NEW: Джазовый подкаст: Grammy-2013 — Esperanza Spalding, Pat Metheny Unity Band
Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
Беспроигрышный ход для увеличения посещаемости журнала — ежегодная аналитика, связанная с премией Grammy. Как мы помним, выраженную в красивых бронзовых граммофончиках премию ежегодно вручает в США Национальная Академия звукозаписи (NARAS) — организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. 10 февраля 2013 года в Лос-Анджелесе премия «Грэмми» была вручена в 55-й раз.
Прошлый, 2012-й год был отмечен заметной «движухой», связанной с тем, что непомерно разросшееся количество категорий, по которым вручают премию, было довольно радикально сокращено. Попали под сокращение и джазовые номинации: вместо шести их стало четыре. В 2013-м их уже не четыре, но ещё и не шесть — их пять: после бурного и продолжительного скандала с битьём посуды и валянием по полу, устроенного в масс-медиа представителями латиноамериканского меньшинства, в список категорий «Грэмми» вернулась часть «латинских» номинаций — в частности, в джазовом разделе восстановлена категория «Лучший альбом латиноамериканского джаза».
Радикальных перемен не произошло. В номинациях по-прежнему доминирует проверенное и, главное, хорошо знакомое голосующим членам Академии старшее поколение, прежде всего Чик Кориа, оттесняя более молодых на второй план. В этом году старина Чик довёл свою коллекцию бронзовых граммофончиков, начатую ещё в 1975 г., до тридцати восьми штук (он победил в двух номинациях — одной джазовой и одной смежной). Вообще неожиданностей крайне мало. Следует отметить разве что победу бывшей «Лучшей новой артистки» по версии Grammy-2011 Эсперансы Сполдинг в двух номинациях: джазовой «Лучший вокальный альбом» и смежной «Лучшая аранжировка аккомпанемента вокалу» — кажется, Эсперансе удалось то, что удавалось мало кому из бывших «лучших новых артистов»: не кануть в Лету сразу же; чего мы ей, как говорится, желаем и впредь.
Традиционно много джазовых и околоджазовых имён встречается и в иных, неджазовых разделах номинаций премии. О них чуть позже, а начнём мы с джазовых категорий, в которых приводим полный список номинантов, выделяя победителя — лауреата «Грэмми-2013».
ДАЛЕЕ: полный список джазовых лауреатов и номинантов Grammy-2013!
- Лучшее импровизационное джазовое соло
Лауреат:
«Hot House», солисты — вибрафонист Гэри Бёртон и пианист Чик Кориа, с одноимённого альбома (лейбл: Concord Jazz)
Номинанты:
«Cross Roads» — саксофонист Рави Колтрейн (с альбома «Spirit Fiction», Blue Note)
«Alice In Wonderland» — пианист Чик Кориа (с альбома «Further Explorations», Chick Corea, Eddie Gomez & Paul Motian, Concord Jazz)
«J. Mac» — саксофонист Кенни Гарретт (с альбома «Seeds From The Underground», Mack Avenue Records)
«Ode» — пианист Брэд Мэлдау (с одноимённого альбома Brad Mehldau Trio, лейбл Nonesuch) - Лучший вокальный джазовый альбом
Лауреат:
«Radio Music Society», Эсперанса Сполдинг (Heads Up International)
Номинанты:
«Soul Shadows», Дениза Донателли (Savant Records)
«1619 Broadway: The Brill Building Project», Курт Эллинг (Concord Jazz)
«Live», Эл Джарро и Metropole Orkest (Concord)
«The Book Of Chet», Лусиана Суза (Sunnyside Records) - Лучший инструментальный джазовый альбом
Лауреат:
«Unity Band», Pat Metheny Unity Band (Nonesuch)
Номинанты:
«Further Explorations», Chick Corea, Eddie Gomez & Paul Motian (Concord Jazz)
«Hot House», Чик Кориа и Гэри Бёртон (Concord Jazz)
«Seeds From The Underground», Кенни Гарретт (Mack Avenue Records)
«Blue Moon», Ахмад Джамал (Jazz Village) - Лучший альбом оркестрового джаза
Лауреат:
«Dear Diz (Every Day I Think Of You)», Артуро Сандоваль (Concord Jazz)
Номинанты:
«Centennial: Newly Discovered Works Of Gil Evans», Gil Evans Project (ArtistShare)
«For The Moment», Bob Mintzer Big Band (MCG Jazz) - Лучший альбом латиноамериканского джаза
Лауреат:
«¡Ritmo!», The Clare Fischer Latin Jazz Big Band (Clare Fischer Productions/Clavo Records)
Номинанты:
«Flamenco Sketches», Чано Домингес (Blue Note)
«Multiverse», Bobby Sanabria Big Band (Jazzheads)
«Duos III», Лусиана Суза (Sunnyside Records)
«New Cuban Express», Manuel Valera New Cuban Express (Mavo Records)
Отметим, что уже два года как ликвидированы бывшие категории т.н. «современного джаза», прочно захваченные инструментальной поп-музыкой. В полном соответствии с элементарной эстетической логикой, теперь они сведены в номинацию «Инструментальная поп-музыка», и выглядят так:
- Лучший альбом инструментальной поп-музыки
Лауреат:
«Impressions», Крис Ботти (Columbia)
Номинанты:
«24/7», Джералд Олбрайт и Норман Браун (Concord Jazz)
«Four Hands & A Heart Volume One», Ларри Карлтон (335 Records, Inc.)
«Live At The Blue Note Tokyo», Дейв Коз (Just Koz Entertainment)
«Rumbadoodle», Аран Шеной (Arun Shenoy Music Publishing)
Встречаются «наши» и в номинации «Лучшее исполнение традиционного ритм-н-блюза»; лауреат этого года (певица Бейонсе) к ним не относится, но среди номинантов были соул-джазовые вокалисты Анита Бейкер и Грегори Портер. А в категории «Лучший альбом ритм-н-блюза» победил альбом «Black Radio» группы Robert Glasper Experiment (Blue Note), руководитель которой, пианист Роберт Гласпер, числится и по джазовому ведомству тоже.
Хотя в раздел «Джаз» эти категории и не включены, «Лучшая инструментальная аранжировка» и «Лучшая инструментальная композиция» могут на практике тоже считаться джазовыми номинациями, потому что из года в год основное количество номинантов в этих категориях представляет именно джазовый сегмент американской музыкальной индустрии (а также бывший «современный джаз», т.е. smooth, современный фьюжн и т.п.).
- Лучшая инструментальная композиция
Лауреат:
«Mozart Goes Dancing», композитор Чик Кориа (альбом дуэта Чик Кориа — Гэри Бёртон «Hot House», Concord Jazz)
Номинанты: (только джазмены и фьюжн-музыканты)
«December Dream», композитор Чак Лоэб (группа Fourplay, альбом «Esprit De Four», Heads Up International)
«Music Of Ansel Adams: America», композиторы Крис Брубек и Дейв Брубек (Temple University Symphony Orchestra, с одноименного альбома, BCM&D Records)
«Without A Paddle», композитор Билл Холман (оркестр Tall & Small Band, альбом «High On You», Bosco Records) - Лучшая инструментальная аранжировка
Лауреат:
«How About You», аранжировщик Гил Эванс (оркестр Gil Evans Project, с альбома «Centennial — Newly Discovered Works Of Gil Evans», ArtistShare)
Номинанты:
«Afro-Cuban Jazz Suite For Ellington», аранжировщик Майкл Филип Моссман (Bobby Sanabria Big Band, с альбома «Multiverse», Jazzheads)
«Irrequieto», аранжировщик Боб Минтцер (Bob Mintzer Big Band, с альбома «For The Moment», MCG Jazz)
«A Night In Tunisia (Actually An Entire Weekend!)», аранжировщик Уолли Минко (с альбома трубача Артуро Сандоваля «Dear Diz (Every Day I Think Of You)», Concord Jazz)
«Salt Peanuts! (Mani Salado)», аранжировщик Гордон Гудвин (с альбома трубача Артуро Сандоваля «Dear Diz (Every Day I Think Of You)», Concord Jazz)
Кроме одного альбома киномузыки, полностью джазовым (и «около») оказалась и категория «Лучшая инструментальная аранжировка аккомпанемента вокалу».
- Лауреат:
«City Of Roses», аранжировщики Тара Мемори и Эсперанса Сполдинг (с альбома Эсперансы Сполдинг «Radio Music Society», Heads Up International)
Номинанты:
«Look To The Rainbow», аранжировщик Гил Эванс (оркестр Gil Evans Project, с альбома «Centennial — Newly Discovered Works Of Gil Evans», ArtistShare)
«Out There», аранжировщик Шелли Берг (с альбома Лоррейн Фэзер «Tales Of The Unusual», Jazzed Media)
«Spain (I Can Recall)», аранжировщик Винс Мендоса (с альбома Al Jarreau And The Metropole Orkest «Live», Concord)
Ну и, наконец, в относительно новой «инженерной» (звукорежиссёрской) категории «Лучший альбом в технологии Surround Sound» победил альбом джазовой певицы Патрисии Барбер «Modern Cool» (Premonition Records), точнее — его аудиоинженеры: продюсер Майкл Фридман, инженер мастеринга Дарси Пропер и сводивший запись легендарный джазовый звукоинженер Джим Андерсон.
Что то печальная картина.В номинациях есть достойные работы,но вообще круг имен один,и тот-же который год.
Старина Чик опять всем нос утер! Браво!!!
Меня очень впечатлила Эсперанса Сполдинг со своей пьесой из альбома — победителя очередного Грэмми, которая здесь была представлена. Все аспекты хороши: тончайшая аранжировка, мастерская звукозапись и сведение, пьеса-рассказ со своей естественностью, своим настроением и развитием и, конечно, сама солистка, безупречная по интонации, владению голосом и, что особенно важно, по хорошему вкусу. Пьеса же Пэта Мэтини, к сожалению, разочаровала, поэтому воздержусь от оценок.