почему такие музыканты как А. Круглов или Олег Юданов, которые профессионально играют практически ВСЁ, отдают предпочтение авангарду. И «фри-музыкант»- это не ярлык, а восторг, восхищение с моей стороны в адрес этих Музыкантов. Именно благодаря этому умению, я не представляю свою музыку без этих исполнителей.
    За «ваша музыка ещё и одухотворенна..» отдельное вам спасибо.

  15. Игорек (Володин), дорогой! Спасибо тебе за добрые слова и потрясающую музыку! Мы тебя тоже очень любим!
    Маленькая поправка — мы с тобой с 2009 года))) Помнишь, первый раз сыграли в Ярославле на Джаз над Волгой в марте 2009 года?

  16. Валерий, может я и не прав , но прошу у вас доказательств. Читал у Леонард Фезера в энциклопедии, это не факт, которому можно верить. Где , на какой странице? У меня перед глазами энциклопедия Фезера и Айры Гитлера, жду сигнала. Мы подобными историями увлекались лет 36 назад, многие вещи домысливали сами.
    Владу, американцы в основном переносили наши гастрольные невзгоды с достоинством. Я начинал свою гастрольную деятельность с американскими коллегами в конце 1992 года . С того времени очень много изменилось в нашей стране и конечно же в лучшую сторону. Гостиницы, самолеты, поезда, в общем все кроме, наверное дорог, стали гораздо лучше и поэтому зарубежные музыканты с удовольствием приезжают в нашу страну. Во первых платят , а во вторых у нас замечательная публика, которая ходит на джазовые концерты, а это очень много значит для всех артистов.

  17. Искал инфо на Монка и Питерсона, а нашел вот это. Друзья мои ничего личного.

    «At this time the fashion is to bring something to jazz that I reject. They speak of freedom. But one has no right, under pretext of freeing yourself, to be illogical and incoherent by getting rid of structure and simply piling a lot of notes one on top of the other. There’s no beat anymore. You can’t keep time with your foot. I believe that what is happening to jazz with people like Ornette Coleman, for instance, is bad. There’s a new idea that consists in destroying everything and find what’s shocking and unexpected; whereas jazz must first of all tell a story that anyone can understand.»
    -Thelonius Monk

  18. Влад, к сожалению только сейчас заметил ваш комментарий по поводу прессы, которую я выставил. Что же получается, если пишут про меня хорошо, то это , как вы говорите бизнес, а где плохо то это правда. Jazz Wise и Jazz Podium авторитет , а DownBeat , Jazztimes , Jazziz — нет. Вы же говорили , что у нас и 10% не наберется прессы, по сравнению с ГТЧ, и я вам предоставил статьи из разных, авторитетных изданий. На сайте у меня их очень много, есть даже не очень лестные. Посмотрите, может порадуетесь. И хочу вам заметить, что вы сами перешли на личности, а не дискутируете по существу. Три звезды это по моему не плохо, *** — good, так по моему расцениваются три звезды.
    Анекдот, кстати очень хороший, только папа мой его рассказывал ,когда мне было шесть лет.
    Вообще вы так безапелляционно говорите, как будто вы истинна в первой инстанции. Слушал Баевского не понравилось, ну и мол о чем тут говорить. И насчет нетленной классики, кто вы простите такой, что бы говорить о вечности. Ван Гога то же при жизни не
    признавали, да и Моцарту жить спокойно не давали. Что то не припоминаю ни одной нетленки от ваших подопечных. С ув. Бутман

  19. Игорю Бутману

    Сразу и Монке и ОБС. Валерий (Котельников?) прав. Слепой тест был не только в Даун Бите, но и был опубликован в энциклопедии Леонарда Фезера. Там в конце были приложения, в том числе анкеты и слепые тесты.

    Спасибо за оценку моей заметки о хоккее. У нас здесь с Вами общие взгляды и оценки. Хотелось бы, чтобы и на джаз, его историю и мастеров тоже были общие взгляды и оценки. А джазовые истории — это не сборник фактов и статистики. Это байки. Они могут обрастать разными подробностями, каждый рассказывает их по-своему. Но суть — всегда одна. И не важно, в каком городе играл «Каданс» и куда спешили ребята после концерта Голощекина. В «оригинале», который я слышал, был концерт Курехина, но можно и сказать про концерт Бутмана.

    Вообще, Игорь, я не ставил целью опубликовать эссе «Хоккей и джаз» и сборник джазовых историй. Истинный смысл моих обоих вчерашних посланий был адресован лично Вам. Надеюсь, Вы это поняли. А речь все о том же — о человеческой морали. Больше комментировать не буду. Но поскольку все это является достоянием всех участников форума, мне хотелось, чтобы всем было интересно почитать и каждому найти что-то для себя.

    Слава Назаров не работал с «Манхеттен Трансфер» (Вы правы), не успел. Но то, что они контактировали и был взаимный интерес, известно. И Вам спасибо, что Вы протянули ему руку помощи (как и Левиновскому).

    И очень здорово, что Вы играете с «Виртуозами» и Шилклопером. «Виртуозы Москвы» — не джазовый ансамбль и Аркадий никогда (!) не называл себя джазовым музыкантов в классическом понимании. Играйте также и с Алексеем Кругловым. Мы же всю дискуссию только об этом и говорим: есть одна Музыка, играйте вместе, а не «поливайте» друг друга.

    Уважаемый Hob good,

    По поводу Вашего критерия: «всегда есть один критерий: не нравится — возьми и сделай лучше, сыграй лучше».

    Не могу не прокомментировать.

    Очень «специфический» критерий и даже несколько опасный. Заметьте, в нем изначально заложено противопоставление себя с другими и потенциальный конфликт. И можно сделать вывод, что Вы очень категоричны в оценке собственного творчества. А истинным творческим личностям всегда своейственно сомневаться. Вы либо не читали, либо ничего не вынесли из этой дискуссии. Хотелось бы верить, что первое. У нас вся дискуссия основана на этом Вашем «противопоставлении» музыкантов.

    Мне кажется, что критерий должен быть один: предъявляй требования только к самому себе и старайся все время сделать что-то новое.

  20. Уважаемая редакция Джаз.ру. Удалите пожалуйстакомментарий Анастасии Фёдоровой в 10:16
    Она не обидется и всё правильно поймёт. Мы с ней пообщались по этому вопросу.
    СПАСИБО!

  21. Влад! Вы сами и есть ОБС . ВЫ слышали » ОРИГИНАЛ» истории обо мне. Великолепно. То же самое про Вячеслава Назарова. » Я слышал, они контактировали…»

    Счастливо!

  22. Игорь, вы меня спрашиваете? Я ВолоДин. Или какого-то другого Игоря?

  23. Игорь, не извиняйтесь. Я просто уточнял. Недавно у меня был небольшой тур по России, из них 4 концерта в Москве. Когда следующие гастроли, пока не знаю. Самое верное, приехать в мой родной Тихвин в сентябре, на очередной (в этом году 14-й) джазовый фестиваль «Сентябрь в Тихвине». Или найти нашу музыку в интернете. У нас вышло 2 диска. вот здесь можно посмотреть ни их обложки: http://bomba-piter.ru/person/?id=2854

  24. Уточняю, для Игоря. По ссылке, что я вам дал, можно прослушать альбом «Иллюзии» в разделе «альбом в электронной продаже».

  25. Вам спасибо за внимание. Надеюсь, что не пожалеете о потраченном времени!

  26. Игорь, спасибо за вашу оценку моим музыкальным поискам. Без всякого кокетства, очень приятно! Я живу в маленьком провинциальном Тихвине и, к моему сожаления не так часто гастролирую, как этого хотелось бы. Гарантировано послушать в живую можно на фестивале «Сентябрь в Тихвине». А так, следите за афишами на Джаз.ру. Там, к слову, в разделе Видео есть несколько наших роликов, где с нами играл Шилклопер.Спасибо Кириллу Мошкову! Он уже не первый раз снимает нашу группу на видео и размещает на своём портале.

  27. Игорь (не Володин, не Бутман), думаю, мы обязательно еще организуем несколько концертов группы Игоря Володина в следующем году или в конце этого. Планы есть. А приехать в Тихвин на фестиваль — замечательная идея. Заодно можно посетить дом-музей Римского-Корсакова, Успенский монастырь, где есть чудотворная икона Тихвинская Божия Матерь, по преданию, написанная апостолом Лукой.
    В общем — замечательный, добрый город!

  28. Комментарий № 238:

    БУТМАН О … БУТМАНЕ

    Все, о чем пойдет речь ниже, рассказал нам … сам Игорь Бутман. Я ничего не придумал. В этом не было никакой необходимости. Игорь был предельно честен и откровенен.

    Маленькое отступление. Я вообще ничего не придумываю. Помните про туалет, куда стремился Монк. Вы, Игорь, долго ерепенились, а теперь прочитали и довольны. Спасибо, Валерий. Вот Вам и бабка… Кстати, та бабка, которая мне рассказала про Назарова, был … сам Слава Назаров. Мы разговаривали в артистической комнате за сценой в Доме композиторов во время его приезда из Америки. Было много музыкантов. Мне очень было интересно узнать о работе на родине джаза. И он рассказал о планах с «Манхеттен Трансфер», еще упоминал коллегу Карла Фонтану.

    Но вернемся к нашему герою интернетовских публикаций длиною почти в 240 (!) комментариев.

    Игорь очень уверенно дал оценку своей музыке. Оценку в баллах. Ту оценку, которая его полностью удовлетворяет и устраивает. Других таких примеров среди музыкантов я не знаю.

    Вот так Игорь сам оценил «три звезды», поставленные его пластинке с именем Уинтона Марсалиса на обложке в джазовом журнале: «Три звезды это по моему не плохо, *** — good, так по моему расцениваются три звезды.»

    Да и по-нашему неплохо. И как чувствуется, что Вы горды и довольны. Good, good, Игорь. Но по пятибалльной системе этот good – тройка. Тройка – зачетная оценка. Вы с Марсалисом сдали зачет. Но три звезды – это не четыре (very good) и не пять (excellent). До этих оценок Вам очень далеко. Довольный троечник никогда не будет хорошистом и отличником. Зачем? И так все good. Ваших с Марсалисом имен на обложке хватило только на тройку. Да Марсалис – тоже троечник. Правильной выше была цитата Джаррета. Нет у него собственного голоса и никогда не будет. Отсюда все его нападки на корифеев джаза, тех, кому он на все 100% обязан своим «творческим багажом» и карьерой. Помните эту битву в Нью-Йорке? Ее все обсуждали и называли не иначе, как «джазовой войной». Вся прогрессивная джазовая общественность была возмущена мерзкими словами Марсалиса в адрес Великих. В результате этой войны Марсалис жив и здоров, но он получил по полной и ему никогда не забудут его слов и ему никогда не «отмыться». Что толку от похвалы Марсалиса в Ваш адрес, если он параллельно «поносит» Майлса Дэвиса. Вот цена его похвалы. Лучше бы он ругал Вас и Левиновского. Марсалис+Бутман=***. Что-то вроде анекдота (№ 1). Новая русская басня: «Кукушка (-Марсалис) хвалит петуха (-Бутмана), поскольку..» Далее всем известно.

    Вы можете возмутиться, а как же 4 1/5 звезды моим «Мультфильмам» в Даун Бите. Мы все знаем про эту пластинку и здраво реагируем на эти звезды. Это же бизнес, Игорь. Это тоже троечная пластинка. А с чего ей быть шедевром? Для этого не было никаких предпосылок, оснований, основ, прежде всего духовных. Это наша музыка. Американцы не видели этих фильмов, не слушали всю жизнь эту музыку, не знают и не чувствуют ее. Анекдот № 2. Американцы с указанным выше творческих «бэкграундом» с области русских мультфильмов пришли в студию и создали «шедевр». И утерли нам всем нос. Вы ничего не понимаете, вот так надо играть ваши мультфильмы. Наши бы музыканты сыграли лучше. Но русские музыканты Вам не нужны. Вам нужны американские имена на обложке. «Но как, друзья, вы не садитесь…», получится как всегда: «Бутман+(любое имя)=*** Троечники не стремятся вперед, они только тянут назад.

    Спасибо, Игорь. Вы открыли нам глаза.

    Анекдот № 3. Заголовки американских газет на альбом русского оркестра Игоря Бутмана с музыкой из американских мультфильмов: «Русские открыли нам глаза на Уолта Диснея…Спасибо русским, они нас научили ценить и любить американскую классику…Исполнение музыки диснеевских мультфильмом оркестром Дюка Эллингтона – отстой. Русские это показали…»

    Кстати, о прессе. Игорь, как замечательно, что Вы вывесили в интернете все эти статьи. Браво. Заметьте, Вы сами это сделали. Вы можете представить, чтобы что-то похожее сделали Дюк Эллингтон или Джон Колтрейн? Анекдот № 4. Дюк Эллингтон и Джон Колтрейн демонстрируют американским поклонникам джаза (или русским) вырезки из американской прессы о себе. Да они занимались музыкой, Игорь. А не в интернете сидели и не гоняли шайбу.

    Ни один музыкант, на которых Вы «наезжали», никогда этого не сделает. Слава Ганелин – никогда, а у него – ворох таких статей со всего мира. Никогда этого не сделают мои очень хорошие знакомые и друзья, участники этой дискуссии – Андрей Кондаков, Миша Альперин (Миша, давно Тебя не видел. Последний раз, помнишь, в Вене), Алексей Круглов. Может они не читали? Да я сам лично давал им статьи из зарубежной прессы, но никогда не видел, чтобы они ими где-то «козыряли». Они могли это использовать только профессионально, в общении с организаторами или продюсерами

    Так «кичиться» своими «успехами» – это тоже удел троечников. Я понимаю смущение Игоря Володина, который неожиданно для себя обнаружил цитаты из прессы. Игорь отличный музыкант (Игорь, ценю Ваши Illusions и Serene Light) и скромный человек. А у Вас нет и не тени смущения. Смотрите все…

    Далее Игорь нам спокойно и четко разъяснил, почему он стал троечником и остановился на этом уровне.

    «Что касается «дураковаляния» , то я занимался метро-ритмически-гармоническим дураковалянием( подчеркиваю, именно этим дуракавалянием)играя с Курехиным и другими музыкантами авангарда и делал это из любопытства стремясь понять для себя, так ли это интересно, сложно и challenge ли это для меня, оказалось нет.»

    Да-да. Именно здесь все и кроется. Когда Вам было «любопытно» и «интересно», нам тоже было интересно. Еще как! Я помню дебют «Поп-механики» в Москве. 14 апреля 1984 года, ДК «Москворечье». Это был концерт на все жизнь. Свежий ветер в душном застойном совковом воздухе (до перестройки!). Игорь, Вы выглядели очень стильно, белая рубашка, темные очки. И звук на альтушке был супер. Кстати, а зачем вы перешли на тенор? На альте были намного интереснее (это не только мое мнение). Сони Ститт это сделал, чтобы не быть похожим на Чарли Паркера. А Вы?

    И вот Вы пишете, что уже тогда для Вас не было ничего сложного. Вы тогда уже все умели и всего достигли. И Вам уже ничего не интересно.

    Вот отсюда и Ваши тройки.

    Еще о кино вместо послесловия.

    Как начинался наш, исконно наш, русский легендарный фильм «Кавказская пленница». «Эту историю рассказал нам….» Игорь. Большое ему спасибо.

    «Кавказская пленница» никогда не станет классикой в Америке, хотя ее там наверняка оценили. Это наше! А у них есть свой Голливуд. Мы его тоже любим, но все-таки по другому, не так, как американцы.

    Браво, Игорь.

  29. Лёша, спасибо за любовь к моему городу. Я уверен, что Тихвин уже и твой родной город. Мне, чтобы услышать в себе музыку, просто необходимо жить в таком месте, в гармонии с природой и своей душой. Все мысли о грамотном САМОПИАРЕ (слово какое-то даже противное) как-то уходят из головы. Хочется творить, искать и думать…
    К сожалению правящая партия окончательно добивает и так униженную культуру России и жить даже на три з.п. культработника и педагога все труднее. В моём городе (как и в 1000 подобных)это особенно заметно..
    Тратить большую часть своей жизни, чтобы догнать и перегнать американцев, узнать тайну империалистов..и стать ПОЧТИ М. Бреккером (к примеру) или ПОЧТИ Ч. Корриа..Зачем?
    Пожалуйста не примите мой коммент, как камень в чей-нибудь огород. Это просто мысли вслух. И я имею на них право……..

  30. Влад
    Не в бровь,а в глаз…
    А с мультфильмами все просто….спонсор -Сбербанк.
    Думаю остальное в этом не требует объяснений.

  31. Влад.
    Видно ,что вы человек с хорошим вкусом в музыке,как минимум.
    Знаете хорошо лица нашего джаза.
    Было бы очень интересен список интересных и талантливых Российских музыкантов на ваш взгляд и может анализ их работ.
    В том числе и авангардистов

  32. Молодец, Влад! Развенчал миф об Игоре Бутмане.

    Игорь Володин, ну что вы все , как застенчивая барышня , нехочу пиариться, не хочу пиариться, а вот попиарились и еще двух поклонников приобрели , Игоря ( не Бутмана) и Влада ( безимянного)

  33. Игорь Бутман странный вы однако.
    Вам свое уважение, как российскому музыканту и промотеру высказывали не только я тут.
    Для спортсменов повторяю.
    Спасибо вам за вашу активность,благодаря вам много тут хороших привезли.
    Другая часть дискуссии посвящена вашим и Левиновского,якобы розовым очкам,которые вы нашему уважаемому сообществу попытались втюрить.
    Уж простите за откровенность которую вы тут услышали.
    Джаз.ру пока еще не закрытая площадка вами и сообщество
    может говорить о своих взглядах на музыку в соответствии со своим мироощущением,тут вам не там.
    По поводу пиара двум музыкантам.Саасибоэтой дискуссии и джаз.ру что мы узнали об этих двух замечательных парнях.
    Вот бы их вам пригласить на фестиваль или хотя в ваш клуб.
    Или снова на мат перейдете?

  34. Игорь Михайлович, если можно, пришлите мне смс-кой Ваш электронный адрес (телефон у вас есть)или напишите мне: igorvolodinjazz@mail.ru Я с вами откровенно поделюсь своими мыслями и о музыке и о партиях.Если это Вам интересно, конечно. А в комментах не нападайте на меня ,пожалуйста .
    Я в ваш адрес ни одного плохого слова не сказал и не написал…

  35. Спасибо Владу за четкий и правдивый анализ! Все верно. Я бы еще добавил про главную проблему нашего джаза — эгоизм. Многие музыканты стараются во всем показать себя, сыграть больше нот, поразив всех своей техникой, побольше попиариться и т.п. Но, ведь права Татьяна Балакирская. Музыка — о другом! Вчера ходил на концерт Дейва Либмана. После концерта осталось ощущение позитива, радости. Все музыканты его группы работают на общую идею, композицию, не выпячивают самих себя. Либман играл потрясающе, может и не так много, как хотелось бы, но при этом — каждая его нота была в точку. Понятно, он — лидер проекта, но с каким уважением он относится к своим музыкантам!

  36. Tovarishi!!Hvatit travmirovat drug druga..Kidaya bumerang,nado pomnit,chto on mojet tebya je i ranit..Konechno, vse eto ot lyubvi k JAZZU.. Odin zadel drugogo i poehali…Harms kakoy-to.. ALLEGRO Levinovskogo v konze 70-h,v nachale 80-h byli ochen daje svejim vetrom..Sobirali polnye zaly,kak i ARSENAL,po vsey strane.Vstrecha s Nikolaem Levinovskim v 1979 godu seryozno povliyala na menya..Kstati,s Butmanom menya poznakomil Dvoskin vo vremya jema v leningradskom klube Kvadrat . Goloshekin s udovolstviem igral s muzykantami ALLEGRO.. Quintet Butmana s Berensonom ,Maslovym,Kolesnikom i Gubermanom v nachale i seredine 80-h byl super-ansamblem i na jame v moskovskom Dome Kompozitorov s Gary Burtonom v 83 ili 84 godu,Butman vyglyadel yarche vseh..Troechnkom on nikokda ne kazalsya.Konechno,Igor ne angel,a kto angel ?Vo vsyakom sluchae, v istoriyu razvitiya jazza v strane on spravedlivo sebya vpisal mnogimi dostijeniyami.. Ya dumayu,po puti vseh nemnogo zaneslo..no eto ot neravnodushiya i lyubvi k JAZZU. Zanimaytes Lyubimym delom i ne ravnyaytes na primery nevyderjannogo povedenia zvezd(v tom chisle i amerikanskih)jazza!

  37. Спасибо, Андрей.

    А ведь все действительно — из-за неравнодушия. Если бы было все «по-фигу», не было бы дискуссии. Люблю Андрея. Да и Игоря Бутмана уважаю, несмотря ни на что.

  38. Андрей прав. Всем надо уважать друг друга. В этом и заключалась идея моих публикаций здесь, обращенных к Игорю Бутману и Николаю Левиновскому, что нельзя поливать всех подряд. Герои пьес Чехова говорили: «Дело надо делать». Так вот, давайте, уважать друг друга и пусть каждый из нас будет делать свое дело, а тум уж время рассудит.

  39. Андрюш, я согласен. Но я вроде бы и не выказывал неуважения к ним, никого не обзывал. За возможно лишнюю резкость в формулировках я перед ними извинился, но и написал, что всегда буду защищать дорогих мне людей от бесмыссленных нападок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя