Новогодняя программа Большого Джазового Оркестра: впечатления визуальные и звуковые

2
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Анна Филипьева (фото)
Кирилл Мошков (текст, видео)
AFKM

25 декабря в Центральном Доме журналистов Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова показал рождественско-новогоднюю программу — «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (1960), написанную по мотивам балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского.

Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова
Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова

В поздние годы своего творчества Дюк Эллингтон писал много сюит: работ крупной формы, состоявших зачастую из таких же чудесных миниатюр, какими Дюк прославился на раннем этапе, только объединённых в драматургически завершённый цикл. Не все эти сюиты состояли из его оригинальных сочинений, иногда за основу бралась музыка других композиторов. Впервые это произошло весной 1960 года, когда Эллингтон и его правая рука, аранжировщик и второй пианист его оркестра Билли Стрэйхорн, обратились к русской классической музыке, а именно — к сюите Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», собранной им самим из отдельных номеров одноименного балета, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в 1892 году. Это был первый случай в истории Дюка Эллингтона и его оркестра, когда был записан и вышел на пластинке целый альбом музыки, которую написал не Дюк. Интересно, что впервые за два десятка лет работы в оркестре Дюка Эллингтона аранжировщик Билли Стрэйхорн был указан соавтором на обложке именно этой пластинки, «The Nutcracker Suite». Как утверждает один из биографов Эллингтона, Харви Коэн, в книге «Duke Ellington’s America», произошло это после того, как впервые за двадцать лет Стрэйхорн взбунтовался, потребовав даже не столько прибавки к жалованью, сколько более полного признания его действительно важнейшей роли в звучании поздних составов легендарного оркестра. Всего на обложке были указаны три соавтора, в одну строку: EllingtonStrayhornTchaikovsky.
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Overture» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна
httpv://www.youtube.com/watch?v=l0OQ3G50sHI

Оркестр Петра Востокова, который дебютировал чуть более года назад и летом 2012 уже активно выступал на джазовых фестивалях, представляет собой типичный репертуарный биг-бэнд, т.е. оркестр, созданный для исполнения определённого репертуара. Пётр, большой знаток и ценитель джазовой традиции 1920-60-х гг., прежде всего свинга и бибопа, собрал команду таких же, как он, молодых джазовых солистов с наилучшей возможной подготовкой (в составе есть выпускники джазовых отделений не только Российской Академии музыки им. Гнесиных, но и бостонского колледжа Бёркли, и нью-йоркского Университета Новой школы), чтобы исторически достоверно играть репертуарные программы из разных эпох джазовой истории.

Большой Джазовый Оркестр
Большой Джазовый Оркестр

Сила Большого Джазового Оркестра — в том, что ему неизменно удаётся не скатываться в консервно-музейный подход, но, соблюдая стилистику каждой конкретной программы, играть её живо, энергетически сильно и — опять же, по возможности, точно в стиле — представлять богатые возможности своих солистов-импровизаторов. В России есть много оркестров, играющих традиционный джазовый репертуар, но мало кому удаётся переступить уныло-школярский подход и заняться не заведомо безнадёжным копированием великих американских оригиналов, а помещением этих оригиналов в современный контекст, показом исторического американского репертуара через призму восприятия молодого поколения российских джазменов.
ДАЛЕЕ: продолжение ФОТО-и ВИДЕОрепортажа, ИНТЕРВЬЮ Петра Востокова!

Роман Секачёв и группа саксофонов
Роман Секачёв и группа саксофонов

Среди солистов, сыгравших 25 октября впечатляющие соло, были тромбонист Сергей Гимазетдинов, баритонист Роман Секачёв (которому досталась непростая доля — воспроизвести важнейшие для звучания эллингтоновского оркестра партии легендарного Гарри Карни), пианист Алексей Иванников, альт- и сопрано-саксофонист Андрей Красильников, сам лидер оркестра — трубач Пётр Востоков, а также гость БДО, приглашённый для исполнения соло, в оригинале сыгранных Полом Гонсалвесом — тенор-саксофонист Сергей Головня.

Большой Джазовый Оркестр
Большой Джазовый Оркестр; за барабанами — гость из Екатеринбурга, Игнат Кравцов

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Peanut Brittle Brigade» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (на тему «Марша» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Соло: Салман Абуев (труба), Алексей Иванников (ф-но), Андрей Красильников (сопрано-саксофон), Сергей Головня (тенор-саксофон), Роман Секачёв (баритон-саксофон)

httpv://www.youtube.com/watch?v=fywmdMxcncs

Небольшой (200-220 мест) зал ДомЖура был забит полностью; некоторым опоздавшим слушателям даже не нашлось сидячего места, так что, если вы думаете посетить один из следующих ежемесячных концертов оркестра в этом зале, приходить нужно до начала (тем более, что концерты начинаются здесь не в семь, а в 20:00).

Пётр Востоков: драматургически важный удар в колокольчик
Пётр Востоков: драматургически важный удар в колокольчик

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Sugar Rum Cherry» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (на тему «Танца Феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Соло: Сергей Головня (тенор-саксофон)

httpv://www.youtube.com/watch?v=yW19R5STYXY

После концерта Пётр Востоков дал «Джаз.Ру» небольшое интервью. Объясняя выбор репертуара для предновогоднего концерта, он сказал:
httpv://www.youtube.com/watch?v=_2ADmDtoQRQ

Полностью интервью Петра Востокова будет опубликовано в 1 номере бумажного журнала «Джаз.Ру» в феврале 2013 г.

отражение в тромбоне

Ближайшее выступление Большого Джазового Оркестра в Центральном Доме журналистов (Никитский бульвар, 8А, м. Арбатская) состоится 24 января (18:00 и 20:00), будет показана программа ранней латиноамериканской биг-бэндовой музыки в джазе (Перес Прадо, Хавьер Кугат, Диззи Гиллеспи, Мачито/Чарли Паркер и т.п.).

ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова играет фрагмент «Dance of the Floreadores» из «The Nutcracker Suite» Дюка Эллингтона — Билли Стрэйхорна (на тему «Вальса цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Соло: Роман Секачёв (баритон-саксофон), Пётр Востоков (труба), Сергей Гимазетдинов (тромбон), Александр Языков (кларнет)
httpv://www.youtube.com/watch?v=j5wt44Mvxto

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСемь лет подкасту журнала «Джаз.Ру»: Ellington, Strayhorn, Tchaikovsky
Следующая статьяДжазовый подкаст №596: Nino Rota / Hal Willner
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спасибо за знакомство с Большим Джазовым Оркестром под управлением Петра Востокова. Подписан на ваш канал на ютьюбе. Часто слушаю «Shorty Rogers — The Swingin’ Nutcracker».
    С новым годом! И спасибо за ваш труд!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя