Николай Левиновский Фото: пресс-служба Московского джаз-оркестра |
Гастроли джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорке и некоторые мысли по этому поводу
Это были, собственно, даже не гастроли, а многопрофильная деятельность, включающая различные аспекты — творческие и деловые — жизни коллектива джазовых музыкантов. Каковы же эти аспекты? Коротко говоря, первое: создать нечто; второе: донести это до людей — в этом, мне кажется, состоит задача артиста. Но одному ему с этим не справиться. Диззи Гиллеспи как-то сказал: быть джазменом — огромная радость, но если ты хочешь, чтобы тебе за это платили — это бизнес. О бизнесе и пойдет речь.
Нынешний приезд Московского джаз-оркестра Игоря Бутмана в Нью-Йорк — далеко не первый. Летом 2012 мы целую неделю играли в одном из самых престижных клубов — Dizzy’s Club Coca-Сola, по два-три сета за вечер, выступали также в Вашингтоне и Филадельфии. Концерты шли с нарастающим успехом, залы были полны, приём у публики самый горячий. В результате последовало приглашение приехать вновь.
Но работа на сей раз предлагалась другая. Оркестру предстояло выступать на международной конвенции менеджеров, промоутеров, продюсеров, агентов, владельцев клубов, руководителей фестивалей — International Convention APAP, так официально называется это мероприятие. На практике это означает съезд деловых людей, в той или иной мере имеющих отношение к миру джаза. Их задача — следить за рынком, разыскивать всё новое, отлавливать всё интересное и освежать, обогащать индустрию джаза яркими, перспективными дарованиями. Одним из таких «дарований» должен был стать наш биг-бэнд — и он им стал!
Мы выступили на открытии конвенции в роскошном отеле Hilton в центре Манхэттена, исполнив мою композицию «Butman Plays Goodman» — попурри на темы мелодий из репертуара знаменитого кларнетиста. В роли Бенни Гудмана выступил Игорь Бутман, играя на трёх саксофонах — сопрано, альте и теноре. Пьеса эта пользуется успехом у публики, и надежды наши оправдались. С нами также выступили американский певец Алан Харрис и певица из Австралии Фантине Притула (Fantine Pritoula). Они тоже понравились. Предложения не заставили себя ждать. Уже идут переговоры о гастролях по США в будущем году. Это был первый этап.
Затем начался вояж по нью-йоркским клубам. Вначале был знаменитый Iridium — джазовый подвал на углу Бродвея и 51-й улицы. Там мы сыграли два полных сета со значительным успехом. После этого мы переместились в другой подвал — Village Underground. Этот клуб расположен через дорогу от Blue Note, и, чтобы не копировать знаменитого соседа, специализируется больше на таких стилях, как фанк, рэп, хип-хоп, r’n’b. Посему наше появление там было несколько неожиданным, но тем не менее зал был забит до отказа, и наша джазовая программа пришлась по вкусу «фанковой» публике.
После трёх дней непрекращающихся выступлений (плюс репетиции) мы почувствовали некоторую усталость, но до конца было ещё далеко. Нам нужно было выполнить другую важнейшую работу: записать музыку для нового альбома нашего биг-бэнда с участием специально приглашённых гостей-солистов — Рэнди Бреккера, Билла Эванса, Майка Стерна, Дейва Уэкла, Тома Кеннеди и Митча Стайна. Запись проходила в студии Avatar, одной из лучших студий звукозаписи Нью-Йорка. Звукорежиссером пригласили Джеймса Фарбера, известного мастера, работавшего с нами и раньше. Это были четыре напряжённых дня, но все работали великолепно. Американские гости продемонстрировали завидный профессионализм: пришли в студию полностью подготовленными и сыграли с блеском. Наши ребята тоже не подвели: оркестр звучал ярко, и даже в самых сложных эпизодах играл без сучка и задоринки. Так, в общем, и должно быть, и удивляться тут нечему, но, к сожалению, так бывает не всегда, поэтому я об этом упоминаю.
Пришлось нам выступить и в Smoke, известном клубе на углу Бродвея и 105-й улицы. Место это раскрученное и джазовое, но помещеньице малюсенькое, хотя есть и рояль. Мы там с трудом расселись, но «гиг» прошел прекрасно.
Итак, неделя пролетела, «окончен труд, завещанный от Бога», оркестр уехал в Москву — а я живу на даче, пишу новые аранжировки, прихожу в себя и не спеша размышляю. О чём? А вот о чем. Кажется, все так просто — приехали, сыграли, записали. Это для непосвящённых. А для тех, кто знает…
ДАЛЕЕ: как продвигать джаз из России на его родине — в Америке: приглашение к продолжению полемики о «русском джазе».
ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «When I’m With You»
httpv://www.youtube.com/watch?v=e5nn7fuTIOo
Вначале нужно сделать так, чтобы оркестр стал известен. На это уходят дни, месяцы и годы неустанного напряжённого труда — создание репертуара, репетиции, десятки выступлений, да таких, чтобы оркестр понравился и запомнился. Затем нужно выпустить компакт-диски с записями оркестра и распространить их по миру. Для этого нужна реклама, мощная, яркая — и дорогостоящая. О самом процессе звукозаписи и производстве компакт-диска я здесь распространяться не буду — это совершенно особая статья, изобилующая массой технических деталей и подразумевающая участие, помимо музыкантов, целого штата студийных работников. Это, грубо говоря, цех по изготовлению музыки.
Но вот, наконец, об артисте и его оркестре узнали, о нём говорят — и приглашают. Отлично, но привезти в Штаты 20 человек, поселить, накормить… Как говорят в Америке, бесплатных сэндвичей здесь не бывает.
ВИДЕО: Igor Butman’s Moscow Jazz Orchestra & Fantine «Mr.Magic»
httpv://www.youtube.com/watch?v=8AGljlB95h8
Деньги найдены (слава Богу и спасибо спонсорам) — оркестр в Нью-Йорке. Теперь задача — блеснуть мастерством и добиться успеха, понравиться публике и убедить профессиональных дельцов, что игра стоит свеч. До сего момента действовал менеджер, администратор, бизнесмен, теперь действует артист — в том же лице! В нашем деле необходимо полное, всестороннее знание механизмов и рычагов джазового музыкального бизнеса и владение этими рычагами.
Я держал в руках толстенную книгу «Музыкальный бизнес», пытался её читать. Сложно. Мой хороший приятель Чик Кориа, когда учился в бостонском колледже Бёркли, наряду с гармонией и аранжировкой изучал основы музыкального бизнеса. Он убеждён — без знания бизнеса ничего не добиться.
На первом месте, разумеется, связи в мире джаза, связи творческие и деловые. Обзавестись этими связями очень сложно. Деятели джаза — народ осторожный, они не спешат протянуть тебе руку, они не хотят рисковать. Они могут сделать тебе комплимент, ни к чему их не обязывающий, но предложить реальное дело — не дождётесь. Нужно вновь и вновь доказывать и убеждать, что ты — тот самый артист, который им нужен.
15-20 лет назад рассылались т.н. резюме, фотография, подборка прессы, демонстрационная запись. Ныне, в век интернета, вся информация имеется на сайте артиста. Контакты устанавливаются быстрее. И всё же личные связи дают наилучший результат — кто-то был на концерте артиста, кто- то слышал о нём от других, кто- то купил его компакт-диск… Возникает интерес. Но до реального результата еще далеко.
Теперь надо начинать «договариваться». Боже мой, какая это мучительная канитель! Наконец, лёд тронулся — репутация артиста укрепилась, с ним хотят иметь дело, и вот ему уже предлагают то-то и то-то, владельцы престижного клуба дают ему недельный ангажемент, продюсеры известного фестиваля хотят видеть его в числе своих хэдлайнеров, он едет на гастроли, его диски хорошо продаются — успех, долгожданный успех!
И обыватель думает: ишь ты, какой смекалистый парень, как всех обошёл. Лишь немногие знают, чего это стоило, сколько времени, сил и средств ушло на то, чтобы достичь этого успеха, зачастую весьма иллюзорного — если ты включился в эту гонку, останавливаться нельзя ни на минуту: тут же забудут. Такова реальность.
Тяжёлый это бизнес. Неудивительно поэтому, что лишь единицы добиваются успеха. Я не набиваю цену и не прошу аплодировать преуспевшему артисту. Я это к тому, что музыканта, чего-то добившегося, вместо того, чтобы поддержать, зачастую начинают обвинять во всех смертных грехах, обзывать пронырой, пролазой, и делают это не только обыватели, но, к сожалению, и некоторые менее удачливые коллеги.
Предлагаю злоязычным критиканам попробовать сделать что-то стоящее и показать, на что они способны. А то получается, что один работает в поте лица, а другой тычет пальцем: и это не так, и то не этак. Как гласит восточная поговорка: собаки лают, а караван идет. Испытал это на себе. Так и хочется позвать некоторых подозрительных и недоверчивых деятелей на одну из репетиций нашего оркестра, где Игорь Бутман и ваш слуга покорный разучивают новые аранжировки, такт за тактом тщательно и скрупулезно работают над каждой деталью, повторяют сложные эпизоды, требуя от каждого музыканта полной отдачи — и в результате российский оркестр выступает целую неделю в одном из лучших джаз-клубов Нью-Йорка, где ему устраивают овации американские ценители джаза всех цветов кожи, а ловкие американские импресарио предлагают турне по Штатам протяженностью в сорок концертов! Пусть наши критики заглянут в Avatar, где звёзды американского джаза участвуют в записи нового альбома нашего оркестра, в глаза и за глаза расточая похвалы и музыке, и музыкантам, и с неподдельным энтузиазмом исполняя свои сольные эпизоды. Таким вот образом, без громких слов, день за днем завоёвывается слава российского джаза.
Теперь необходимо поговорить о другом. Недавно прочел я обширный доклад М.Митропольского, который меня живо заинтересовал и вызвал желание включиться в полемику, тем более, что автор сам призывает к этому — подзаголовок доклада гласит «к постановке проблемы». Вот и попробуем поставить проблемы — перед автором.
М.Митропольский в своем обозрении российского джаза (в целом весьма обстоятельном и толковом), на мой взгляд, допускает ряд промахов, основанных на его малой осведомлённости, в частности, о состоянии дел в русско-американском джазовом «департаменте». Перечисляя преуспевших — Пономарёва, Козлова, Сипягина, г-н Митропольский туманно добавляет «и другие» — кто эти «другие», остается неизвестным. Тут же он делает им как бы лёгкий упрек: незаметно, дескать, чтобы они продвигали российский джаз. Первый промах, так сказать, информативный , который легко поправить: кроме Пономарёва, реального ветерана, Козлова и Сипягина, приближающихся к этому статусу, в Штатах действует целый ряд джазменов-россиян, более- менее успешных. В Нью-Йорке это саксофонисты Дмитрий Баевский, Борис Курганов, Яков Майман, Михаил Серопян; пианисты Алекс Нахимовский, Михаил Цыганов, Вадим Неселовский, Аркадий Фиглин, Ян Певзнер, Руслан Агабабаев; басисты Дмитрий Колесник, Олег Осенков, Руслан Хаин, Игорь Городецкий, гитарист Илья Луштак. Много лет активно работал гитарист Андрей Рябов, частенько появляется в клубах его коллега Ринат Шаймухаметов. В Бостоне активно действовал пианист Давид Азарян (до безвременной трагической смерти); успел также поработать покойный тромбонист Слава Назаров. В течение ряда лет весьма успешно записывался и концертировал пианист Евгений Маслов. Его коллега Эльдар Джангиров начал как вундеркинд, а ныне — гастролёр звёздного уровня. В прежние годы много играл в клубах пианист Владимир Шафранов, и пользовался солидной репутацией. В штате Мэриленд живет контрабасист Виктор Двоскин — преподает в университете и выступает в клубах. В Вашингтоне — седой, но неугомонный пианист Виктор Прудовский. На Западном побережье, наряду с ветераном Алексеем Зубовым, работает более молодой саксофонист — Алексей Николаев; в Питтсбурге живёт и действует ударник Карен Аланакян. По прежнему на сцене вокалистка Татевик Оганесян. Активны и бывшие «бутмановцы» — трубачи Виталий Головнев и Артем Ковальчук. Частый гость — петербургский пианист Андрей Кондаков. Наезжает и молодёжь — саксофонист Станислав Должков, трубач Пётр Востоков, контрабасист Макар Новиков, саксофонист Андрей Красильников… Регулярно появляется семейный дуэт Олег Бутман-Наталья Смирнова (барабанщик и пианистка)… И Анатолия Герасимова можно было назвать: он, как-никак, прожил в Нью-Йорке 18 лет, где-то что-то играл… Этот список не претендует на исчерпывающую полноту, но все же заполняет пробел, допущенный М.Митропольским.
В Германии, кроме упомянутого Симона Набатова, живут и работают пианист Леонид Чижик, саксофонист Александр Пищиков, трубач Игорь Широков, ударник Александр Симановский, в Австрии активно действует трубач Александр Фишер, во Франции — гитарист Андрей Боднарчук, в Дании много лет живёт ветеран-гитарист Николай Громин, есть русские музыканты в Нидерландах и Финляндии — россияне не затерялись и в Европе. Я уж не говорю об Израиле, где джазмены российского происхождения весьма активны и успешны. Не стоило также утверждать, что успех Сипягина и Козлова трудно повторить — этого никто не знает, а «подрезать крылья» молодым — гуманно ли?
Из чего складывается успех? Во первых, талант, во вторых профессионализм, в третьих, человеческий фактор: настойчивость, терпение, а в работе — надежность и умение ладить с коллегами. Александр Сипягин и Борис Козлов всеми этими качествами обладают в полной мере, и тем не менее путь к успеху занял годы и годы тяжелого труда. Кто знает, может быть, и другие добьются того же, дайте им время и не гасите их веру в себя.
Второй промах серьёзнее, он, скорее, концептуального порядка. Это даже не промах, а некая идеологическая установка, на мой взгляд, довольно спорная. Г-н Митропольский настаивает на существовании некоего «не американского» — французского, японского, польского, русского, и т. д. — джаза, призывает не «клонировать» американский первоисточник и создавать своё.
Призыв благородный, но давайте взглянем на проблему «русского джаза» пристальнее, от далеких времен до дней сегодняшних. Еще в 60-е годы были попытки сделать джазу русскую «прививку» — «Господин Великий Новгород» Товмасяна, «Былины-старины» Зубова, «Крестьянская свадьба» Лукьянова. Попытки эти были, на мой взгляд, формальными и неудачными — желание было, но оригинальных идей и композиторской техники не хватало. Бакинец Вагиф Мустафа-Заде пытался играть джаз на основе азербайджанского мугама; преждевременно умер, не доведя эту работу до конца. В среднеазиатских республиках, например, в Алма-Ате, тоже пробовали работать с фольклором — это звучало наивно и слабо. Эстонец Уно Найсоо добился более убедительных результатов: он был профессиональным композитором. Отдельные удачи были у Юрия Маркина, Игоря Бриля, Анатолия Кальварского — и тем не менее «русский джаз» оставался чисто маргинальным, локальным явлением. Автор этих строк также пытался найти «русское звучание», вначале в саратовском квартете, а позднее в руководимом им ансамбле «Аллегро», и эта работа имела более широкий резонанс, так как ансамбль записывался на пластинки, выступал по всей России и за рубежом. Когда же автор «перебрался» (по определению г-на Митропольского) в США, он и там продолжал эти поиски: был создан биг-бэнд и выпущен ряд альбомов. Сегодня работа в «русском направлении» идёт в сотрудничестве с оркестром Игоря Бутмана — созданы и записаны программы «Шехеразада», «Русь», готовятся «Картинки с выставки». Но утверждать, что я продвигаю русский джаз в Америке, я бы не стал — я даже и задачи себе такой не ставил, точно так же, как и англичане Джордж Ширинг, Дейв Холланд, Джон Маклафлин, австриец Джо Завинул, чех Джордж Мраз, болгарин Милчо Левиев, поляк Михал Урбаняк, француз Жан-Люк Понти не ставили себе задачу продвигать английский, польский,чешский, французский, и т. д. джаз. Если они и продвигали что либо, так это самих себя. Так же действуют и Пономарёв, и Сипягин, и Козлов, и другие выходцы из России — они интегрируют себя в американскую джазовую среду. Исключение, пожалуй, составляют музыканты латиноамериканского джаза — кубинцы, пуэрториканцы и другие выходцы из Латинской и Южной Америки, которые с легкой руки и при мощной поддержке Диззи Гиллеспи еще с конца 40-х годов начали создавать это направление и продолжают это делать сегодня — Пакито Д’Ривера, Артуро Сандоваль, Мишель Камило, Данило Перес, Давид Санчес, Клаудио Родити, Эдди Палмиери, Чучо Вальдес, Дафнис Приэто и другие. Но их музыку трудно назвать «не американским» джазом — Latin Jazz давно уже является частью американской джазовой индустрии, у него огромная аудитория в США и в других странах.
Сегодня в Нью-Йорке сотни джазменов со всего мира работают в американском джазе, каковой и является настоящим джазом в его наиболее полном выражении. Я знаком со многими музыкантами из Европы, Японии, Южной Америки и даже Австралии. Все они в один голос говорят, что приехали сюда ради лучших партнёров, ради настоящего джаза. Пусть г- н Митропольский попробует убедить их в том, что они должны продвигать «свой» джаз. Американский джаз — это знаковое явление, это великие имена, это высочайший уровень. Это неоспоримо. Взгляните на программы самых престижных джаз-фестивалей во всем мире — почти везде большинство участников составляют американские джазмены, и не только крупнейшие звёзды, а и просто отличные, проверенные музыканты.
До сих пор абсолютным чемпионом по продажам остается альбом Майлса Дэйвиса «Kind of Blue». Это говорит о высокой репутации американского джаза во всем мире — американского не в этническом, географическом смысле, а в смысле стиля, идиоматики и — шире — эстетических критериев. В то же время джаз — это открытая форма искусства, в ней нет запретов, но есть предпочтения, и каждый артист волен выбирать то, что ему ближе.
Я не раз был свидетелем того, как раздутые авангардные «светила» на деле оказывались абсолютно беспомощными, когда дело касалось джаза: не могли сыграть простейшей мелодии, не выдерживали и четырех тактов простейшего ритма, не имели понятия о блюзовой гармонии… Вот от чего нужно защищать наш джаз.
А может быть я отстал от жизни, и гармония уже не нужна? Да нет, господа, гармония нужна — и я говорю не только об аккордах, а о согласованности всех элементов джазовой композиции, а если шире — о жизненной гармонии. Иначе — хаос, разрушение, гибель. Но М.Митропольский об этом ничего не говорит.
В его докладе в качестве образцов «русского джаза» названы имена Тарасова, Шилклопера, Альперина, музыкантов весьма достойных, но объявлять их музыку русским джазом — это уж слишком!Русские музыканты — согласен, русский джаз — натяжка. Да и просто назвать их музыку джазом — тоже своего рода натяжка. Но г-н Митропольский поет вышеназванным музыкантам такие дифирамбы, возглашает такую осанну, что кажется, нимб святых вот-вот воссияет над их головами. Позвольте усомниться. Говорите, к Альперину в класс не попасть. Где, в Осло? А в Москве Осейчук трудится сорок лет, и выпестовал чуть ли не полк джазменов. В Петербурге существует целый оркестр саксофонистов, учеников Гольштейна. Есть крепкие джазовые школы и на периферии, например, в Ростове-на Дону. Почему же о них ни слова? Почему ни слова о Кролле, который учит молодежь искусству игры в биг-бэнде? Да потому, что Осейчук, Гольштейн и Кролл не интересуют г-на Митропольского — они, мол, клонируют американский джаз. Ученики Осейчука играют во всех российских оркестрах, а где играют ученики Альперина? Где ученики Альперина, и сам Альперин, играют русский джаз? В Москве? Что-то не слыхать. В Нью-Йорке — и подавно. Может быть, где-то в Европе? Возможно. Но если бы г-н Митропольский хотел всерьез порадоваться за русский джаз, назвал бы уж тогда живущих и действующих в России: «стариков» Козлова, Лукьянова, Маркина, Голощекина, Фрумкина, Бриля, — они еще в строю; поддержал бы молодых Мосьпана, Востокова, Окуня, Смирнову, Баронина, Полякову, — это несомненные таланты; упомянул бы наших очаровательных вокалисток Анну Бутурлину, Полину Зизак, Анастасию Глазкову, Ирину Родилес, Юлиану Рогачёву, единственного в своем роде Сергея Манукяна; отметил бы, наконец, как представителя «русского джаза» Игоря Бутмана с его оркестром, «Шехеразадой» и «Русью», двумя джаз-клубами и тремя фестивалями. Не уверен, что это тот самый русский джаз, о котором так печётся М.Митропольский, но то, что это джаз, яркий, самобытный и высокопрофессиональный, абсолютно убеждён. Кстати, наша «Шехеразада» продается по всему миру, положительно оценивается публикой и критикой, несет славу российскому джазу — а у М.Митропольского по этому поводу и двух слов не нашлось. Сторонник русского джаза, говорите? Не выглядит ли это так, что пишущий эти строки, живущий в Америке и бывающий в России наездами, осведомлен о русском джазе более подробно, чем М.Митропольский, живущий в России и проявляющий столь трогательную заботу о самобытности российского джаза? Это, несомненно, право автора доклада — отдавать предпочтение тому-то и тому-то и игнорировать то-то и то-то, но мне подобная одностороннось не представляется плодотворной.
Я отнюдь не отрицаю того, что есть характерные черты у джаза скандинавского, польского, французского, русского и т. д. — может быть, интонации, колорит, общая аура и склад темперамента, — но при этом всё базируется на основополагающих началах: наличие свинга, фразировки, артикуляции и специфического джазового лексикона, джазового словаря, всего того, что составляет феномен джаза. В своё время некоторые рьяные апологеты «национального» искусства, желая сделать мне комплимент, называли музыку ансамбля «Аллегро» проявлением «русского патриотизма», и, возможно, были основания для подобной оценки, — а как русскому человеку, мне это даже приятно, — но я бы на патриотические педали не нажимал: я предпочитаю быть просто джазовым музыкантом. Моя задача была пропагандировать джаз в России и продвигать его на филармоническую сцену, для чего требовалось облечь его в демократические, доступные формы. Да, я использовал фольклорные элементы, но в джазовом контексте. Я просто искал новый, русский репертуар. Если же М.Митропольский, говоря о «не американском» джазе, имеет в виду различные околоджазовые пограничные явления, то так можно зайти далеко и причислить к джазу и этно, и фолк, и new age, и многое другое… Подобной музыки во всём мире исполняется очень много, она свежа и привлекательна, у неё есть своя аудитория, и, может быть, большое будущее, но давайте не будем путать Божий дар с яичницей! Мне, например, очень нравятся альбомы группы Zawinul Syndicate покойного Джо Завинула — захватывающий ритм, фантастическая энергия, яркие краски, блестящее исполнение, — но джазом я бы эту музыку не назвал. Сам Джо Завинул, кстати, говорил, что джаз умер, и он — один из тех, кто его убил. Это, конечно, злая саркастическая шутка — но тем не менее…
Еще на один нюанс хотелось бы указать г-ну Митропольскому: нежелательность вкусовщины и тенденциозных, пристрастных суждений для джазового критика. В оценках и рекомендациях М.Митропольского за вежливым и внешне беспристрастным тоном прослеживается плохо скрываемое неодобрительное отношение к российским джазменам мэйнстримового направления. Не обижайте музыкантов! Поддерживайте российских джазменов и позвольте им играть то, что они хотят!
Подумайте и о публике — ценителей мэйнстрима в России более чем достаточно. Вам нравится авангард, фри-джаз — ради Бога! Что касается меня, не скажу, что мне это не нравится — это просто не моя «чашка чая», но я за то, чтобы в нашем джазовом огороде росли и зрели разные плоды.
Кстати, хотелось бы спросить г-на Митропольского, каковы признаки этого самого «русского» джаза, чем он отличается ( или должен отличаться) от джаза американского. М. Митропольский как-то обходит этот вопрос стороной, но не устает повторять живучие еще с советских времен мифы о якобы сенсационном успехе трио В.Ганелина в США. Не было этого. Сенсационного успеха не было ни у кого из приезжавших в те годы джазменов из СССР, было в лучшем случае доброжелательное любопытство: что это такое — джаз из ГУЛАГа (зачастую это так и рекламировалось). Пишущий эти строки живет в Нью-Йорке 23 года, видел и слышал достаточно, общался с такими авторитетами, как Уиллис Коновер, Фредерик Старр, Джордж Авакян, Айра Гитлер, Джордж Уэйн, и со многими музыкантами, мнению которых можно доверять. Уж они-то, собаку съевшие на джазе, знают правду об «успехах» советских джазменов. Пишу об этом с сожалением, поскольку сам был частью советского джаза, и знаю, как много ярких и интересных музыкантов было в СССР — но удивить советским джазом кого-либо в Нью-Йорке, городе Колтрейна и Дэйвиса, проблематично. Да и в самой России существует сдержанное и скептическое отношение к проблеме «русского джаза». Мифы же эти создавались стараниями разных деятелей, которым очень хотелось выдать желаемое за действительное и тем самым укрепить репутацию советского джаза, а заодно и свою, как неких знатоков и экспертов советской и мировой джазовой сцены. Может быть, тогда это и нужно было, но теперь, 30 лет спустя, переписывать историю не стоит. Потребовались десятилетия, чтобы российский джаз, в лице отдельных его представителей, завоевал признание в США. Это прекрасно, но это пока капля в море, и огорчаться по этому поводу не стоит. Такова реальность. Европейские джазмены с большим трудом пробиваются на американский рынок и, как правило, успеха не имеют — в свое время ничего не вышло у Збигнева Намысловского, остался в тени Адам Макович… Редко-редко появляются Энрико Рава, Томаш Станько… Время от времени усилиями энергичных продюсеров проводятся мини-фестивали европейских джазменов в США. Конечно, этих артистов замечают, и о них пишут в JazzTimes и DownBeat, но удельный вес европейского джаза на американском рынке не слишком велик. На фоне этих скромных успехов достижения россиян последнего времени представляются тем более весомыми и обнадёживающими. Надо отдать должное энергии и авторитету Игоря Бутмана — он, как океанский ледокол, ломает лёд недоверия и прокладывает пути другим: российские джазмены все чаще и чаще появляются на американских подмостках, в частности, в Нью-Йорке. Из недавних событий можно отметить выступления Андрея Кондакова, Ивана Фармаковского, Якова Окуня.
Я далёк от того, чтобы осуждать европейских джазменов за их неуспехи в США. Напротив, я желаю им всяческих побед и достижений. Успех, неуспех — всё это относительно. Мы, джазмены, плывём в одной лодке. По собственному опыту знаю, как тяжело здесь даётся каждый шаг, сколько раз нужно выступить в разных мелких клубах с малоизвестными музыкантами, прежде чем тебя заметят и зауважают, сколько раз у меня опускались руки и хотелось все бросить и стать таксистом… К тому же и конкуренция — на одно место сотня претендентов… Нью-Йорк — местечко не для слабаков, скажем прямо. Причина же неуспехов, мне кажется, кроется в том, что музыканты из Европы, приехав в Нью-Йорк, начинают предлагать публике и коллегам свое видение джаза — как они привыкли играть у себя дома в Париже, Берлине, Хельсинки, Варшаве и т. д. Здесь это не проходит!
Хорошо это или плохо, но в Америке, чтобы достичь успеха, нужно играть и действовать по-американски — к этому привыкла публика, этого ждут критики, этого требуют музыканты. Тот, кто это понял и проявил гибкость — тот преуспел. Валерий Пономарёв попал в ансамбль Арта Блэйки потому, что играл «правильный» хардбоп в стиле Клиффорда Брауна и Ли Моргана, чем и завоевал симпатии музыкантов и публики. Игоря Бутмана приглашали Лайонел Хэмптон, Дейв Брубек и Билли Тейлор, приглашали потому, что им нравился его мощный «американский» стиль игры. Владимир Шафранов пользовался авторитетом среди джазменов потому, что мог сыграть любой стандарт в любой тональности, как это принято в Нью-Йорке. Мне удалось организовать биг-бэнд потому, что американским джазменам интересно было играть мои «по-американски» звучащие аранжировки. Борис Козлов выиграл конкурс в биг-бэнд Мингуса потому, что звучал, как Мингус — крепко, напористо и виртуозно; все так и сказали: Мингус!
Что касается трио ГТЧ, я вовсе не намерен приуменьшить их значение — это был очень интересный, сильный авангардный «агрегат», и мне, не стороннику авангарда, многое из того, что они делали, нравилось. Вместе с тем многое и не нравилось — например, «волчок» и тому подобные дешёвые и неостроумные трюки. Успех же их у публики базировался в основном на ореоле «протестантов», и там, где это было актуально (в СССР, Польше, ГДР). На Западе же, например, в Италии и Англии успех был значительно скромнее, хотя те, кто организовывал там их концерты, пытаются убедить всех в обратном. Что касается Америки, то, во-первых, авангард здесь особым спросом не пользуется, а во-вторых — чем могли удивить американскую публику, видевшую Орнетта Коулмана и Дона Черри, Арчи Шеппа, Алберта Айлера, Пола Блэя, Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, — чем могли её удивить трое вильнюсских авангардистов, привыкших к успеху и приехавших «в Тулу со своим самоваром»? В Москве и Варшаве они выглядели «беззаконной кометой» и «бесстрашными рыцарями», в Нью-Йорке — отнюдь нет. Их послушали, слегка похвалили, слегка поругали — и разошлись. Как сказал мне один музыкант, слышавший их в Нью-Йорке, у многих интереса хватило ровно на пять минут — всё это здесь уже было. Повторяю — пишу об этом без всякого злорадства. Музыканты ГТЧ ни в чем не виноваты, они просто оказались не на своем месте по вине организаторов, не знавших специфики американского джазового рынка. Боюсь, что и мы с нашим «Аллегро» здесь никого бы не удивили, да и за других не уверен. Те, кто поняли, что в джазе им ничего здесь не светит, благоразумно оставили бесплодные попытки и перешли в другие сферы деятельности, где и преуспели.
Джаз в Америке, какой бы он ни был передовой — это развлекаловка, шоу-бизнес. Если публике скучно, неуютно — пиши пропало! Когда Колтрейн в 60-е годы стал играть сорокаминутные каденции на одном аккорде, публика пожимала плечами и уходила — это известный факт. По этой же причине авангардисты в престижных джаз-клубах Нью-Йорка не выступают — скучно, неинтересно, не позитивно; кусок в горле застревает. Не поймите меня превратно — авангардный джаз, конечно, исполняется в США, у него свои «точки» и своя аудитория, но перечисление всех джаз-клубов, где звучит авангард, не заняло бы много места. К тому же это не входит в мою задачу.
Я пишу о судьбах российского джаза и его месте на американской сцене. Да, господа, все это нужно знать и испытать на собственном опыте, чтобы не повторять чужих ошибок.
Как-то так вышло, что главным «героем» моих заметок стал М.Митропольский. Надеюсь, ничем его не обидел — он открыл тему и дал повод для полемики, вот мне и захотелось поспорить…
Завершая тему «русского джаза», хочу в порядке фантазии предложить мой собственный список музыкантов, которых ещё в давние годы стоило бы показать американской публике — ленинградский квинтет Гольштейна-Носова, пианист-виртуоз Леонид Чижик, уникальный исполнитель джазового мугама Вагиф Мустафа-Заде, абсолютно самобытный композитор и трубач Герман Лукьянов, и… пожалуй, всё. Лукьянов, кстати, выступал в Штатах в составе ансамбля Игоря Бутмана, и не без успеха. Но, как говорится, поезд ушёл. Иных уж нет, а те далече…
Джаз — это субстанция, наука, профессия и дисциплина, подобно медицине, астрономии, математике и химии. Врач обязан знать всё в своей области, математик — алгебру, геометрию и тригонометрию, химик — таблицу Менделеева, музыкант — гармонию, полифонию, оркестровку. Классик — сонаты Бетховена, симфонии Чайковского, джазмен — Эллингтона, Паркера, Монка, Колтрейна, Хэнкока, Кориа. Иначе — профанация, очковтирательство и халтура. А какой это джаз — русский, американский или японский — пусть решают слушатели. Мы ведь работаем для них, а не для истории.
Уверен — меня оспорят. Тем лучше. Я к этому готов.
Игорь и Николай, значит вы все-таки соизвонили послушать диск Лукьянова (видимо — Black on White, 2008), где я играю в нескольких вещах и по нему составили обо мне представление, как о музыканте. Других моих записей вы конечно не слушали. Замечательно. По поводу того диска — пьеса называется «Прыжки в снегу», а играю я там не на бас кларнете, на на бассетгорне. Странно, что вы этого не услышали, хотя с вашими-то способностями и опытом…
Заметьте, я не пишу о вас, как о музыкантах, хотя мог бы столько всего написать и гораздо более объективного, чем странноватый анализ Артистом моей «нестройной» и «корявой» игры под Брекстона, Долфи, Вудза и Чекасина на диске Лукьянова. Ах да, надо бы еще сюда в список добавить Колмана, забыли что-то.
По поводу, Николай, вашей грязи, то мне достаточно вашей книги, где вы пинаете всех подряд.
Игоря (в первом предложении) имел в виду того, который Бутман.
Алексей, я же написал, что играл с вами, слушал ваши опусы, где вы читаете стихи, квартет с гитаристом и Аркадием Шилклопером, дуэты со Столяром и Тарасовым и не соизволил, а из любопытства, кто же это такой задиристый парень и везде одно и тоже. Я сужу по многим вашим записям .Хотите разбирайте нас с Левиновским, но мы вас не спрашивали,слышали ли вы нас или нет.
Хотите сыграем показательный концерт, можем у нас, можем у вас. И музыкально думаю будет интересно и вообще, чего болтать и саксофонами меряться.
В самом деле будет интересно послушать такой баттл, но если он будет носить исключительно дружеский характер!
… наконец-то, вот это — другое дело!!!
Замечательная идея! И это, господа, необходимо!
Давно пора объединять усилия музыкантов разных направлений. Ведь существуют сотни тысяч фестивалей джазовых и фестивалей искусств по всему миру, где на творческих сценах встречаются музыканты, которые готовы к настоящим, музыкальным дискуссиям. Потому, что настоящие музыканты должны играть музыку, а делать оценки должны люди, которые занимаются этим профессионально.
Это — разная работа
Месяц тому назад прошел очередной Триумф Джаза — квартет Роя Хейнса, трио Билла Шарлапа, Ли Ритенур, биг- бенд Игоря Бутмана, квартет Дмитрия Мосьпана, пианист Олег Аккуратов, певица Фантине. Шесть концертов в Москве и Питере, полные залы. Недавно выступал отличный русско-американский бенд opus 5. Мало этого вам, ругатели Бутмана и мои? Выходит, правильно я написал в статье — собаки лают, а караван идет.
В апреле едем на гастроли в Германию, летом — Англия, Франция, Италия, Норвегия, осенью- США, Израиль. Кроме того, фестивали в Москве и Сочи. Мы неустанно работаем, готовим новые программы , ничего ни у кого не клянчим — нас приглашают. Предлагаю Круглову — приезжайте в Нью-Йорк, покажите свое лицо: может, вас тоже заметят и пригласят.
Кстати, таксистом я работал — две недели, был сложный период в жизни. Потом все выровнялось — в течение пятнадцати лет работал штатным пианистом в ведущих балетных коллективах, а параллельно руководил собственным биг-бендом и выпускал альбомы. Как видите, не пропал в Америке. А с Бутманом работаем вместе почти тридцать лет, и все это время нас периодически «поливают».
Нет пророков в отечестве своем.
Очнитесь Левиновский.
Надежда Бабакина тоже гастролирует и Хазанов по заграницам.И это всего лишь талант промоутера и упорство Бутмана в сочитании с партийными связями, а не ваша работа в студии или на репетиции (этим занимаются и студенты).
Триумф джаза начался с подачи Березовского , кстати…
Привоз Хейнса и других-наличие элементарных бабок на это дело.
А вот то , что вы ездите по другим странам и играете псевдо свинг,
это не радует…
Зависть тут , как и писал ранее , не причем.Просто констатация факта.( можно не отвечать-переживу).
Ага, слышали, но привели только пример с Лукьяновым.
Хорошо, говоря серьезно, иногда, когда я играю традицию, а музыка Лукьянова, все же — традиция, пусть и левая, я не против отталкиваться от традиционных обыгрываний аккордов, но не подражать кому-то при этом, а играть себя. Слышали как играет стандарты Брэкстон? Здорово играет, по-своему, но при этом тот, кто захочет, найдет в его игре и Паркера и Маклина. Я приведу еще такой пример. Рахманинов. Как считаете, слышно в его музыке влияние Шопена? А русских композиторов до него? При всем этом, это — Рахманинов, а не Шопен.
Потом, существуют такие вещи, как полиметрия, четвертьтона, мультфоника и прочее. Конечно, многим проще назвать это «нестройностью» и «корявостью». Мне кажется в общем-то глупым об этом писать, ведь главное-то, как говорил Станиславский в «сверхидее», в том, куда идет и что несет собой искусство того или иного музыканта.
Устроить показательный концерт? Ха! Давайте в два бэнда в Кремле или ММДМ — мы играем тотальное фри, а вы — Бенни Гудмана))) Будем каждый самим собой)))
ну вот опять… а ведь уже почти примирились было…
Алексей, пожалуйста, поумерьте свой пыл. Понятно, вас задели за живое, но не уподобляйтесь нам, амбициозным артистам. Не гоже себя так «успокаивать». Имейте силы и выдержку сдержать свои эпистолярные порывы и сохраните их для совместных, смею надеяться, выступлений на доброй музыкальной ниве. Будьте достойны и бдительны…
Так, столько ответов, что можно и запутаться:) Мой предыдущий пост в 20.10 был ответом Игорю Бутману. Теперь отвечаю Артистке Ивановой. Вы знаете, я в общем-то и не переживаю, единственное, задели за живое только одним — неуважением к другим музыкантам (и не только музыкантам), которое при каждой возможности проявляет Николай Левиновский.
А что-то молчит Роман Столяр? А куда подевался вечный полемист Сергей ибн-Беличенко?
Алексей, а ведь хочется в Кремль? Вы еще были молоды , когда мы с Курехиным играли тотальное фри. Что касается четверть тонов то мы можем отличить их от вашего нестроевича. В свое время в одной из дискуссий Бударин сказал, что в вашем фри критериев нет, не строит саксофон, четвертьтона, строит тоже хорошо. Не дурите себя да и людей. Сыграть же предлогаю опять, но не в Кремле, боюсь народ не соберем, если конечно у вас есть деньги на аренду. То давайте там
Брэкстон играет стандарты хуже, чем вы. Не комплемент , а факт
Алексей- Кремль только для партменов-:)))
(Алексею Круглову)….ну что ж, такой он у нас получился, в нашей бывшей советской стране, где все зачем-то за что-то боролись, доказывали, отстаивали пОтом и кровью… и ведь было качественно, здорово, интересно. Но вот чего жаль. Ведь выросло новое, талантливое поколение, которое готово созидать и творить. И, основываясь на добром, испытанном и усвоенном материале готовы высказывать и рождать своё…. и, конечно же, перекрывать им дорогу, основываясь на том, что нужно только так, как полагается по устоявшимся канонам, а шаг вправо, шаг влево — расстрел, — это преступление, на мой взгляд. Понятно, что во все времена были авангардисты, которые впоследствии превратились в классиков…
Круглову — вы сами себя назначили на роль защитника униженных и оскорбленных, никто вас не уполномочивал . Твердите, как попугай, одно и то же: Левиновский не уважает… Где, кого? В оркестре Бутмана 16 музыкантов — спросите их мнение. В Москве, Нью-йорке я знаком с десятками, сотнями музыкантов — спросите их. В книге я позволил себе жесткие высказывания — мне было тяжело это писать, но это правда моей личной жизни, как я ее видел. У меня были сложные отношения со многими, и я об этом пишу, не обеляя себя — все не так просто. Вы же, молодой человек, едва оперившийся юнец, беретесь судить о том, о чем понятия не имеете. Весьма авторитетные люди восприняли мои книги, как важное историческое свидетельство и оценили их по достоинству. Это все в прошлом. А в настоящем — вы, подозреваю, злитесь, что в моей статье я о вас не упомянул. Это все ваши амбиции и мания величия. Придет время, и о вас напишут, а пока что — не заслужили. Какой- то немец или англичанин назвал вас будущим джаза — это его дело, дело будущего, а настоящим джаза вы не являетесь- не тянете, уважаемый. Хотите спорить- спорьте аргументированно, взвешенно. Моя статья — ради джаза и ради музыкантов, а вы из чего хлопочете? Из уязвленного самолюбия — о вас забыли. Скромней надо быть, молодой человек.
Студенты в студии- это что то новое, а понял студ-ия ; студ-ент. Очень грамотный, вы Игорь , для беспартийного.
Для справки: Триумф Джаза начался с фестивалей 1996 и 1997 годов проходивших под названием Независимые Джаз Фестивали, которые проходили в День Независимости России. Затем, познакомившись играя в хоккей с Игорем Шабдурасулавым задумали вместе с ним Триумф Джаза при поддержке Фонда Триумф , действительно, тогда принадлежащего Борис Абрамовичу Березовскому, которого в начале каждого фестиваля я со сцены благодарил. И сейчас благодарен ему за эту поддержку.
Принадлежавшего Борису Березовскому. Простите, ошибся
Николаю: нет уж, ошибаетесь, мне совсем не хотелось попасть в вашу книгу…
Игорю (Бутману): Игорь, во-первых, вы почему-то начали вмешиваться в мою кухню, стали рассуждать на тему стиля моей импровизации, нотного материала и т.д., хотя я вас об этом не просил. Если уж вы коснулись этой темы, то я вам привел аргументы моей позиции в этом отношении на примере упомянутого вами диска с Лукьяновым.
Почему вы думаете, что без спроса музыканта можете высказываться о его творческом процессе ему же? В конце концов, я бы тоже мог задать вам кучу вопросов, как и о вашей игре, так и относительно Мурки в вашем исполнении, концертов с Долиной, про ЕР и т.д.
Про «нестроевич» могу сказать одно. Да, на том диске есть не особо точные интонационные моменты, но в темах, когда играет сразу 3 духовых, но это не на столько критичные моменты. Кстати, попробуйте-ка подстроить голос к занижающему альт-горну. На следующем диске — Постоянная величина, у нас темы звучат чище — мы притерлись с Германом друг к другу.
По поводу Курехина. Вы уверены, что с Курехиным вы играли тотальный фри? Я думаю, это была Попмеханика и отдельные перформансы или джемы. Могу ошибаться, но вы никогда не играли с ним в сугубо инструментальных проектах, в таких, как, например, Забытый ритуал Вапирова.
По поводу Бударина — прочитайте внимательно ту дискуссию с ним. Мы ему привели массу аргументов в подтверждение новаторства Тейлора. Виктор же просто исчез, напоследок хлопнув дверью, дескать «все вы такие, авангардисты-шарлатаны, расшатываете нравы».
Вообще, Игорь, мне жаль, но вы живете в своем мире, в котором, как в розовых очках, все прекрасно и сплошной до-мажор. Оглянитесь вокруг. И жизнь, и искусство, и музыка гораздо многогранней, чем вы думаете. ИМХО.
Алексей, да какой у вас стиль? У Грымова, кстати альт строил с Лукьяновым. Но мы говорили про ваши импровизации
Аргументы у вас потрясающие: Долина, Мурка и тут же Единая Россия. Почему молчите про Марсалиса, Хэнкока, Чик Корею, Гровера Вашингтона, Ренди Брнеккера, Майкла Бреккера, Арчи Шеппа, Марио Павоне, Жака ДеДжонетта. Авангард я играл с Александром Фон Шлипеннбахом и Эрнст Людвигом Петровский. С Курехиным я играл все, послушайте диски Лео Рекордс с Курехиным и Гребенщиковым, с Курехиным и Пумпяном, с Беличенко и Пономаревой.
Дружище, бери саксофон и давай сыграем, ради удовольствия.
Игорь Б. всю жизнь занимается спортом … в Джазе-:)
Про студентов » грамотный» вы наш.
Я писал про то, что студенты тоже работают и в студии и над аранжировками, да вот шанса, как «не членам»,нет возможности играть на хороших площадках… ну кроме тех рукопожатых-:)
Да Алексей, видно вы действительно вызываете зависть у двух героев этого диспута-:)
Даже ваши записи знают наизусть и следят за вашим творчеством.
Эх прав Митропольский…
Давай сыграем:) На сцене тоже будем спорить?
Уважаемый Игорь Б.
Вы благодарны врагу вашего Президента?!-:)
Березовский столько бед натворил с Россией давая вам подачки…
Молодец ! Так держать!
Игорь (не Бутман), вам респект! Правда, боюсь, если бы Игорь (уже Бутман) и Николай услышали наш последний диск на Лео, то не позвали бы меня играть вместе)))
Алексей зачем вам спорт-джем?-:)
Игорь, Если вы считаете, что Круглов студент, то вы правы. Как только научится играть, то сразу попадет в хорошие концерты залы.
Алексей, пытался с вами наладить конструктивный разговор, не получилось, вам нравиться другой Игорь, с ним и играйте. Он быстро научиться издавать мультифоникс на чем угодно. Вы кстати и название фестиваля как то пытались украсть » Триумф нового джаза» оригинальный вы наш.
Игорю (не Бутману): Согласен. Спорт в джазе не нужен. Тут все очень просто, ведь договориться о совместной игре — хороший финал дискуссии, дабы спать спокойно:)))
Игорь Михалыч!
Алексей молодой, но уже Мастер , а вот ваше пожизненное студенчество уже бесперспективно.
Зато уважение к вам как к истории советского джаза продолжается.
Игорю (Бутману): Игорь, вы думаете, что если бы мы стали вместе играть, то я бы воспользовался этой возможностью, чтобы пробиться в Кремль? (имею в виду хороший концертный зал) Ух…
Алексей , расскажите пожалуйста , что за диск на Лео рекордс вы упомянули?
Кто в составе, где можно послушать и тд.
Буду признателен за это.
Мастер, так мастер, что я, студент , могу сказать. Как говорит мастер Круглов, респект вам Игорь.
Пойду, на ночь , послушаю Мастера и завтра со спокойной душой на партсобрание.
Вы тоже мастер своего дела. И все в тоже время студенты…
По жизни. Будьте проще и люди к вам потянуться.
Ой.. привет Партии!
Игорь (Бутман), на самом деле, не обижайтесь, если я вас чем-то вдруг обидел. Ладно? Вы как-то погрустнели и вдруг стали ехидничать. На самом деле, каждый из нас занимается своим делом, а время покажет, кто был прав.
Да тянутся они, люди
Игорь (не Бутман), я вам написал письмо с описанием диска на Лео, но оно передано модератору, видимо, так как на нем ссылка на сайт Лео. Пишу еще раз, без ссылки. Это диск с самобытными иркутскими музыкантами — Евгением и Анастасией Маслобоевыми — Russian Folksongs in The Key of New Jazz. Там также играют Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер, Ренат Гатаулин, и приглашенные гости — Антон Колосов и Виталий Лабутин. Я с радостью вам подарю его. Напишите мне, пожалуйста, на имейл свой телефон, мы бы как-нибудь встретились или могу отправить по почте. Вот мой адрес : alexkruglov@mail.ru
Игорь (Бутман), куда тянутся? Вы о чем? Может спать? А то партсобрание у вас завтра, а меня репетиция утром рано…
На марш подлецов тяга людей оценена вашей партией в 500 рублей.
Например.
Вы вроде спать пошли перед встречей сопартийцами?-:)
Спасибо Алексей.
Обязательно сконтактируемся.
Где записывали ? В России?
На какой студии?
Писали в КЦ Дом в апреле-мае 2012, когда сибиряки приезжали в Москву, а сводил Женя Маслобоев у себя в Иркутске. Жду вашего письма на имейл. Будем на связи.
Кстати, если интересно, есть еще пара новых дисков — с Пищиковым на Артсервисе и с Соояаром на Арт Бите. Пишите, встретимся. Спасибо!
Алексей, если не спите. Назовите музыкантов мейнстрима, которых вы слушали и они оставили отпечаток в вашем творчестве?
Есть ли из нынешних европейцев и американцев интересные для вас?
Игорь, доброе утро. Я все же уснул вчера:) Если говорить о самых-самых из мейнстрима, то их немного — Гари Бартз, Джеки Маклин, также — Вуди Шоу, Маккой Тайнер, Джон Колтрейн (он ведь тоже ранний был традиционный), Дэйв Либман, Стив Гроссман. Конечно слушал и Паркера и Эддерли и Вудза, многих боперов, но не скажу, то они оставили большой отпечаток, скорее — Бартз и Маклин. Из европейских одно время нравились записи 70-х годов Намысловского с Шукальским, Гарбарек (не весь). Из наших — Маркин. А из нынешних мейнстримовских сложно кого-то назвать. Сейчас в основном слушаю импров, как Эван Паркер, Хан Беннинг, английская группа Fourth Page. Кстати, я вырос на радио-передачах Михаила Митропольского. В 90-е годы слушал каждую, записывал на аудио-кассеты:) Так что — я ему очень благодарен и обижать его никому не дам:) Пусть даже и известным музыкантам.
Кстати, в последнее время больше стал слушать классику- барокко, русскую классику. Видимо потому, что все чаще стал участвовать в академических проектах:)
Игорь, если вы в Москве, то приходите на концерты в Лютеранский собор Петра и Павла (который на Старосадском пер.7, Китай Город), я иногда играю там классику. 19 апреля играем в соборе Баха. Приходите! Буду рад вас видеть!
Прочитал ночную дискуссию и не могу не выразить своего восхищения многогранными талантами Игоря Михайловича Бутмана и не засвидетельстовать ему своего искреннего уважения. Это великолепный музыкальный дипломат и многообещающий джазовый критик (все мы прекрасно знаем его как блестящего саксофониста, талантливого ведущего телепередач и т.д.). Его профессиональной этике следует поучиться всем. Это наш, настоящий джазовый человек. И защита своих коллег по джазовому цеху у него на первом плане (хотя на первый взгляд может показаться обратное). Это на уровне профессиональной этики Джеймса Бонда, который своему «коллеге» из КГБ прострелил колено вместо головы. В силу профессиональной этики.
Первый пример. Цитата: «50 американских промоутеров стоя аплодировали Русскому Оркестру и его руководителю, члену Высшего Совета Партии Единая Россия ( о чем были оповещены американские промоутеры)». Это шикарный дипломатический ход, оповестить заранее американских промоутеров о Высшем Совете. Игорь, безусловно, искренний партиец и строго придерживается линии партии, но… Вот так изящно взял и вывел из-под удара 50 американских коллег. В стиле Джеймса Бонда. За судьбы американского и мирового джаза можно не беспокоиться. Промоутеры тоже не промах. Все сразу поняли и дружно похлопали. Ведь всем известно, какие списки сейчас обсуждаются в России, какая партия их инициировала и кому этими списками угрожают. А со стороны все выглядит, что американцы аплодируют партии, а не джазу, хотя им такое и в кошмарном сне вряд ли приснится.
Второй пример. Цитата: «Немного Eric Dolphy , Antony Braxton, чуть чуть Phil Woods и немного нестройная интонация(говорю мягко)». Как тонко сказано! Если бы мне сказали, что у нас появился молодой музыкант, который соединяет в своем творчестве черты таких разных выдающихся музыкантов, как Фил Вудс (мейнстрим), Эрик Долфи (классический фри-джаз), Энтони Брэкстон (авангард, близкий к академическому) и не копирует их полностью (ключевое слово «немного» указывает на тактичность), то я первый бы помчался слушать этого музыканта. У Игоря великолепные задатки джазового критика. Он полностью знаком со всеми стилями джаза, знает манеру исполнения выдающихся представителей, может объективно оценить творчество своих коллег сквозь призму светил мирового джаза. Он в курсе мировой джазовой прессы и явно знаком с тем, что писали о Круглове джазовые издания Германии, Англии и Франции. Впрочем, я тоже видел все эти статьи, но таких ярких оценок там не припомню. Пусть никого не смущает фраза о нестройной интонации. Недавно в одном американском прочитал, как один (не очень известный) музыкант сказал, что Эрик Долфи тоже «out of tune». Ну и что? Это как поколебало позиции Эрика в мировой музыке? Конечно, никак. Не придавайте этому значения, это для непосвященных: со стороны кажется, что кого-то критикуют, а на деле такой изысканный комплимент.
Среди партийных джазовых критиков Игорь теперь прочно на втором месте. Первое незыблемо за Никитой Сергеевичем Хрущевым. Его знаменитая фраза («Джазы бывают разные. Хорошие и от которых колики в желудке») стремительно вознесла его на вершину мировой джазовой критики (или критики джаза). Но у Игоря еще все впереди.
Мне кажется, что можно закончить эту дискуссию. Игорю Михайловичу желаю дальнейших успехов на политическом и музыкальном поприще.
Николаю Яковлевичу тоже желаю поучиться профессиональной этике у своего коллеги. Кстати, я полностью согласен с Танеевым и уверен в Ваших широких познаниях в географии.
Круглову — вы лукавите, вам очень хочется, чтобы о вас написали и похвалили, но этого не происходит, поэтому вы сами себя расхваливаете, занимаетесь саморекламой- моя статья забыта, она всего лишь повод поговорить о себе, любимом. Вы — типичный выскочка, и действуете «под дурачка» — за рекламу-то надо платить, вот вы и пиаритесь на дармовщинку. Удивляюсь, куда смотрит редакция.
В книгу мою вы не попали по возрасту, а в статью не попали потому, что не заслужили.
И довольно об этом. «Дискуссия» окончена.
Левиновскому доктора!
Игорь, угомонитесь, будьте добры. Простая логика подсказывает, что в обсуждении чьей-то публикации следует обсуждать публикацию, а не чьи-то личности. Кстати, это относится и к другим участникам дискуссии. Выносится первое предупреждение, второе — бан.
Редакция
Алексей спасибо за приглашение.
Постараюсь прийти.
По поводу музыкантов которых вы слушаете. Очень понравился список.
Про Гарбарека. Согласен с вами -не все хочется слушать у него, но миры которые он рисует-круто.
Здорово, что Вы слушаете классику и играете ее.
Есть замечательный альбом у Брэндфорда Марсалиса с музыкой Дебюсси-очень рекомендую.
Про Колтрейна. Вы наверное слушаете альбомы типа Африка?
Гарри Барц удивительный музыкант, слушал его в живую.
Странно , что он как бы в стороне от тасовки мейнстримовской.
Кстати, по поводу упомнятого неоднократно ГТЧ.
Их пластинка одно из самых ярких воспоминаний моей юности, хотя я в основном слушаю другую музыку.
Это и Майлс
Монк, Брендфорд, Чик Кореа, Хенкок и много других.
Из авангарда одно время с интересом слушал Орнета Колмена и современного Джона Зорна.