Анна Филипьева, редактор «Джаз.Ру» фото автора |
В ноябре в Тампере (Финляндия) прошёл 31-й «Тампере Джаз Хэппенинг» — один из лучших джазовых фестивалей северной Европы. В этом году организация Finland Festivals, объединяющая культурные форумы Финляндии, присудила фестивалю в Тампере титул «Фестиваль года-2012», объяснив это решение важнейшей ролью, которую Tampere Jazz Happening играет в развитии и росте финской джазовой сцены.
26 коллективов приняли участие в «Хэппенинге-2012», из них 18 — международные проекты. В программе, как это обычно бывает в Тампере, были сбалансированы имена больших мастеров и молодых талантов, которым принадлежит будущее джаза.
Полностью мы расскажем об увиденной музыкальной программе в бумажном «Джаз.Ру» №1-2013. А сегодня — фоторепортаж с фестиваля.
На долю молодого французского ансамбля Actuum выпало фактическое открытие музыкальной части программы Tampere Jazz Happening. И такое начало оказалось показательным в целом для фестиваля, в сетах которого в этом году помимо джазовой составляющей отчётливо чувствовался букет из академических влияний, свободной импровизации, фри-джаза и — немножко — рок-музыки. Если попытаться визуализировать музыку Actuum, то её можно было бы охарактеризовать как графический экспрессионизм.
ДАЛЕЕ: ещё двадцать восемь фотографий музыкантов фестиваля с добрыми, креативными и такими разными лицами!
Молодой британский ансамбль World Service Project оказался музыкально менее деликатен, чем его французские коллеги. По словам музыкантов, их занимают идеи Фрэнка Заппы, Игоря Стравинского и Weather Report, которые они пытаются примирить в своей музыке с хард-роком. Как мне, честно говоря, показалось, перемирие пока не очень получается, и хард-рок побеждает.
Концерты в большом зале, расположенном в помещении бывшей царской таможни и потому носящем название Old Customs House Hall, начались вечером 2-ноября. И открыл фестиваль на большой сцене обладатель стипендии фонда Гуггенхайма барабанщик Джерри Хэмингуэй (Gerry Hemingway).
Квинтет Джерри Хемингуэя играл непростую музыку, краеугольным камнем которой, как показалось автору этих строк, был нарочитый отказ от любых намёков на регулярность ритма.
Хорошо знакомый русской публике выдающийся фри-джазовый саксофонист Йорма Тапио (Jorma Tapio) выступал в это время на другой площадке, а именно в традиционно переполненном клубе Telakka. Он играл в составе трио Kaski и по сравнению с другими участниками Tampere Jazz Happening этого года казался закоренелым лириком и, кстати, показал себя интересным мелодистом.
Удостоенный в этом году Международной ассоциацией джазовых журналистов звания пианиста года Виджей Айер (Vijay Iyer) стал виновником того, что автору этих строк не удалось попасть на концерт финского коллектива Slo Motive. Первоначально рассчитывая послушать в его исполнении пару пьес и затем переместиться в клуб Telakka, где играли финны, корреспондент «Джаз.Ру» в результате дослушал Виджея до конца, потому что уходить было жалко.
На пресс-конференции выяснилось, что в обычной жизни Виджей Айер разговаривает красивым, располагающим к себе баритоном.
Приятное впечатление и как музыкант, и как человек оставил о себе трубач ливанского происхождения Ибрагим Маалуф (Ibrahim Maalouf). На пресс-концеренции в ответ на каверзный вопрос одного из журналистов он интересно и обстоятельно объяснил свою позицию относительно родства арабской музыки и джаза. А играть концерт вышел в… пижаме, вызвав в памяти строки про «…благородных певцов народных в удобных тренировочных штанах». Это было частью его шоу, подробнее о котором мы ещё расскажем в одном из номеров бумажной версии журнала «Джаз.Ру».
Этим же вечером на сцене клуба Telakka выступило трио Black Motor, с которым в качестве приглашённого гостя играл один из самых активных и универсальных саксофонистов на финской джазовой сцене Микко Иннанен (Mikko Innanen). На фото он слева, а рядом с ним — саксофонист Сами Сиппола (Sami Sippola). Состав играл именно такую музыку, какой ждёшь от ансамбля с названием Black Motor.
В субботу концерты в зале Таможни начались в два часа дня выступлением интернационального квартета Schneeweiss Und Rosenrot (буквально — «Белоснежка и Розочка»), в состав которого входят уроженцы сразу четырёх держав – Германии, Люксембурга, Швейцарии и Швеции. На европейском конкурсе 12 Points этот ансамбль был особо отмечен критиками.
Но если в музыке Schneeweiss Und Rosenrot отчётливо прослеживалось женское начало, полунамёки и иносказания — во многом благодаря манере их вокалистки по имени Луция Кадоч (Lucia Cadotsch)…
…то выступавший следом ансамбль Progressive Patriots, которым руководит гитарист Хассе Поульсен (Hasse Poulsen), демонстрировал бескомпромиссную мужественность и соответствующий напор, практически лишённый каких-либо мыслей о загадочности… а по временам, пожалуй, даже и деликатности.
Лидера коллектива Feckel, завершавшего дневной концерт, автору этих строк было в новинку увидеть во главе собственного проекта, поскольку саксофонист, именующий себя просто Ша (Sha), до этого момента ассоциировался прежде всего с ансамблем Ronin Ника Бартча.
Впрочем, нельзя сказать, что Feckel играет музыку, принципиально отличающуюся от того, чем занимается Ronin. Пожалуй, вернее было бы сказать, что Feckel живописует примерно тот же круг образов — весьма мрачных по сути — но делает это несколько иными средствами.
Открывавший вечерний концерт в зале Старой таможни перкуссионист Адам Рудольф (Adam Rudolph, на фото — с микрофоном) выступил на фестивале сразу в двух проектах. В субботу он представил свой Moving Pictures Octet, а в воскресенье играл в Klubi с Go: Organic Orchestra.
В музыке октета Адама Рудольфа прослеживалась отчётливая драматургия. При этом её наиболее важная стилистическая особенность — это акцент на исследовании разнообразных тембров. Иногда казалось, что конга, на которых играет Адам, разговаривают.
Коллективу Jazz Passengers, который возглавляют саксофонист Рой Натансон (Roy Nathanson) и тромбонист Кёртис Фоулкс (Curtis Fowlkes), в этом году, похоже, была отведена та роль, которую в прошлом году блестяще исполнил Сиро Баптиста, а именно — роль коллектива-развлекателя. В их выступлении, основанном на программе нового альбома «Reunited» — правильнее было бы назвать его не просто выступлением, представлением — упор был сделан на комический имидж решивших тряхнуть стариной пенсионеров, чему служил и юмористический конферанс, и соответствующие тексты песен.
Однако в инструментальных композициях Jazz Passengers позволяли себе побыть серьёзными и по временам даже подпускали фри-джаза.
Но гвоздём программы фестиваля в этом году, по замыслу организаторов, должен был стать Петер Брётцманн (Peter Brötzmann) и его Chicago Tentet.
Именно его — Питера Брётцманна – узнаваемо ссутулившийся силуэт украшал в этом году буклеты, афиши и сувенирную продукцию Tampere Jazz Happening.
Впрочем, состав Тентета таков, что можно было бы сделать лицом фестиваля практически любого из его участников, и быть при этом уверенным, что публика точно будет заинтригована. Достаточно взглянуть на фото: Джо Макфи (Joe McPhee), Йоханнес Бауэр (Johannes Bauer), Кент Кесслер (Kent Kessler), Кен Вандермарк (Ken Vandermark), Брётцманн, Джеб Бишоп (Jeb Bishop), Матс Густафссон (Mats Gustafsson)…
…а за спинами у них оказались практически скрытыми от взглядов публики и объективов фотографов не менее интересные музыканты — тубист Пер-Оке Колмландер (Per-Åke Kolmlander)…
…и ученик Энтони Брэкстона и Мортона Фелдмана, чикагский виолончелист Фред Лонберг-Холм (Fred Lonberg-Holm). А вот хорошо известный московской публике барабанщик Пол Нильссен-Лов (Paal Nilssen-Love) в некотором роде оказался жертвой высокой плотности звёзд на авансцене и в объектив не попал, если не считать следующего кадра, где он просматривается справа.
Надо ли объяснять, что час с лишком — столько продолжалось выступление Тентета — на сцене шла, фигурально выражаясь, непрерывная рубка титанов между собой посредством больших железных топоров и прочих изделий тяжёлой промышленности? (Слева на фото за ударной установкой — Майкл Зиранг (Michael Zerang))
А Матс Густаффсон в этой рубке так старался, что считал необходимым время от времени подкрепить свои силы баночкой пивка, заблаговременно припрятанной на сцене.
Для корреспондента «Джаз.Ру» фестиваль завершился в воскресенье выступлением Mark Solborg Trio из Дании (на фото лидер коллектива, гитарист Марк Солборг, и барабанщик Петер Бруун — Peter Bruun)
В качестве приглашённых гостей с трио Солборга выступили саксофонистка Лотте Анкер (Lotte Anker)…
…а также трубач Хэрб Робертсон (Herb Robertson) и уже хорошо нам известный финский саксофонист Микко Иннанен. За контрабасом — Матс Айлентсен (Mats Eilentsen).
К сожалению, билеты на поезд до Москвы были куплены до того, как стала известна окончательная программа фестиваля, поэтому Аки Такасэ, Хан Беннинк и John Scofield Trio играли уже после отъезда корреспондента «Джаз.Ру». Впрочем, может быть, это к лучшему. Будет повод вернуться в Тампере через год.
Прекрасный репортаж, в котором не хватает более подробных музыкальных впечатлений. Тогда он стал бы еще более яркой иллюстрацией для предыдущего материала о российском джазе. Впрочем, таких иллюстраций в jazz.ru было и до сих пор немало. Спасибо, Аня.