Николай Левиновский |
Когда Игорь Бутман сообщил мне, что мы едем на гастроли в Японию, я воспринял эту новость как нечто волнующе-экзотическое — всё-таки Япония для европейца или американца по прежнему страна гейш, каменных садов, ритуальных чаепитий и самурайского кодекса чести. А тот факт, что джаз в Японии в большом почёте, и японские джазисты не последние в табели о рангах мирового джаза — этот факт как-то забывается. Между тем для нас, джазовых музыкантов, именно это является главным мерилом событий, явлений и лиц. Куда бы мы ни направляемся, первое, что волнует — как там джаз? Такие уж мы фанаты нашего искусства.
Итак, Япония. Девять с половиной часов полёта — и мы в токийском аэропорту Нарита. Нас встречает молодой парень, ни слова не говорящий по английски (а о русском и думать забудьте). На каждый наш вопрос он отвечает вежливыми поклонами. Нам предстоит добраться до города Канадзава, где мы будем выступать на местном джазовом фестивале. Как будем добираться? Оказалось, на поезде с двумя пересадками. Мы было приуныли, но, как выяснилось, напрасно. Поезда состыкованы с точностью до секунд, салоны комфортабельные, кресла удобные, обслуживание великолепное.
Мы — это квартет Игоря Бутмана в составе: Игорь Бутман — саксофон, Виталий Соломонов — контрабас, Эдуад Зизак — ударные, и автор этих строк, Николай Левиновский — фортепиано. К нам должен присоединиться японский гитарист Кадзуми Ватанабэ.
Три часа пути — и мы на месте. На улице жара. Канадзава — город небольшой, но выглядит современно, особенно в плане архитектуры. Люди тоже смотрятся неплохо, в основном — одни японцы (шутка; один русский приехал в Нью-Йорк и удивлялся — кругом одни иностранцы). Отель прекрасный, концертный зал рядом.
Мы являемся хэдлайнерами фестиваля. А фестиваль, надо сказать, весьма представительный: участвуют музыканты из США, Италии, Швеции, Китая — и России. Фестиваль задуман как городской, он так и называется Kanazawa Jazz Street — по всему городу поставлены небольшие сцены со всем необходимым оборудованием, и джаз в течение четырёх дней звучит на каждом перекрестке, даже детские биг-бэнды довелось услышать.
Буквально с корабля на бал мы отправились на церемонию открытия фестиваля. Серьёзность и солидность мероприятия налицо — фестиваль приветствует мэр города, а участники играют небольшие пьески, нечто вроде заявки на будущее. Остальные в это время угощаются вином и закусками. Атмосфера гостеприимная и дружелюбная.
Нам сообщают, что мы приглашены на ужин с руководителями фестиваля. Нас привозят в маленький ресторанчик. Обувь приходится оставить в прихожей. Мы садимся за низенький столик, и начинается традиционный японский ужин. Город Канадзава — город морской, славный своими дарами моря: сюда даже из Токио приезжают любители суши и прочих лакомств. Нас угощают на славу и, само собой, дело не обходится без пары графинов знаменитой японской водки сакэ.
Щедрость и гостеприимство необычайные, и за них нужно платить. Чем? Хорошей игрой — это то, чего от нас ждут и ради чего мы сюда приехали.
ДАЛЕЕ: как российский ансамбль сумел отплатить за японское гостеприимство
Трудно оценивать собственную игру, но, судя по аплодисментам публики, выступление нам удалось. Вместо полутора часов мы играли почти два. Наша программа была составлена таким образом, чтобы публика почувствовала наше российское происхождение — мы начали с моей композиции «Волжские напевы» на тему народной песни «Самара-городок», затем импровизировали на темы знаменитых мелодий из советских мультфильмов, которые публика, к моему великому удивлению, узнавала и встречала аплодисментами. Не обошлось и без традиционного блюза, а точку мы поставили неувядаемым «Караваном». Все музыканты были, что называется, в ударе — Игорь Бутман вел свою партию с блеском и темпераментом, ритм-группа обеспечивала стабильно чёткий аккомпанемент, все ярко и мощно солировали, бэнд кипел и дымился. Наш японский коллега Кадзуми Ватанабэ весьма удачно добавил свой голос в звучание ансамбля — его гитарные партии были гибкими и виртуозными.
Среди прочих участников фестиваля приятное впечатление оставили музыканты из Италии — саксофонист Розарио Джулиани и его ансамбль, а также шведская вокалистка Виктория Толстой со своим трио. Встретили мы и земляков — знакомых музыкантов из Иркутска. Иркутск и Канадзава — города-побратимы и часто обмениваются делегациями.
Следующий день у нас был свободен, и мы решили немного развлечься. Для начала мы отправились на рынок, где полакомились местной экзотикой — огромными устрицами. После этого мы пошли на концерт детских биг-бэндов, игравших на одной из городских площадей. Видеть и слышать, как семилетние мальчишки и девчонки играют Гленна Миллера — трогательное впечатление. Оркестром руководит молодая девушка. Мы поинтересовались, как ей удается научить малышей играть на «взрослых» инструментах. Оказалось, в городе существует музыкальный центр, где с детьми работают профессиональные педагоги. Тут же приходит на ум — а в России такое возможно? Да, возможно, отвечает Игорь Бутман, и он намерен этим заняться. Что ж, ему и книги в руки.
Вечером мы ужинали в суши-баре, а по пути в отель наблюдали сцены ночной жизни города, которая выглядит весьма активной и на все вкусы.
Настало время прощаться с гостеприимными японскими друзьями. Снова поклоны, рукопожатия, объятья и поцелуи — музыканты из России пришлись японским любителям джаза по душе. Едем в местный аэропорт, оттуда час лету до Токио. Неожиданно возникло препятствие, которого мы не ожидали — саксофон Игоря Бутмана оказался негабаритным по местным меркам. Напрасно Игорь пытался убедить работников аэропорта, что он летает со своим саксофоном по всему миру, и нигде не было проблем — те вежливо упёрлись: нельзя и все тут. Кончилось тем, что саксофону был куплен билет как пассажиру. Поначалу это воспринимается, как нелепость, а потом понимаешь — на этом держится Япония. Все продумано до мелочей, во всем неукоснительный порядок, дисциплина и профессионализм. В концертном зале — роскошный рояль Steinway и отличная аппаратура, саундчек занял десять минут, в отеле даже талоны на завтрак напечатаны на глянцевой бумаге с виньетками. А о таких пустяках, как прохладительные напитки, чай, кофе, и говорить не приходится — об артистах заботятся как о дорогих гостях. Сравниваешь, наблюдаешь — и с грустью убеждаешься, что сравнение пока не в нашу пользу. Но я оптимист, и мой стакан наполовину полон. У нас тоже много хорошего. У нас — это в России.
Таковы мои беглые, пунктирные заметки об увиденном, услышанном, попробованном и почувствованном в Стране Восходящего Солнца. Впечатлений, конечно, было много разных и всяких, например, поездка по железной дороге от Токио до Канадзавы — поезд мчится со скоростью 200 километров в час вдоль моря, а с другой стороны высятся причудливые горы, и вдруг — длиннющий тоннель. У подножий гор притулились крохотные городки, где у каждого дома — свой огород. Движение в Японии левостороннее, но после Лондона это уже не кажется столь непривычным. На перроне вокзала идеальная чистота, при этом нигде нет никаких урн для мусора. И так далее, и так далее…
Прощай, Япония! До новых встреч!
Иркутские музыканты; это Александр Филиппов и его ансамбль.
Игорь Бутман
priviet Kolia, poslie stolkih liet eto pishet tebie Nello iz Italii,
mozhet bit udastsia vozbnovit sviaz? :
neilmo@alice.it
А как же Америка Николай? Вы теперь снова россиянин?!
А россиянин, это хорошо или плохо?
Для кого хорошо Артист для кого плохо,для артистов количество корпоративов обслуживающих — хорошо-:)
Для джазменов Америка…
Завидуешь? На корпоротивы не зовут? А то, что выдающийся музыкант снова востребован на Родине, это плохо? Статья, между прочим не о корпоротивном мероприятии , а о Фестивале в Японии. А до этого были у Левиновского гастроли в Штатах, Латвии, Эстонии, а через несколько дней в Индии, а в январе опять Нью-Йорк. Джаз по вашему только в Америке хороший или уехал, так и сиди в своих штатах.
Корпоротив, это концерт заказанный частным клиентом или компанией( корпорацией). И ничего зазорного в этом нет, даже почетно. Я присутствовал на многих корпоративах и в России и зарубежом, где выступали выдающиеся Звезды Джаза.
Так и продолжай колбасить по корпоративам-:)
Я только про то что настоящий джазмен жизнь музыкальную и физ связывает с Родиной джаза , а не ее захолустьем где правят бал такие Артисты-:)
Про Левиновского правильно сказал- хороший выдающийся российский музыкант, востребованный в России, но не в Штатах.
Если мне память не изменят там он подыгрывал девушкам в балетных тапочках…
Настоящий джазмен связывает свою жизнь с
Музыкой- Джазом. А такие злопыхатели как ты
только и могут в интернете гадости писать. Сам то хоть на чем нибудь играть умеешь?
Приди на наш концерт и послушай или приезжай на
Наш с Левиновским концерт в Нью Йорк.
Какой вы злой однако Артист- надо вам полковника присвоить-:)
А что звучит — джаз полковник Артист…
А я разве сказал , что то не правду про Н. Левиновского? С уважением отношусь к нему, даже был он моим кумиром молодости.. Американцы не приезжали в те годы в совок.
Играть я умею, в том числе и на фоно, хорошо , что уже давно уехал от таких артистов-:)
Удачи на халтурах и концертах с … музыкой из советских мультфильмов, которую узнавали японцы..?! Да фантазия и самолюбие у вас ребята …
Еще раз удачи — золотой голос Россиии!-:)
По словам понятно, что тебе не сладко живется, не уверен, что на родине джаза, но не в России. И судя по всему музыкант ты не профессиональный. Жестким я был и буду всегда, и особенно, по отношению к дилетантам и воинствующим недоучкам. Можешь называть меня от рядового до Генералисимуса Джаза, я буду делать то , что я делаю и стараться делать это как можно лучше. Многие музыкантов Америки подхватили мою идею и записывают музыку из мультфильмов, американских, да и наши тоже.
Кстати, почему Голос а не саксофон( золотой)?
Игорь Бутман
Серебренный ты наш-:) перечитай все , что я тебе писал и поймешь.
Чтобы быть золотым надо не воевать, а музыку играть…
Правильно в народе говорят, что у военных … Ну сам понимаешь-:)
Ну ладно Игорек, ругаться с тобой бессмысленно как и со всей Советско российской партией.
Станешь золотым звони. Надеюсь увидимся на Родине джаззза-:)
Кстати ( мысли для себя) — каким образом можно определить профессионал я или нет?
Чарли Паркер вроде Гнесинку не заканчивал и Беркли тоже-:)
Ладно не обижайся.
С уважением отношусь к твоим саксофонным руладам , активности организатора.
Жаль , что при твоих возможностях реально не помогаешь молодежи, только бла бла.
P.S.Живется мне хорошо-:)
Всем привет в России и любовь.
Банально и предсказуемо!!! Сначала мультики, партия, потом что такое профессионал. Оказывется, я молодежи не помогаю, что ж я должен сделать , что бы ей помочь по твоему, уйти со сцены или …..
У меня в Оркестре одна молодежь играет. По стране везде даю мастер классы бесплатно, также бесплатно для всех желающих провожу мастер классы американских музыкантов Christian McBride, Jimmy Cobb, вот 30 октября будет Pat Martino у меня в центре. Подскажи , что еще нужно сделать, чтобы ты написал что нибудь хорошее. Кстати, при Гнесинке открылась Джазовая музыкальная школа, где я преподаю детям. Поступай, научу чему нибудь.
С приветом,
Игорь Бутман
Молодец Игорь!
Так держать! Со сцены не надо уходить конечно, есть еще порох в пороховнице я предполагаю.
Все известные музыканты проводят мастер классы и во многих оркестрах играет молодежь во всем мире так-:)
В чем же твоя уникальность в этом?
Я так понимаю преподавать в детской музыкальной школе как один препов не самое выдающееся действо для члена партии?
Подсказываю, что нужно сделать для российского джаза в целом и молодежи:
Не только играть для своих друганов из полит бомонда на халтурах,но и создавать системную организацию для джаза.
А это и гранды для творческих проектов, продюсерский центр джаза, помощь в создании профсоюза и тд и тп.
Но для этого надо конечно надо мыслить не через призму саксофона, а государственными мозгами, коих в данном случае не наблюдается, увы…
Сейчас , как и вся ваша прогнившая партократия, это выглядит — все себе любимому.
Наверно ты не поймешь этого- советский тип переубедить сложно-:)
Ты же собирал несколько лет назад типа круглого стола, перед тобой там как идиоты речи выступали Козловы и Кроллы и чего?
