Пианист Игорь Володин: тур к 50-летию и его итоги

5
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Елена Сергиевская,
музыковед
LK

reportМашины, поезда, чемоданы, кофры с инструментами, десять дней в пути. Новые залы, незнакомые рояли, с которыми за короткое время надо «договориться». Хитрые зигзаги маршрута — Воронеж, Москва, Дубна, Ростов Великий, Ярославль. Всё это — концертный тур группы пианиста и композитора Игоря Володина из города Тихвин (Ленинградская область), посвящённый его 50-летнему юбилею, который наступает 24 марта 2013 («Джаз.Ру» анонсировал это музыкальное путешествие на своих страницах).

Теперь, когда всё позади, можно подумать над «сухим остатком»: ведь не просто же ради статистического увеличения количества выступлений затевалась эта поездка.

Игорь Володин
Игорь Володин

Игорь Володин:

— Мне показался важным тот факт, что два концерта у нас прошли в библиотеках (книжный дом «Петровский» в Воронеже и научная библиотека в Дубне), один — в Красной палате Ростовского кремля и один — в лютеранском соборе свв. Петра и Павла (Москва). Это необычные места. На первый взгляд — совершенно не для джазовых концертов. Но, как оказалось, наша музыка как нельзя хорошо вписалась в атмосферу именно этих мест.

Спрессованное под корешками книг время и знание создаёт особую ауру библиотек, которые в очень многих городах стали центрами притяжения культуры. И музыке там самое место, особенно интеллигентной, размышляющей, ищущей смыслы — именно такая у Игоря Володина и его группы. Поднимаясь по ступеням XVII века в Ростовском Кремле, попадаешь «под покровительство» русской истории, а ведь именно стремление сочинять и играть музыку «по-русски» выделяет володинский стиль в современном джазовом контексте. Лютеранский собор в Старосадском переулке — вообще уникальная московская площадка, где по инициативе фонда «Бельканто» всё время идут рука об руку классика и джаз, вступая в диалог и обнаруживая родство душ.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о туре, ВИДЕО!

Выныриваем из глубин времени и оказываемся в одном из самых модных мест Ярославля (кстати, отмеченном архитектурной премией) — культурно-развлекательном комплексе «Горка-Холл». И ещё раз убеждаемся, что музыка безусловно современна. И своевременна! А когда Володин на своей родной территории, в Клубе Алексея Козлова и «Джаз Арт клубе», который сейчас работает по средам в джаз-кафе «Эссе» на Пятницкой — с недоумением вспоминаешь, что кто-то иногда отказывает его музыке в джазовой «прописке»: как же можно её не расслышать?

ВИДЕО: концерт Игоря Володина в Клубе Алексея Козлова (продолжительность видео 86 минут)

Особые заботы были у Игоря Володина в связи с ещё одной московской площадкой. Культурный центр ДОМ — место, где найдут понимание и признание самый смелый эксперимент, мультикультурные влияния, яркая индивидуальность. И надо было учитывать этот контекст.

video captionВИДЕО: две пьесы Игоря Володина из ДОМа (смотреть на YouTube)

«Океан»
«Вечная мерзлота»

Игорь Володин:

— ДОМ — Мекка московского авангарда. Я же хочу публике на этом концерте предложить музыку, построенную на «простых» (на первый взгляд), легко запоминающихся мотивах, на выразительных мелодиях. И глубоко убеждён, что такая музыка обязана быть и имеет полное право называться современной.

В результате публика ДОМа отбила себе ладони, вызывая музыкантов на «бис».

На репетиции валторнист Аркадий Шилклопер задумчиво говорил: «Такой музыки в ДОМе ещё не слышали…» Не знал володинских композиций до этого и сам Шилклопер. Так получилось, что специальному гостю тура, московскому саксофонисту Алексею Круглову, пришла в голову счастливая мысль — позвонить Аркадию и предложить стать «специальным специальным гостем». Безостановочно путешествующий по миру Шилклопер оказался именно в эти дни в Москве, приглашение принял и сыграл, кроме ДОМа, в соборе свв. Петра и Павла.

Игорь Володин:

— Как подарок судьбы оцениваю тот факт, что в двух концертах с нами играл Аркадий Шилклопер. Давно мечтал с ним познакомиться. А чтобы ещё и сыграть с ним свою музыку…

ВИДЕО: Квартет Игоря Володина при участии Аркадия Шилклопера
«Мамина песня», клуб ДОМ, Москва, 01.02.13. Игорь Володин (фортепиано), Аркадий Шилклопер (валторна), Алексей Круглов (альт-саксофон), Юрий Грибецкий (контрабас), Олег Юданов (ударные)
httpv://www.youtube.com/watch?v=zDFjCRbXuO4

Голос валторны по-особенному звучал под высоченными сводами собора, отражаясь от плоскостей чистых белых стен. Этот голос стал прочной нитью, связавшей джазовые тембры с красками органа, арфы, сопрано, хора. Джаз вёл диалог с Шопеном и Форе, Брамсом и Листом. Джаз удивлял соло, иногда рождающимися прямо «из сора», как писала Марина Цветаева: под барабанщиком Олегом Юдановым вдруг заскрипел стул (о, эти вечные «заклинания», которые пишут ударники в технических райдерах — стул! Прочный! Не шатающийся!). И из этого скрипа, из этой досадной помехи Олег сделал соло. Джазовое соло на стуле. После чего Алексей Круглов со свойственными ему прямодушием и решительностью говорит теперь везде: «Юданов — гений». И я с ним полностью согласна. Согласна именно с точкой в конце, а не с восклицательным знаком.

Алексей Круглов, Олег Юданов
Алексей Круглов, Олег Юданов

Олег Юданов — из Архангельска, Круглов и Шилклопер — москвичи. Тихвинец Юрий Грибецкий, басист, играющий с Володиным уже около десяти лет — именно его бас обеспечивал то ровное (не только в смысле ритма!) и естественное дыхание, при котором вся музыка «здорова» и хорошо себя чувствует. В северо-восточном крыле тура (Ярославль и Ростов) участвовал ярославский саксофонист Стас Майнугин. Всем этим людям интересна музыка Игоря Володина, они много играют с ним, вместе записываются. Кстати, Майнугин и Алексей Круглов взяли на себя ещё и немалые организационные хлопоты по Ярославлю, Ростову, Москве, Воронежу (концерт в Дубне организовал Юрий Льноградский).

Игорь Володин, Алексей Круглов
Игорь Володин, Алексей Круглов

Игорь Володин:

— Мне очень нравится сотрудничать с фри-музыкантами — Лёшей Кругловым, Олегом Юдановым и другими. Они так здорово умеют «рисовать» звуками, и это оказалось так нужно для моих музыкальных тем! Им достаточно рассказать, что я хочу слышать (и видеть) — и всё оживает. И у нас получается такой синтез — русский северный мелодизм с элементами free.

Ключевые слова в этом высказывании Володина — о том, что музыку он видит и слышит. Именно так, «в одном флаконе». Неспроста название одного из его альбомов — «Негромкий свет». Осязаемое и при этом ускользающее единство. Рецензия на этот диск породила очень интересное обсуждение: музыка Володина проста? Или нет? Простота — это хорошо или плохо? Я согласна со многими высказанными там мыслями, но, по-моему, не в простоте главное качество володинского стиля, а в ясности. Ясности замысла, ясности воплощения. Ясности в подходе к выбору выразительных средств, музыкального языка. От этого и понимание слушателей, и сотворчество музыкантов-импровизаторов — ясно сформулированная мысль находит живой отклик. Антиномии «новое — старое», «авангард — традиция» отходят на второй план, и подлинная современность чувствуется в музыкальном высказывании, если оно ясно формулирует отношение к миру человека, живущего сегодня и размышляющего о сегодняшнем дне.

Какую при этом наклеить этикетку, как определить стиль — не мой вопрос, хотя как музыковед я вроде бы должна сильно об этом заботиться. Но я считаю, что стремление «припечатать» новым термином всё и вся (сегодня, похоже, для каждого отдельного сочинения придумывается новый стилевой «ценник», попробуйте представить это для каждой следующей сонаты Бетховена…) — это явный перенос законов рынка в искусство. В этой статье не место развивать тему, но, может быть, кто-нибудь захочет по ней высказаться в комментариях.

Итак, машины и поезда позади, чемоданы разобраны (впрочем, а зачем — возможно, скоро опять в путь?) Игорь Володин и его друзья «поговорили» музыкой друг с другом и огромным количеством людей, побывавших на концертах.

Игорь Володин:

— Замечательная, интеллигентная публика, одухотворённые лица. Ни один концерт не обошёлся без «бисов»! Лично меня ещё порадовал тот факт, что многие люди и в Воронеже, и в Ярославле, и в Дубне, и даже в Москве целенаправленно шли именно на группу Володина, рассказывали, что знакомы с музыкой дисков «Иллюзии» и «Негромкий свет». Меня иногда спрашивают: какая публика приходит на ваши концерты? А я всегда отвечаю, что мне гораздо важнее, какими люди уходят после всего услышанного. Ведь это ещё и ответственность — играть со сцены только свою музыку. И, как мне кажется, до очень многих сердец мы сумели достучаться.

Пока никто, даже сам Игорь, не знает, какие новые музыкальные мысли начнут прорастать из этих впечатлений; но в том, что они будут, сомнений нет.

 

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТретий конкурс-фестиваль гитаристов им. Владимира Молоткова пройдёт в Киеве
Следующая статья«Бесконечное приближение»: John Handy & Louis Sclavis
Елена Сергиевская
Музыковед, педагог, журналист, автор книги «Музыка: секреты и секретики», в которой теория музыки объяснена ярким слогом, увлекательно и доходчиво. Выпускник Архангельского музыкального училища и Нижегородской государственной консерватории им. Глинки, с 1990 года Елена Сергиевская живёт и работает в Москве. Здесь основное её внимание сосредоточилось на журналистике. На спутниковом телеканале СГУ ТВ несколько лет выходили репортажи для новостной программы «События культурной жизни» о самых ярких театральных премьерах, концертах, выставках, юбилеях. В своих собственных авторских циклах Елена Сергиевская выступала в качестве ведущей, редактора и режиссёра. Сейчас Елена Георгиевна работает в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Но творческая связь с Архангельском не прерывается – она неизменно ведёт концерты фестиваля «Северные земли» и Международных Дней джаза.

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Игорь, поздравляю Вас! 50 лет-самый лучший возраст для творческого человека!!! Ждём новой красивой музыки!

  2. Отличная статья! Спасибо.
    Игорь, с Днем рождения!
    Я видела и слышала Вас лишь однажды, на концерте в Ярославле. Сердце мое затрепетало от родства чувствования жизни, и я захотела лично Вам сказать спасибо и прочесть свое волшебное стихотворение про счастье…))) Ну, вот, теперь Вы меня вспомнили)).
    Игорь, Музыка, которую исполняете Вы и Ваши прекрасные единомышленники удивительно гармонична. Каждое произведение насыщено: слушаешь, и рождаются образы, из света, из света ваших душ и света слушателя. Такое световое музыкальное сотворчество.
    Очень красиво!
    Здоровья Вам и любви!

  3. Спасибо вам Тарас, Настя, Ирина! И за поздравление и за тёплые слова. Я вас всех очень люблю и ценю ваше доброе отношение к моим музыкальным поискам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя