Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
Телеканал «Россия К» после успешного завершения телеконкурсов «Большая опера» и «Большой балет» представляет новый проект: «Культура» решила обратиться к джазу.
Организаторы считают, что «сама философия этого свободолюбивого вида искусства диктует форму будущего проекта» (здесь и далее в кавычках цитируется сообщение пресс-службы канала) — неожиданную, как они рассчитывают, «как для зрителей, так и для телевизионного сообщества». Собственно, вот описание этой «неожиданной формы», как её видят продюсеры: «Телеканал «Культура» готовится представить состязание талантливых джазовых исполнителей, близкое по духу бродвейским шоу и голливудским музыкальным фильмам. Ожидаются участники из самых разных уголков России, а также из зарубежных стран».
Съёмки проекта с рабочим названием «Большой джаз» начнутся в апреле, сейчас завершается кастинг джазменов, финальной точкой которого в первоначальном сообщении канала было заявлено 15 марта. Попробовать свои силы в этом проекте решили не только «незнакомые широкому зрителю джазовые музыканты», но и исполнители, ставшие популярными благодаря участию в других музыкальных телеконкурсах, а также и вполне профессиональные джазовые музыканты, которых неизвестными уже никак назвать не получится. Джазовую аудиторию вряд ли сильно заинтересует участие уже подавших заявки на конкурс поп-певцов (Александр Панайотов, Анжелика Фролова, Юрий Титов и т.п.), но среди имён, которые назвала пресс-служба телеканала, есть и те, за кого многие из нас наверняка с удовольствием и интересом будут болеть — скажем, пианисты Армен Мерабов (создатель джазовой группы «Мирайф» — в конкурсе он будет участвовать именно как солист-импровизатор) и Иван Фармаковский.
Конкурс, как сообщается, будет состоять из семи туров. Сначала участники проекта будут соревноваться по семи специальностям: труба, фортепиано, тромбон, ударные, саксофон, контрабас, вокал (гитаристы, вибрафонисты, флейтисты и другие специальности, видимо, могут смело ехать отдыхать. — КМ.). В каждой категории, как сообщается, «решающим критерием для жюри станет профессиональное мастерство джазовых музыкантов». К середине проекта останется семь исполнителей (по одному в каждой специальности) — «на данном этапе жюри будет оценивать музыкантов ещё и с точки зрения свободы артистизма» (Ого! Не просто артистизма, а свободы артистизма! Победит тот, кто свободно спляшет вокруг рояля, пока из него будет выползать балерина? — КМ.). В финал конкурса выйдут три участника, «которые исполнят два номера: сольный и с приглашённой звездой».
(На этом месте, честно говоря, редакция окончательно сломала себе всю голову, пытаясь представить, как барабанщик будет соревноваться с пианистом, а вокалисты музыки поп — с профессионалами джазового саксофона. Но, разумеется, организаторам наверняка точно известно, как всё устроить так, чтобы в шоу присутствовал какой-то музыкальный смысл. — КМ.)
Оценивать музыкантов будет жюри, «состоящее из профессионалов и тонких ценителей джаза», а также музыкантов New Orleans Jazz Orchestra (NOJO) — относительно нового коллектива с исторической родины джаза, чей дебютный альбом («Book One», World Village, 2010) завоевал премию «Грэмми» и сдержанные похвалы критиков, а организационная принадлежность к Нью-Орлеанскому Университету и крепкая поддержка городских властей помогают уверенно продвигать коллектив уже не только на региональной, но и на международной сцене; в частности, в жюри будет лидер оркестра, трубач Ирвин Мэйфилд.
Трудно пока что не то что предсказать, чем обернётся эта затея, но даже отдалённо представить себе, как именно она может быть реализована. Одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: когда национальный телеканал, тем более «Культура», обращается к нашему жанру не в два часа ночи (как это обычно бывает), а в самый что ни на есть прайм-тайм, и среди заявленных среди участников певцов музыки поп уже сейчас мелькают имена настоящих джазовых мастеров, и эти имена прозвучат (в прайм-тайм!) по телевидению, причём музыканты будут не только названы, но и будут играть — и будем надеяться, что инструменталистам будет дано звучать столько же, сколько певцам! — короче говоря, такое нечастое и, что греха таить, неожиданное внимание телевидения к джазу не только нельзя не приветствовать: за него надо искренне благодарить судьбу.
Подождём апреля, посмотрим, что будет на съёмках.
Отлично, будем ждать. Если съёмки в апреле, то когда телезрителям покажут?
Татьяна: вопрос, конечно, интересный. Мы тоже им задаёмся :)
Редакция
Ой, ребята, ЧЁ БУДЕТЬ, ЧЁ БУДЕТЬ — офигеть можно! Неужели все вот так прямо и будеть?! И чё иль прям Панайотова послушаем или даже посмотрим? Быть не могет ! Вот уж всамделе б-о-о-льшой будет джаз! Неужели дожили?!
Кирил, спасибо за хорошую статью и правильную оценку! С почтением буду благодарить судьбу(есть за что) даже без показа нашего творчества в прайм-тайм, тем более, видно, так оно и будет: несмотря на использование моего имени в новостейных статьях, дальше этого дело не пошло); то есть нам никто не перезванивал, на письма-заявки никто не ответил, вообщем тишина)
всё очень по-нашему, по-советски…
Знаю, что такая же ситуация у Нестеренко, подозреваю, что и у Вани, и у многих других прекрасных музыкантов, кто по возрасту еще проходит.