Надо будет расписать план мероприятий обращайся!
Кстати я ж писал про тебя и Левиновского тут хорошее:
Замечательные российские музыканты, сделавшие многие замечательные вещи, в том числе привоз настоящих звезд Американского джаза. За что отдельное спасибо и респект.
Удачи
С уважением Андрей
Через призму саксофона видно, что ты нищий духом и всем остальным человек.
Бесплатно никто мастер классы не проводит ,мой друг, а особенно наши коллеги с Родины Джаза. Мозги у меня вроде не плохие, судя по делам и А уж если ты такой умный, почему сам не делаешь,того ,о чем просишь меня. Муз. Школа носит имя Игоря Бутмана и со временем станет полноценной музыкально- джазовой школой и преподавать там будут настоящие джазмены.
Утопическая идея о создании организации джаза теплиться в сознании и мозгах ленивых людей , которые ждут , что для них все сделают другие, чтобы их талант потом якобы заблестал. А насчет партии мне не хами
Почему же идея утопическая?
Про партию это констатация факта , при чем здесь ты?
Я даже сочувствую обслуживающим ее, включая таких замечательных музыкантов.
Но как говаривал Махно: музыканты и проститутки нужны при любой власти-:)
Почему. Сам не делаю спрашиваешь? Ответ прост:
Во первых я давно уже не в России живу .
Во вторых чтобы там делать надо быть Артистом-:)
Хамить по моему начал ты сам.
Да уж…. Клуб имени, школа имени, оркестр имени…
Улыбнуло-:)
Анатолий Кролл и Алексей Козлов выдающиеся музыканты
Согласен. И я про то, что они говорили правильные вещи…
И вы Игорь тоже прекрасный Советско российский музыкант, как и Гаранян, Цфасман и другие.
Просто настоящий джаз он все таки не российский-:)
С этой мысли и начался наш диалог.
С уважением ко всем сподвижникам джаза
P.S. Забыл про Долину- еще одна бывшая российская певица джаза, правда как оказалось некоторые черные девушки привозимые твоим же братом , будучи абсолютно безвестными на родине, поют настоящий джаз ( конечно далеко не все). Но бизнес есть бизнес, сами понимаете. Российская публика схавает-:)
Эх, льдинка расстай!
Ничего не понимаю . Зачем же вы хотите, что бы я помогал молодежи , если джаз исскуство не российское. Вы уж определитесь пожалуйста. Конечно хочется пообщаться и поговорить с известным человеком, поучить его, да и поучать приятно. Но мысли, идеи и аргументы ваши слабые и чувствуется зависть к успеху перечисленных вами музыкантов. Вам осталось только сказать , что джаз играют только негры и все.
Ну вот и поговорили-:)
Джаз играют , не только негры это точно.
Завидовпть вам- глупо, сочувствовать пожалуй.
Молодежи и другим музыкантам помогать — хорошее дело, тем более
сейчас ее много талантливой. Самое время
ей и помочь!
Мне не хочется пообщаться с известным музыкантом-:) вы сами ко мне с вопросами обратились и вроде за советами-:)
Просто эти мысли , которые далеко не все вам скажут в России, даже играя у вас в бенде-:)
Мне кажется вы действительно не глупый чел и многое можете по черпнуть из таких разговоров, ну уж как получилось.
С уважением Андрей
В чем вы мне сочувствуете, в том , что я в силах по вашему же, помочь молодежи. Это я вам сочувствую , что вы несчастный за пределами Родины пишите одно и тоже , как попка д…к.
Сочувствую вашему менталитета совка музыканта-:)
Даже при вашей цене от 8 у. е. …
Друг мой, цена гораздо выше. Сегодня меня поздравили с ДР музыкаты Chick Corea, Herbie Hancock, Ira Gitler и президенты Путин и Клинтон.
Так что Совок это Ты, my friend. Keep practice!!!
Игорь Бутиан
Бутман
Я горжусь тобой о наш генерал!!!
Кстати с днем рожденья !
Еще больше успехов !
Не забывай про джазовых музыкантов которым можешь помочь!
Спасибо за поздравления и беседу. Постараюсь. помочь
Музыкантам, конечно !
Какая глупая перепалка!
Скажите, а кто и как организовывал вам гастроли. Мы просто сейчас тоже планируем съездить в Японию с концертами. Думаем, как это осуществить.