Владимир Василенко фото: Никита Ларионов |
26-28 октября в Красноярске состоялся второй фестиваль ЕНИJAZZ, представляющий собой обновлённую версию прежнего красноярского фестиваля «Джаз над Енисеем», имевшего 30-летнюю историю. О том, как прошёл II ЕНИJAZZ, рассказывает ведущий джазовый специалист миллионного Красноярска — журналист и педагог Владимир Василенко. Редакция попросила прокомментировать его текст заместителя главного редактора «Джаз.Ру» Анну Филипьеву, которая в 2012 году выступила в качестве ведущей концертов фестиваля ЕНИJAZZ.
Комментарий Анны Филипьевой: Мне было непросто оказаться в роли ведущей джазового фестиваля в Красноярске, поскольку много лет эту роль здесь успешно исполняет Владимир Семёнович Василенко, с которым мы волею случая оказались в некотором роде соавторами этого текста. То есть автор, конечно, он, а я — только комментатор. Владимир Семёнович — специалист, пользующийся у красноярской публики заслуженным авторитетом. На концерте ко мне подходили люди и говорили много хороших слов в его адрес. Его конферанс — это всегда своеобразная мини-лекция. Но так получилось, что в этом году мы поменялись с ним местами: я провела концерты фестиваля, а он написал репортаж. По-моему, вышло неплохо.
Второй год красноярский джазовый фестиваль проходит под новым названием и в новом формате, предусматривающем, в частности, тесное сотрудничество с Сибирским Федеральным Университетом (СФУ). Плоды этого сотрудничества налицо. Во-первых, стало больше студентов, слушающих джаз. Во-вторых, увеличилось число студентов, играющих джаз (или нечто джазообразное).
В первый день на сцене была команда выдающегося российского пианиста и композитора Леонида Винцкевича, много лет разрабатывающего концепцию «джаза по-русски» с использованием материала фольклорных мелодий Центрально-Чернозёмного региона России. Прежде именно такой подход приносил ему международный успех — сначала в дуэте с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу, а затем в ансамбле с собственным сыном, талантливым саксофонистом Николаем Винцкевичем. Но в последнее время у Леонида и Николая появились американские партнёры — известный барабанщик Джоэл Тейлор, не менее известный басист Кип Рид и хорошо знакомая красноярцам вокалистка Ив Корнелиус. Музыка от этого не стала ни лучше и ни хуже, она просто стала несколько другой — более приближенной к международному стандарту джаз-рока. Разумеется, только сам музыкант вправе устанавливать для себя те или иные стилистические и жанровые приоритеты, но мне как слушателю такая перемена показалась менее интересной, чем то, что я слышал раньше.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с фестиваля ЕНИJAZZ с комментарием Анны Филипьевой
Комментарий Анны Филипьевой: Когда мне предложили принять участие в фестивале ЕниJazz в качестве ведущей, я обрадовалась, узнав, что в числе прочего предстоит вести концерт ансамбля Николая и Леонида Винцкевичей. Я много раз бывала на их выступлениях и не помню, чтобы хоть раз осталась разочарованной. Некоторые пьесы, прозвучавшие в первом отделении — в частности, те, которые Николай и Леонид сыграли дуэтом — я слышала много раз. Но это не заученные «коронные номера», в них ощущается жизнь, каждый раз это новая история. Кроме того, я слышала альбом Николая Винцкевича «Vive L’Amour», который лёг в основу второго отделения концерта. И эта запись стала одной из тех, что я периодически переслушиваю ради собственного удовольствия, при том, что на работе мне приходится слушать много разной музыки, и далеко не всегда потом удаётся вернуться к тому, что действительно понравилось.
В канун открытия фестиваля центр студенческой культуры СФУ провёл отборочный концерт молодежных джазовых ансамблей города, выявивший текущий творческий потенциал таких коллективов. Как член экспертного совета фестиваля могу констатировать, что в состязании со сверстниками других учебных заведений (КГАМиТ, СибГАУ, Колледж искусств и т. д.) ребята из СФУ выглядели вполне достойно, а прошедшие отбор ансамбли с успехом выступили во втором фестивальном концерте, почти целиком отданном студенческому джазу.
На откуп молодым исполнителям был отдан второй концерт фестиваля, и поначалу он не сулил особых открытий: почти вся музыка исполнялась на одних и тех же инструментах (электрогитары, электронные клавишные и громкие ударные) и примерно в одном стиле (всё тот же джаз-рок). Поэтому появление саксофонистки Виктории Зыбиной (СФУ, группа The Bittersweet Cake) внесло оживляющее разнообразие в общую картину (тем более что играла Виктория очень хорошо). Но далее, вплоть до выхода на сцену самобытного ансамбля из Тувы и UH Brass Band из города Железногорского, публику радовали только отдельные вокалисты. Особенно следует отметить юную Елизавету Дрозд. Эта девочка, помимо красивого, хорошо поставленного голоса, обладает редким импровизационным дарованием и отлично держится на сцене.
Комментарий Анны Филипьевой: Одним из самых ярких впечатлений фестиваля для меня оказалось выступление тувинского ансамбля «Хартыга», играющего джаз-рок по мотивам народной музыки Тувы. От своего коллеги Юрия Льноградского, бывавшего на фестивале «Устуу-Хурэ», я много раз слышала воодушевлённые восклицания в адрес тувинских музыкантов. Слышала, верила ему на слово, но до конца всё-таки не могла понять, что именно производило на него такое сильное впечатление. Теперь я, кажется, это поняла. Но объяснить всё равно не могу.
Темпераментно, с настроением и хорошим знанием жанра ритм-энд-блюз пела Кристина Рейн (СФУ), слаженно и лирично звучала а-капелльная группа «Лунный свет» (Колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича), немало позабавила слушателей Мария Хорошко из «Трио Ром» (Колледж искусств), исполнившая соло на… расчёске в сочетании с голосовой импровизацией. Очень хорошей точкой в программе вечера стало выступление брасс-бэнда из Железногорска: соскучившаяся по духовым звучаниям публика овацией наградила композицию Хэрби Хэнкока «Хамелеон», где наряду с традиционными трубой, тромбоном и саксофонами неожиданно, но очень естественно прозвучали две валторны. В связи с этим хочется спросить, отчего студенты так «зациклились» на гитарах, почему в таком небрежении у них такие традиционно джазовые инструменты, как труба, тромбон и саксофон? Скажут, мол, не у кого учиться? Это будет неправдой: второй год с СФУ сотрудничает один из лучших саксофонистов Сибири, лауреат многих конкурсов и фестивалей Игорь Устинов. Судя по участникам нынешнего фестиваля, учеников у него немного. Если бы появились начинающие трубачи, то в Красноярске есть незаурядный исполнитель и отличный педагог Пётр Казимир, который, возможно, согласился бы с ними работать (работал же он с духовиками Кызыла — и результат был прекрасен).
Комментарий Анны Филипьевой: Большой концерт местных ансамблей, существенную часть которых составляют студенты, то есть те, кому через несколько лет, возможно, предстоит являть собой лицо сибирского джаза — проект амбициозный и смелый. Но мы сегодня живём в перенасыщенном информационном пространстве, в котором действуют свои законы. И для достижения фестивалем успеха в настоящем и подготовки почвы на будущее недостаточно просто организовать хороший концерт. Необходимо сделать из него событие, привлечь внимание общественности — так сказать, создать медиа-повод. Для этого требуется проделать работу по налаживанию контакта со средствами массовой информации, имеющимися и возможными спонсорами и вообще со всеми теми, кто может повлиять на судьбу фестиваля в дальнейшем — будь то потенциальные слушатели, организаторы других джазовых фестивалей или местные органы власти. Понимание необходимости таких действий есть далеко не всегда, поскольку работа эта для слушателя и музыканта «на первый взгляд как будто не видна». Может казаться, что если концерт хороший, то на него непременно придёт полный зал. На самом деле это, к сожалению, уже не так. Событий происходит много, и каждое вынуждено бороться за своего слушателя. Поэтому я хотела бы сказать спасибо за понимание этой проблемы и активную деятельность по её решению джазовому энтузиасту Василию Моргуну, много делающему для привлечения внимания к концертам фестиваля и решения проблем красноярского джазового сообщества.
Однако, рискуя прослыть вредной тёткой, всё-таки позволю себе обозначить две важных проблемы, которые ещё предстоит решить. Они взаимосвязаны и касаются молодых музыкантов. Проблема первая — остро ощущается недостаток преподавания специальных джазовых дисциплин. Проблема вторая — мало возможностей для практики. Особенно это слышно, когда ребята начинают импровизировать. Чувствуется, что их сковывает боязнь сыграть «не ту» ноту, из-за чего вместо того, чтобы взять гармоническую сетку произведения себе в союзники для построения красивых мелодических линий, они бросаются с ней бороться, отбиваясь от наиболее заковыристых гармонических оборотов испуганными длинными нотами. Тем же самым страхом, кстати, я объясняю и тот факт, что джем-сешн после концерта не пользовался особой популярностью местных музыкантов. А жаль, потому что без практики совместного спонтанного музицирования джазовому музыканту невозможно продвинуться. Впрочем, фестивальный джем, происходящий раз в год — это, конечно, исчезающее мало для настоящей практики. Нужна постоянная площадка, где музыканты могли бы собираться вместе, общаться. Об этом, кстати, мне говорили и сами музыканты, пришедшие на джем. Поэтому безусловно положительным сдвигом можно считать начало строительства клуба, в котором по замыслу владельца раз в неделю будут происходить джазовые концерты и джемы, что было анонсировано на концерте. Остаётся надеяться на скорейшую реализацию этого проекта.
На заключительный концерт любого фестиваля обычно приберегается что-нибудь особенное. Но в данном случае целое отделение занял оркестр ударных инструментов — коллектив, конечно, очень профессиональный и почтенный, но всё же непонятно, какое отношение имеющий собственно к джазу. Руководитель Siberian Percussion Сергей Газизулин, видимо, ощущая своеобразный комплекс джазовой неполноценности, ввел в состав гитару, скрипку и даже целую духовую группу, отчего оркестр не стал классическим биг-бэндом, утратив при этом жанровую чистоту, знакомую нам хотя бы по творчеству ансамбля Марка Пекарского. В этой межеумочности — причина ощутимой противоречивости выступления талантливого и самобытного коллектива.
Комментарий Анны Филипьевой: Эталоном ведущего джазового концерта для меня всегда был Владимир Борисович Фейертаг. Я полностью отдаю себе отчёт в том, что до такого уровня мастерства мне ещё расти примерно столько же, сколько идти на лыжах до Луны. И, тем не менее, я стараюсь в некотором роде подражать ему, руководствуясь принципами, как мне кажется, близкими Владимиру Борисовичу. В частности — чувствовать ответственность за выступление коллектива, который я объявляю. Поэтому, готовясь к заключительному концерту фестиваля, я немного нервничала. Никогда раньше мне не доводилось слышать оркестр Siberian Percussion, и я не знала, чего от него ждать. Но нервозность прошла, когда я увидела руководителя коллектива и ребят из оркестра за кулисами. Артисты ведь очень по-разному ведут себя перед выступлением. Кто-то дрожит, как осиновый лист, кто-то, напротив, держится с таким апломбом, что к нему не хочется приближаться и на пушечный выстрел. Оркестр Siberian Percussion и его руководитель Сергей Газизулин произвели на меня впечатление группы друзей-единомышленников, задумавших нечто интересное и не чающих поскорее это реализовать. Я видела, как блестят глаза ребят. Такое невозможно сымитировать. Это ощущение хорошо мне знакомо ещё с тех пор, когда я сама играла в оркестре, и я знаю, что если выходишь на сцену с таким настроем — это уже половина успеха, и даже если ты не уверен в себе, эмоции наверняка тебе помогут. Я имела возможность немножко пообщаться с участницами оркестра, ожидавшими выхода на сцену. Далеко не для всех из них ударные инструменты — основная специальность. Например, одна из моих собеседниц, как оказалось, учится на дирижёра хора.
В общем, не знаю, у кого как, а у меня остались очень тёплые воспоминания о выступлении оркестра Siberian Percussion. Очень красивый необычный звук, интересные аранжировки. Можно спорить, насколько велика была джазовая составляющая в том, что играл оркестр. Можно оспаривать её размер, но наличие мне кажется очевидным. Соло музыканты играли по большей части вполне убедительные. Я не знаю, какова была степень их подготовленности, но, положа руку на сердце, она меня мало заботит, если в результате получается музыка.
Зато всё второе отделение публику удивлял, интриговал, завораживал и восхищал «человек-оркестр» Борис Саволделли, чей эксцентричный вокал в сочетании с электроникой порождал совершенно небывалые звуковые ландшафты.
Комментарий Анны Филипьевой: Борис Саволделли никогда не считал себя джазовым певцом, и часто акцентирует на этом внимание. Он умеет петь джаз, ему это нравится, но он не считает нужным ограничивать себя строгими стилистическими рамками. В результате диапазон выразительных средств, которыми он пользуется, ограничивается только пределами его фантазии, да ещё размерами заветного чемоданчика со всевозможными электронными приспособлениями, с которыми он путешествует по всему миру. Я много раз слышала его выступления, а вот шанс поболтать по душам представился, только здесь в Красноярске, когда мы с Борисом и его тёзкой, менеджером джазовых программ красноярской областной филармонии Борисом Бородушкиным, отправились пообедать.
Борис Саволделли путешествует в одиночестве. Что поделаешь, такова особенность сольного исполнительства. Но это его нисколько не тяготит. Напротив, поскольку сольные выступления с использованием электронных приспособлений, позволяющих в режиме реального времени записывать, накладывать друг на друга в различных комбинациях и иным образом обрабатывать различные вокальные партии, требуют большого внимания и предельной концентрации, то возможность оставаться наедине с самим собой ему просто необходима. Интересно (и он это специально подчеркнул), что в ходе гастрольных поездок Саволделли никогда не употребляет ни капли алкоголя.
Как видим, три дня ЕНИJAZZ, в ходе которого, помимо концертов, были и лекции, и видеопоказы, и мастер-классы, превратились в масштабный праздник джаза, доказавшего свою способность нравиться всем, в том числе и молодым людям, ранее почему-то уверенным, что это «не их музыка».